Читая Ясперса

Сразу после окончания второй мировой войны, когда Германия лежала в руинах, а немецкое общество было морально раздавлено, в Гейдельбергском университете со своими лекциями выступил, возможно, наиболее выдающийся немецкий философ экзистенциалист Карл Ясперс. Поднятая им тема об ответственности народа Германии за последствия развязанной Третьим рейхом войны не сразу нашла отклик в умах и душах его соотечественников, однако со временем к его словам начали прислушиваться.

Во многом это было связано с особым положением Ясперса в германском обществе не только как философа или интеллектуала, но и человека – его незапятнанная связью с нацистами репутация (в противоположность Мартину Хайдегеру), отказ расторгнуть брак с еврейкой Гертрудой Майер, равно как и покинуть страну, особенно если принять во внимание, что Ясперс с женой были включены в список предназначенных для депортации в концлагерь Равенсбрюк.

Выделяя разные виды виновности, как то - уголовная, политическая, моральная и метафизическая, Ясперс, говоря о наказании за те или иные преступления, недвусмысленно провозглашает: «Зло, однако, остаётся злом, даже когда его творят как возмездие. Моральные и метафизические упрёки как средство для достижения политических целей должны быть просто отвергнуты».

Как никогда актуально!


Рецензии