13-ая воспоминания

"13- АЯ"

(ВОСПОМИНАНИЯ)

Загадочное число «13» давно морочит голову человечеству, а «пятница – 13-ого»  -  и вовсе почему-то «чёрная»… Откуда  эти суеверия, кто «наделил»  обыкновенное число  нечто немыслимым?

С  цифрой «13»в важных для себя событиях сталкивалась не однажды.  Приведу  особенный  пример из своей педагогической практики.
 Именно 13- ой  (по жребию) оказалась  при защите своей  работы по литературному краеведению на Областном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса».

Мною,   руководителем  литературно-поисковой работы в школе представлялся учебно-методический комплект «Литературное краеведение: от «А до Я», разработанный  для обучающихся 5-9 классов и состоящий из трех частей: программы факультативного курса, книги-журнала и приложений.
 
Литературное краеведение являлось    одним из направлений нашей школы, которым были охвачены обучающиеся  5-9 классов (речь идет о специальном учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением).

 Защищать свои труды в институт усовершенствования съехались педагоги со всего Кузбасса. Торжественный зал расцветал улыбками  молодых, нарядно  одетых, несколько взволнованных участниц конкурса. Многие прибыли в сопровождении  групп поддержки. 
  Нас было пятнадцать участников, и мы тянули жребий. Я никогда не была поклонницей нумерологии, но, честно говоря, была удивлена, вытянув фишку с номером «13». Именно в таком порядке мне предстояло выступать.

 В зале царила атмосфера волнения, как перед важным состязанием, и эта тревожность передавалась и мне.

«Не волнуйтесь, всё будет хорошо!» — успокаивала меня Т.А., завуч нашей школы.

В горле пересыхало… Профессиональное заболевание - фарингит - могло проявиться и подвести в самый неподходящий момент. Мне так хотелось стать «невидимкой».

В состав экспертной группы вошли семь профессионалов: сотрудники департамента образования, специалисты из института повышения квалификации и преподаватели вузов, а также педагоги, которые уже становились победителями конкурсов в прошлом.

Наконец, организационные моменты  позади, и началась защита.

Первой на сцену поднимается молодая учительница. Её голос, мелодичный и чистый, словно весенний ручей, разливается свободно и непринуждённо. Она уверенно ведёт свой доклад, с сознанием дела отвечает на все заданные вопросы и, получив заслуженные аплодисменты в знак благодарности за своё выступление, исчезает за дверью аудитории. Девушка действительно спешит, опасаясь опоздать на рейсовый автобус, который вот-вот отправится в один из самых отдалённых районных центров.

Покорила завидная самоуверенность и видимое спокойствие молодого педагога,  умение не стушеваться перед  аудиторией, а также хорошая осведомленность участницы престижного конкурса в вопросах экологической направленности, что ею представлялось в рамках своей работы (есть чему поучиться у молодых, однако).


С нескрываемым интересом мы наблюдали за вторым выступлением, где участница конкурса с достоинством представляла проектную работу патриотической направленности. Присутствующие были очарованы видеопрезентацией, посвящённой различным событиям. Юные артисты в красочных костюмах вдохновенно читали монологи и диалоги, невольно заставляя нас сравнивать их выступление с нашей собственной презентацией, которая явно проигрывала в оформлении.
 
Стоит подчеркнуть, что в прошлом, лет десять-пятнадцать назад, не каждый мог подготовить достойную презентацию. Именно тогда мы стали пионерами в области повсеместного использования компьютеров.

Мной осознавалось, что научный подход к представлению информации, включающий схемы, классификации и наглядные материалы, будет преимуществом в моём предстоящем выступлении. Однако недостаёт живости, это факт.

 Когда я смотрела выступления конкурсанток, заметила, как они сразу же захватывали внимание зрителей. В этот момент мне показалось, что судьба дает шанс что-то изменить, задерживая мое появление на сцене.

Репутация школы... Осознаю, насколько важно представить результаты своих многолетних исследований в лучшем свете. До выступления остается как минимум два часа.

Я обращаюсь к своим коллегам с просьбой контролировать порядок выступлений и в нужный момент подать мне сигнал о необходимости выйти к кафедре. А пока  открываю свои рабочие тетради и ищу идеи, которые помогут сделать презентацию более интересной и запоминающейся.

Вручаю своей помощнице (школьному библиотекарю) записку:

- План выступления останется прежним, но его исполнение будет зависеть от обстоятельств. Пожалуйста, поддержите меня в моих обращениях к вам.

Стараюсь быть спокойной и полностью погружаюсь в работу, покуда не слышу шепот коллеги: «Ваше выступление скоро».


Пока мой ассистент М.А. готовится к презентации, я повторяю себе:

- Всё должно быть на высоте, чтобы достичь успеха и победить!

Итак...

- Добрый день, уважаемые коллеги!

  Представляем учебно-методический комплект «Литературное краеведение: от А до Я». Он создан для учащихся 5–9 классов и включает программу, книгу-журнал, а также дополнительные материалы.

УМК - результат многолетней работы. Его задача — использовать литературное творчество и изучение родного края для воспитания подростков из "группы риска". Творчество для нас - это способ выйти за рамки привычных стереотипов, открыть новое, развивать таланты. Мы применяем активный подход, создавая поисковые группы и оценивая вклад каждого участника.

На экране появится социальный паспорт учащихся спецшколы. Помощница по моей просьбе озвучит некоторые факты из него.

Далее мы подробно обсудим методику, основанную на событийном подходе. Подчеркнём важность сотрудничества с библиотекарем для успешного изучения литературного краеведения. Для наглядности приведем короткие диалоги с коллегой-библиотекарем. Вот пример такого разговора:

- Наша книга - источник вдохновения, - начну я. - Читая её, взрослые проникаются любовью к родине и передают это чувство детям, заряжая энергией.

- Это мотивация, - подхватит коллега, кивая в знак согласия. - Мы занимаемся любимым делом,отдаём свои таланты Кузбассу.

 - Призыв, - продолжу я. - Мы взываем к детям, чтобы они нашли себя и полюбили родину, и ко взрослым, чтобы они стали проводниками в этом мире.

- Образ, - добавит коллега. -  Через необычную форму книги, картины-образы, чуткое слово мы говорим о родине. Кто-то станет её ключом.

- Инструмент, - завершу я. - Книга помогает взрослым быть рядом с ребёнком, особенно в трудные моменты.

Презентация, таким образом, будет проходить в формате живого диалога. Аудитория сможет активно участвовать в обсуждении: задавать вопросы, на которые мы будем отвечать, подкрепляя свои ответы примерами, теоретическими обоснованиями и практическими рекомендациями.


PS:
Так нами был заработан  грант.  Кабинет русского языка и литературы с 2010 года  современно оборудован (компьютер, интерактивная доска, принтер) с  полным программным обеспечением.


 ***
2010 год - год  участия в Областном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса». На защите своей работы по литературному краеведению я выступала  тринадцатой...

Так стоит ли быть суеверным?













 


Рецензии