Варадеро Куба - Гусик

Варадеро, Куба - Гусик
*********************

Часть первая
**********

Варадеро. Гостиница "всё включено." Народ томится на лежаках у плавательного бассейна, кто-то жарится на пляже. В океане купающихся мало, в основном туда идут "по нужде".

Территория компактная: одно здание, за ним прогулочная зона, в основном состоящая из большого декоративного бассейна со множеством маленьких рыбок.

Декоративный бассейн не круглый и не квадратный, а сделан  виде рукавов и протоков, через которые перекинуты два мостика, которые ведут дальше - к плавательному бассейну, джакузи и барам, ну и затем небольшой проход к берегу океана.

Столовая ответвляется от здания гостиницы, из неё видны зелёные лужайки с кустами и деревьями, на втором этаже здания расположен ещё один бар с большим балконом - террасой, где стоят столики и до поздна играет музыка.

Пляжи в Варадеро одни из лучших в мире. Вход в воду пологий. Долго можно идти "по колено". Я один раз шла, шла и сама себя в шутку спросила: "А до Флориды далеко?" Дно песчаное, вода голубая, прозрачная, временами сильно солёная. Водорослей в воде нет. Но я стараюсь далеко от берега не отходить. Боюсь акул. Хотя их здесь давно никто не видел.

Жарко, ленностно, скучно. Народ "веселится" от того момента, когда разрешается подавать спиртное, и вплоть до рассвета. Мне, в общем-то, делать нечего, я не умею отдыхать. 15 минут на лежаке для меня превращаются в пытку, мне нужно действие и движение.

Среди отдыхающих моё внимание привлекла пожилая пара из Германии. Им, наверное, уже лет за семьдесят, но выглядят они хорошо, ухоженно, интеллигентно и сохранили тёплые и слегка амурные отношения, что, собственно, и привлекло моё внимание. Хорошо, что такое бывает.

Гостиница расположена далеко от самого города Варадеро. Все современные многозвёздочные гостиницы строятся вдалеке от города, так как в городе всё уже давно застроено. То есть за дверями гостиницы пусто. Узкая коса Варадеро - это полоска суши, рассекаемая шоссейной дорогой, а по краям вода. Со стороны гостиниц виды красивые, а с другой строны всё мрачно и как-то мёртво.

В город можно доехать на автобусе, но никто не знает расписания, ждать приходится долго, от жары укрыться негде, то есть желания воспользоваться автобусом нет. А ещё можно доехать на такси или на гужевом транспорте - повозке запряжённой лошадью.

Такси разные - начиная от простых современных жёлтых с шашачками машин и жёлтых трёхколёсных мопедов с яцеобразным корпусом и до огромных трофейных американских легковушек из пятидесятых годов, раскрашенных в яркие цвета: розовые, салатовые, и другие для привлечения внимания клиентов.

Движение на единственной шоссейной дороге идущей через всё косу, довольно спокойное. Транспорт ездит по дороге редко. Ценники весомые.

То есть для развлечений и времяпрепровождения для меня остаются океан, бары и ресторан и территория гостиницы.

В океане я бултыхаюсь два раза в день, минут по сорок каждый раз, на лежаках я не лежу, в бары наведываюсь редко, ну а завтрак, обед и ужин посещаю.

Вечером в гостинице предлагаются развлекательные мероприятия - выступления кубинских артистов, в основном, танцы и акробатические номера. К кубинцам я отношусь с уважением, и смотреть на то, как местные, как мне кажется, зачастую голодные артисты, развлекают иностранцев, мне грустно, и я редко хожу на подобные концерты.

Как-то, стоя на мостике, я обратила внимание на довольно большую дикую птицу, которая со скоростью торпеды гоняла по корридорам декоративного бассейна за рыбками или пощипывала водоросли. Я стала наблюдать за птицей каждый день.

Птица вела себя спокойно, самодостаточно. Днём в основном она плавала в бассейне, а иногда она взлетала на декоротивное дерево, стоящее на островке посередине бассейна, и сидела на самой верхушке дерева с широко раскинутыми крыльями, чтобы просушить перья.

От птицы исходило какое-то внутреннее спокойствие, гордость, благородство и независимость. Меня букавально приковало к этой птице. Я следовала за ней и делала множество фотографий. Мне хотелось у неё чему-нибудь научиться.

Спускалась ночь. Птица засыпала на берегу, и мне становилось скучно.

Я решила пойти в бар на второй этаж гостиницы. Я спустилась из своего номера на лифте на второй этаж, прошла мимо стойки бара и вышла на веранду. На веранде было много людей. Я сделала круг в поисках свободного столика, и не обнаружив свободных мест, пошла на выход.

Но тут мне показалось, что кто-то меня окликнул. Я оглянулась. Пара из Германии махала мне из-за столика, явно прося меня приблизиться. Я подошла к ним. Они мне предложили сесть за их столик.

"Все столики заняты. Садитесь с нами,"- обратилась ко мне пожилая немка. "Вы, наверное, что-нибудь преподаёте или Вы медик?" - поинтересовалась она.

Я улыбнулась и сказала, что ни то и не другое.

"Но мы предположили, что в любом случае, наверное, что-то связанное с наукой?" - спросила немка. Я опять улыбнулась, и не стала спорить.

Тем временем мимо столика прошла девушка, и немец проводил её взглядом. Затем он слегка повернулся к немке и сказал: "Looking, looking". И засмеялся.

Я спросила, как давно они женаты.

"А мы не женаты," - ответила мне немка. "Он женат," - добавила она, "а  встречаемся мы уже почти тридцать лет".

"Ну вот, опять я не угадала. Опять жизнь меня перехитрила," - подумала я.

"Да, мы уже давно вместе," - поддакнул немец.

Подошла официантка, и я поросила её принести мне чашку кофе.

Мы сидели с немцами и немного общались, но это было не обязательно. Просто спокойно сидеть за одним столиком с ненавязчивыми, приятными людьмы было достаточно.

Немец переодически говорил своё "looking, looking", чем несколько раздражал немку. Возможно, он это делал специально, чтобы вызвать у неё ревность.

В конце концов официантка принесла мой кофе, и я стала неспешно отпивать его из чашечки маленькими глотками. Посидев с немцами ещё минут пятнадцать, я поблагодарила их за компанию и за предоставленное мне место за их столиком, попрощалась и покинула бар.


Часть вторая
***********

Вернувшись из Варадеро, я первым делом разыскала в Google приличный орнитологический музей и отправила им фотографии гусика с вопросом определения вида птицы.

Ответ мне пришёл довольно быстро. Какой-то учёный муж мне ответил, что Гусик - это "баклан вислоухий" и что птица встречается в природе довольно часто.

"Ну и фантазия у биологов-орнитологов," - подумала я, "назвать такую замечательную красивую прицу "баклан вислоухий". Другого названия не нашлось?"

Я полезла в "Википедию" и выяснила, что в период миграции бакланы вислоухие летят в Канаду, где разрешено их отстреливать, так как они съедают много рыбы в водных резервуарах Канады.

"И Канада ещё тоже...," - расстроилась я.

Я посмотрела на фотографию гусика, и попросила его не лететь в Канаду. В гостинице на Кубе полно рыбы, незачем ему в Канаду лететь, а я сама скоро вернусь в Варадеро и проверю, как он там.

В Варадеро я вернулась через четыре-пять месяцев. Конечно я поехала в ту же самую гостиницу.

Бросив чемоданы в номере, я сразу побежала к бассейну искать гусика. Сначала я его не заметила, но потом увидела его сидящим в тени небольшого кустика. Я хотела с ним поздороваться, но тут он приподнялся и пошёл к воде. Я увидела, что у него повреждено правое крыло. Крыло было повреждено в сгибе и внешняя часть крыла волочилась по земле.

У меня сразу упало настроение, отдых полетел в тартарары.

Я поплелась в гостиницу. Надо было решать, что делать. Я поднялась к себе в номер, переоделась в лёгкую летнюю одежду и решительно пошла к стойке администрации.

"Добрый день! Я по поводу птицы в саду гостиницы. Вы видели что у неё крыло сломано?" - обратилась я к администратору.

Администратор со мной поздоровалась.

"Пожалуйста, найдите номер телефона ветеринарной клиники. Нужно отвезти птицу к ветеринару, наложить гипс на крыло," - продолжила я.

"Я не знаю номера телефона ветеринарной клиники", - ответила администратор. "У нас в гостинице нет ветеринаров."

"Найдите телефонную книгу, спросите у кого-нибудь," - попросила я.

Администратор стала кому-то звонить.

"В Варадеро нет ветеринарных клиник," - положив трубку, сказала мне она .

"Позвоните руководству гостиницы, скажите, что нужно решить вопрос с ветеринаром. Я заплачу" - попросила я.

Администратор опять куда-то позвонила и передала мне трубку.

"Мадам", - услышала я чей-то голос. "Это дикая птица, она не относится к нашей гостинице, она просто откуда-то к нам прилетела. Мы не имеем к ней никакого отношения. Ватеринар в Варадеро не приедет, так как для въезда в Варадеро нужен специальный пропуск, а у ветеринара его нет. Ближайшая ветеринарная клиника находится в Карденасе. Но дикую птицу никто лечить в ветеринарной клинике не будет. Дикими животнами занимается Министгерствпо охраны дикой природы."

"Хорошо," - ответила я. "Птица выбрала Вашу гостиницу, она находится у вас. Звоните в Министерство охраны дикой природы. Пусть приезжают и везут птицу к ветеринару."

"Мадам," - Вы можете сами позвонить в Министерство.

"Я не говорю по-испански. Звоните Вы".

"Хорошо, Мадам. Но сегодня пятница, уже поздно. Мы позвоним в понедельник."

Рано утром в понедельник я опять связалась с руководством гостиницы. Мы совместно стали звонить в Министерство охраны дикой природы.

"Хорошо," - ответил кто-то из Министерства, "мы сможем приехать, но птицу нужно поймать. Вы сможете её поймать?" - спросил человек из Министерства.

"Я?"- опешила я. "А у Вас нет снотворного в спрее, чтобы попшикать, и птица уснёт?" - поинтересовалась я.

"Нет, такого у нас нет," - ответил мне голос.

"Хорошо," - немного замявшись сказала я. "Приезжайте, я поймаю птицу".

"Приедем завтра, около десяти утра", - сказал голос из Министерства.

Я вышла из гостиницы, пошла по дорожке и стала думать, как ловить гусика. Мой взгляд упал на молодого, невысокого, спортивного телосложения садовника. Я вспомнила, что мне кто-то говорил, что он ночью отлавливает и убивает диких кошек в саду гостиницы.

Я попросила какого-то сотрудника гостиницы помочь мне с переводом. Мы подошли к садовнику.

"Знаешь птицу со сломанным крылом?" - спросила я.

"Да," - ответил он. "Мы все её очень любим. Жалко птицу."

"Я хочу отвезти её к ветеринару, чтобы вылечить крыло. Завтра, около десяти часов утра, приедут люди из Министерства охраны дикой природы, и мы поедем к ветеринару, но птицу нужно будет поймать. Поможешь?" - спросила я.

"Поймаю," - ответил садовник.

Вечером я увидела гусика недалеко от мостика через бассейн. Я облокотилась на перила мостика и стала на него смотреть. Птица подошла поближе, подняла голову и из её зелёных глаз высветились два ярких зелёных луча, похожих на лазеры, и впились мне прямо в глаза. Птица как будто считывала информацию и проверяла, довериться мне или нет. Затем она поковыляла прочь.


Часть третья
***********

На следующее утро из Министерства охраны дикой природы прибыла делегация в составе трёх человек: молоденькая, невысокая, симпатичная девушка в джинсах и кофточке и в накинутом сверху белом медицинском халате и двое мужчин. Я их встретила у входа в гостиницу, и мы пошли искать гусика.

Гусик ходил по лужайке. Садовник работал неподалёку. Вокруг нас стала собираться толпа зевак и сочувствующих.

Я позвала садовника, и мы договорились о тактике отлова гусика - я обхожу гусика сзади, а он старается поймать его спереди.

Я зашла на лужайку и встала сзади гусика. Садовник преградил дорогу гусику спереди. Гусик практически не сопротивлялся, и садовник быстро его схватил. Он передал гусика девушке в белом халате. Девушка взяла гусика, и мы с ней пошли договариваться о поездке с таксистами.

Мы с девушкой сидели на заданем сидении такси. Гусик смирно сидел на коленях у девушки и не выказывал никакого беспокойства.

Девушка оказалась старше, чем я думала. Ей было 26 лет, она была замужем и у неё было двое детей.

Такси выехало из Варадеро и мы поехали в город Карденас, который находился неподалёку.

Пустые бедные узкие улицы, невысокие домишки. Такси остановилось около ветеринарной клиники. Мы сказали таксисту подождать, чтобы отвезти нас назад в Варадеро, и вышли из машины.

Ветеринарная клиника была пуста. Ни пациентов, ни каких-нибудь предметов, напоминающих о лечении животных.

К нам вышел ветеринар - смуглокожий мужчина лет сорока, довольно крупный. Мы с ним поздоравались и показали гусика.

Ветеринар кого-то позвал. В комнате появился его ассистент - молоденький худой парнишка с голубыми глазами и белокурыми волосами. Он попыталсй немного поговорить со мной по-русски. Говорить ему было трудно, словарный запас русского языка у него был весьма скромный. Парень рассказал, что его мать русская. Она вышла замуж за кубинца, и они живут на Кубе.

Ветеринар стал рассматривать крыло гусика.

"Надо ампутировать," - сказал он. "Такие травмы крыла у птиц встречаются часто," - продолжил ветеринар. "Как только кровь перестаёт поступать в повреждённую часть крыла, у птицы начинается гангрена, и она погибает".

Я пощупала сломанное крыло. Оно было тёплым.

"Крыло тёплое," - сказала я врачу. "Может быть можно наложить гипс, привязать какую-нибудь палку, чтобы дать возможность крылу срастись?" - пыталась найти способ спасти крыло я.

"Нет," - ответил врач. Ничего нельзя сделать. Только можно ампутировать внешнюю часть крыла до сгиба.

“Я приехала сюда для того, чтобы вылечить крыло, а не для того, чтобы его отрезать. Что же делать?” - стала думать я.

Я начала прокручивать ситуацию в голове с разных сторон: "Я уеду через шесть дней, кроме меня птицей больше никто заниматься не будет. Ну как она без половины крыла? Это гордая красивая птица, как она будет жить с ампутированным крылом? А если не ампутировать начнётся гангрена. А вдруг не начнётся? Но крыло, в любом случае не срастётся или срастётся так, что она всё равно летать не сможет. Или сможет? По крайней мере в Канаду не полетит. В гостинице полно рыбы, будет ловить рыбы в бассейне...."

"Ну что, ампутируем или нет?" - прервал мои размышления голос ветеринара.

Кубинцы смотрели на меня и ждали, что я скажу. Птица сидела тихо, и ждала, что будет дальше, надеясь на помощь.

Надо было принимать решение, к которому я не была готова, и которое мне было противно. От моего решения зависела дальнейшая судьба и жизнь птицы, но она ничего не знала про то, что без ампутации начнётся гангрена. Она ждала помощи с крылом, а не ампутации.

"Что Вы решили?" - опять спросил хирург.

"Ампутируйте!" - сказала я, нагрузив на свою душу это "плохое" решение.

Я не помню операцию в деталях, хотя я смотрела на все манипуляции от начала и до конца. Очевидно, память,выборочно отключила эти картины. Помню только, что ветеринар принёс какой-то инстумент, возможно пилу или большой нож, промыл инструмент и крыло в месте ампутации каким-то раствором, помню холодный металлический стол, на котором лежал гусик, и, помню, что после операции ветеринар наложил несколько швов.

После операции врач сказал, что птице надо три дня колоть пенициллин.

"Как колоть пенециллин?" - ужаснулась я. А кто и как будет ей колоть пеницилин, и где мы его возьмём?

"Я не могу выписать рецепт и, к сожалению, больше ничем не могу помочь,” - сказал врач.

Девушка взяла птицу и сказала мне: "Идёмте."

Я остяалась вдвоём с ветеринаром. Я смотрела на этого врача, у корого не было ни лекарств, ни оборудования, я смотрела на холодный металлический стол и на пустоту вокруг.

Я протянула врачу немного денег, чтобы отблагодарить его за объяснения и за помощь.

Он испуганно отступил.

Я не знала, как себя вести. С одной стороны, врач проделал работу и его надо  было отблагодарить, а с другой стороны, приучать к "чёрному" налу плохо. С этого и Союз начал разваливаться, а Куба - это остров, где люди живут немного по-советски, они мне ближе по социальному поведению, чем западники, да и Россия сильно изменилась.

Не понимая толком, что же правльно - заплатить или нет, я всё же сунула ошарашенному доктору в руку немного долларов и вышла из ветеринарной клиники.

Я села в такси, и мы поехали в Варадеро.

Девушка сказала, что пенициллин на Кубе в дефиците, и надо поехать к её знакомой медсестре, чтобы та помогла купить пенициллин.

"А кто уколы птице делать будет?" - спросила я.

"Я буду," - ответила девушка. "Я возьму птицу на несколько дней к себе домой и буду ей делать уколы."


Часть четвёртая. Окончание
**************************
Девушка попросила таксиста подъехать к дому её знакомой медсестры. Мы вышли из машины и зашли в подъезд. В квартире медсестры было бедно, на балконе сохло постиранное бельё. Гусик смирно сидел на руках у девушки.

Я не понимала слов, но было ясно, что девушки быстро договорились, и мы поспешили вниз. Выйдя из подъезда, мы направились к такси, и медсестра что-то сказала водителю. Такси подъехало к аптеке.

Около аптеки стояла скучающая очередь, видно люди стояли давно, и ситуация выглядела плохо. Мне передали гусика, и девушки пошли к аптеке.

Вернулись они довольно быстро, радостно улыбаясь. Пенициллин и шприц были получены.

Девушки распрощались, и мы поехали в гостиницу.

Девушка из Министерства сказала  мне, что через три дня привезёт гусика в гостинцу. Я расплатилась с таксистом, и он повёз девушку с гусиком к ней домой.

Я вошла в гостиницу. Надо сказать, что обслуживающий персонал гостиницы уже знал историю с гусиком, узнавал меня и воспринимал меня с одобрением. Кто-то поинтересовался, чем закончилась наша поездка к ветеринару. Я рассказала об операции.

Я слонялась по гостинице, ходила на пляж. Вечером я стояла на мостике через бассейн и бросала крошки хлеба рыбкам. Недалеко от мостика, на искусственной клумбе, находящейся в бассейне, я увидела небольшую птичку. На улице было темно, но часть клумбы освещалась, и птичка оказалась в этой освещённой части клумбы.

Я бросила кусочек хлеба птичке. К моему удивлению, птичка сорвалась с места, рванула к хлебу, схватила его в клюв, бросила в воду и стала ждать. Через несколько секунд к хлебу подплыли рыбки. Птичка вытянула шею, схватила рыбку и проглотила её.

Вот это зрелище! Я стала бросать хлеб птичке. Она, как мой раб, немедленно неслась к хлебу, и рыбалка повторялась.

По мостику проходили люди, я им показала трюк. Постепенно на мостике собралась толпа, и кто-то даже стал мне объяснять про птичку и хлеб. Я поблагодарила за объяснения и ушла с мостика.

На следующий день, когда я шла по дорожке на пляж, меня окликнули люди, работавшие подсобными рабочими. По-испански я не понимала, но догадалась, что они хотят мне что-то показать. Я пошла за ними. Кубинцы мне говорили что-то похожее на "акулы".

"Какие акулы?" - подумала я. В бассейне акулы? "Чушь какая-то. Наверное путаница в словах."

Меня привели в конец декоративного бассейна, где начилались трубы. Знаками мне показали подойти к кромке бассейна и посмотреть в воду.

Я подошла, и моему взору предстали две акулы. Я не могла поверить моим глазам. Акулы были небольшие, но всё же… В декоративном бассейне, посередени прогулочной зоны?

Акулы практически не двигались. Они стояли друг напротив друга, прижавшись щеками, и изредка как бы целовались. Такое поведение удивило меня ещё больше. Где акулы, а где любовь? В моём понимании, акулы - это злые монстры, которые норовят всех съесть. Ничего другого от них ожидать не приходится.

Сотрудники гостиницы, довольные произведённым на меня впечатлением, пошли по делам, а я ещё некоторое время понаблюдака за акулами и пошла к океану.

Я стала каждый день проходить через кусты к тому месту, где начинались трубы, и наблюдать за акулами. А поздно вечером, стоя на мостике, я стала обращать внимание на еле заметный шум, как будто что-то мускулистое еле слышно рассекало воду. Несколько раз я видела на поверхности воды еле возвышающийся над водой плавник. Очевидно, под покровом темноты акулы совершали рейд по бассейну.

"Интересно, что будет, если кто-нибудь из гостей, направляющихся ночью из бара в корпус, сорвётся с мостика и плюхнется в бассейн?" - думала я.

Днём я познакомилась с Анной. Анна работала в администрации гостиницы. Она в своё время училась в Союза, где закончила текстильнуй институт. Мы с ней разговорились. Анна мне рассказала, что её родители тяжело болеют.

"Как же Вы их лечите?" - спросила я, “ведь на Кубе трудно с лекарствами”.

Неунывающая Анна засмеялась и ответила: "Мы их лечим любовью."

Прошло три дня.

Я ждала гусика около входа в гостиницу.

Подъехало такси. Из него вышла моя знакомая девушка с гусиком на руках. Мы поспешили в сад и выпустили гусика в бассейн.

Девушка стала мне показывать фотографии. Вот гусик выходит из-под металлической кровати. Вот он плавает в ванной. Вот гусик плавает в речке. Потрясающие фотографии.

Девушка мне рассказала, что гусик не хотел есть рыбу, если она не двигается. Пришлось набирать для него ванну, сажать в неё гусика и пускать в ванну рыбу. Кормить его было трудно, поэтому было принято решение привязать гусика за лапу и пускать в речку "на вольные хлеба". Гусик охотился в речке за рыбой и пощипывал водоросли.

Давушка уехала. Я пошла к гусику.

Гусик был печальным. Меня он видеть не хотел. При моём приближении, он уплывал или отходил в сторону. Гусик держался где-то в отдалении. Поведение его изменилось. Он как-бы потерял гордость и чувство собственного достоинства. “Возможно, это пройдёт,” -  думала я.

Я сделала несколько попыток побыть рядом с гусиком, но он всегда уходил.

Я связалась с администрацией гостиницы и рассказала, что птице ампутировали крыло, и что администрация гостиницы должна благожелательно относиться к птице, когда я уеду: не выгонять её из гостиницы, следить, чтобы рыбы всегда было в достатке…

Кто-то из руководства гостиницы мне пообещал, что они птицу не тронут. Пусть живёт в гостинице.

Я вернулась в эту гостиницу через год или два. Гусик растолстел и держался особняком. Я была рада, что он жив.

Прошло ещё пару лет. Я опять приехала в гостиницу. "Гусик в порядке?" - первым делом спросила я Анну.

"Да," - ответила она. "Он около бассейна".

Я долго искала гусика, но его нигде не было.

"Мы его видели месяц назад," - сказал мне кто-то из сотрудников гостиницы.

Больше я в эту гостиницу не ездила, но, когда была на Кубе, то навещала Анну.

Воспоминания о гусике остались в прошлом. До моего знакомства с гусиком я мало обращала вномание на птиц. Сейчас я внимательно смотрю на них, но они быстро улетают, и прячут свою жизнь от посторонних глаз, хотя иногда и просят о помощи, как и другие жители дикой природы.


Рецензии