Комиссар

КОМИССАР (дополнение к Любовь-картошка)
Именно так называли помполита (помощник капитана по политической работе) на рыбном флоте. У военных- замполит (заместитель командира по политической работе). В чём разница? Замполит-человек военный и может заместить командира. Помполит, как правило, морского образования не имел, заменить капитана не мог. У некоторых людей есть маленький хвостик, атавизм от обезьяны, так и помполит-атавизм от времени Революции, когда большинство жителей СССР были неграмотными крестьянами. Комиссары разъясняли политические цели нового общества. К слову, либералы часто обвиняют большевиков, что они отобрали землю у крестьян, загнали всех в колхозы. “Забывают“, что это Съезд крестьянских депутатов требовал отмены частной собственности на землю. Комиссары были нужны во время ВОВ и Гражданской войны. Помните: «Коммунисты-шаг вперёд!» Они вели на самые опасные задания. В мореходке нам не говорили, что на судне есть помполит. Напоминаю, что заработок экипажа зависит от добытой рыбы и распределяется по паям. Самый высокий был у капитана, у помполита- второй. Он получал в три раза больше матроса. Пожалел я, что не взял в Питер направление на учёбу в ВПШ. Мог бы закончить заочно. Ведь учился мой приятель Юра Грановский в мореходке и заочно на журналиста в ЛГУ. Не нужно было бы проходить все ступени роста 20 лет, а то и больше. Мне довелось поработать с лучшим и худшим комиссаром. Один был фронтовик, без 3 пальцев на левой руке, что не мешало ему работать на фабрике по 4 часа каждый день. В его обязанность входили характеристики на членов команды в конце рейса. Плохих характеристик не было, судя по отсутствию санкций. Не потому, что был ангельский экипаж. Комиссар беседовал с людьми, воспитывал их в меру своих сил и опыта. Даже вологодский мужик, пьяница и бузотёр, о котором я написал в главе’ ДМО и его обитатели' повести ‘По морям, по волнам ‘ прекрасно работал во время рейса. Была ещё обязанность комиссара: знакомить экипаж с прессой, которую подвозили примерно раз в месяц. Однажды обсуждали статью об автопроме. Все хотели машину. В самом деле, поездка на автобусе из района новостроек в порт была сравнима с корридой. Это значительно упрощало работу карманников, шайка которых однажды гастролировала в Мурманске. Женщины двери штурмовали, таща за собой сумочки. В автобусе обнаруживали только ручки от сумки. Проблему могли решить личные авто, желательно “Жигули “. Только комиссар не согласился: «Это не решит вопрос. Мудрый учиться на чужих ошибках, умный на своих, дурак повторяет чужие. В Японии и Америке очень много машин и пробки на дорогах ужасные. Особенно в мегаполисах, которые являются очередной глупостью человечества. Сами подумайте, сколько места на дороге занимает рейсовый автобус, а 40 автомобилей? В 20 веке родились два гениальных руководителя: Берия и Генри Форд, который придумал конвейер для сборки автомобилей. И не только это. Свой рабочий стол он поставил в цехе, бригаде ремонтников конвейера платил за время, которое они проводили в комнате отдыха, а не за время ремонта. Конвейер стал работать практически без остановок. Следили за ним ремонтники. Он считал, что Америка держится не мегаполисами, а маленькими городками. Чтобы поддерживать их, он открыл там производство комплектующих деталей. Что касается решения вопроса доставки на работу. В Мехико строили огромный завод. А где набрать рабочих? Построили городок за пределами города. Утром автобусы отправляли через 2 минуты. В дневное время раз в час для домохозяек, желающих поехать в Мехико. Вечером так же быстро доставляли рабочих домой. В Мурманске автобусы забиты 2 часа утром и вечером. Потом ездят пустыми. Купите автобусы и найдите шоферов на утренние и вечерние часы. Всё просто.» Для нас, молодых, эти беседы, обсуждения прессы были интересной школой жизни.
Теперь расскажу о другом помполите. Тут очень подходит поговорка «из грязи в князи». В Брежневское время существовали два принципа. Руководителем мог стать только член КПСС. Даже капитаном маленького судна-мусоросборщика мог стать только член КПСС, потому что капитан- руководитель экипажа, состоящего из него и механика. Было и ещё одно правило. Служащего принимали в партию, если он убедит вступить в партию двух рабочих. Требовалось ещё две рекомендации от членов партии, но это не проблема. А уж мукомол — это самый-самый рабочий. Даже по запаху определяется. В повести «По морям, по волнам» я рассказывал, что консервщики и мукомолы работали сами на себя. С консервщиками понятно. Они получали в порту скумбрию и делали из неё консервы. Мукомолы же использовали за так отходы рыбы, которую добывал и обрабатывал экипаж. Для начала отходы собирали в бункер, где они подгнивали. Думаю, вы знаете какой запах у подгнившей рыбы. Особенно у внутренностей! Потом всю эту бардомажину варили, сушили, перемалывали в муку и рассыпали по мешкам. Зарплата у мукомолов была высокая, но запашок от них ни парфюм ни баня не отбивала. Ходили слухи, что кто-то из управления уговорил его вступить в партию, пообещав содействие в продвижении по службе. Так и стал мукомол помполитом на одном из лучших судов. Гулял по палубе, сидел в каюте, проводил полит. учёбу при поступлении газет. Поручал кому-нибудь читать газету “ Правда “. На одном из занятий бубнит чтец новости, сообщает о подвигах Че Гевары. И тут кто-то говорит: «Так его же, вроде, 5 лет назад расстреляли...» Перепутал комиссар подшивки газет! Рассказывали ещё один случай. При заходе в Лас-Пальмас оказались рядом с польским судном. Те захотели поменяться фильмами, предложили Бондиану. Помполит хотел, чтобы экипаж посмотрел ‘Они сражались за Родину ‘. Дошло до проведения голосования. Кто за наш фильм- 5человек.За Бондиану-80. Воздержались-5. Через час опять собирает народ: «Кто против советского патриотического фильма? Никто. Смотрим вечером ‘Они сражались за Родину ‘. Выкрутился!
Но везение не продолжается вечно. Весной флот пополнялся дембелями, многие из которых имели рекомендации для открытия виз. Пока проходили курсы в учебном комбинате, им оформляли паспорт моряка и направляли в загран. рейсы. Семь человек направили на судно бывшего мукомола. Рейс оказался неудачным, фабрика простаивала. Комиссар загружал дембелей общественной работой: стенгазеты, красный уголок и т.д. Помполит их стращал, что может написать им плохую характеристику. Солдатики, стосковавшиеся на службе по вкусненькой пище, опустошали судовую лавку. Печенье, сгущёнка, конфеты, копчёная колбаса. Только однажды нашли косяки рыбы. В контору сразу полетела реляция: «Рейс начался неудачно. Коммунисты провели собрание. Скорректировали работу и добились успеха."
Однако ‘рыба дело водяное ‘, успеха хватило только на три недели. В конце рейса зашли в Канаду. В город отпускали группами. Дембеля пошли бродить одной группой. Сидят грустные в баре. Весь заработок высчитают за лавочку, даже в долгу останутся. Подсаживается к ним мужичок, говорит на русском, угощает пивом и предлагает: «Ребята, чего такие грустные, рейс не удался?» Ну они всё и выложили: «Хуже некуда. Да ещё помполит задолбал работой.»
- Так зачем вам такая работа. Нам нужны лесорубы. Подписываем договор. Работаете в лесу три года. Живёте в комфортных домиках, питание отличное. На выходные будут возить в ближайший город. После трёх лет можете либо купить себе дом в любом месте, денег вам хватит. Либо остаться жить на прежнем месте. Станете гражданами Канады, сможете переехать в любую страну. Поедем в Консульство и напишите заявление на предоставление политического убежища. Больше ничего не нужно. Вас никому не выдадут.
Почесали ребята затылки и согласились. Сколько ни протестовали капитан и помполит, дембеля остались в Канаде. Помполита за потерю бдительности пересадили на малые суда.
Каким был бы я комиссаром, выбери этот путь? Не знаю. С одной стороны, я видел лучшего и худшего из комиссаров. Но власть портит человека. И без этого я прожил вполне себе интересную жизнь, чего и всем желаю.


Рецензии
Вот и еще одна сторона флотской жизни показана в рассказе.
Да, в большинстве своем власть портит человека, согласна. Хорошие руководители - редкость. Знаю из своего жизненного опыта.
Спасибо за интересную публикацию, Александр.

С уважением,

Нина Пручкина 2   24.10.2023 07:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина за отзыв. Очень ценю их.
С уважением.

Александр Дубовский 2   24.10.2023 11:11   Заявить о нарушении