Навстречу дню народного единства

В недавнем советском прошлом страна всегда шла навстречу какой-нибудь знаменательной дате или   какому-то событию,  обещающему стать  судьбоносным. Трудовые коллективы принимали «встречные» обязательства, рапортовали об успехах…
 Так, идя навстречу, и дошли до того, что вместе с М.Горбачёвым вдруг задались вопросом: «А где же мы сейчас находимся?»
….Смутное время 17 века историки называют трудным для понимания.
Тогда независимость страны тоже  «стояла  на кону». Знатные люди России и священники в их числе не просто «били челом» самозванцу и заверяли в лояльности -  сам народ приветствовал новую власть!
Во всяком случае, историк Н.Карамзин писал: «Торжество казалось искренним, общим».
Жители встречали Лжедмитрия с хлебом-солью, священники -  с  иконами.
И трудно было не соблазниться, если  сама мать отрока Дмитрия признала в самозванце царевича. Её убедили, что так будет лучше и для неё, и для общего блага…
  Удивляясь или возмущаясь поступками наших политиков, можно вспомнить эту несчастную женщину: может быть, им тоже «выкрутили руки»?
Ну, не верится, чтобы президент страны просто так справлял нужду на колёса самолёта. А что пил, так его поймут большинство россиян и простят.
Можно только недоумевать: почему такое важное историческое событие было, практически, забыто в Советских календарях и «святцах»?
А пригодилось оно только в качестве ширмы, которой прикрыли праздник Октябрьской революции.

От названия  праздника веет духом пропаганды. Чтобы не назвать просто Днём памяти о событиях?  Опять бьют в фанфары о том, что народ наш велик, как никакой другой, хотя, по историческим меркам, есть чем на это возразить.
         Где-то на обочине праздничных многословий по случаю Дня единства ютятся  вопросы: почему в то смутное время государственная система оказалась беззащитной, лживой, предательской? Почему «лицемерное искусство» обманывать свой народ имело такой лёгкий успех у народа православного, которому был наказ «трезвиться и бодрствовать» и «не быть дитём по разуму»?

Новый праздник в Российском календаре повлёк за собой неожиданные перемены в народном представлении об истории. В советских школах один из активных участников событий смутного времени, И.Болотников, считался предводителем восставших крестьян и народным героем. 

При более внимательном прочтении истории оказалось, что он, по сути,  был активным «сподвижником» самозванца.
Само по себе воспоминание о смутном времени можно только приветствовать: там есть о чём поразмышлять. И нет никакой натяжки в аналогии нашего времени с тем смутным.
В ходе празднования витает ненавязчивое внушение мысли о том, что наша власть исторические уроки усвоила. Она даже не сносит памятники тем, кого люди поминают, как минимум, лихом. Не восхваляя себя, но и без ложной скромности, она славит глубинный народ, из которого черпает силы и мудрость.
На власть, как на солнце, может и затмение найти,  а глубинный народ – это, будто бы,  надёжнее, чем Главный Штаб в самом глубоком железобетонном бункере.
Вертикаль власти – это только вершина айсберга, а народ – это то, обо что разобьётся любой «Титаник»…
-  Приятность такого рода слов можно сравнить с приятностью музыки и послеобеденного сна.
Кстати  Лжедмитрий имел обычай обедать не с молитвой, а под музыку, и не спать после обеда, чем, кроме  всего прочего, и навлёк на себя подозрения.
          
Сегодня на фоне событий мирового значения уже поговаривают, что  в случае перемены власти в России её граждан ждут все ужасы политического хаоса. Можно понять  россиян, которые   верят в то, что этого не может быть никогда.
 Но, посмотрев правде в глаза, точнее оглянувшись всего лет на 30 назад, каждый может убедиться, что и тогда никто не мог в страшном сне подумать о перестройке в её самых ужасных проявлениях.
Чем же на поверку оказалась «историческая общность советский народ»?
Исторической ложью? Или глубоким заблуждением? 
«Лихие 90-е» - это  не только «письмо 42-х» мастеров искусств с призывом «раздавить гадину», не только расстрел из танков здания Верховного Совета, а ещё и расцвет организованного мародёрства. Справедливости ради, надо сказать, что главными жертвами его были не простые «ватники» и «мужики», а люди удачливые на ниве предпринимательства.   Не «Робингуды», конечно, но не зря один юморист пошутил, что народ стал писать письма с обращением «Дорогая мафия»…         

             В порядке обсуждения наших реалий, многие комментаторы считают, что страна уже много лет находится в ручном режиме управления, который злые языки называют диктатурой.
Если в авиации иной раз проявляет себя излишняя доверчивость автопилоту – в аварийных ситуациях выяснилось, что лётчики разучились управлять вручную – то в политике, в системе власти, похоже, есть другая  крайность: не отлажен режим самоуправления: то власть отрывается от народа, то народ, по наивности, выбирает себе не такую власть, которую надо Москве. 
Есть ли основания  плохо думать о нашей вертикали власти?
              Для чего  нужны россиянам  регулярные прямые эфиры президента, в которых он, будто бы, экспромтом дотошно решал проблемы уровня главы района или председателя колхоза? Или, наоборот, грузил россиян обстоятельной лекцией по международному положению.
Для чего ему садиться за руль грузовика, нажимать символические кнопки «пуска» и разрезать ленточки, не говоря, уж, о прочих поводах для сенсаций в «жёлтых» СМИ? Или он делает то, что может?
            Спикер Совета Федерации однажды после обрушения крыши супермаркета под тяжестью снега предложила… чистить крыши.  – И ни слова о том, что крыши не должны проваливаться от снега.
             Г-н Медведев в бытность первым или вторым лицом убеждал россиян в пользе изменения часовых поясов и табличек на заднем стекле машины об установки колёс с шипами…
    На протяжении многих лет президент не участвовал в предвыборных дебатах и не выслушивал вопросов, которые ему хотели бы задать его оппоненты. Все напитки и стаканы со столов могли бы убрать…
 Может, он был и прав, не желая «ломать комедию»: кто поверит, что вопросы не прошли согласование.
- Есть много причин полагать, что в стране воцарилась преднамеренная имитация демократии.
Причём, более изощрённая, чем в советскую эпоху.
Каким-то образом система власти сложилась такой, что народ оказывается наедине со своим бесправием, а во власть проникают откровенно преступные элементы.  Яркий пример тому: станица Кущёвская.
Народ не может защитить себя без страха быть осуждённым ни от бродячих собак, ни от вооружённых преступников, ни от подтасовки выборов.

Есть ли в России народное единство?
На выборах всех уровней голоса избирателей по главным вопросам разделяются так, что о народном единстве говорить нельзя. Но пытаются выдать желаемое за действительное.
По уровню жизни сословия разделяет пропасть. Понятно, что  не должно быть полного  равноправия в оплате труда. Но когда законы охраняют право  держать людей в нищете, о каком народном единстве можно говорить?
          Перед законом равенства нет: нельзя же считать, что простой гражданин и депутат или чиновник одинаково защищены от преступности.
        В праве на оружие самообороны такая картина, будто наши органы власти защищают самих себя. – Нет доверия даже тем, кто отслужил в Армии. Даже после того, как человек докажет, что он не  наркоман, ему не разрешат иметь нормальное оружие самообороны, которым, например, можно было бы убить бродячую собаку или медведя.
       У любого банка есть отдел безопасности. А гражданин должен заплатить банку, что бы его вклады были застрахованы от мошенников.
       Защита справедливости стала платной услугой! Целая гильдия адвокатов процветает  на средства тех граждан, которые могут щедро оплатить  услуги защиты.
        Кредиторы  обирают и обдирают своих сограждан под видом взаимопомощи.
        Индустрия спортивных ставок не гнушается паразитировать на человеческом азарте наживы.  –  Единство, единство…- Какое единство?
            Есть разумные пределы неравенства.
Когда привилегии сословий выходят за эти пределы, то 
это называют социальной безответственностью.
Великие люди науки доказали, что на почве извращения справедливости рождается не только вражда, но и болезни, разрушающие общество.
Социальная справедливость рентабельна, потому что на исцеление общества уходят огромные средства и многие годы усилий.
Народное  единство возможно только тогда, когда его скрепляет идеология.
Причём, принятая не добровольно-принудительно, не ухищрениями современных технологий манипуляции, а всем умом и сердцем.
С достаточной точностью следует признать, что среди россиян преобладает не единство, а разобщённость.

У нас вошло в моду проводить всероссийский диктант.
Гораздо полезнее провести всероссийский экзамен по истории.
До сих пор нет единства мнений о роли Ленина и Сталина в судьбе страны.
Нет единства и в отношении к новейшей истории: презрение и осуждение Горбачёва и Ельцина никуда не исчезло, и может проявить себя при каких-то условиях не менее эмоционально, чем протесты против Израиля в последних событиях.
Криминальная хроника наглядно показывает, что некоторые россияне по паспорту абсолютно не хотят признавать не только российских законов, но не соблюдают на территории России даже своих. Факты пытаются называть отдельными и нетипичными. Но отрицать рост негативных проявлений к коренным россиянам со стороны представителей диаспор можно только, закрыв глаза на правду.
                «Национальный вопрос» в России существует.
Но ещё более важен вопрос о единстве духовном или о единстве убеждений.
Стоит ли о нём говорить, если даже  США «докатились» до штурма Капитолия? Может быть, надлежит быть разногласиям?
А в трудный для страны момент все разногласия будут отброшены, и все, как один, встанут в строй по призыву Отечества?
 « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» - годятся эти слова для эпиграфа к Конституции?
Это, смотря на то, что значит «быть гражданином». Подчиняться  власти – это одно. А подчиняться идее блага отечества – это, иногда, совсем другое.
Догмат о непогрешимости власти – это что-то дьявольское.
Благо отечества –  ценность абсолютная. А лояльность может оказаться самой обыкновенной подлостью или малодушием.
И что же мы празднуем в День народного единства?
Нет ли признаков смутного времени и в наши дни?   
Вспомним,  что в те далёкие века людям  трудно было не соблазниться:
«В московском войске было наполовину татар и прочих инородцев, и они-то особенно варварски свирепствовали. Ничего подобного не делалось народу от димитриевцев..».
Самозванец стал любезен народу тем, что
установил  везде бесплатное судопроизводство;
«удвоил жалованье сановникам и войску…, назвал всех мужей Думных Сенаторами, умножил число их…;
запретил всякое мздоимство и наказал многих судей бессовестных».
Историк отметил, что  «лицемерное искусство имело вид искренности…».
Это «искусство» не имело бы успеха без содействия ему некоторой части элиты страны. Боярскую Думу возглавлял, по словам  историка Н.Костомарова,  человек  «ничтожного дарования, но знатного происхождения». 

Ничего плохого в том, что Праздник воспоминания о Смутном времени  будет  ещё одним  праздником «со слезами на глазах».   
Лишь бы только не превратили его в шоу с барабанами по случаю победы над «супостатами». Лишь бы не делали из Истории «девушку по вызову»  или ширму, которой прикрывают что-то неприглядное.


Рецензии
Прекрасная, злободневная статья, если совсем кратко- есть разумные пределы неравенства и быть им всегда...такова жизнь, с уважением

Марина Троицкая   05.01.2024 07:35     Заявить о нарушении
Показалось, что у Вас изменилось настроение в сторону умиротворения.Рад за Вас, и тому, что Вы меня одобряете. Хотя, и на критику не обижался.

Геннадий Гаврилов   05.01.2024 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.