О самой массовой советской субмарине

Читать о советский моряках и военных кораблях я начал в школе. Купил в нашем книжном магазине тонкую книжку в мягкой обложке, где рассказывалось, как советский эсминец в годы Великой Отечественной войны на Северном флоте пытался найти в туманном Баренцевом море немецкий тяжелый крейсер-рейдер, и что из этого получилось. Тогда не знал, что в Германии на кораблях уже были радары и они могли следить за нашим кораблем даже в тумане, а у нас таких приборов не было. Но все равно, названия корабля – эсминец, и командира – капитан-лейтенант – завораживало, и после это я стал читать все книги и статьи о кораблях, которые попадали на глаза.  Поэтому я пошел в судомодельный кружок, и даже сделал подводную лодку, которая могла метра 2-3 плыть под водой, движимая скрученной резинкой.

В Хабаровском медицинской институте была военно-морская кафедра, на которой мы на первом курсе изучали устройство военных кораблей и организацию партийно-политической работы. На экзамене я получил оценку «пять с плюсом» и о моем успехе было даже написано в газете «За медицинские кадры», которая выходила в институте.  А вот с организацией оказания медицинской службы на боевых кораблях мы познакомились на пятом курсе. А летом всех парней отправили на военные сборы на корабли и подводные лодки.

Я попал в числе 4 студентов на практику в поселок  «Заветы Ильича» в Совгаванском районе Хабаровского края.  Там была база подводных лодок.  И хотя мы были приписаны к медсанчасти на берегу, где и проводили в основном время, но я, единственный из студентов, вышел на полтора суток в море на подводной лодке 613 проекта. Почему я был единственный, спросите? Да просто был приписан к экипажу этой лодки, с матросами которой питался  в пищеблоке и в казарме которой спал. Другие студенты были приписаны к другим лодкам.

Конечно, во время выхода в море я облазил все отсеки с носового торпедного, до кормового. Именно тогда я и понял, что такое современная подводная лодка, хотя и дизель-электрическая.  Очень тесная, и для всех членов экипажа даже нет коек. Нет койки и у начальника медицинской службы, он спит ночью на диване в офицерской кают-компании, где так же ведет прием больных, и в случае необходимости, в этой кают-компании разворачивается операционная.

Во время этого выхода для глубоководного погружения я со всем экипажем оказался на глубине 150 метров. Но ничего не почувствовал при этом. Все также горели электрические лампы, и за бортом шумела вода. Но после этого погружения состоялось мое посвящение в подводники – пришлось выпить плафон холодной соленой заборной воды.

А на следующий год я сам оказался в составе экипажа подводной лодки. Только чуть большей по водоизмещению, но такой же древней, как и та, на какой я первый раз выходил в море. Это была большая океанская субмарина 611 проекта, и служба моя проходила под Владивостоком, где базировалась 19-я бригада подводных лодок, к которой была приписана наша Б-63.  Но сегодняшняя моя заметка посвящена той самой субмарине, где я был посвящен в подводники. Это была самая массовая в советском ВМФ подводная лодка 613 проекта, так называемая «Эска», т.е. средняя.

Существует устойчивое мнение, что это была чуть ли не копия немецкого проекта, что конечно, это не так, хотя многие наработки немецких конструкторов были использованы. В этой статье я не буду останавливаться на её технических параметрах, ограничусь общей историей.

В 1942-44 годах у нас шли работы по проекту 608, но в конце 1944 года была поднята потопленная немецкая U-250 серии VIIC. Грех было бы не воспользоваться возможностью изучить её, поэтому работы над 608 пр. были приостановлены, а тут и война закончилась и поступили для изучения трофейные лодки более совершенной XXI серии. В итоге в 1946 году возник проект 613, хотя и базировавшийся на 608-м, но с учётом немецких конструкций.

Хотя и имелись некоторые проблемы, это довольно простая и надежная подводная лодка. Но, несмотря на всю свою простоту, даже примитивное (по мнению иностранных авторов) оснащение, - в некоторой степени благодаря спешке с производством, - проект 613 оказался одной из самых тихих подводных лодок советского ВМФ, что отчасти и объясняет его долгую активную жизнь. Некоторые историки даже сравнивали ее со знаменитой русской винтовкой Мосина 1891 года. Тоже не выдающейся, но надежной.

Самая первая лодка этого проекта С-80 была заложена 13 марта 1950 года на судоремонтном заводе № 112 в Горьком. Испытания проходила в Баку. Погибла в 1961 году в Баренцовом море.

Первая часть подводной лодки С-61 была заложена 11 апреля 1950 года на судостроительном заводе № 444 в Николаеве. Испытание под давлением состоялось 26 июня 1950 года, а спущена на воду была 22 июля 1950 года при готовности на 70%. 6 ноября 1950 года при выходе из дока лодка перевернулось, а отсеки 2, 6 и 7 были затоплены. Это опрокидывание произошло из-за несоблюдения инструкций, требующих определённого заполнения балластных цистерн для сохранения устойчивости. Строительство затянулось, и испытания смогли продолжиться только 12 января 1951 года. 5 мая 1951 года подводную лодку перевели на Севастопольскую военно-морскую базу. Глубоководные испытания проводились 14 июля 1951 года, официальные испытания - с 17 октября 1951 года по 24 мая 1952 года.

Есть сведения, что построить собирались чуть ли не порядка 340 единиц, но всего было изготовлено 215, плюс некоторое количество в Китае (26) по советской документации, переданной в 1954 году, причём первые три собирались полностью из деталей корпуса и оборудования, привезённых из СССР. Строились они у нас в Горьком, Ленинграде, Николаеве и Комсомольске-на-Амуре.

Лодки не клепались потоком по одному проекту, я насчитал порядка 14 модификаций и вариантов, но вполне возможно, что их было больше. Они были носителями не только артиллерийского, торпедного, но и ракетного оружия. Правда, от артиллерии хватило ума отказаться ещё в 1956 году.

Поставлялись в Китай, Северную Корею (хотя тут, как всегда, с Северной Кореей мрак и туман - то ли чисто советские, то ли изготовленные в Китае), Албанию, Польшу, Индонезию, Египет, Болгарию и одна вроде бы была передана Кубе.

По классификации НАТО они обозначались словом "Whiskey". Но имелись и дополнения, например "Canvas Bag" - можно перевести как "холщовая" или "полотняная" сумка. Так назвали лодку 640 проекта, ту же самую "Виски", только переоборудованную в лодку радиолокационного дозора.
Американцы об их предназначении пишут так: «Первоначально лодки проекта 613 должны были заменить патрульные подводные лодки средней дальности типа С «Сталинец» и типа Щ «Щука». Однако такое большое их количество не означало, что они могли превратить Атлантику в банку, набитую сардинами.»

Во-первых, их пришлось разделить между четырьмя флотами: Балтийским, Северным, Черноморским и Тихоокеанским. Во-вторых, одна подводная лодка оставалась на техническом обслуживании/ремонте, тогда как две постоянно находились в патрулировании. В-третьих, они использовались для выполнения различных задач.

На Северном флоте стояла особая задача по сопровождению стратегических атомных подводных лодок, когда они появились в 1960-е годы, и, таким образом, они были «привязаны» к ним. А все остальные скорее занимались выслеживанием оперативных групп ВМС США и их драгоценных авианосцев, по крайней мере, до тех пор, пока не появились более совершенные модели, особенно ПЛА типа «November» (проекта 627 / 627А).

Реакция США на их появление: «Тем не менее, учитывая их общие характеристики и первоначальные оценки, а также до тех пор, пока не стали известны точные цифры об их количестве, военно-морскому штабу США срочно требовалось много эскортных кораблей (при соотношении 1-2 два эскорта на одну подводную лодку), это в бюджете составляло 600 эскортных кораблей, что было мало реально. Вот почему многие эсминцы типа «Флетчер» были преобразованы в DDE (эскортные эсминцы), а более поздние Sumner/Gearing позже — в FRAM I/II.»
Первые послевоенные фрегаты также были построены в больших количествах до появления в 1960-х годах серийного класса «Нокс». Однако идея небольших прибрежных охотников за подводными лодками массового производства не была воспроизведена. На первые роли выходили атомные подводные лодки, требовавшие равноценных охотников за ними.

Лодки 613 проекта оставили некоторый след в истории происшествий на море. Наиболее громкая, пожалуй, это случай с С-363, получившей у нас название "Шведский комсомолец", а за границей “Whiskey on the rocks. В результате стечения ряда обстоятельств лодка выскочила на камни у шведского побережья в запретной зоне хорошо патрулируемого и стратегического архипелага Карлскруна. На заставке эта субмарина на камнях у побережья Швеции.

Скандал был превеликий. В итоге шведы всё же стащили её с камней и вывели в нейтральные воды. Находившийся на борту начальник штаба Палдисской бригады ПЛ был выгнан на гражданку, командир лодки переведён на берег, а замполит, хотя и подвергся обвинению, был признан невиновным, что я считаю вполне справедливым.

С-80 затонула сама, С-178 протаранена и потоплена рефрижератором. У меня есть заметка по этому поводу. http://proza.ru/2023/07/31/376,

Пара лодок была потеряна и утонула во время буксировок на разделку в Европу, остальные со временем пошли на металлолом у нас.


Рецензии