Нравственно оправданное потребление как фактор раз

Александров В.Г. Руководитель Этического Совета по социокультурным и экономическим проблемам Российского центра деловых переговоров, академик Петровской академии наук и искусств.

        Этичное потребление как фактор развития экономики  и общества

                Идеи управляют миром, определяют характер и вектор развития обществ, государств, цивилизаций.  Сначала через  идею формируются  представление человека, народа о прекрасном. И, таким образом,  через эстетику  определяются  особенности этики в тех или иных сообществах. То, что прекрасно, красиво, то и хорошо, а, следовательно, к этому и нужно стремиться. Стремление масс  определяет характер и структуру потребления;  порождает  энергию развития или деградации народов, государств.
Экономика отвечает за удовлетворение  соответствующего  спроса  на товары и услуги.
Политика, власть создают условия, обеспечивающие устойчивость экономики и  социальную стабильность общества.

                Работу этого принципа  показывает история взлёта и падения государств, цивилизаций, в том числе Русской. Как был разрушен СССР?  Объективных причин его гибели не было. Ибо идея построения нового общества на основе  достижения коммунистического идеала путём  перехода от стратегии «от каждого по способности, каждому по  труду», до  принципа «каждому по потребности» ,  позволяла достигать  внушительных  темпов экономического роста  и роста рождаемости. 

                Началу упадка  СССР положила смена идеологии через развенчание так называемого «культа личности», почитания человека, с которым были связаны все победы и успехи СССР в течение  почти 30 лет. К слову сказать,-  это демонстрирует несокрушимую значимость  библейского принципа «Не сотвори себе кумира».  Кумир всегда будет низвергнут со своего пьедестала и при падении разрушит и устои общества,  которое объединял.  Враги СССР это хорошо знали.  Именно после эпохи Сталина, с новой силой стали насаждать в обществе атеизм и разрушение  мелкой частной собственности : ремесленничества, артелей и кооперативов, позволяющих  проявлять творческий  и деловой потенциал  значительной части  социально активного населения.

                К концу правления И.В. Сталина (к 1953 году)  в СССР было 114 000 артелей, мастерских и предприятий самых разных направлений – от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около 2 миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР. Артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки.  Фактически  через эту сферу жизни продолжалась древнейшая производственная традиция Русской цивилизации: ведь производственные артели (общины) были важнейшей часть хозяйственного уклада  русского государства с древнейших времён.

                Артельный принцип организации труда существовал на Руси ещё при первых Рюриковичах, видимо, был и раньше. Он известен под разными названиями — ватага, братия, братчина, дружина. Суть всегда одна и та же — работа выполняется группой людей равноправных между собой, каждый из которых может поручиться за всех и все за одного, а организационные вопросы решает выбранный сходом атаман, мастер. Все члены артели выполняют свою работу, активно взаимодействуют друг с другом. Отсутствует принцип эксплуатации одного члена артели другим. То есть испокон веков преобладал общинный принцип, характерный для русского менталитета. Иногда целые селения или общины организовывали общую артель.  ( Анатолий Логвинов  http://proza.ru/2021/12/29/1277)


                Таким образом, при Сталине эта древнейшая русская ячейка общества сохраняла своё значение и занимала определённое и важное место в советской цивилизации, обеспечивала  историческую преемственность традиций, сохраняла  естественное  ядро цивилизации.  В отличие от жёстких пирамидальных структур управления при капитализме в артели структуры управления создаются и уничтожаются в зависимости от необходимости. В капиталистических предприятиях человек – это ресурс для чужой ему пирамиды управления, а в артелях пирамида управления – всего лишь инструмент для взаимодействия людей.


             Поддержка  артелей и потребкооперации была частью государственной политики, реализация которой способствовало социальной стабильности общества, ибо открывала возможность приложения сил  наиболее активным  личностям, которым было «тесно» в рамках государственного сектора.  По мере разрушения Хрущёвым этой  части  общественного организма, энергия созидания этого слоя  населения обращалась в силу его разрушения. Начали закладываться иные представления о благополучии. Сначала у верхней части партийного аппарата, управляющего страной, вылившегося в конце концов в трагедию приватизации и разрушения общенародной собственности в  90-х годах прошлого столетия.

 
                В  эпоху позднего СССР  коренным образом изменились  характер потребностей советских людей.  Социальные идеалы сменились новым представлением о «красивой жизни»  Они рождались под воздействием разрекламированного западом  общества  потребления.  Значительной части населения России было привито желание достижения западного образа жизни.  Это и привело к слому внешнего контура  Русского  государства. СССР рухнул, но духовное ядро тысячелетней  цивилизации было сохранено. А с начала  двухтысячных стало вновь  укрепляться, что и позволило России подготовиться к  процессам перехода мира в новое состояние. Ибо  потенциал  капиталистического пути  развития  оказался исчерпанным. Энергии общества потребления  иссякли, в том числе по причине разрушения природы, что поставило мир на грань экологической катастрофы.  Поэтому вопрос приведение потребностей людей  в  естественные границы , -  это вопрос выживания человечества.


                Западное население  неизбежно ждёт  снижение уровня жизни, по некоторым оценкам в 2-3 раза. Основная же часть граждан  России хоть и  не была развращена возможностью сверх потребления, но оказалась с искажённым представлением о целях жизни, базирующимся на  стремлении к сугубо материальным ценностям. Невозможность  достижения желаемого уровня  потребления, порождённого ложным взглядом на  счастье, привело  и ко многим проблемам не только социального, но и медицинского характера. Это сказалось  на демографической ситуации,  на здоровье значительного числа граждан. Провоцируемая неумеренность в потреблении, несомненно, является причиной множества заболеваний.  Сказывается она и на уровне рождаемости. Человек, воспитанный  как потребитель общественных благ, рождение детей воспринимает как угрозу достижения желаемого уровня материального благополучия.


             Личные представления о достойной жизни, закладывают основания  устремлений  людей,  причин  их  успехов и поражений. Возможность  достижения  ими поставленных целей  определяет и меру их  удовлетворения жизнью.  Личное благополучие людей  напрямую связано с  уровнем  удовлетворения  их  материальных, социальных и духовных потребностей. Также и уровень социально-экономического развития общества характеризуется тем, насколько высоко качество жизни его граждан.  Качество жизни связано с возможностью удовлетворения  ими  своих  основных потребностей, в том числе с созданием государством необходимых для этого условий.

                Одно из основных условий, обеспечивающих человеку возможность  сохранения и укрепления  его физического и душевного здоровья, как основы благополучия является воспитание в нём чувство меры, которое выражается в стремлении к нравственно оправданному  потреблению ресурсов (материальных, информационных, культурных  и пр.)  Любой ресурс  становится благом только при условии того, что его потребление не принесёт вреда здоровью потребителю.  Здесь сразу возникает две взаимосвязанные задачи. Первая, - связана с умением человека распознавать среди   предлагаемых продуктов  экономической и социальной  активности то, что ему способно принести пользу.  Вторая, - определена  тем, предоставляет ли уровень социально-экономического развития  государства возможность своим гражданам  удовлетворять те потребности, которые жизненно необходимы.  При этом,  для устойчивости  общества  в нем должны   соблюдаться принципы, обеспечивающие достижения как внутренней гармонии между гражданами и социальными слоями, так и  достижения равновесия с  окружающей природной средой,  внешними государствами и социально политическими образованиями.


                Для достижения устойчивого развития общества необходимо чтобы его экономика и социокультурная сфера были, во-первых, направлены на  создании истинных, а не суррогатных благ, а во-вторых, система воспитания и образования была нацелена на формирование стремления к нравственно ориентированному потреблению. Которое является  условием достижения  людьми жизненно важных целей  и ведения достойного образа жизни.  Своевременное воспитание у граждан чувства меры крайне важно по причине того, что именно стремление к  выходу за её  пределы, является  основной причиной возникновения проблем со здоровьем, а также  нарушения  межличностных отношений , так как провоцирует  отказ от морально - нравственных норм. Ставя  собственные интересы  выше интересов окружающих в целях расширения границ  потребления, мы неизбежно  приходим  к неразрешимым конфликтам разного уровня.


                Когда естественные  границы возможностей не позволяют получить желаемое,- это приводит  неизбежно к росту внутреннего психического напряжения, отрицательно  сказывающихся  на отношениях в семье, в трудовом коллективе.  Кроме этого,  неестественные, то есть не ограниченные мерой  потребности,   могут послужить причиной  безнравственного  поведения в обществе, включающим  обман, подкуп, подлость.   Они же приводят и к прямым правонарушениям: воровству, коррупции, производству суррогатов, захвату чужого имущества, хулиганству,  покушению на чужую жизнь.
                Переход от концепции  расширяющегося  потребления, губительно сказавшийся как на природе человека, так и на окружающей среде к  идеологии  нравственно оправданного  потребления благ, безусловно, заложит новую  основу  развития общества. Воспитывая в людях чувство меры,   как  условия сохранения физического и духовного здоровья; пробуждая стремление к ответственному поведению, возможна реальная  гуманизация экономики и социально-политических институтов общества. Ибо только стремление к соблюдение основного этического закона  «Не делай другому того, чего не желаешь себе», или «делай другому то, что желаешь себе», способно  привести и отдельного человека  к реальному преображению  своего внутреннего мира, а через это и  гармонизации  межличностных в социально-экономических отношений.

               
                В среде философов, политологов идут дискуссии  о национальной идее, которая может сплотить русских и народы России, говорят о необходимости опоры на традиционные ценности.  Думается именно  пробуждение стремления людей к  достижению внутренней гармонии, обеспечивающей  укрепление семейных и добрососедских отношений   на основе  укрепления нравственности,   и позволит стать точкой сборки общества, государства.  Позволит встать на путь сохранения народа, обретения им смысла жизни. Ибо чувство меры позволяет избегать того, что делает жизнь бессмысленной в погоне за тем, что разрушает тело и душу. Именно нравственное отношение к жизни  открывает путь к достижению личного и общественного блага. Нравственно  оправданное потребление  позволит  обеспечить достойный уровень качества жизни не только ныне существующим  жителям страны, но  привести  численность в соответствие с естественными границами.  В служении друг другу своими дарами и происходит гармонизация и межличностных отношений и  оптимизации   отношений между человеком и природой.  Утверждение принципов этического потребления  ведёт к рационализации  использования природных ресурсов,  не требует непрерывного  повышения уровня эксплуатации человека, в том числе за счёт побуждения его  к тому, что его разрушает  его личность.



Другие статьи автора по данной теме
Нравственная экономика. Совет по Этике
http://proza.ru/2023/08/11/204
Этические основания экономики, власти и управления
http://proza.ru/2023/10/03/159;https:


Рецензии
Это верно - диктат потребления дал рост экономики Запада: чем больше необходимо товаров, тем меньше безработица; а для производства большего количества продукта надо больше работать, сл-но, больше получать, чтобы больше покупать. И чаще. А для этого продукт (материальный или культурный) должен быть недолговечным.
Т.о. экономика неуклонно развивается, все бегут за потреблением - покупают, выбрасывают и снова покупают...
Есть попытка и нам свалиться в эту пропасть... убережет ли русских от этого врожденный обломовский ген?

Александр Скрыпник   05.11.2023 19:23     Заявить о нарушении