Откуда и когда появляется душа

            Вопрос природы души и ее связь с телом – краеугольный камень православного вероучения. Он напрямую связан с жизнью будущего века и спасением. Даже далекий от христианства человек понимает разницу между душой и телом и всякий здравомыслящий никогда их не отождествляет. Знание природы души необходимо для полноценной земной жизни, ибо оно определяет все поступки человека и направленность его воли. В работе «Есть ли душа у ангела» мы говорили, что душа – это особая жизненная сила, которая дает человеку не только возможность жить, как биологическому виду, но и делает его «разумной тварью», наделенной даром слова, разумения, совести. Весь видимый и невидимый мир Бог создал только словом, а человека – действием, сотворив из праха земного и вдохнув в него образ и подобие Божие. Именно в силу этого дуновения уст Господних, душа является бессмертной, как бессмертен Сам Бог. В отличии от души животных, которая является жизненной силой, поддерживающей их бытие, душа живая или душа человека – это не просто жизнь, а еще и набор качеств, делающих человека человеком. Кроме того, с дуновением Бога человек, кроме божественных свойств приобретает и благодать, не свойственную всякой иной твари. Весьма приблизительно душу можно определить, как образ Божий, заключенный в тончайшей эфирной оболочке. Душа тварна, поскольку имеет начало своего бытия в Боге, а все что имеет начало является материальным, а значит – конечно. Однако, в отличии от иных творений, душа бессмертна также как и бессмертны ангелы в силу того, что ее вечное бытие поддерживается благодатью Творца, и как вечен Бог, так и вечна Его благодать. У каждого человека – своя душа. Общей для всех душ природой является образ и подобие Божие. Именно поэтому всякий человек, вне зависимости от вероисповедования и национальности, является рабом Божиим. Приоритет души над телом в двухчастном строении человека очевиден. Тело является носителем души и ею управляется. По истечении отведенного срока, душа и тело на время разлучаются, чтобы вновь соединиться в день всеобщего Воскресения. Для нас практический интерес представляет вопрос о времени возникновения души и соединения ее с телом, ибо только после этого человек становится человеком. По общему учению Церкви душа вдыхается Богом, т.е. рождается в момент зачатия плода в утробе матери. Момент соединения души и тела стал камнем преткновения для многих богословов Ветхого и Нового Заветов, породившим множество толкований и мнений на этот счет. Выдающийся философ и богослов VI в., Иоанн Филопон, к несчастью, впавший в монофизитство, а затем породивший ересь третеизма, считал, что душа вселяется в уже сформировавшийся человеческий эмбрион, т.е. устанавливал некую последовательность во времени соединения души и тела.  В обосновании своей теории он приводит стихи из Книги Исход: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу» (Исх.21:22-23). Как видно из Закона, Моисей разделяет наказание за прерывание беременности на «не будет вреда» и на «будет вред». Первое означает выкидыш эмбриона, т.е. не сформировавшийся плод, а второе – плод сформировавшийся. Соответственно, в первом случае речь идет о нанесении физического ущерба женщине, что наказывается штрафом, а во втором – о смерти человека, что карается смертью. Следовательно, по логике Филопона, сначала плод окончательно формируется в утробе матери, а потом в него вселяется душа. Этого же мнения придерживались раввины Ветхозаветной церкви и придерживается современный иудаизм, который, кроме того, ссылается на порядок творения человека: сначала Бог создал Адама из праха земного, а потом вдохнул в него душу. Святоотеческая антропология опровергает это мнение следующим образом. Когда Бог создавал животный мир, Он сказал: «да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» (Быт.1:24). Соответственно, душа животных, творится вместе с самими животными и вместе с ними погибает, как жизненная сила, лишенная своего носителя. Сотворенный из праха Адам тоже был наделен животной душой, чтобы стать живой тварью, и только после дыхания Бога, он становится человеком в полном смысле этого слова. Поэтому, все живое, что не имеет души – не существует, и все, что существует и живет – имеет душу. Свойства и качества животной и разумной души совершенно разные, но это не опровергает тезиса о возникновения души одновременно с телом. В отличии от животных, душа человека вселяется в момент его зачатия сразу и как жизненная сила, и как образ и подобие Божие. Рождается душа, как мы уже отмечали, через дуновение Божие, присущее каждому грядущему в мир. Вопрос о времени зарождения души и ее раздельного существования вне тела, стал причиной многолетних богословских споров первых веков христианства и породил ересь оригенизма. Ориген учил о предсуществовании душ, т.е. о том, что сначала идея (логос) каждой души получает бытие в Боге, а затем по Его воле вселяются в то или иное тело. В день всеобщего Воскресения все души или логосы возвращаются в лоно Отца, т.е. поглощаются в Божественной сущности. Эта ересь была осуждена на V Вселенском Соборе, поскольку не трудно заметить, что дискурс Оригена, по сути, отвергал учение о Страшном Суде Христовом, вечных муках и геенне, уготованной дьяволу и его аггелам. Человеческая душа неизбежно должна понести как заслуженное наказание, так и получить заслуженное блаженство, в зависимости от проведенной на земле жизни. На этом основано все Православное вероучение. Итак, мы определились, что душа будущего человека вселяется в момент зачатия. Таким образом, выкидыш или аборт на самой ранней стадии жизни эмбриона являются смертью человека и исход души в места ей уготованные. В силу этого Церковь рассматривает аборт, вне зависимости от сроков беременности, как детоубийство. Что касается приведенного выше места из Книги Исход, то святоотеческое предание толкует его следующим образом. Говоря о наказании, при отсутствии вреда в случае выкидыша, законодатель подчеркивает, что неясность выкидыша: то ли кровавый сгусток, толи часть тканей, не позволяет достоверно утверждать, что выкидыш был сформировавшимся эмбрионом. Поэтому предусматривается более мягкое наказание в виде штрафа, какой положит муж пострадавшей женщины. А если наступает вред, т.е. происходит выкидыш сформировавшегося эмбриона, то это расценивается как убийство. Однако, такой подход противоречит Промыслу Божьему в отношении человека. Если зачатие состоялось, значит будущая жизнь получила свое благословение от Господа, а вместе с ним и живую душу, и силу. Следовательно, зачатие без души лишено всякого смысла, ибо это просто образование куска ненужных тканей. Бог никогда ничего не делает напрасно, и поэтому Ему нет необходимости сначала создавать мертвую плоть, а потом думать вселять в нее душу или подождать, пока наберет свою форму эмбрион. Для вселения души в тело будущего ребенка размер эмбриона не имеет никакого значения. Понятия размера и времени для Творца материи и времен не существует. Для Него мгновение, как вечность и материнская клетка, как Вселенная. В духовно-нравственном аспекте это имеет важное значение в том смысле, что, почувствовав беременность женщина изменяет свое отношение к миру и к себе. И прежде всего это выражается в чувстве ответственности за плод перед Богом и перед людьми. Кто и как в этой ситуации себя поведет – выбор каждой женщины. Но в любом случае, она знает, что несет в себе другую жизнь, за которую отвечает. Для одних беременность желательна и долгожданна, а для других несвоевременна и нежелательна. Дальнейшее зависит от выбора каждой матери отдельно; но что их всех объединяет – это ответственность за совершенное: рождение ребенка или его убийство. Нежелательное прерывание беременности в силу различных причин, тоже действие Промысла Божьего, цель которого не лишение жизни будущего ребенка, а либо наказание женщины, не понесшей наказания за ранее совершенные грехи, либо вразумление с целью пресечения ее греховного поведения. Но это уже сфера Промысла Божьего нам недоступная.


Рецензии
\\Нежелательное прерывание беременности в силу различных причин, тоже действие Промысла Божьего, цель которого не лишение жизни будущего ребенка, а либо наказание женщины, не понесшей наказания за ранее совершенные грехи, либо вразумление с целью пресечения ее греховного поведения.\\

Сторонники и последователи о.Даниила Сысоева утверждают (видимо от своего учителя), что таковые младенцы если бы вступили в жизнь - то стали бы злодеями, потому Бог пресекает их жизнь и не дает им родиться. Т.е. они считают это (их смерть) благом для них, а самих этих младенцев как бы злодеями достояными вечных мук. Что думаете об этом? Думается, что это примитивное и неверное утверждение.
Промысл Божий значительно сложнее.

Владимир Урусов   29.02.2024 08:58     Заявить о нарушении
Это элементы латинской ереси, разработанной блаж. Августином и Фомой Аквинским о предопределении. Т.е. они считали, что судьба человека заведомо предопределена Богом, в силу чего, одних Он предизбрал ко спасению, а других к неминуемой погибели. Стали бы злодеями или нет младенцы, в утробе матери убиенные, если бы родились, то не еретику и богохульнику Даниилу Сысоеву известно, а токмо одному Богу. Смерть и рождение - в руках Божиих и только в Его власти пребывают. Бог прибирает внутриутробных младенцев, не для того, чтобы им не грешить при рождении, а для того, чтобы мерзавцев родителей научить. Бог прибрал зародыш, а душу его в место упокоения праведных определил, как не сотворившую грех, а вот мать блудницу, пьяницу, наркоманку Он через это пытается в чувство привести. Даже, если женщина внешне ничего такого и не совершает и всеми отмечена, как благочестивая, во внешнем своем поведении, то смерть ее младенца - явный знак предупреждения Божия о погибельном отношении к душе своей.

Игорь Устичев   29.02.2024 17:16   Заявить о нарушении