13-ая воспоминания
(ВОСПОМИНАНИЯ)
Загадочное число «13» давно морочит голову человечеству, а «пятница – 13-ого» - и вовсе почему-то «чёрная»… Откуда эти суеверия, кто «наделил» обыкновенное число нечто немыслимым? К примеру, в такую пятницу мы с участниками группы « Поиск» вполне благополучно побывали в Марьевке, на родине поэта В.Д. Фёдорова, затерявшейся в просторах сибирских полей, лесов и лугов (мы, это 13 подростков «группы риска» из спецшколы вместе со мной, руководителем краеведческого кружка). Но зачем я об этом говорю? Почему это так памятно?
С цифрой «13»в важных для себя событиях сталкивалась не однажды. Приведу особенный пример из своей педагогической практики.
Именно 13- ой (по жребию) оказалась при защите своей работы по литературному краеведению на Областном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса».
Мною, руководителем литературно-поисковой работы в школе представлялся учебно-методический комплект «Литературное краеведение: от «А до Я», разработанный для обучающихся 5-9 классов и состоящий из трех частей: программы факультативного курса, книги-журнала и приложений.
Литературное краеведение являлось одним из направлений нашей школы, которым были охвачены обучающиеся 5-9 классов (речь идет о специальном учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением).
Защищать свои труды в институт усовершенствования съехались педагоги со всего Кузбасса. Торжественный зал расцветал улыбками молодых, нарядно одетых, несколько взволнованных участниц конкурса. Многие прибыли в сопровождении групп поддержки.
Нас было пятнадцать участников, и мы тянули жребий. Я никогда не была поклонницей нумерологии, но, честно говоря, была удивлена, вытащив фишку с номером «13». Именно в таком порядке мне предстояло выступать, и, как оказалось, я была самой возрастной участницей.
Наш посёлок находится недалеко от областного центра, и школьный автобус доставил нас вовремя. Поскольку участники из других районов прибыли раньше, нам, представителям специальной школы, достались места за столами предпоследних рядов в просторной, светлой и современно оборудованной аудитории. В зале царила атмосфера волнения, как перед важным состязанием, и эта тревожность передалась и мне.
«Не волнуйтесь, всё будет хорошо!» — успокаивала меня Т. А., завуч нашей школы.
В горле пересыхало… Профессиональное заболевание — фарингит — могло проявиться и подвести в самый неподходящий момент. Мне так хотелось стать «невидимкой».
В состав экспертной группы вошли семь профессионалов: сотрудники департамента образования, специалисты из института повышения квалификации и преподаватели вузов, а также педагоги, которые уже становились победителями конкурсов в прошлом.
Наконец, организационные моменты позади, и началась защита.
Первой на сцену поднимается молодая учительница. Её голос, мелодичный и чистый, словно весенний ручей, разливается свободно и непринуждённо. Она уверенно ведёт свой доклад, быстро отвечает на все заданные вопросы и, получив заслуженные аплодисменты в знак благодарности за своё выступление, исчезает за дверью аудитории. Девушка действительно спешит, опасаясь опоздать на рейсовый автобус, который вот-вот отправится в один из самых отдалённых районных центров.
Покорила завидная самоуверенность и видимое спокойствие молодого педагога, умение не стушеваться перед аудиторией, а также хорошая осведомленность участницы престижного конкурса в вопросах экологической направленности, что ею представлялось в рамках своей работы (есть чему поучиться у молодых, однако).
С нескрываемым интересом мы наблюдали за выступлением конкурсантки из Ленинска-Кузнецкого. Она была одета с безупречным вкусом: элегантный костюм светло-кофейного цвета, строгий крой, минимум аксессуаров, изящные туфли приглушённого бежевого оттенка на высоком каблуке — всё это создавало образ милой и деловой женщины.
Участница конкурса сдержанно и с достоинством представляла свою проектную работу патриотической направленности. Всех в зале покорила презентация с видеозаписями, посвященными различным мероприятиям. Дети в ярких костюмах бойко произносили монологи и диалоги, невольно заставляя нас сравнивать это «действо» с нашей собственной презентацией, которая явно уступала в оформлении.
Стоит подчеркнуть, что в прошлом, лет десять-пятнадцать назад, не каждый мог подготовить достойную презентацию. Именно тогда мы стали пионерами в области повсеместного использования компьютеров.
Я понимала, что мой научный подход к представлению информации, включающий схемы, классификации и наглядные материалы, будет преимуществом в предстоящем выступлении. Однако недостаёт живости, это факт.
Когда я смотрела на то, как выступают другие участницы, то заметила, что они завладели вниманием зрителей уже с самого начала. В этот момент мне показалось, что сама судьба даёт мне шанс всё исправить, задерживая моё появление на сцене.
Репутация школы... Осознаю, насколько важно представить результаты своих многолетних исследований в лучшем свете. До выступления остается как минимум два часа.
Я прошу коллег следить за очерёдностью выступлений и в нужный момент дать мне знак о выходе за кафедру. А пока открываю свои рабочие альбомы и ищу моменты, которые сделают защиту более яркой и запоминающейся.
Импровизация в такой ситуации — это риск. Однако, познакомившись с работами других авторов, вижу свои личные просчёты и должна сосредоточиться и сконцентрироваться в условиях, выходящих за рамки привычного. Надо максимально исправить положение.
Я вручаю своей ассистентке (школьному библиотекарю) записку:
— План текста мало изменится, исполнение будет спонтанным, по мере развития событий...
Пытаясь оставаться невозмутимой, полностью сосредотачиваюсь на работе, пока не слышу шёпот коллеги:
— Ваше выступление скоро.
Пока мой ассистент М.А. готовит всё для презентации, я напоминаю себе:
— Главное — показать успех и победить!
Итак...
- Добрый день, уважаемые коллеги!- обращаюсь к аудитории...
Сегодня мы представляем новый учебно-методический комплект «Литературное краеведение: от А до Я», разработанный для учащихся 5–9 классов. В комплект входят программа, книга-журнал и дополнительные материалы.
Этот проект — результат многолетней работы педагога-словесника. Его цель — использовать литературное творчество и изучение родного края для воспитания подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Творчество для нас — это способ выйти за рамки стереотипов, открыть новое и развивать таланты. Мы применяем активный подход: создаем поисковые группы и оцениваем вклад каждого участника.
Далее мы кратко расскажем о методике, основанной на событийном подходе, и перечислим яркие школьные мероприятия, которые помогают подросткам выйти из рутины, почувствовать связь с родным краем и раскрыть свои способности.
На экране появится социальный паспорт учащихся спецшколы. Прошу помощницу озвучить некоторые факты из данного документа.
В ходе двухчасового марафона мне удалось обогатить учебно-методическое пособие новыми элементами, которые привлекут внимание взыскательной аудитории. Эти элементы были представлены в виде диалога:
— Наша книга — источник вдохновения, — начала я. — Читая её, человек проникается любовью к родине и передаёт это чувство ребёнку, заряжая его энергией.
— Это стимул, — подхватила мой ассистент. — Мы занимаемся любимым делом, посвящаем свои таланты Кузбассу.
— Это призыв, — продолжила я. — Мы обращаемся к детям, чтобы найти себя и полюбить родину, и к взрослым, чтобы они стали проводниками в этом мире.
— Это образ, — добавляет коллега. — В книге слова заменяются картинами детей, учителей или авторов. Через цвет, необычную форму и чуткое слово мы говорим о родине, чтобы кто-то стал её ключом.
— Это инструмент, — заключила я. — Книга помогает взрослым быть рядом с ребёнком, особенно в трудные моменты.
Презентация прошла в формате диалога, что подчеркнуло важность сотрудничества с библиотекарем школы для успеха в литературном краеведении. Аудитория аплодировала, задавала вопросы, на которые мы отвечали примерами, теоретическими суждениями и методическими рекомендациями.
***
PS:
Так нами был заработан грант. Кабинет русского языка и литературы с 2010 года современно оборудован (компьютер, интерактивная доска, принтер) с полным программным обеспечением.
А на защите работы по краеведению, при участии в престижном Областном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса» в 2010 году, я была «тринадцатой...» (порядковый номер выступления).
Так стоит ли быть суеверным?
Свидетельство о публикации №223110700662