Золотая эпоха БДТ. Валерий Ивченко
Санкт - Петербург 2010 год
Я припарковал автомобиль на стоянке супермаркета ОБИ на Пулковском шоссе. Лариса отправилась в магазин; -ее интересовали хвойники - можжевельник, туи, которые мы намеревались сажать на даче, а я остался в машине, чтобы дослушать концовку передачи известной радиостанции. Рядом прогрохотала нагруженная магазинная тележка, которую вез мужчина, сопровождаемый спутницей. Они остановились у Форда -фокус, пискнула сигнализация, открылся багажник. Я посмотрел в их сторону и сразу узнал мужчину-Валерий Ивченко, БДТ, народный артист, а незамутненная пока память тут же выдала три увиденных спектакля с его участием -Смерть Тарелкина, На всякого мудреца довольно простоты, На дне...
Очевидцы рассказывают, что когда Георгий Александрович Товстоногов во время летнего отпуска увидел его на сцене киевского театра Ивана Франко в спектакле Дядя Ваня, то воскликнул: - Я без этого артиста в Ленинград не вернусь!
Ивченко был приглашен Товстоноговым в 1983 году на роль Глумова, однако, пока шли репетиции и определялся состав. А Смерть Тарелкина готовилась долго, можно сказать мучительно. На роль Тарелкина был назначен Евгений Лебедев, но что-то не получалось, не складывалось. Незадолго до премьеры Георгий Александрович неожиданно ввел на главную роль Ивченко - взлет был необыкновенным! Премьера спектакля стала громким событием в театральной жизни не только города, но и страны.
Чудом достав билеты на спектакль, /а когда это было легко?/ я удивлялся происходящему на сцене. Актеры, зарекомендовавшие себя как блестящие мастера классических постановок драматического театра, выдали изумительную музыкальную трактовку произведения Сухово-Кобылина. В этом проявился талант Георгия Александровича Товстоногова - освоить необычную форму подачи спектакля, предложенную ленинградским композитором Александром Колкером. Зрители увидели оперу-фарс, особый жанр, непривычный для драматического театра.
B этом спектакле Ивченко сыграл уверенно и точно роль мерзкого существа, проползающего, пробирающегося все выше по карьерной лестнице к желанной цели, не пренебрегая и не останавливаясь ни перед чем. Появляясь униженным в самом начале, эта личность к финалу торжествует победу, демонстрируя природу человеческой низости и подлости. Удивительный, шикарный эксперимент режиссера и труппы театра!
В "Мудреце" Ивченко сыграл Егора Глумова - человека дьявольски расчетливого, демонически ледяного, управляющего хороводом персонажей, сыгранных звездами БДТ. Он гармонично выглядел в компании с Лебедевым, Cтржельчиком, Басилашвили, Трофимовым, Людмилой Макаровой, Поповой, Ковель. Позднее я смотрел этот спектакль, поставленный в московских театрах, где в роли Глумова отметились Безруков и Раков-безусловно талантливые артисты. Нет! Постановка Георгия Александровича с Ивченко в главной роли мне понравилась больше.
А классический спектакль На дне, премьера которого состоялась в декабре 1987 года! Практически завершающий творческую карьеру уже больного великого режиссера! Болезнь наложила отпечаток на постановку, после которой меня не покидало чувство безнадеги. Это был взгляд на произведение Горького, не соответствующий нынешней эпохе, где люди жили надеждой на перемены к лучшему. Но именно таков был взгляд режиссера, жившего в эпоху сталинизма, оттепели и застоя. Cпектакль получился тяжелый для просмотра зрителями, поэтому и просуществовал недолго. Но это мое субъективное мнение, на котором я не настаиваю. К игре Ивченко в роли Сатина претензий быть не может. Диалоги с Лукой, его играл Евгений Лебедев, монологи, Сатин-Ивченко ведет вдохновенно, c нарастающей в нужных местах экспрессией. Речь яркая, а фраза "Человек-это звучит гордо!" - апофеоз спектакля, выражена блестяще артистом и встречает аплодисменты взволнованных зрителей. Ивченко бросает свои монологи в зал, заставляя зрителей задуматься и размышлять о жизни. Думаю, таким Сатина и хотел видеть Горький.
После ухода из жизни великого Мастера режиссуры, я долго не ходил в театр. Но "Квартет" в постановке Пинигина все-таки посмотрел. К тому времени одного из корифеев БДТ -Кирилла Лаврова, покинувшего этот мир, заменил в спектакле, ставший за прошедшее время корифеем Валерий Ивченко. Из скучной и грустной пьесы "первачи БДТ" - Фрейндлих, Шарко, Басилашвили и "примкнувший" к ним Ивченко сотворили бенефис выдающихся артистов. И сюжет этой постановки английского автора, похоже, зрителя не очень-то и волновал. Важным было присутствие на сцене великих и неподражаемых актеров. Четыре знаменитости играли четырех знаменитостей и не было необходимости искать сюжетную линию, которая все-таки была, - это история состарившихся, никому сегодня не нужных пожилых артистов. Не нужных ни театру, ни детям и внукам. Они полумаразматичны и живут воспоминаниями. Ивченко в роли Реджинальда Пэджета органичен и великолепен. А благодарные зрители смогли вернуть ощущения того, старого, товстоноговского БДТ.
Артист подвез тележку с коробками кафеля и начал перегружать их в багажник. Я вышел из машины с вопросом: - Разрешите помочь, Валерий Михайлович?
- Нет, нет! Что вы! Я сам...!
Через несколько минут погрузка закончилась. Женщина села за руль, запустила двигатель и серого цвета Форд медленно выехал со стоянки. А я подумал, что актеры - они ведь выдающиеся лишь на сцене, преображаются на ней, вызывая разного рода эмоции зрителей: - радость и гнев, смех и слезы. Но в жизни это обычные люди, которые поглощены теми же заботами и проблемами как и мы, рядовые обыватели. Они воспитывают детей, водят автомобили, делают ремонт в собственных квартирах. Но лучших из них мы любим и уважаем за то, что они обладают великим даром посланным свыше - даром перевоплощения!
Здоровья и удачи Вам во всем, уважаемый Валерий Михайлович!
Ивченко В.М. - Народный артист Украинской ССР 1980 год
- Народный артист России 1994 год
- Лауреат Государственной премии СССР 1980 год
Родился в городе Купянске, Харьковская область в ноябре 1939 года
Умер 2 марта 2024 года
Свидетельство о публикации №223102100337
И со мной произошла почти такая же случайная встреча. Однажды поздним вечером я возвращался домой и ждал автобуса на Суворовской площади. Вдруг у памятника Суворову остановился белый мерседес. Из салона на асфальт вынесли мужчину. Он был неподвижен. Около него заламывала руки худая женщина. В мужчине я узнал Георгия Александровича Товстоногова. Я хотел подойти и предложить свою помощь, но постеснялся. Чем я мог помочь великому режиссёру?
Дома я рассказал жене об этой удивительной и скорбной встрече. Супруга восприняла это известие с большой печалью. А на следующий день пришло сообщение о смерти великого человека. Прошло много лет, но у меня и сейчас перед глазами его лицо.
Статья понравилась. Спасибо за память и сообщение. Всего хорошего.
Евгений Радомысельский 28.10.2023 16:38 Заявить о нарушении
Виктор Кутуркин 28.10.2023 18:20 Заявить о нарушении