Киев. Первая мужская гимназия. Директора

ДИРЕКТОРА ПЕРВОЙ ГИМНАЗИИ:
Яков Семенович Мышковский(1811-1819); Максим Фёдорович Берлинский(1833-1834); Григорий Андреевич Петров(1819- 1835); Александр Григорьевич Петров(1835-1844); Александр Петрович Любимов(1844-1857); Александр Людвигович (Карлович) Деллен(1857-1862); Алексей Фомич Андрияшев(1862-1890); Александр Васильевич Михайлов (1886); Иван Васильевич Посадский-Духовский(1890-1903); Алексей Васильевич Старков(1891); Евгений Адрианович Бессмертный(1903-1907); Василий Арсеньевич Немолодышев(1907 - 1909); Николай Владимирович Стороженко(1909-1919)

        В июне 1860 года назначен инспектором, а в 1862 - 1890 годы директор гимназии - издатель, общественный деятель, педагог, действительный статский советник АЛЕКСЕЙ ФОМИЧ АНДРИЯШЕВ(1826 - 1907).
        Учился в Переяславском духовном училище, затем в Неженском лицее князя И.А. Безбородько и на юридическом факультете Киевского университета, который окончил со степенью кандидата законоведения. В 1850 году учитель географии Черниговской гимназии.
В 1856 году получил степень магистра гражданского права. А.Ф. Андрияшев много внимания уделял общественной деятельности. Так, в 1865 году- принимал участие в создании Киевской городской библиотеки; в 1866 году – был заведующим народными училищами Киевской, Волынской и Подольской губерний; с 16 июня по 17 августа 1870 года - был директором учительской семинарии; 3 мая 1879 года - назначен председателем педагогического совета частной женской гимназии В.Н. Ващенко-Захарченко.
       Совместно с государственным и общественным деятелем Константином Карловичем Гротом(1815-1897) стал первым деятелем в пользу слепых, основал в Киеве сначала попечительство и убежище для слепых, а затем училище слепых (1884) и был его директором.
         А.Ф. Андрияшев много лет был редактором и издателем «Киевского народного календаря» (1864–1907), двухнедельной газеты «Друг народа» (1867–1876), издателем нескольких учебников и книг педагогического характера, написанных самим и работ в области народной педагогии, подготовленных другими лицами.
         С 1864 года издавал «Киевский народный календарь», который за 25 лет разошелся в количестве 1 миллион 200 тысяч экземпляров. Написал повесть о Богдане Хмельницком.
         В последние годы жизни Алексей Фомич увлекся пчеловодством и устроил на свои средства единственную в Россию школу практического пчеловодства, а также с 1895 года издавал «Ежегодник пчеловодства.
         «Как начальник заведения, Алексей Фомич отличался редкой добротой и отзывчивостью. Обладая вспыльчивым характером, он, бывало, проймет ученика до слез, но обыкновенно дело этим и кончалось; редко доходило до карцера. Зато, если он знал, что ученик нуждался в чем-либо, или его постигло несчастье, тогда А.Ф. все делал, что было в его распоряжении, чтобы помочь или утешить. В свое время мы часто нарекали на строгие формальные требования А.Ф. относительно внешности, одежды, соблюдения правил вежливости, приличия в школе и дома, но впоследствии, благодаря этим требованиям, у нас выработались соответствующие привычки, сохранившиеся и в дальнейшей жизни.»- Вспоминал выпускник гимназии Георгий Логгинович Львович.
         «Вообще, наблюдая жизнь вверенного мне заведения в истекшем году, - писал в одном из докладов А.Ф. Андрияшев, - я не мог не прийти к заключению, что домашняя жизнь учеников, и притом не только на частных квартирах, но даже в домах родителей и родственников, не всегда устроена удовлетворительно. И семейная, и квартирная среда, по большей части, не отличается тем вниманием к детям, без которого немыслимо правильное руководство молодого поколения. Мало того, нравственное влияние окружающей детей среды нередко так слабо, что дети отданы на произвол судьбы.»

         В 1833- 1834 годы инспектор, а затем и директор гимназии - педагог, просветитель и ученый, археолог, историк, первый ученый, систематизировавший современные ему знания по истории, археологии, географии, топографии Киева - статский советник МАКСИМ ФЁДОРОВИЧ БЕРЛИНСКИЙ (1764-1848)
        Родился в семье священника Курской губернии. В 1776 году поступил в Киево-Могилянскую академию, где успешно обучался до 1786 года. Затем был направлен в Петербург в учительскую гимназию, где изучал естественную и всеобщую историю и географию.
В 1788 году возвратился в Киев учителем географии, естественной и гражданской истории в старших классах народного училища на Подоле, преобразованного в 1809 году в Первую гимназию. В 1833 году становится в ней сначала инспектором, а позже-директором.
         Широта и основательность научной подготовки, позволили М. Берлинскому стать любимым педагогом нескольких поколений киевских учащихся (на педагогическом поприще он проработал более 46 лет). Его уроки по политической и географической истории в училище и гимназии, всемирной истории в Киевской духовной академии- существенно отличались от устоявшихся и выверенных властью лекций других преподавателей. Максим Федорович наполнял их малоизвестными фактами, собственными интересными интерпретациями, иллюстрировал выписками из архивных документов, разысканных им в разных монастырях и частных сборниках (в то время еще не существовало Киевского исторического архива).
        В 1834 году, после основания Киевского университета, стал членом его правления.
        В ноябре 1834 года вышел в отставку.
С 1828 года состоял членом Московского императорского общества истории и древностей российских. В 1843 году - избран почетным членом Временной комиссии для разбора древних актов в Киеве.
М.Ф. Берлинский много занимался изучением южного края. Результатом этих занятий была обширная рукопись «Историческое обозрение Малороссии и Киева, содержащее в себе происшествия и перемены, случившиеся в сей стране от древнейших времен до начала XIX ст.», составленная в 1804 г. и оставшаяся неизданною.
         В 1800 г. - издал в Москве учебник «История российская для употребления юношеству».
        В 1820 г. - издал «Краткое описание Киева» – первый печатный труд по истории и археологии этого города. Кроме того, он напечатал ряд статей по археологии в периодических изданиях; из них наиболее замечательною является статья «О Десятинной церкви», составленная по случаю разборки древнего основания [и развалин] этого храма.
        Награжден орденом св. Владимира 4-й ст.(1826).

        В 1903 - 1907 годы - директор гимназии- педагог и переводчик античных авторов, статский советник ЕВГЕНИЙ АДРИАНОВИЧ БЕССМЕРТНЫЙ (1864 - 1917)
Брат- Киевский архитектор, художник, педагог, член Союза архитекторов СССР  (1935) Владимир Адрианович Бессмертный(1861-1940)
        Родился в Волынской губ. в семье столоначальника Киевской казенной палаты, титулярного советника Адриана Васильевича и Адольфины Генриховны, которая родилась в Швейцарии, но была православной по вероисповеданию.Дед-Василий Бессмертный- был мастером золотых и серебряных дел, председателем ремесленных цехов городской управы.
        В 1874 году поступил в 1-й класс Гродненской гимназии, затем с 1875 года учился в Виленской 1-й гимназии, которую окончил в 1882 году с серебряной медалью.
       В 1887 году окончил Петербургский историко- филологический институт и начал
педагогическую деятельность учителем древних языков в Лубенской гимназии, в 1889 году перемещен на ту же должность в Киево-Печерскую(Пятую) гимназию, в которой находился на службе до октября 1893 года.
В 1892 году -командирован с научной целью за границу.
С 1893 по 1895 год- инспектор Немировской гимназии, затем назначен директором Новгород- Северской гимназии.
В 1898-1903 годы -директор  Киевской 3-й гимназии.Одновременно состоял председателем педагогического совета частной женской гимназии А.Т. Дучинской.
        С 1907 года – директор и председатель педсовета в гимназиях Саратова, а позднее - Одессы.
Во время своей службы в киевских гимназиях был членом Киевского отделения общей классической филологии и педагогики.
        В декабре 1899 года в Петербурге принял участие в работе комиссии по преобразованию средней школы.
       Выполнил перевод отрывков из IV книги истории Геродота, напечатанный в I выпуске «Известий древних писателей о юге России», изданных Академией наук под редакцией академика Латышева.
        Награжден орденом св. Анны 2-й ст.
«Латынь преподавал сам директор, похожий на Зевса-Громовержца. В классе мертвая тишина. Громовержец с лицом Перикла, во всяком случае, с бородой этого вождя афинской демократии, озирает острым взором класс, как поле сражения. И потом внезапно тишину вспугнет, как удар грома,фамилия жертвы. В ожидании этого гимназисты, склонившись над партами, шепчут молитвы и крестятся.»,- писал культуролог, историк и краевед Николай Павлович Анциферов(1889 -1958)
Особенно ярко талант Евгения Адриановича проявился во время событий 1905 года, когда он показал себя не только человеком «мягким и просвещенным», но и осмотрительным, и достаточно твердым, делавшим все, чтобы оградить «горячие головы» своих учеников от того, что считал непоправимым,— от исключения с «волчьим билетом». Не смотря на многочисленные письма и обращения из учебного округа, директор не выдал полиции никого из гимназистов, которые, конечно, участвовали в беспорядках.
         «Евгений Адрианович вел себя как педагог и видел в нас не страшных революционеров, а детей, за судьбу которых он отвечает прежде всего перед своей совестью. Он медлил с ответом, тянул, надеясь, что волна возбуждения схлынет. И... она схлынула. Наша гимназия была едва ли не единственной, где никто из учащихся не пострадал.»,- писал Николай Анциферов.
Писатель Константин Георгиевич Паустовский описывал его: «Пожилой красавец с золотой бородкой, в новеньком форменном фраке. Он был мягкий, просвещенный человек, но его почему-то полагалось бояться».

         В 1857-1862 годы - филолог, доктор римской словесности (1864),профессор Киевского университета, статский советник АЛЕКСАНДР ЛЮДВИГОВИЧ (КАРЛОВИЧ) ДЕЛЛЕН (1814- 1882)
До поступления в университет находился под непосредственным руководством своего отца, педагога, содержавшего частное училище в местечке Доблен, близ Митавы. После окончания курса в этом училище в 1830 году - становится в нем преподавателем.
        Выдержав учительский экзамен, в августе 1837 года определен учителем в Рижскую гимназию.
В 1838 году - окончил историко-филологический факультет Дерптского университета со степенью магистра римской словесности. Представленное им сочинение в качестве кандидатской диссертации- было отмечено советом Дерптского университета - золотой медалью.
         Присутствовавший на защите тогдашний министр народного просвещения  граф С.С. Уваров тут же предложил Деллену место адъюнкта по греческой и римской словесности в Киевском университете и в сентябре 1839 г. утвержден в должности адъюнкта, с ноября 1840 года - в звании экстраординарного профессора, в 1850 году  в должности ординарного, в 1863 году  в звании заслуженного профессора по кафедре римской словесности и древних языков.               
В 1856 году - удостоен Академией наук золотой медали.
        С 1857 года профессорскую должность совмещал с обязанностями директора Первой гимназии.
         В 1860 году советом университета был избран руководителем педагогических курсов для занятий с кандидатами по латинскому языку. В 1862 году, по истечении 25-ти лет службы, был оставлен на пятилетие.
         В 1864 году получил степень доктора римской словесности.
        В 1867 -1882 годы ординарный профессор по кафедре римской словесности Харьковского университета.
Награжден орденами: св. Станислава 2-й ст. с императорскою короною(1862), Св. Анны 2-й ст. (1859),а также темно-бронзовой медалью «в память войны 1853—1856 гг.»
        «Директором гимназии был высокочтимый Деллен, которого я хорошо знал, как профессора, и очень уважал, как человека», - писал о нем правовед, архивовед, педагог, профессор Киевского университета Александр Васильевич Романович-Славатинский (1832-1910)

В марте 1836 года - определен инспектором, а 1844-1857 годы -директор гимназии- статский советник АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ЛЮБИМОВ (1806 - ?)
В 1819 году поступил в кадетский корпус. Затем, проходил военную службу и в 1833 году произведен в штабс-капитаны. В 1834 году, по болезни, был уволен от военной службы и определен помощником инспектора Киевского университета, с получением гражданского чина - титулярного советника. А, кроме того, 3 сентября 1835 года - назначен на правах инспектора, помошником директора училищ Киевской губернии для надзора за учениками первых трех классов Киевской гимназии. За отлично-усердное исполнение таковой обязанности 4 декабря того же года объявлена ему была благодарность попечителя. Награжден орденами: св. Анны 3-й ст.(1851) и св. Анны 2-й ст.(1853)
«Александр Петрович Любимов был всегда кем-нибудь или чем-нибудь недоволен – петушился и горячился и был ужасно смешон. Он любил церковное пение и всегда выражался так: «вы сегодня пели хорошо, очень хорошо и даже добропорядочно». К учителям он всегда придирался и был недоволен их преподаванием и делал им выговоры в классе, в присутствии учеников, чем учителя были очень недовольны, но, в конце концов, переставали придавать этому значение, так как эти выговоры были ни на чем не основаны.» Воспоминания А.И.Рубца

         В 1886 году – директор гимназии-педагог АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ МИХАЙЛОВ
         В 1854 году- старший учитель русской словесности Пензенской губернской гимназии.
        В 1883-1895 годы- первый директор Киевской 4-й гимназии.

В 1809-1819 годы - первый директор гимназии-  надворный советник ЯКОВ СЕМЕНОВИЧ МЫШКОВСКИЙ(1767-?)
         Получил образование в Могилевской духовной семинарии, а с 1784 года преподавал в ней латинский язык, а с 1785 г. – поэзию и философию.
С декабря 1788 года- учитель естественной истории и географии в Могилевском Главном народном училище.
В 1800 году - направлен в Киев директором Главного народного училища на Подоле, преобразованного в 1809 году в Первую гимназию.
Именно Мышковский добился того, чтобы после пожара на на Подоле, вверенному ему заведению предоставили одно из лучших зданий города – Кловский дворец.
В 1911 году на праздновании столетия гимназии тогдашний директор гимназии Николай Владимирович Стороженко подчеркнул, что открытие гимназии: «было встречено сначала враждебно, и только благодаря энергии первого директора Якова Мышковского она не пропала, а крепко встала на ноги».
В 1819 году- вышел в отставку и отправился в Кубанский край, где занял должность учителя сначала Темрюкского, а затем Щербиновского церковноприходских училищ.Позже записался в казаки Черноморского казачьего войска.
Служение на Кубани дало возможность Я. Мышковскому глубоко узнать быт и культуру украинско-кубанского казачества, что и вдохновило его на создание подражательной поэмы «Харко, запорожский кошевой».
         Последнее упоминание о Я. Мышковском относится к 1842 году.

В 1907 - 1909 годы -директор гимназии- инженер-механик,профессор,действительный статский советник ВАСИЛИЙ АРСЕНЬЕВИЧ НЕМОЛОДЫШЕВ (1853-1912)
         После окончания Московского технического училища - до 1879 года служил в Москве.
         С 1894 года - преподаватель Тамбовского, а с 1900 года - Тульского технического железнодорожного училища.
         С 1887 по 1906 год - инспектор студентов Харьковского технологического института(ХТИ), с 1904 года -профессор ХТИ по прикладной механике. Читал курсы лекций по строительной механике, начертательной геометрии, графической статике.
         С 1905 года - секретарь Учебного комитета института.
         С 1907 года- директор Полтавского реального училища. Автор учебников и задачников по геометрии «Начертательная геометрия»(Харьков, 1904) и пособий по проектированию мостов: «Данные для проектирования железнодорожных мостов и необходимые конструктивные данные» (Харьков, 1905).
По воспоминаниям, был человек довольно угрюмый, медвежьей складки — широкоплечий, кривоногий. Михаил Булгаков его назвал «Волкодав», и это прозвище за ним и осталось.

         С 1819 до 1835 года- директор гимназии-педагог, статский советник ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ ПЕТРОВ(1763-1835)
Родился в Воронежской губернии. В 1777 году, в 14 лет поступил капралом в Преображенский гвардейский полк. В конце 1788 года попросился о переводе в армию, чтобы принять участие в турецкой войне, и с тех пор участвовал в различных военных кампаниях. В 1794 году за отличную службу произведен в секунд-майоры.
В 1796 году получает звание премьер-майора и назначается директором Воронежской мужской гимназии и Воронежских губернских училищ . В 1835 году - отправлен в отставку .

В 1836 – 1838 годы - директор гимназии- председатель С.-Петербургского Цензурного Комитета, сын предыдущего директора гимназии- Григория Андреевича Петрова - тайный советник АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕТРОВ (1803 -1887).
         После окончания Воронежской гимназии, поступил в Харьковский университет, сначала на юридический факультет, а затем на этико-филологическое отделение философского факультета.
          После окончания университета со степенью кандидата - получил назначение на должность преподавателя законоведения в Киевской Первой гимназии. Одновременно с учительской, занимал должность чиновника особых поручений при попечителе Киевского учебного округа (с 8 октября 1833 г.), а потом — синдика Киевского университета (с 31 января 1834 г.).
В 1835 году А.Г. Петров был назначен директором училищ Киевской губернии; а после отставки Г.А.Петрова- 1 января 1836 года - директором 1-ой гимназии. При создании Второй гимназии - некоторое время исполнял и в ней должность директора. 17 мая 1838 года- назначен инспектором классов Киевского института благородных девиц.
        В 1844-1852 годы - директор Одесского Ришельевского лицея и, одновременно, в 1844-1846 годы - попечитель Одесского учебного округа, в 1846-1853 годы - помощник попечителя.
В 1853 году вышел в отставку, но уже в июле 1860 года снова поступил на службу, на этот раз- цензором в Московский Цензурный Комитет. В апреле 1863 года получил чин действительного статского советника, а в 1865 года - назначен председателем С.-Петербургского Цензурного Комитета. К сожалению, на этой должности А.Г. Петров несмотря на полученное им широкое философское образование, нисколько не отличался от самого обыкновенного цензора.
Вот что писал о Петрове ученик Первой гимназии художник Николай Николаевич Ге: «Он был человек среднего роста, с большой головой, покрытой черными волосами; добрые и умные глаза, большая нижняя губа, как у античных голов, бросались в глаза. Говорил он по-русски, прибавляя «-с» к концу слов, говорил громко и приятно; был он человек простой и добрый; мы его любили и уважали.
        Часто приходил он к нам в пансион не как начальник, а всегда за делом: приносил или новую книгу, или особенное какое-нибудь известие, новое в науке или в искусстве, или что-либо относящееся к явлениям общественным. Часто он приходил к кому-нибудь одному из учеников, желая ему сделать что-нибудь полезное. У нас любили музыку. Много учеников из поляков отлично играли на фортепиано. Часто меня заставал Александр Григорьевич слушающим хорошую игру. Он на цыпочках подходил ко мне, подсаживался и слушал сам и никогда не оскорблял меня замечанием, почему я не занимаюсь уроками. Он знал, что и это дорого, и это образовывает человека. В гимназии, входя в класс, он всегда имел с собою что-нибудь, чтобы предложить ученику: или ножик, или карандаш, или резинку. Во всех классах он встречал своих друзей по любви к образованию. Он дарил шахматы, книги, рисунки, диксионеры (словари), все, что может служить развитию.» .

         В 1892-1903 годы - директор гимназии- математик, действительный статский советник  ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ПОСАДСКИЙ-ДУХОВСКИЙ (1850-1912)
         В 1871 году окончил Новгородскую духовную семинарию, а затем физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата наук.
        С 1885 года - директор Сумского реального училища. В 1899 году участвовал в работе Петербургской комиссии по реформе среднего образования. После 1903 года – помощник попечителя Варшавского учебного округа.
И.В. Посадский-Духовский был также редактором официального периодического издания, которое публиковало распоряжения Киевского учебного округа; входил в состав школьной комиссии Киевской городской думы.
Автор многих дидактичных и методических публикаций, работ по школьной гигиене, составитель сборников «Памяти Пушкина» (в 3-х томах; Киев, и «Памяти Гоголя» (Киев, 1902), а также франко-язычной монографии, посвященной истории Первой Киевской гимназии.
          «Тогдашний директор,Иван Васильевич Посадский-Духовской, любил и умел устроить все парадно и хорошо: «товар лицом показать». Он умел поставить гимназию на хорошую ногу, выдвинуть ее. В его директорство в гимназии царил дух корректности, такта и внимательного отношения. Все должны были быть вежливыми. Сам Иван Васильевич даже малышам 1-го класса говорил «вы», что нам очень льстило; вообще, отношения были удивительно хорошо налажены. К нам были вежливы и внимательны, и это отражалось и на наших отношениях друг к другу и к наставникам. В 7-м классе И.В. Посадский ушел от нас. Помню, как его провожали. На вокзале масса народу, цветы.» Из воспоминаний Н.П.Михайлова о Первой Киевской гимназии(1894-1904)

10 ноября 1886 года - назначен инспектором, а в 1891 году - директором гимназии- педагог, действительный статский советник АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СТАРКОВ (1845-1911)
После окончания со степенью кандидата историко-филологического факультета Киевского университета, в 1871 году был назначен учителем русского языка в Глуховскую гимназию, где преподавал также и латинский язык. В 1872 году- перемещен учителем русского языка в Киево-Подольскую прогимназию (впоследствии 3-ю гимназию).
         В 1875 году - назначен инспектором 3-й Киевской гимназии. 10 ноября 1886 года - назначен инспектором Первой гимназии.
        С 1894 года состоял председателем педагогического совета частной женской гимназии А.А. Бейтель
Награжден орденом св. Владимира 3-й степени.

          В 1909 - 1919 годы директор гимназии - историк, публицист, общественный деятель и педагог - действительный статский советник (1908) НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТОРОЖЕНКО (1862- 1942 или 1944)
       Родился в семье крупного землевладельца, инспектора Харьковского университета, подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка в отставке Владимира Андреевича Стороженко (1820—1895) и Варвары Ананьевны Стороженко (урождённой Александрович) (1829—1895);
        Брат-  историк, славист, археограф, публицист, литературовед, общественный и политический деятель Андрей Владимирович Стороженко (1857-1926)
        В 1881 году окончил с золотой медалью Киевскую 2-ю гимназию. В 1885 году окончил со степенью кандидата историко-филологический факультет Киевского университета. В 1886-1888 годы состоял стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории.
         В 1888 году- приват-доцент Петербургского университета.
         С 1889 года– инспектор народных училищ Черниговского, а с 1891 г. – Киевского учебного округа.
         В 1895-1909 годы- директор Киевской Четвертой гимназии, одновременно, с 1904 по 1919 год- начальник министерской Ольгинской женской гимназии, а также в 1907–1908 учебном году - председатель педагогического совета женской гимназии А. В. Жекулиной, а в 1913 году - директор Педагогического музея.
          Много внимания Н.В. Стороженко уделял и общественной деятельности. Был Почётный мировой судья (1887-1914), членом-сотрудником, действительным членом Киевской археографической комиссии, членом Исторического общества Нестора-летописца, в котором неоднократно выступал с докладами, Киевского отделения Военно-исторического общества, председателем киевского отделения галицко-русского благотворительного общества, директором киевского отделения музыкального общества, гласным(депутатом) Киевской городской Думы (1902-1909).
        Сотрудничал с журналами «Киевская старина», «Исторический вестник», «Русская мысль», «Церковь и народ» и газетами «Киевлянин», «Жизнь и Искусство», в которых публиковал статьи и материалы исторического, политического и педагогического характера.
В 1919 году эмигрирует в Югославию. Некоторое время служил инспектором классов Мариинского донского института благородных девиц, эвакуированного из Ростова-на-Дону.
       Автор ряда работ и публикаций документов по истории Украины и неопубликованных воспоминаний. Редактировал три тома «Столетие Киевской первой гимназии» и два тома «Летописи Императорской Александровской гимназии».
В своих очерках Н.В.Стороженко писал: «Утешался я той молодёжью, что меня неоднократно окалывала. В Первой гимназии было без малого тысяча ребят, а в девичьей, так называемой княгини Ольги, около семьсот девушек. Хлопот было такое множество, что и не замечал я, какбежала жизнь в постоянных отношениях с теми молодыми поколениями, что сменялись, как талая вода в реке. А бывали и хорошие дети, что теперь их с утешением вспоминаю. Теперь они, разсеянные по всей земле, воспитанники этого достойного вечной светлой памяти очага европейской цивилизации, ныне работают на разнообразных поприщах с выдающимся успехом во славу своей первой alma mater».
          Награжден орденом св.Владимира 3-й ст. и сербским орденом Белого Орла 3-й ст.


Рецензии