13-ая воспоминания

"13- АЯ"

(ВОСПОМИНАНИЯ)

 Загадочное число «13» давно морочит голову человечеству, а «пятница – 13-ого»  -  и вовсе почему-то «чёрная»… Откуда  эти суеверия, кто «наделил»  обыкновенное число  нечто немыслимым? К примеру,  в такую пятницу мы с участниками группы « Поиск» вполне благополучно побывали  в  Марьевке, на родине поэта В.Д. Фёдорова, затерявшейся в просторах сибирских полей, лесов и  лугов (мы, это 13 подростков «группы риска» из спецшколы вместе со мной, руководителем краеведческого кружка).  Но зачем я об этом говорю? Почему это так памятно? 

С  цифрой «13»в важных для себя событиях сталкивалась не однажды.  Приведу  особенный  пример из своей педагогической практики.
 Именно 13- ой  (по жребию) оказалась  при защите своей  работы по литературному краеведению на Областном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса».

Мною,   руководителем  литературно-поисковой работы в школе представлялся учебно-методический комплект «Литературное краеведение: от «А до Я», разработанный  для обучающихся 5-9 классов и состоящий из трех частей: программы факультативного курса, книги-журнала и приложений.
 
Литературное краеведение являлось    одним из направлений нашей школы, которым были охвачены обучающиеся  5-9 классов (речь идет о специальном учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением).

 Защищать свои труды в институт усовершенствования съехались педагоги со всего Кузбасса. Торжественный зал расцветал улыбками  молодых, нарядно  одетых, несколько взволнованных участниц конкурса. Многие прибыли в сопровождении  групп поддержки. 
  Нас было пятнадцать участников, и мы тянули жребий. Я никогда не была поклонницей нумерологии, но, честно говоря, была удивлена, вытащив фишку с номером «13». Именно в таком порядке мне предстояло выступать, и, как оказалось, я была самой возрастной участницей.

Наш посёлок находится недалеко от областного центра, и школьный автобус доставил нас вовремя. Поскольку участники из других районов прибыли раньше, нам, представителям специальной школы, достались места за столами предпоследних рядов в просторной, светлой и современно оборудованной аудитории. В зале царила атмосфера волнения, как перед важным состязанием, и эта тревожность передалась и мне.

«Не волнуйтесь, всё будет хорошо!» — успокаивала меня Т. А., завуч нашей школы.

В горле пересыхало… Профессиональное заболевание — фарингит — могло проявиться и подвести в самый неподходящий момент. Мне так хотелось стать «невидимкой».

В состав экспертной группы вошли семь профессионалов: сотрудники департамента образования, специалисты из института повышения квалификации и преподаватели вузов, а также педагоги, которые уже становились победителями конкурсов в прошлом.

Наконец, организационные моменты  позади, и началась защита.

Первой на сцену поднимается молодая учительница. Её голос, мелодичный и чистый, словно весенний ручей, разливается свободно и непринуждённо. Она уверенно ведёт свой доклад, быстро отвечает на все заданные вопросы и, получив заслуженные аплодисменты в знак благодарности за своё выступление, исчезает за дверью аудитории. Девушка действительно спешит, опасаясь опоздать на рейсовый автобус, который вот-вот отправится в один из самых отдалённых районных центров.

Покорила завидная самоуверенность и видимое спокойствие молодого педагога,  умение не стушеваться перед  аудиторией, а также хорошая осведомленность участницы престижного конкурса в вопросах экологической направленности, что ею представлялось в рамках своей работы (есть чему поучиться у молодых, однако).
 
С нескрываемым интересом мы наблюдали за выступлением конкурсантки из Ленинска-Кузнецкого. Она была одета с безупречным вкусом: элегантный костюм светло-кофейного цвета, строгий крой, минимум аксессуаров, изящные туфли приглушённого бежевого оттенка на высоком каблуке — всё это создавало образ милой и деловой женщины.

Участница конкурса сдержанно и с достоинством представляла свою проектную работу патриотической направленности. Всех в зале покорила презентация с видеозаписями, посвященными различным мероприятиям. Дети в ярких костюмах бойко произносили монологи и диалоги, невольно заставляя нас сравнивать это «действо» с нашей собственной презентацией, которая явно уступала в оформлении.

Стоит подчеркнуть, что в прошлом, лет десять-пятнадцать назад, не каждый мог подготовить достойную презентацию. Именно тогда мы стали пионерами в области повсеместного использования компьютеров.

Я понимала, что мой научный подход к представлению информации, включающий схемы, классификации и наглядные материалы, будет преимуществом в предстоящем выступлении. Однако недостаёт живости, это факт.

 Когда я смотрела на то, как выступают другие участницы, то заметила, что они  завладели вниманием зрителей уже с самого начала. В этот момент мне показалось, что сама судьба даёт мне шанс всё исправить, задерживая моё появление на сцене.

Репутация школы... Осознаю, насколько важно представить результаты своих многолетних исследований в лучшем свете. До выступления остается как минимум два часа.

Я прошу коллег следить за очерёдностью выступлений и в нужный момент дать мне знак о выходе за кафедру. А пока  открываю свои рабочие альбомы и ищу моменты, которые сделают защиту более яркой и запоминающейся.

Импровизация в такой ситуации — это риск. Однако, познакомившись с работами других авторов, вижу свои личные просчёты и должна сосредоточиться и сконцентрироваться в условиях, выходящих за рамки привычного. Надо  максимально исправить положение.

Я вручаю своей ассистентке (школьному библиотекарю) записку:

— План текста мало изменится, исполнение будет спонтанным, по мере развития событий...

Пытаясь оставаться невозмутимой,  полностью сосредотачиваюсь на работе, пока не слышу шёпот коллеги:
— Ваше выступление скоро.


Пока мой ассистент М.А. готовит всё для презентации, я напоминаю себе:

— Главное — показать успех и победить!

Итак...

- Добрый день, уважаемые коллеги!- обращаюсь к аудитории...

Сегодня мы представляем новый учебно-методический комплект «Литературное краеведение: от А до Я», разработанный для учащихся 5–9 классов. В комплект входят программа, книга-журнал и дополнительные материалы.

Этот проект — результат многолетней работы педагога-словесника. Его цель — использовать литературное творчество и изучение родного края для воспитания подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Творчество для нас — это способ выйти за рамки стереотипов, открыть новое и развивать таланты. Мы применяем активный подход: создаем поисковые группы и оцениваем вклад каждого участника.

Далее мы кратко расскажем о методике, основанной на событийном подходе, и перечислим яркие школьные мероприятия, которые помогают подросткам выйти из рутины, почувствовать связь с родным краем и раскрыть свои способности.

На экране появится социальный паспорт учащихся спецшколы. Прошу помощницу озвучить некоторые факты из данного документа.

В ходе двухчасового марафона мне удалось обогатить учебно-методическое пособие новыми элементами, которые привлекут внимание взыскательной аудитории. Эти элементы были представлены в виде диалога:

— Наша книга — источник вдохновения, — начала я. — Читая её, человек проникается любовью к родине и передаёт это чувство ребёнку, заряжая его энергией.

— Это стимул, — подхватила мой ассистент. — Мы занимаемся любимым делом, посвящаем свои таланты Кузбассу.

— Это призыв, — продолжила я. — Мы обращаемся к детям, чтобы найти себя и полюбить родину, и к взрослым, чтобы они стали проводниками в этом мире.

— Это образ, — добавляет коллега. — В книге слова заменяются картинами детей, учителей или авторов. Через цвет, необычную форму и чуткое слово мы говорим о родине, чтобы кто-то стал её ключом.

— Это инструмент, — заключила я. — Книга помогает взрослым быть рядом с ребёнком, особенно в трудные моменты.

Презентация прошла в формате диалога, что подчеркнуло важность сотрудничества с библиотекарем школы для успеха в литературном краеведении. Аудитория аплодировала, задавала вопросы, на которые мы отвечали примерами, теоретическими суждениями и методическими рекомендациями.





***
PS:
Так нами был заработан  грант.  Кабинет русского языка и литературы с 2010 года  современно оборудован (компьютер, интерактивная доска, принтер) с  полным программным обеспечением.

 
А на защите  работы по краеведению, при участии в престижном Областном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса» в 2010 году, я  была  «тринадцатой...» (порядковый номер выступления).

 Так стоит ли быть суеверным?








 


Рецензии