Статьи о кошках - Персидские мотивы - 4
Статьи о кошках - Персидские мотивы - 4
ПОЛОВИНА МИРА
Увидеть Исфахан – это все равно,
что увидеть половину мира
Персидская пословица
В феврале 1617 г. Пьетро и Маани прибыли в Северную Персию и, посетив по пути город Хамадан, остановились в новой столице Исфахан, где им пришлось провести год в ожидании возвращения шаха Аббаса с военной кампании. В Исфахане Маани подружилась с женами и дочерьми высшей персидской знати, благодаря чему Пьетро был принят при дворе. Узнав о том, что шах Аббас вновь собирается воевать с турками, в том же году Пьетро Делла Валле направился в военный лагерь на берегу Каспийского моря для встречи с шахом, чтобы получить разрешение шаха Аббаса для участия в военной экспедиции против турок под шахскими знамёнами и попросить о привилегиях для христиан, которые подвергались преследованиям в Оттоманской Империи, а в случае удачи Пьетро в переговорах с шахом, могли бы переехать в Персию.
Во время первой встречи с шахом Аббасом Пьетро Делла Валле был вдохновлён и удивлён тому, насколько хорошо тот знал христианскую историю и теологию, а также тому, что установление дипломатических отношений с христианскими государствами Европы играло ведущую роль во внешней политике шаха Аббаса. Так, еще в 1599 г., шах Аббас направил первую дипломатическую миссию в Западную Европу, куда его послы отправились, предварительно остановившись на зиму в Москве, где были приняты царем Борисом Фёдоровичем Годуновым (1551-1605 г.г.).
В 1618 г. Пьетро Делла Валле сопроводил шаха в Ардабиль, где находилось персидское войско, и принял участие в кровопролитной битве против турок. Маани повсюду сопровождала его. В одном из писем на родину Пьетро Делла Валле называет её «воином, который не боится вида крови и не пугается звуков стрельбы». После битвы они возвратились в Исфахан и в связи с ухудшением состояния здоровья Пьетро пробыли там три года. Одновременно Пьетро пытался осуществить свою мечту о создании христианской общины, которая бы пользовалась покровительством шаха и религиозной свободой.
В Исфахане к Пьетро и Маани присоединились её родители, благодаря чему Пьетро много общался с представителями христианских общин: несторианцами из различных этнических групп и армянами. В Исфахане в то время уже существовала большая армянская община, которая образовалась в 1604-1605 г.г. в период войн Персии с Османской Империей, когда перед отступлением персидского войска по приказу шаха Аббаса I в Персию были угнано более 250.000 армян, а крупный центр торговли шёлком-сырцом - город Джульфа, располагавшийся на реке Аракс и примерно на середине Великого шелкового пути, по приказу шаха Аббаса был полностью разрушен, чтобы жителям некуда было вернуться после захвата территории турками-османами. Взамен, для развития торговли Персии с европейскими странами, шах даровал купцам Джульфы землю в Исфахане (где была построена Новая Джульфа) и предоставил армянам свободу вероисповедания, большие кредиты и монополию в торговле с Европой шёлком-сырцом и другими восточными товарами.
При дальнейшем общении с шахом Аббасом Пьетро разочаровался, обнаружив у того поверхностные знания в науках и отсутствие стремления заботиться о христианах. Разочарование было подкреплено присутствием в Исфахане больших групп пленных грузин, пригнанных в рабство после подавления восстания в Кахетии в 1616 г., когда в различные области Ирана шах Аббас I переселил около двухсот тысяч кахетинцев. Увидев среди пленных девочку-сироту по имени Мария - дочь погибшего кахетинского офицера, Маани удочерила её.
Свидетельство о публикации №223102001477