Конфликтология. Я рекламаторщик. Часть 3
Предыдущая часть: http://proza.ru/2023/10/15/447
3. Моё мнение значения не имеет.
Казалось бы, кого слушать, как ни меня? Опытный, знающий, профессионально признанный, за годы работы собравший массу информации именно по рекламациям и почти всегда сразу понимающий, что случилось, почему случилось, и что теперь делать надо. Как поступит рекламация — я только взгляну и тут же всем расскажу, что и как.
Послушают меня? Не-а.
Если вдруг у всех такое же мнение сразу окажется, тогда послушают. Только не меня, а себя.
А если у кого мнение другое, то я со своим могу идти гулять в сад, в лес, на взморье и, вообще, куда угодно.
И, между прочим, это хоть и немного обидно, но правильно. Потому что, во-первых, "почти всегда" — это не "всегда", и, во-вторых, в подобных случаях за возможную ошибочность своего мнения какой-либо материальной или другой значимой ответственности я не несу. Вот, если ошибусь — что сделаю? "Ой, извините" скажу? И кому это "ой, извините" надо?
Поэтому, как правило, никакое сколь угодно весомое, но не подкреплённое чем-либо существенным мнение повлиять на разрешение конкретной спорной ситуации не может. Все эти популярные блогеры, проверенные мастера, опытные эксперты, неоспоримые авторитеты и даже односторонние досудебные экспертизы могут заявлять, что угодно, но в качестве аргумента все эти словеса приняты не будут. Даже если они правильные.
Люди часто пытаются придать своим словам дополнительную весомость, ссылаясь на чьи-либо мнения — увы, это не работает. (Точнее — благодарю Кандидыча за подсказку; см. в рецензиях — не всегда это работает.) И если не работает, то только усиливает градус противостояния, разжигает конфликт. Одна сторона считает, что уж с такой-то авторитетной поддержкой она обязательно должна быть услышана, другая — что это не "авторитетная поддержка", а фу-фу. И ведь у обеих сторон есть резоны считать именно так, как они считают!
Есть резоны.
Иметь своё мнение — хорошо и правильно.
Высказывать своё мнение — вполне допустимо.
Надеяться, что это мнение будет услышано и принято — наивно. А то и глупо.
Так думаю.
Продолжение: http://proza.ru/2023/10/21/1274
Свидетельство о публикации №223102000348
Раз спрашивают ваше экспертное мнение, значит оно для спрашивающих значение имеет. Весомость вашего мнения – отдельный вопрос. Иногда очень значимо, иногда нет, тут много факторов.
Если обращается за советом один человек, значит тот, скорее всего ищет «лёгких» путей, не хочет копаться, хочет получить наиболее вероятно правильный способ решения. Ведь вы, как опытный эксперт, имеете у себя в памяти статистику и владеете наиболее вероятными способами решения, и они ценны и значимы.
Либо хочет от вас получить направление, куда ему стоит копать. Это направление – тоже весьма значимо.
Ответственность на вас возложит только глупый человек, ну да и хрен с ним и с «ответственностью», после которой вы максимум потеряете расположение глупца. Тем более, что вы как умный человек делаете в конце присказку: «Так думаю», или «Это моё частное мнение, которое может оказаться ошибочным». Я тут вообще не парюсь.
Особый случай, когда к вам подходят двое спорящих между собой людей. Тут добавляется драматический или политический, а то первое и второе, аспекты. Один из оппонентов униженный, загнобленный, смотрит на вас глазами, полными надежды, что сейчас вы примите его сторону. Второй, сучок, смотрит на вас двоих, уверенный в своей правоте и ждет от вас только окончательного вердикта в своей правоте. В такие ситуации, мне больше, чем высказать правду, хочется обломать второго. Что часто и делаю и совесть потом чиста).
Или у меня часто бывает, директор вызовет меня, чтобы обсудить высказывания (обычно претензии) какого-либо «офигевшего» сотрудника. Мол, ты как считаешь? И тут политика, выбор или расположения директора и корпоративных плюшек, или истины. То есть, защитить «офигевшего» и попасть самому под «колпак».
Пожалуй, лично я, действительно объективно могу рассудить двух спорящих, если это два инопланетянина, к которым у меня одинаково ровное отношение. Тогда буду рассуждать максимально математически. Кстати, часто именно так, становясь только самому "инопланетянином", я пытаюсь иногда размышлять о текущей войне. Иногда получается.
По авторитетам. Тоже не однозначно. Когда некто говорит: «Само Святое Писание за меня!» или «Сам Лев Толстой рассуждал также как и я», всё зависит от того, что оппонент по этим источникам считает. Иногда они для него авторитетны, иногда нет. Поэтому иногда полезет туда искать подтверждение словам оппонента или скажет, что «они такие же идиоты, как и ты, нашел кого приводить!». Сколько споров, столько и ситуаций. Уж я то, тут, можно сказать, поднаторел на дискуссах на ПрозаРу.
Итого:
//Надеяться, что это мнение будет услышано и принято — наивно. А то и глупо.// Не наивно и совершенно не глупо.
П.С. Совершенно не исключаю, что я вас просто не понял и посмотрел на вопрос под своим субъективным углом.
Максим Катеринич 30.07.2024 11:37 Заявить о нарушении
Но в любом случае, вы же знаете, я совершенно не возражаю и даже радуюсь, когда со мной не соглашаются. Это позволяет/заставляет тщательнее подбирать слова и лучше продумывать ответы.
Здесь я бы начал с того, что "установить истину" и "завершить конфликт" — далеко не одно и то же. Можно сто раз быть правым, но, не имея возможности это доказать, продолжать оставаться в конфликте. Причём доказательство (или решение уполномоченного на то человека или инстанции) обязательно должно иметь силу для обеих сторон конфликта. Если оно весомо только для одной из сторон — это ни о чём.
Если я могу привести доказательство столь же очевидное, как дважды два четыре, то — да, наверное, послушают.
Если сразу обе стороны сами ко мне обратились (выбрали меня, так сказать, третейским судьёй) — да, наверное, послушают.
Во всех остальных случаях — как захотят.
Т.е., высказывание моего мнения не гарантирует завершения конфликта. А раз не гарантирует — значит, и не нужно. В конфликтах, по моему мнению, "лишние" слова только вредят.
Далее. Не париться по поводу ответственности, это, конечно, заманчиво. Но когда речь идёт о довольно крупных суммах и одной из сторон выступает кто-нибудь довольно сильный и могущественный... Ну, нафиг! Сейчас, конечно, времена другие, но раньше, бывало, меня за неуступчивость неоднократно закопать собирались. И ведь могли.
Что же до личной приязни или неприязни к одной из сторон, тут — да. Все мы люди, все мы человеки. Единственное, что могу — по мере сил удерживать себя от эмоционально окрашенных решений. И помнить: я тут, блин, не правду устанавливаю, не "офигевших" обламываю, а просто по мере сил способствую нормальному бизнесу.
Павел Лобатовкин 30.07.2024 12:13 Заявить о нарушении
Вряд ли вы обошли стороной эту историю. Какими принципами конфликтологии руководствовался Соломон? 3 Царств 3:16-27
16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живём в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди;
21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мёртвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мёртвый. А та говорила ей: нет, твой сын мёртвый, а мой живой. И говорили они так пред царём.
23 И сказал царь: эта говорит: «мой сын живой, а твой сын мёртвый»; а та говорит: «нет, твой сын мёртвый, а мой сын живой».
24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.
Максим Катеринич 30.07.2024 17:49 Заявить о нарушении
История, конечно, впечатляющая, и людям она, как говорится, зашла, раз её веками читают, помнят и на неё ссылаются, но...
А если бы вторая женщина оказалась чуть более смышлёной и вместо тупого "убивайте" тоже сказала "не убивайте его, отдайте той, пусть живёт" — тогда что? Как был тупик "слово против слова", так и остался бы.
Павел Лобатовкин 30.07.2024 17:58 Заявить о нарушении
Павел Лобатовкин 30.07.2024 18:04 Заявить о нарушении
Павел Лобатовкин 30.07.2024 18:07 Заявить о нарушении
Вначале, с сожалением констатировал, что вы правы. Что в наше непростое время, такая история уже бы не прокатила. Хотя, на счет, "не удивишь" вы не правы. Мы были бы крайне удивлены, вообще бы не поняли, если бы В. Путин решил бы таким образом решить спорный вопрос. Хотя, в Европе, может бы и не удивились.
А вот царь Соломон вполне мог в своё время так поступить. Вот Ирод, вообще 2000 младенцев истребил и ни чё. Я даже подумал, что Соломон тогда даже, возможно, не блефовал. Ведь, теоретически могли обе "тупануть", сказать: "Ну да, справедливо, половиньте младенца", и пришлось бы царю действовать до конца. Хотя кто знает, может подобное с царями и было, просто таким историям, скорее всего не дают записаться в летописях, поскольку тупость банальная.
Но я задумался еще о форме этого спора и его разрешения. Можно ли ей придумать или вспомнить аналог из нашего времени? Ну и чтобы история была не такая кровавая и вполне адекватная. Вначале, ничего в голову не приходило, кроме дичи. А потом, знаете вспомнил парочку реальных историй подходящих под эту схему, и несколько сам придумал. Так что бывает, еще как.
Подумайте, как-нибудь, особенно над главным компонентом, из-за чего такие истории возможны. Может даже самому забавно станет).
Максим Катеринич 30.07.2024 22:00 Заявить о нарушении
Люблю, наверное, вспоминать случаи, когда удалось чему-нибудь новому научиться.
Проблемные заказчики, поддерживаемые дружественным им технадзором, предъявляют бредовые претензии к совершенно нормальным изделиям. Причём если их пожелания учесть и в соответствии с ними изделия "исправить", то реально хуже будет. Мои доводы и ссылки на ГОСТы не воспринимаются никак.
Иду к тогдашнему моему шефу, докладываю, эмоции не сдерживаю, возмущаюсь, одну за другой перечисляю проблемы, которые непременно возникнут, если пожелания заказчиков удовлетворить...
Словом, психую.
Шеф даёт наставление:
- успокоиться и записать всё сказанное на бумаге — вежливо, грамотно и доступно для понимания;
— снова поехать на объект и объявить заказчикам, что мы согласны за свой счёт полностью переделать изделия с учётом всех их пожеланий, но! — только после того, как они официально возьмут на себя все связанные с этой переделкой риски дальнейшей эксплуатации, перечисленные в той самой написанной мной бумаге; мол, если хотите, мы переделаем, нам не жалко, не обеднеем, поди, но нести ответственность за ту ерунду, которая в результате переделки по нашему мнению получится, не собираемся;
— приезжаю, объявляю, бумагу показываю...
— ээээ..., мммм..., а по времени сколько переделка займёт?.., ээээ..., время терять не хочется..., знаете, да оно и так вроде ничего... давайте оставим, как есть, что ли... но если что случится, мы вам устроим, мы вам устроим!..
Всё. Вопрос закрыт.
Павел Лобатовкин 31.07.2024 02:46 Заявить о нарушении
В случае с Соломоном одна из сторон сознательно и нагло врёт, меня же больше интересуют случаи, когда имеют место более-менее искренние заблуждения. Потому что сознательное враньё со стороны клиента — это уже ближе к потребительскому экстремизму. Т.е., совсем другая история, другие методы, другие люди. И я не чувствую себя таким уж большим специалистом в этой области. Там, скорее, юристы могут помочь (да и то — если смогут), но уж никак не я, технарь.
Вот, например, история — на обучающем семинаре нам рассказывали:
В фирму, торгующую, скажем, очень дорогими кухнями со встроенной техникой, приходит приятный, импозантный мужчина и делает солидный заказ. В процессе согласования заказа прекрасно общается с менеджером и другими сотрудниками фирмы, оставляет о себе исключительно положительное впечатление. Платит точно и вовремя. Всё — просто расчудесно.
Незадолго до установленной даты монтажа заказчик звонит менеджеру и вежливо интересуется, как там со сроками. Поясняет, что эта кухня — его подарок жене к юбилею свадьбы. А его самого в эти дни не будет, он в командировке, вот и волнуется немного. Менеджер подтверждает, что всё хорошо, всё по плану, всё будет в срок.
В назначенный день монтажники приступают к работе. Дома — только жена заказчика. В какой-то момент она удивляется, а что это такая-то дверца в эту сторону открывается, а не в другую? И почему мойка от плиты справа, а не слева. Монтажники ссылаются на согласованные чертежи. Жена расстраивается — мол, снова муж забыл, что она левша... А нельзя ли дверцу по-другому навесить и мойку с плитой местами поменять?
Монтажники созваниваются с менеджером. Объясняют ситуацию и говорят, что если вот тут аккуратненько подпилить, там —подрезать, а здесь — подточить и потом подкрасить, то, в принципе, всё получится, как хозяйка хочет. Менеджер, учитывая все предыдущие события и испытывая искренне доброе отношение к супружеской паре заказчиков, даёт добро.
У монтажников всё получается. Хозяйка счастлива, пишет благодарственное письмо на фирму, тепло прощается с монтажниками.
Дальше надо рассказывать?
Через какое-то время в офисе фирмы появляется теперь уже не сильно приятный и совершенно неуступчивый заказчик, который требует полного возврата средств на основании очевидного несоответствия товара согласованным чертежам. По всем формальным законам он абсолютно прав. По жизни — сволочь.
ИМХО!
Павел Лобатовкин 31.07.2024 05:18 Заявить о нарушении
А вообще, здорово, что вы, действительно, по-настоящему, любите свою работу (такое складывается впечатление). Тот кто любит свою работу, готов написать по ней целую повесть, или сборник увлекательных рассказов.
Подчеркну, именно про Работу, а не про корпоративы, посиделки с алкоголем после работы или интриги в курилке. Многие уверены, что это про работу. Но это в основном те (а их, наверное, большинство), кто не любит свою работу.
А работать на любимой работе - это один из компонентов счастья, как-минимум.
Как тот же Соломон писал: Екл 3:22
"Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?"
Максим Катеринич 31.07.2024 07:14 Заявить о нарушении
Евгений Борисович Федоренко 31.07.2024 21:43 Заявить о нарушении