О гуманистическом бессилии интеллектуального кино

На самом деле название у эссе могло быть и более кратким – «Огонь по своим!».
Яркая тому иллюстрация – фильмы с гуманистической направленностью, такие, например, как «Лоре» (2012, Австралия, Великобритания, Германия).

На самом деле, скажем откровенно, последнее утверждение связано и с другими видами искусства. Но пока о кино.

Общим у этих фильмов предстает одно – это их глубина и отсутствие какой-либо развлекательности. Суть возникающей при этом проблемы заключается в том, что формат таких фильмов уже сам по себе создает фильтр для отбора зрителей определенного типа – тех, кто не ориентирован на развлекуху с пережевыванием попкорна, а совсем наоборот.

То есть тех, кто готов к тому, что их душе придется пострадать, а уму потрудиться. Очевидно, что с этим во все времена (особенно в нынешние, в которых доминирующим становится то, что называется «клиповым мышлением») всегда была и остается проблема.

Возникает парадоксальная ситуация, когда авторы умных, с глубоким содержанием фильмов, пытаясь донести до зрителей свои гуманистические идеи, не охватывают тех зрителей, ради которых такие фильмы и создаются. Ведь зрителями становятся те люди, которые и так уже обладают такими качествами, и так уже являются людьми гуманными.

А вот иные… Иные жуют жвачку дебиловатых развлекательных фильмов, оставаясь такими, как и были. Вот и получается «Огонь по своим!», и это не просто метафора, это, по большому счету, беда.

Как может быть решена эта проблема? Для меня лично вопрос открытый, причем не только в плане философском, но и практическом.

P.S. Возвращаясь к фильму «Лоре», хотел бы отметить одну важную мысль. Всю глубину и сам замысел фильма, на мой взгляд, невозможно понять без символизма образов и событий в конце повествования, когда героиня разбивает фарфоровые статуэтки. Понять смысл этого действия можно, только зная духовно-эстетические и культурно-бытовые истоки немецкого нацизма, а это, как ни покажется странным, — романтизм.
Но об этом, при возможности, поговорим в другой раз.


Рецензии