Впечатления от бытия, определяющего сознание

Бытие, конечно,   определяет сознание. Но, иногда так, что  глаза бы не смотрели, а уши не слышали. Зубы и ботинки нас учат чистить. А как очистить голову от того, что туда залетает к нам иногда без всякого спроса?
Интуитивно пытаемся вытеснить всё тяжёлое и мрачное доступными впечатлениями: вот голубь сел на подоконник; ворона рядом на яблоне доклёвывает перезревшее яблоко. – Важные  птицы: это их во время Потопа  отправлял Ной проверить, нет ли рядом земли.   
Дождь прошёл хороший после затяжной засухи. Мальчишка лет 6-ти на двухколёсном велосипеде
не пропускает ни одной лужи. Вдруг в одной из них на обочине тротуара он застрял: глубина оказалась  чуть не по колено ему. Бабушка на удивление педагогична:  не ругалась. Но и не улыбнулась.
          Вдалеке пробегает молодая женщина в спортивном костюме. Как  красиво бежит! Так могут  только гимнастки или балерины. Глаз не оторвать. Господи, не вмени… Я же без всякого вожделения смотрю…
Вспомнилась шутливая картина «Сусанна и старцы» художника В.Шульженко: обнажённая женщина грустно смотрит из-за кустов на двух стариков, захваченных рыбацким азартом и не замечающих её.
Художник  говорил о себе: «Я же не реалист репинского плана,   …терпеть не могу идеализацию в искусстве! Я стремлюсь к правде».
Некоторые  россияне называют  картины его мерзкими и русофобскими,  потому что они оскорбляют чувства.
            Около дверей большого супермаркета обосновалась довольная крупная собака. Сидит себе задумчиво, ни на кого не глядя, всем видом показывая, что ни на что не претендует,  всем довольна, всё у неё есть.  По строгим меркам - она дворняжка. Но явно просматриваются черты благородных пород: мощная грудь, крупная голова, толстые лапы… Страшно представить, как стая ей подобных встретит тебя где-нибудь на пустыре или в глухом проулке.
 Ведёт  она себя  прилично: не делает резких движений, ни за кем не бегает, не заглядывает жалобно в глаза, вертя хвостом, не говоря, уж, о том, чтобы залаять. Прохожие обходят её стороной кто с опаской, а кто, будто, не замечая,  некоторые придерживают за руку детей, которые норовят подойти и погладить.
Но грусть-то в глазах не спрячешь. Они не плачут, но в них безнадёжность. В них нет какого-то важного оттенка, который делает взгляд живым. Когда у собак на ухе есть метка о том, что у них уже никогда не будет потомства, такое выражение глаз легко объяснить. А иной раз нет таких меток, а  в глазах такая почти вселенская грусть, что кому-то может прийти мысль  купить кусок колбасы и дать ей в утешение.
Пришла и ко мне. Когда попросил взвесить сто грамм и порезать кусок на три части, продавщица взглянула на меня вопросительно-подозрительно, но быстро спрятала глаза, чтобы не смущать.    
Собака, заметив, что колбаса вместе со мной приближается к ней, поджала хвост и приготовилась бежать. Кусок  я бросил  осторожно, целясь  в нос, чтобы ей удобно было поймать налету. А она сначала испуганно отпрянула, а потом подошла ближе, всё ещё не веря счастью.
И тут случилось неожиданное: как из-под земли выскочили два пса и со свирепым рычанием набросились на неё! Настоящая мафия! Всего в 3 метрах от меня две собаки  напали на одну и рычали так, будто собирались разорвать!  И никакого страха перед людьми! Среди бела дня. …Побеждённый лежал на спине, буквально поджав лапки, не смея рычать в ответ. Победители оценили жест. Показав клыки и  чуть задержав мгновения своего торжества и чужого унижения, главный из них подобрал колбасу и мгновенно проглотил её. Инцидент был исчерпан. На шум прибежали ещё пара собак, но они не смели даже близко подойти к месту событий. Им и достались оставшиеся куски.
По собачьим  законам,  добыча принадлежит, прежде всего,  главарю. Может, зря я навязывал им свои понятия о справедливости?  Понимал, что подачкой этой их не накормишь. Не было  мысли, что если бы каждый так… каждый день понемножку… то, может, и не было бы случаев, когда своры собак нападают на людей с целью поесть…
Маленький  наглядный урок на тему «можно ли навязывать свои нравы другим».

Совершенно по другому ведут себя некоторые люди. Одни стоят молча на берегу людского потока с табличкой «Подайте на лечение», другие могут окрикнуть прохожих: «Извините, можно Вас спросить?…Вы не могли бы мне дать  20 рублей? ». – Типичная ситуация, когда и дать, и не дать неприятно.  По виду не скажешь, что это люди из разряда тех, которые что-то ищут в мусорных баках. – Вполне приличные лица, в недавнем прошлом таких возили в переполненных трамваях  работать на предприятия, награждённые многими орденами Родины.  Не было в них той надменности  лица и того  запаха, которые есть у тех, кто роется в мусорных баках или «собирает» металлолом.
 «Нищих всегда будете иметь…» - вспоминается из Евангелия.
Ни собак бродячих, ни попрошаек таких нельзя назвать приметой времени. Помнится, в детстве регулярно ходили по домам и квартирам мрачного вида женщины с мешком за плечами, представляясь погорельцами.
И Москва лишь сравнительно недавно освободила свои улицы и станции метро от «попрошаек».
Как эхо и  связь времён, остались  нищие у ворот и дверей храмов.
Там они гармонично смотрятся и нисколько не портят вид города, как и очереди в пунктах питания для «малоимущих», которые выглядят не позором, а скромным жестом гуманности.

Центральные площади и улицы крупных городов сильно отличаются от своих окраин.  Там, куда водят туристов и где приятно прогуляться коренным жителям, царит атмосфера праздника. Пешеходные зоны и скверы облагородили медными скульптурами горожан позапрошлого века: дворников, городовых, почтальонов и прочих чинов.
Фигуры эти иногда вызывают добрые улыбки.
Никаких намёков на трагедии тех времён, из которых они взяты. Что-то типа знака прощения и примирения, может быть. А иногда  ещё и посыл доброй улыбки, и  удар по архитектурным строгостям советской эпохи, когда настроение улиц и площадей определяли памятники Ленина  и  его ближайших соратников, а   на прохожих «застенчиво и строго» смотрели портреты членов Политбюро.
Долгие годы пафос этих памятников  не могли скомпрометировать ни сугробы на головах в зимнее время, ни ярко белый налёт птичьего помёта летом. На голубей обид не  могло быть, поскольку их считают птицами мира. А о том, какие проказы вороны могут творить, знает каждый дачник: ранним утром,  взлетев на самый верх дома, они  бросают камушки и с весёлым карканьем наблюдают за тем, как они прыгают по скатам крыши.
Любят они скатываться и сами по гладким жестяным крышам  на той самой точке, которая у нас называется пятой.
Тот же номер проделывают они и на крышах церквей.
Вместе с голубями они отдают свои «почести» и памятникам. Будто глумятся.

Под уличное искусство - арт стрит -  подвели теоретическую базу: мол, народ «засстресован», человек чувствует себя жертвой  города. Ему надо устроить неожиданную встречу с искусством, дать шанс испытать радость и благодарность.
Вопрос в том, насколько это  новое веяние городской архитектуры отражает реальный психологический климат?
Неужели скульптура медного  слесаря равноценна скульптуре «медного всадника»?
По стоимости металла  -  вполне возможно. Медный «Афоня» ничуть не означает почёт работнику ЖКХ. Кстати, сюжет со слесарем, который высовывается из колодца, украден из заграничного, но там этот слесарь в шутку цепляет рукой за ногу проходящего полицейского. И он уже почти падает в полный рост. Каким-то чудом техники скульптура выдерживает такую динамику…

Периодически возникают скандалы на тему художественного достоинства  произведений уличного искусства. С таких корифеев, как З.Церетели, критика сходит  как с гуся вода.
Произведения его прописались  в обеих столицах.
А вот провинциальную «Алёнку» из Нововоронежа  народ потребовал убрать. И был услышан.
Скульптура оскорбляла чувства,  по стилю она напоминала картины В.Шульженко.
Известно, что в финансировании  скандального проекта участвовал «Концерн Росэнергоатом".
Эта подробность наводит на размышление, но не вполне отвечает на вопрос  «кто зажигает такие звёзды?» на небосклоне искусства.
Если, уж, «Алёнку» спонсирует «Росатом», то  кто же тогда финансирует Церетелли?
По скандальности всех превзошла, наверное, скульптура «Большая глина» в Москве: это был  очередной  плевок в чувство прекрасного.  «Большая куча» - так назвали скульптуру сами москвичи – экспонировалась  на Манхеттене.
Но гордиться этим они не захотели. В далёком прошлом москвичи и голую «Девушку с веслом» не одобрили.Пришлось одеть на неё купальник.
 А «пролетарий с булыжником» прижился.
            Арт стрит  призван преображать реальность, делать её более приветливой, чем она есть. Тема распила финансов в этом деле есть, но она вторична. Несомненно, что подобное искусство уже не ждёт, когда народ придёт на него посмотреть. Оно само бросается под ноги и в глаза прохожих.
В западных сюжетах элемент искусства более заметен. Идёшь по городу, а рядом застыл в полёте человек с футляром из-под скрипки,  приветствуя всех снятой шляпой. А головы нет.
 На большом перекрёстке группа  прохожих погружается в землю: один по колени зашёл, другой – по пояс,   от третьего видна одна шляпа.
А на другой стороне улицы та же группа, но в обратном порядке выходит из-под земли…
           В штате Техас   через большую чашу настоящего фонтана проносится целое стадо бронзовых лошадей, да так, что из под ног их разлетаются реальные брызги…
 «Писающий мальчик» в Европе не так грандиозен, но за многие века никто не сказал, что он оскорбляет чувства.
           А в нашей провинции начинают с металлического дерева, увешанного дверными подвесными замками в знак нерушимости брака, или с вогнутой скамейки любви, где двое, если сядут рядом, то невольно прижмутся друг к другу… Но и там уже есть прогресс: например, стоят на центральной площади  несколько медных  фигур, по виду беспризорники, один из них держит за пазухой бродячего щенка,  и все, задрав головы, смотрят на реальный гранитный памятник железному Феликсу из серии тех, которых так любят посещать голуби и вороны.

Арт стрит и граффити, как известно, пришли к нам с Запада.  Эволюция та же: от надписей на заборах  до рисунков  и скульптур, которые сами идут к народу на улицах.
Но первенство появления могут оспорить фигуры на станции Московского метро «Площадь революции».
Разница в том, что в метро фигуры несут некую социальную идею, а уличное искусство вне политики... - Как спорт?
После  побед в хоккее,  фигурном катании, художественной гимнастике, синхронном плавании и т.д.  скандалы  с допингом и запретом  на участие в мировых соревнованиях  переживаются болезненно.
Спорт, может, и смог бы без политики, а политика без него не может. Нужны ей «Легенды №17», «Движения вверх»… Ещё недавно обсуждали важность спорта высоких достижений. И вот опять.                Спорт состоит на попечении государства. Победителей награждают, как космонавтов.
Балет  - это одно из наших всё. Театру и кино  власть еще уделяет внимание, но очень точечно.
А почему  литературу сбросили с довольствия?  Чтобы не думали, что власть посягает на реализм и совесть?
Помним письмо 42 деятелей искусства, которые требовали от Ельцина «раздавить гадину» общественного протеста.
В их числе были  Рождественский, Ахмадулина, Окуджава и «примкнувший» к ним писатель В.Астафьев.…
Кто-то из них был в той или иной форме щедро поощрён за лояльность. Можем предположить: и сейчас действует что-то  подобное механизму партийного руководства искусством. Но механизм этот стал тоньше, «продувнее».


Трудно  представить, что на улицах или площадях с шутливыми монументами может происходить что-то грустное или серьёзное. Не располагает обстановка.   «Улыбайтесь, господа!» - призывал барон Мюнхгаузен. Театры тоже приглашают. Там тоже преображают реальность, или  отвлекают от неё так, чтобы нам забыться на час-другой. Иногда хочется плюнуть и выйти. А иногда жаль, что всё быстро кончилось. И не факт, что театр виноват. О вкусах спорят.

Темп жизни такой, что не все успевают. А признаки «неуспеваемости» вопиют: дети взрослые забывают позвонить родителям, дети малые уходят в виртуальные миры,  родители ждут выходного и мечтают об отпуске, у них не хватает времени и сил на детей, от детей откупаются подарками, им подсовывают мультики, их сбагривают в группы продлённого дня и в игровые комнаты.
 Уж, кажется,  прогресс всё сделал для человека: и телефоны с видеосвязью, и транспорт скоростной, процессоры всё быстрее работают,  а не покидает чувство, что не успеваем,  что жить и работать становится всё труднее.
Потребление «успокаивающих» и «тонизирующих»  лекарств неизменно растёт.  Нет времени на театр и на книгу. А раньше заучивали наизусть  монологи про Днепр при тихой погоде, про птицу-тройку…
           Оказывается, в прошлые века люди тоже вели разговоры о политике, чтобы возвыситься над реальностью, считая долгом быть в курсе событий и рассуждать о них.
Но и в те времена книги читали не только для того, чтобы найти в них  руководство к действию, а чтобы развлечься. Слуга г.Чичикова, Селифан, например, наслаждался процессом складывания букв.
В наше время писатели  эксплуатируют жажду читателя найти в книге что-то такое, что приоткроет тайны, рассмешит или хотя бы на время отвлечёт.
Приятно  сначала чего-то испугаться, а потом ощутить себя в полной безопасности. Это подобно тому, как родители подбрасывают своих малых детей к потолку и к взаимной радости.
Есть возраст, когда дети начинают в страхе цепляться за руки и категорически не хотят подлетать к потолку, как бы надёжно не ловили их подбрасывающие руки.
Вот в таком испуге от подбрасывания вверх пребывают сегодня уже очень многие россияне, считающие своим долгом быть в курсе  событий дня.
«Застрессованность» проявляет себя явным образом. Отчуждённость людей всеми замечена.
Ушёл безвозвратно в прошлое обычай поздравлять друг друга с праздниками открыткой или телеграммой.
Пусть, писали банальности, но ничего не получать считали за обиду.
Не стоит идеализировать прошлое: раньше соседи тоже ссорились.
Но  в прошлые века у людей  был обычай наносить друг другу визиты только  потому, что они живут друг от друга всего в нескольких часах пути. 
А у более тесно знакомых были ещё обеды по дням недели и многолюдные балы по праздникам…  Дома обогревали печками, освещали свечами, но из литературы не известно ни одного случая, чтобы на таких балах случались пожары, подобные тем, что бывают  в ночных клубах и ресторанах в наше время.
Разве что, в истории про «Кошкин дом» С.Маршака.
                Случаи, подобные тому, что произошёл с Чичиковым у Ноздрёва,  были крайне редки: трудно представить, чтобы хозяин дома  вынуждал гостей играть в карты или  в шашки.
Ещё труднее вообразить, чтобы хозяин жульничал во время игры.
Да и гостям это не прилично.
А заправилы мирового спорта обвинили наш спорт  в жульничестве.  И заявили, что не хотят с нами больше играть.
Ноздрёв, не желая признавать своё жульничество, запретил давать овса лошадям Павла Ивановича. Слуга Селифан даже плюнуть хотел в лицо такого скверного барина.
А у нас  дело дошло  до санкций, на которые, говорят, мы тоже успешно плюём.
               
Есть у нашего народа склонность   к руганию властей. Да и поводы для этого не иссякают.
Наши олигархи,  политики каждый  в  отдельности не производят сильного впечатления.   Ничего путного не получилось бы даже в том случае, если бы, например,   к губам г. Медведева  приставить  нос  г. Патрушева, да взять   дородности г. Вексельберга и прибавить  лукавость лица   Абрамовича. А вместе они способны на многое.
Люди заметили, что выражение лица  Пескова, который отвечает за связь первого лица с прочими,  напоминает  лиса, стащившего курицу или  кота, сожравшего хозяйскую сметану.
А политика вся  социальная с её льготами, пособиями и  заботой о детях  это вылитый Плюшкин, который дал своему внуку пуговицу поиграть, покачал его на коленях, «но денег… не дал».
               В порядке самокритики и ради обуздания языка, всё же, стоит вспоминать иногда Собакевича, который ругал всё губернское начальство, и только  прокурора назвал порядочным человеком, прибавив: «Да и тот, если сказать правду, свинья».
Душевные были отношения между людьми того времени! Приветливые.
Посидели за столом с губернатором, поиграли в карты, потанцевали  – и вот все уже почти родня, или больше: члены закрытого клуба, в котором человек человеку – брат.
Но под предлогом этой склонности к руганию властей нельзя запрещать  говорить правду.
Гоголя мы «проходили» в школе, но  никто не вспомнит сегодня в рассуждениях о глубинных патриотах его слова на  тему обличения горькой правды, «оскорбительной для отечества»:
 «Да хорошо ли это выводить на свет…? А что скажут иностранцы? .. Разве мы не патриоты?... Зачем же выставлять напоказ бедность нашей жизни и наше грустное несовершенство…? »
И далее он отвечает на обвинения «со стороны некоторых горячих патриотов» в том смысле, что 
надо  думать о том, чтобы не делать дурное, а не о том, чтобы не говорили, что делают дурное.    «…нет, не патриотизм причина обвинений. Другое скрывается  под ними. … Вы любите скользнуть по всему недумающими глазами»…

Вода по дороге, которую недавно покрыли новым асфальтом, течёт мутной рекой: нет никакой ливнёвки, проектом не предусмотрена.
Пешеходные переходы затоплены так, что бесполезно вставать на цыпочки или пятки -  глубоко.
Вот на красный цвет проехала пожарная машина: спасает кого-то или уже спасла.
Вспомнился «Кошкин дом». Там пожарные, когда дом догорел до конца, устроили торжественный парад перед своим начальником. Пусть дом сгорел, но не дали огню «перекинуться».
           "Крутой" джип  проносится на высокой скорости мимо и окатывает пешеходов грязной водой.
Можно заявить на лихача в суд, собрать свидетелей, сделать экспертизу испорченной одежды или вещей. Доказать злонамеренность водителя невозможно, штраф за нечаянность дают небольшой.
Один из пешеходов почтенных лет, облитый больше других, кричит вдогонку водителю: «Куда несёшься, козёл!». Это был не вопрос, а утверждение. Показалось, что крик этот созревал в нём давно совсем по другим причинам, а тут просто повод представился и чаша переполнилась.
Возможно, из таких реплик однажды сложится крик души: «Русь, куда же несёшься ты?»…
 Но такой вопрос уже звучал. Ответа нет до сих пор. А весь трагизм его растворяется в атмосфере уличного искусства, которое, как бы,  призывает ничего не брать в голову  и жить дружно.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.