Неудобный праздник

                Неудобный праздник.


   Прежде всего, хочу поздравить тех, кто «родом из СССР», кто еще не забыл, какую именно дату мы праздновали в ноябре. 7 Ноября, день Октябрьской Революции, день победы трудящегося народа над его угнетателями. Но это было тридцать с лишним лет назад, теперь в ноябре положено праздновать какой-то день примирения и согласия, приуроченный к дате давней битвы, что противоречит замыслу  новоявленного «праздника». Людям же моего поколения понятно, что главная цель всего действа – стереть и подменить память о старом празднике, напоминавшем о том, как трудовой народ взял власть в свои руки и удержал ее в жестокой и кровопролитной войне. А затем построил общество справедливости и равных возможностей.
   Ну, каким же неудобным было это постоянное напоминание для новой правящей элиты! И особенно неудобным это стало сейчас, когда слишком часто проводят аналогии между СВО и Первой Мировой войной, закончившейся для Российской Империи той самой революцией. Критики старого праздника вопиют о том, что день сей стал прологом «кровавых событий», «забывая», что и отмечаемая нынче дата обозначает начало долгой и кровопролитной войны русских и поляков. Договорились до того, что в один из недавних праздничных дней на телеканале «Россия 24» во время интервью с главой православной церкви Крыма, тот объявил события октября 1917 года «коллективным психозом народных масс, инспирированным частью российской интеллигенции, попавшей под влияние западных философских тенденций». Не дословно, но очень близко к тексту.
   А затем этот господин долго распространялся о том, как было бы хорошо для страны, если бы «октябрьский переворот» не удался. «Забывая» о том, что названия «переворота» более достойны февральские события 1917 года, когда именно часть новой капиталистической элиты решила сместить царя-батюшку. И именно эти деятели привели к развалу фронтов, передав управление от царских генералов советам  солдатских депутатов. А те весьма удивили своих «благодетелей» решением бросить фронт и вернуться по домам.
   Современные «знатоки истории» называют это кто «психозом», кто «вражеской агитацией», а вот, моя прабабушка Агния, современница тех событий, объясняла все гораздо прозаичнее. И не в отсутствии патриотизма дело, поскольку поначалу мужчины из ее деревни охотно ответили на призыв «встать на защиту бога, царя и Отечества», в защиту православных ценностей от нечестивцев. Надо отметить, что в тот момент призывали в армию только одного мужчину из семьи, второго сына призывного возраста. Но война оказалась долгой, стали забирать еще мужчин, да так, что пахать пришлось женщинам и детям. А затем и лошадей позабирали, пахали на коровах, у кого были, а то и сами в плуг впрягались. И зерно забирали у них подчистую, включая посевной материал, так что «продразверстку», по словам бабушки Агнии, вовсе не большевики придумали. Тогда тоже приезжали подводы в сопровождении полицейских, требуя налоги еще до того, как крестьяне успевали продать урожай, и забирали зерно в обмен на мизерную плату.
   А потом  начали возвращаться  калеки, пострадавшие от снарядов и ядовитых газов. И показывали шинели, сквозь которые «небо видно», тогда как вначале  войны «толщина их была не менее пальца». А на главной улице губернской столицы гремели музыкой и сияли электричеством многочисленные рестораны, где пировали «короли жизни», наживавшиеся на военных поставках. И это воздействовало на умы людей получше любых лозунгов политических вождей. «Кому война – беда, а кому – мать родная» - еще в те годы выстраданная мудрость. И не потерявшая актуальность  сегодня.
   Народные массы в 1917 году вполне осознанно сделали выбор, желая изменить свою жизнь к лучшему. И хотя вышеупомянутый церковный иерарх довольно долго рассуждал на тему того, как много сделал Николай Первый для народа своей страны, сколько школ он открыл, но моя прабабушка умела только имя свое написать печатными буквами, не зная даже всего алфавита. А на все их большое село имелась одна церковноприходская трехлетняя школа, которую мой дед и окончил еще до революции. А бабушка жила в городе и обучалась в четырехлетней «общедоступной народной школе», выучила множество стихов и молитв, а вот до умножения «столбиком» и деления «уголком» дело так и не дошло... Хотя, неподалеку располагалась женская гимназия, где обучали десять лет по вполне современным стандартам, правда, за немалую плату. А уж университеты были платными априори, тогда как в СССР высшее образование было бесплатным для всех. Было за что бороться?
    Когда я пошла в школу и начала изучать историю, то как-то раз спросила свою прабабушку Агнию:
- Когда тебе жилось лучше: при царе-батюшке или при советской власти?
  Она  посмотрела на свои морщинистые ладони со скрюченными пальцами и задумчиво промолвила:
- Сама суди. Вот, сижу я с тобой на завалинке, на солнышке старые кости грею, а мне каждый месяц от государства деньги просто так приносят. И медсестра заходит, о здоровье справляется, капли в глаза закапывает, денег не просит. А при царе я бы работала, пока не сдохла в борозде, как загнанная лошадь. Из моих семнадцати детей до взрослого возраста дожили шестеро, а внуки и правнуки все живы-здоровы, учат вас бесплатно, аж десять лет. И даже дальше, если захотите. А потом работать будешь за столом, с чистыми руками, а не такими, как мои. Как графья живете, электричество у всех, даже в деревнях, а не только на Дворянской улице! Такое мне по молодости и присниться не могло!
   Крепко мне запомнились те слова старой неграмотной женщины, пережившей две мировых, одну гражданскую войну и революцию с коллективизацией. И на их фоне слова церковнослужителя о «коллективном психозе народных масс» выглядят плевком ей в душу…
   И попыткой замутить восприятие наших детей и внуков, нивелировать достижения целого периода нашей страны. Очень многим хочется вытравить знания о периоде СССР из памяти народной, подменить праздник победы в народной революции праздником примирения с теми, кто отнял ее завоевания.
   Но история не прощает, когда ее уроки пытаются забыть, она их повторяет. И тогда велика вероятность угодить вновь в ту же яму…


Рецензии
Опять скажут, что Можейко бандитфашистиноагентбуржуйуехавшийкозёл, но...
Подвигло меня к написанию рецензии то, что есть и в тексте и в комментариях - "Забыли историю!".

Позволю себе привести немного фактов.

Пенсии у колхозников в СССР появились с 1965 года по Закону СССР о пенсиях и пособиях членам колхозов.
"Статья 24. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1965 года"
Если грубо посчитать, то пенсий у колхозников в СССР (1917-1991) не было 48 лет, а были 26.

http://museumreforms.ru/node/13885

Про паспортную систему в СССР все помнят. Если нет: с 1954 по 1975 год выдача паспортов регулировалась положением о паспортах. И до постановления Совмина СССР № 677 паспортов у колхозников паспортов не было. (на Прозе.ру есть несколько хороших, больших статей на эту тему).

http://www.kommersant.ru/doc/1147485?ysclid=m38j6v0q2f26076394

Бесплатное образование тоже было не всегда и не для всех.
Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.
Отменил это постановление Хрущев в 1962 году.
То есть 16 лет, молодёжь (или их родители) платили за 10 классы, техникумы и ВУЗы (с некоторыми исключениями).

http://dzen.ru/a/YXcV5HXeDSLMDqkA?ysclid=m38jb956ax421660987

И про здравоохранение в деревнях СССР.
Довоенное время не будем брать, ибо там всё было не очень.
«В 1930 г. в деревне работало 8 280
врачей, а в 1933 г. – 6180», – сообщил в 1935 г. нарком здравоохранения Г. Н. Каминский участникам XVI Всероссийского съезда Советов
[XVI Всероссийский съезд, c. 25]

Возможно стоит просто привести такой показатель: продолжительность жизни мужчин, проживающих в сельской местности РСФСР, к 1978 упала до беспрецедентного для экономически развитой страны значения – 58 лет.

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/115915/1/qr_2_2022_16.pdf?ysclid=m38jhv18to567527741

http://hippocratic.ru/medtext1/medtext_764.htm

Я прекрасно понимаю, что площадка Прозы не для научных и аргументированных статей, но всё же хочется читать, пусть и агитки, но взвешенные.

Лев Можейко   08.11.2024 12:52     Заявить о нарушении
А до этого периода пенсий у селян не было вообще! И не только у селян, но и у горожан тоже, за исключением узкого круга госслужащих! Что до паспортов, так моя прабабка переехала из села в город со всем семейством, имея на руках только справку из сельсовета.
Что же до образования, то до революции относительно бесплатными были только три класса церковно-приходской школы, да и то для тех, кто исправно платил церковную десятину. Мои родители учились как раз в то время, когда 10 класс был платным, потому учились весьма прилежно, чтобы оправдать надежды родителей и в вуз поступить. БЕСПЛАТНО! Я пишу свои статьи основываясь на достоверных сведениях от очевидцев и участников событий.
Касаемо здравоохранения, так прабабушку Агнию этот вопрос волновал особо, поскольку муж ее умер, после того, как "надорвался, меняя ось на груженой телеге,до земского доктора везли целый день, он отказался принимать без предварительной оплаты, пока собирали, тот и помер..." А еще в 19021 в Поволжье был не только голод, но и холера, прабабушка Агния потеряла тогда от болезни ПЯТЕРЫХ малолетних детей, все по той же причине - врача не было даже в большом селе! А при развитом социализме в СССР в каждой деревеньке создали хотя бы фельдшерский пункт и школа, которые после его разрушения с таким азартом разрушали "новореформаторы". Историю легко подтасовать и перекроить, используя одни документы и "забывая" о других, но есть еще воспоминания очевидцев, которых, к сожалению, остается все меньше, и этим многие пользуются...
Я уважаю любую точку зрения, если она высказана корректно, но правду истории забывать нельзя, она этого не прощает!

Инга Риис   08.11.2024 17:05   Заявить о нарушении
Я вам привел официальные документы СССР. Что же в них некорректного?

(Хотя я уже привык, что любители "самого справедливого общества в мире" плюют на факты и живут "воспоминаниями" и "чувствами". Я, кстати, родился в СССР, ходил в садик, учился в школе и в ВУЗе, начал трудовую деятельность тоже в СССР.
Но я не свидетель, плохо всё помню, некорректен, предвзят, наймит капитализма?..)

Лев Можейко   08.11.2024 17:12   Заявить о нарушении
Я ничего такого не писала, привела воспоминания очевидцев, которым можно было доверять, современников событий и их отношение к происходящему вокруг них. Автору удобно передергивать мои слова и "изображать жертву"? Напишите свою статью, а не паразитируйте и пиарьтесь на чужой!

Инга Риис   08.11.2024 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.