Литературный ликбез 8

Сага – жанр скандинавской и исландской эпической литературы; героическая эпопея, соединяющая стихотворные и прозаические описания деяний.
Происходит от древнескандинавского «Сказ», «сказание». В основном саги повествуют о событиях происходившие как в Скандинавии, с 930 года по 1030 год, так и в соседних странах, в том числе и на Руси.
Существует несколько видов саг.
«Саги о древних временах» в которых переплетены реальные события и мифические мотивы, на общих основания для всех германских народов. Наиболее популярными являются «Сага Вёльсунгах», в ней рассказывается   о жизни сына самого Одина и его потомков, о смелости и предательстве, верности и любви.
 Одной из разновидности являются так называемые «Лживые саги». Они воспринимаются как вымышленные, не имеющие ни чего общего с реальными событиями их художественная ценность невелика, если их сравнивать с современными жанрами то, они носят развлекательный низкопробный характер.
«Саги о королях» в них описывается история Норвегии, потому что в Исландии не было королевской власти. Наиболее полным собранием таких саг является «Круг земной» Снорри Стурлусона, а также отдельные саги как «Сага о Хаконе Хаконарсоне». В ней рассказывается о короле Хаконе Четвёртом и его борьбе за власть, ходе этой гражданской войны.
«Сага об исландцах» это родовые саги исландцев, повествующие о их жизни, истории, взаимодействии родов, как враждебно настроенных, так и дружелюбных. Среди них можно назвать «Сагу Эгиле», повествующую о жизни буйного и своенравного скальда Эгиля Скаллагримссона, «Сага о Ньяле», мудром верном друге совершенного воина Гунара, сына Хамунда, который давал этому воину много дельных советов и благодаря чему оба прошли немало испытаний, победили многих врагов. К разряду таких саг можно отнести «Сагу о Битве на пустоши», рассказывающую о борьбе исландских хевдингов Стюр Убийцы и Барди Убийцы, с непокорными бондами, не желавшими им подчиниться и многие другие.
«Саги о недавних событиях» рассказывают об исландцах, их родовых битвах, в основном происходивших в так называемую эпоху Стурлунгов.
В этих сагах рассказывается история подчинения Исландии норвежской короне.
Авторство этой саги приписывается Торду, сыну, Нарви, год рождения неизвестен, умер в 1308 году.
Первое издание Саги было напечатано в Копенгагене в 1817-1820 годах под названием «Сага Стурлунгах или Большая Сага об Исландцах».
«Сага о епископах», это сборник саг, рассказывающих о становлении католической церкви в Исландии. Так как монахи в монастырях были людьми образованными, они старались изложить достоверно исторические события того времени, с 1000 по 1340 годы.
Кроме изложения событий, происходивших в то время, в этих сагах много места уделялось прославлению католической церкви, подвижничеству святых, широко использовался мотив чудес, творимых различными адептами католической веры.
Так же понятие сага относится не только к произведениям скандинавских авторов, сюда входят различные пересказы классических сюжетов, как «Всемирная сага», Сага о римлянах» и прочее.
В некоторых сагах рассказывается о истории Руси, приключениях варягов в Гардарике, как они назвали Русь, то есть «Страной городов».
В метафорической форме понятие сага может относиться к произведениям монументальных, разноплановых произведений, как «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, описывающую жизнь семьи Форсайтов на протяжении длительного времени.
Из российских произведений можно считать сагами такие произведения как «Тихий Дон» Шолохова, «Вечный зов» Иванова, в которых так же рассказывается история разных поколений в одних семьях.
Из литературы саги перекочевали в кинематограф, и несомненно сагами можно назвать такие фильмы, состоящие из различных семейных историй, как «Звёздные войны», «Сумерки» о вампирах, и прочие.

Композиция - в переводе с латинского «построение» — это деление произведения на определённые части взаимосвязанные друг с другом, определяющие целостность произведения в пространстве и времени.
Одним из первых кто дал определение термину композиция был Марк Фабий Квинтилиан 35 – 96 н.э. годы жизни, римский ритор, то есть учитель красноречия.
Он раздел план речи на 8 частей.
Обращение – это привлечение слушателей к выступлению, используя различные приёмы, поднимая животрепещущую тему, или же с помощью провокации и других способов.
Наименование темы – более подробное наименование темы, в совокупности с известными фактами, а также новыми примерами.
Повествовании темы - рассказ об источнике возникшей проблемы, различные аспекты, освещающие событие, следствия, возникающие при дальнейших последствиях, в случае различных вариаций развития событий.
Описание – рассказ о том, в каком ныне состоянии находится предмет обсуждения.
Доказательство – основное действо, направленное на доказательство правильности или не правильности решений по тому или иному событию.
Опровержение – утверждение, основанное на опровержении приведённых фактов, в случае если будет принято иное решение.
Воззвание – используется для провокации свершение того или иного действия, как на благородные поступки, так и на совершение преступление путём разжигания эмоциональных страстей, призыв к объединению сил для решения различных задач. Пожалуй, самое сильное средство в речи оратора.
Заключение – в нём излагаются выводы по поводу озвученной темы, закрепляется тезисы в сознании слушателей.
В некоторых текстовых литературных произведения используются несколько упрощённые разделы композиции это: вступление, основная часть и заключение.
Композиция делится на два типа внутренняя и внешняя
Внешний тип — это разбивка произведения составные структурные части: эпилог, пролог, главы, эпиграфы, лирические отступления, позволяющие разнообразить текст. Внешний тип хорош тем, что позволяет читатели воспринимать прочитанное дозированно, с остановками, для размышлений и более глубокого понимания сущности прочитанного.
Внутренний тип композиции более сложен, так как содержит гораздо больше структурных элементов. Внутренний тип делает текст более динамичным, ярким, запоминающимся за счёт монологов и диалогов, описания действующих лиц, зарисовки мест, в которых происходит действия, образы природы, городов, различный ситуаций и прочего.
Существуют различные виды композиций по форме подачи композиций.
Линейная – события идут одним чередом, без резких поворотов сюжета, зачастую в течении одного дня, как, например «Горе от ума» Грибоедова.
Обратная – первоначально излагается в финальная сцена, потом излагаются события, приведшие к этому финалу. Так начинается произведение Лермонтова «Герой нашего времени», где появляется Печорин, а потом читатель узнаёт из его бумаг историю жизни этого литературного героя.
Параллельная – это когда в произведении есть несколько главных героев и о каждом описан свой образ, но при этом их сюжетные линии пересекаются как у Гоголя в «Мёртвых душах».
Полифоническая – в такой композиции читатель познаёт внутренний мир каждого героя, при чём все они остаются важной частью произведения и никак не могут быть исключены, потому как при этом рушится вся целостность произведения. Примером такой композиции может служить «Преступление и наказание» Достоевского.
Кольцевая композиция – характерным условием этой композиции является то, что после различных приключений героя он возвращается в исходную точку повествования, ярким примером такой композиции является сказка Пушкина о золотой рыбке, где старуха опять оказывается у разбитого корыта.
Зеркальная – повторение одних и тех же образов, но в различных ситуациях, как правило в начале и конце повествования, где герой первоначально не придаёт значение происходящим событиям, но в последствии  сожалеет об упущенной возможности, как у Пушкина в «Евгении Онегине», где Онегин с пренебрежением относится к чувствам Татьяны, но позже, по прошествии нескольких лет, сожалеет, как и бывает в жизни о своём отказе.
Умолчание - такая композиция характерна больше всего для детективного жанра, когда в последовательном изложении становится ясна причина завязки произведения.
Концентрическая - при которой причины всех каждого из последующих событий находятся и взаимосвязаны с прошлым, как в произведении Толстого «Фальшивый купон».
Ретроспективная – действия в этом жанре начинаются как бы с концы событий и постепенно приводят к финалу, который является началом действия, так в произведении Толстого «Смерть Ивана Ильича» рассказывается о похоронах героя произведения, а после о событиях, приведших к этому печальному концу.
Рамочная – композиция, как бы включающая рассказ в рассказе, персонаж рассказывает о событиях, происходивших в его жизни, и дополняется рассуждениями самого автора об услышанном, как у Горького «Старуха Изергиль».
Свободная – композиция, когда автор по своему усмотрению смешивает две или несколько композиций с целью привлечь внимание читателя, разнообразными поворотами сюжета, мастером таких композиций заслуженно считается писатель Фолкнер.
Элементами композиций являются: пролог,  делающий произведения более интригующим, завязка, когда зарождается сама суть произведения, показываются конфликты, противоречия, мысли  героев произведения, развитие сюжета, представляющий собой череду событий разного направления, кульминация в которой события достигают своего пика, развязка, завершающая кульминацию и эпилог, включающий сюда авторскую оценку событий, выводы, нравственное поучение, повествование о ом, как далее  продолжилась жизнь персонажей.
Речевыми элементами композиции, позволяющие оживить произведение, сделать его более ярким, запоминающимся, являются монологи и диалоги, раскрывающие образы персонажей, их переживания, эмоциональное состояние, включают лирические отступления, хотя и не относящиеся к непосредственной структуре произведения, но помогающие более широко показать внутренний мир действующих лиц. Так включаются сюда мысли, рассуждения самого автора, его отношения к действующим лицам, описываемым событиям, при этом не скрывая собственной положительной или отрицательной оценки.
Образные элементы, входящие в состав композиции, это персонажи, действия которых раскрывают замысел автора, сюда включаются так же описание обстановки, где происходит действие, помещений, домов, улиц, городов, стран, дорог, мостов и прочее.
Для усиления звучания произведения используется такой элемент как вставка, различные сцены из прошлого, отклик которых влияет на события настоящего, сны героев произведения, стихи, байки и прочее.

Байка – от слова «баять», то есть говорить, рассказывать, иногда основанный на реальных событиях, но приукрашенный поучительный, юмористический рассказ. Достоверность байки основана на личном опыте рассказчика или с кем-либо, даже не всегда знакомого с рассказчиком.
Виды баек: охотничьи байки, рыбацкие байки, армейские байки, студенческие байки, исторические байки, морские байки, жизненные байки, описывающие различные ситуации, происходящие с людьми.
Охотничьи байки рассказы о приключениях охотников, случающиеся с ними на охоте, рассказывающие так же о том, как охотник выходит из трудных ситуациях, необычных трофеях, поведениях животных и тому подобные.
Рыбацкие байки, в основном, рассказывают об удачах рыбаков, поимке рыбы необычных размеров, поведениях самих рыбаков, способах ловли.
Армейские байки рассказывают о тех необычных случаях, что происходили с теми, кто служил, обыгрывается тупость командиров и начальников, говорится о смекалке солдат, приключениях в самоволке и прочее.
Студенты, как правило, живут не очень богато, и потому их байки помогают скрасить трудную, полную забот жизнь студента, так же повествуют о разных уловках при сдаче экзаменов, взаимоотношениях учеников с преподавателями и так далее.
Исторические байки рассказывают о различных событиях, происходивших в прошлом, исторических личностях, нравах прошлого, при этом достаточно порой искажая истинные факты.
Жизнь моряка происходит в однообразной атмосфере на корабле, где день за днём повторяются одни и те же события и что бы разнообразить свою жизнь, моряки придумывают различные байки при этом, залихватски преувеличивая морскую романтику.
Жизненные байки, порой наполнены житейской мудрости, передают жизненный опыт старших поколений, в юмористической форме преподают моральные основы бытия, помогают находить выходы из трудных жизненных ситуаций, типа: «А вот такой же случай был с…».
Байки пользуются популярностью, потому что они полны оптимизма, поднимают настроение, неназойливо предлагают пути решения различных проблем.
Анекдот – образовано от греческого «не изданное», короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста, хотя и имеются сборники анекдотов в печатном виде. Анекдоты весьма популярный жанр, который в настоящее время озвучивается на радио, телевидение, выставляется в интернете. В отличии от байки анекдот лишён доли реальности, это полностью выдуманная история.
Человек любит посмеяться, при чём особенно над короткими весёлыми рассказами. Анекдоты строятся   на основе различных ассоциация, семейных, дружеских, политических, социальных и прочих отношениях, практически все сферы человеческой деятельности способны выразиться в анекдотах.

Анекдоты относятся к фольклорному жанру, и потому   многие авторы из простого народа и остаются неизвестными. При рассказывании анекдотов применяется имитация тех или иных деятелей, жизненных ситуаций, исторических событий, национальные особенности.
Анекдоты появились в глубокой древности уже в шумерских глиняных табличках мы находим короткие   анекдоты, порой довольно неприличного содержания.
Так же анекдоты любили и в Древнем Египте, вот один из них: человек был женат на одноглазой женщине двадцать лет. Однажды он ей сказал: «Я с тобой развожусь потому, что ты одноглазая». Жена ответила: «И ты заметил это только сейчас?».
В Древней Греции был популярен анекдот: «Один человек решил научит осла не есть и перестал кормить. Когда тот сдох, он очень сожалел, потому что осёл только научился обходиться без еды».
В Древнем Риме один император заметил простолюдина очень похожего на него и спросил, не был ли отец императора знаком с его матерью. На что простолюдин ответил, что нет, но его отец бывал часто во дворце.
Были так же популярны анекдоты и в Средние века. Один довольно тучный человек спешил в город до закрытия городских ворот, и встретив крестьянина спросил, сможет ли он пройти через городские ворота. Тот посмотрел на путника и сказал, что если там проходит телега с сеном, то и толстяк пройдёт.
В России анекдотами назывались короткие истории на житейские темы. Они освещали разные стороны жизни различных классов, от императора до простых людей.
Во время Крымской войны процветало в войсках воровство и потому армия плохо снабжалась. Возмущённый Николай Первый в разговоре с наследником, будущим царём, Александром Вторым в сердцах сказал: «Сашка! Мне кажется, что в России не воруем только мы с тобой».
Решил как - то государь поехать в деревню. Видит кузня, а в ней кузнец куёт раскалённую подкову.
- Какая она горячая, - восхищается государь.
- Нет, - отвечает кузнец, - дадите червонец языком оближу.
Государь даёт червонец, кузнец лижет его и кладёт в карман.
О какой прекрасный вид, - восхищается барин, - я бы не поменял его ни на какой другой.
- Возможно, - ответил крестьянин, - но если бы вы ради этого вида пахали, сеяли, боронили, косили, убирали, тогда смотрели иначе.
Анекдоты так же имеют и национальную окраску, где беззлобно высмеиваются те, или иные нации.
Чукча написал рассказ и принёс в редакцию, там за голову схватились, так всё безграмотно написано ему и говорят:
- Вы хоть одну книгу читали?
Он отвечает:
- Чукча не читатель, чукча писатель.
Урок физкультуры в армянской школе, преподаватель говорит:
- Девочки, берите круг и вращайте вокруг талии.
Одна ученица жалуется:
- Учитель круг на талию не лезет!
- Манана, положи круг, не порти фигуру.
Есть так же студенческие анекдоты:
Два солдата копают землю, один и говорит:
- Давай пошутим над командиром дивизии.
- Не хочу, мы уже над ректором пошутили.
В СССР за политические анекдоты, особенно при власти Сталина, можно было легко попасть за решётку, они тогда воспринимались как антисоветская пропаганда:
У одного заключённого спрашивают за что посадили. Он отвечает, за лень. Это как удивляются другие сидельцы. Да у нас в курилке рассказали политический анекдот, все посмеялись и разошлись, я хотел утром сообщить куда следует, а вот Васька не поленился, в тот же вечер побежал и доложил.
В более либеральные времена, такие как при Брежневе хотя за такой в анекдот вряд ли посадили, но соблюдали осторожность, рассказывая их на кухне в узком кругу друзей:
Брежнев вызывает космонавтов и говорит им:
— Вот, американцы полетели на Луну, а вы полетите на Солнце.
- Так сгорим же, Леонид Ильич.
- Ни чего страшного, ночью полетите.
После прихода к власти Горбачёва и периода так называемой гласности и до наших дней анекдоты про руководителе государства стало возможно рассказывать безбоязненно.
Приехал Горбачёв на завод, видит рабочий с тачкой носится туда-сюда.
«Что он делает?» —спрашивает Горбачёв.
- Так ведь сами же ускорение придумали, загружаться мы уже не успеваем.
Существует широкий спектр анекдотов про семейные отношения:
Бывает, что в семье идеальные отношения, одинаковые вкусы, одинаковые идеи, одинаковые желания. Только вот мужу нужно как минимум три года что бы к этому приспособиться.
Можно надеяться, что в будущем, в связи с изменением образа жизни, появятся новые темы для анекдотов.

Гротеск - предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального. Происходит от французского языка и переводится как «причудливый» или «комичный».
Гротеск был известен в изобразительном искусстве ещё со времён античности, так, например в доме Веттиев в Помпеях, имеются фрески с изображением битвы кабанов, с неведомыми существами, человека с собачьей головой.
Так же гротеск использовался в Средние века художником Рафаэлем при росписи Апостольского дворцы, где он изобразил сказочных существ, единорогов, грифонов.
Из художественной сферы понятие гротеск перекочевал в литературу, где стал одним из элементов сатиры.
Этим приёмом пользовались многие писатели, Рабле, Марк Твен, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Булгаков и другие.
Гротеск — это условность, придающая преувеличенной форме повествования особую смесь как страшного, так и комического, производимое в сатирических целях. При этом гротеск несёт в себе философский взгляд на многие важные стороны жизни.
Примерами таких произведений могут быть «Нос» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Олицетворение – литературный способ, наделяющий неодушевлённые предметы свойствами живых существ, способностью общаться, чувствовать, испытывать эмоции, мыслить и тому подобное.
Олицетворение зародилось в древнее время, когда люди придавали природным явлениям людские черты, чтобы понять действие природных сил. Постепенно этот приём перекочевал в литературу и обиходную речь.
Так мы говорим: «день прошёл», «финансы поют романсы», «воет ветер» и тому подобные выражения
Олицетворение позволяет некому образу стать более реалистичным и красочным, вызывает некоторый резонанс с чувствами писателя или читателя, придаёт действию юмористический оттенок.
Умение писателя придать не живому предмету чувства, свойственному живому существу является одним из показателей его мастерства и чем ярче будет образ, тем благосклонней его воспримут читатели.

Урбанизм – от латинского «город», направление в литературе, которое в основном описывает жизнь, события, особенности, происходящие в городской среде.
Буржуазная революция, бурное развитие промышленности и в следствия этого новые взаимоотношение людей, слом старых моральных основ, новая психология, повышение уровня жизни повлекли за собой появление такого литературного течения как урбанизм.
В теме городской жизни показаны противоречия развития капиталистического общества, быстрое обогащение одних и стремительное обнищание тех, кто создаёт блага для общества.
Новый нарождающийся рабочий класс, не имеющий собственности, лишь способный продавать свой труд, через это обеспечивать уровень жизни всего общества, оценил свою силу, начал отстаивать свои права на достойное существование.
Правящая буржуазная верхушка всячески сопротивлялась тому, что бы рабочий класс имел гораздо больше прав и привилегий. Это приводило к классовым битвам, в которых рабочие отстаивали свои права.
Что бы противостоять буржуазии, которая захватила в свои руки все рычаги управления государством, рабочим приходилось объединяться в профессиональные союзы, устраивать стачки, забастовки, другие методы борьбы, в которых были и вооружённые способы отстаивания своих прав.
В тоже время города были сосредоточением научных достижений, взлётов культурного развития, местом, где человек может реализовать свои способности.
Однако, город был безжалостным местом, где человек, не вписавшийся в его структуру мог стать изгоем, город подавлял волю отдельного человека, представляя его жителей некой безликой массой, лишь отдельные яркие личности могли направлять волю простых людей и не всегда в благо.
Основоположником урбанизма считается английский писатель Уитмен, который в своём произведении, изданном в 1855 году «Листья травы», прославлял бурный рост городов, представляя это, как апофеоз развития человеческого общества.
Другие писатели, как Золя, Достоевский, наоборот считали города источником зла, мрачными и нелюдимыми местами, подавляющими волю человека.

Почвенничество – литературное движение, противоположенное урбанизму, зародившееся в 1860 -х годах. Оно заключало в себе разновидность европейского романтизма, но выраженное на русской литературной основе, тяготевшей к позднему славянофильству.
Свои взгляды почвенники излагали в литературных журналах «Время», «Эпоха», и представлены были такими писателями как Аполлон Григорьев, Михаилом и Фёдором Достоевскими, Николаем Страховым.
Свои взгляды они противопоставляли тем, кто склонялся к нигилизму, на страницах журнала «Русское слово» Писарева, проводил острую полемику с революционными демократами, представленными журналом Чернышевского «Современник».
Почвенники отстаивали представление о «русской идее», веру в нашу русскую самобытность.
Они признавали за русским народом миссию спасения всего человечества, выступали за идею сближения образованных людей с народом на основе национальной религиозно - этической почве.
Почвенники выступали за развитие национальной промышленности, торговли, свободу личности и печати, при этом отвергая революционные, социалистические идеи, проповедовали христианские воззрения, отрицая материализм.
Они осуждали буржуазный запад, считая, что его бездуховность приведёт к загниванию.
В СССР движение почвенников возродилось в так называемой «деревенской прозе». Хотя КПСС и не одобряло это литературное течение, не соответствующе принципам социалистического реализма, основанного на позиции ортодоксального марксизма-ленинизма, эта литература весьма нравилась читателям.
Хотя и со скрипом, но в журнале, объединившем вокруг себя писателей «деревенской прозы» «Наш современник» печатались Фёдор Абрамов, Василий Белов, Валентин Распутин, Владимир Солоухин, Василий Шукшин.
В своих произведениях эти авторы старались сохранить истоки русской культуры и исторической памяти.
В современном литературном мире произведения почвенников представлены такими авторами как Роман Сенчин, Михаил Тарковский, Наталья Ключарёва и прочие, старающиеся продолжить линию писателей, повествующих о жизни простых деревенских жителей с их простым, незамысловатым бытом, красотой сельской природы, честными и искренними отношениями.

Стилистика – раздел теории, изучающий особенности языка произведений, разновидности изложения литературного произведения.
Основные стили, встречающиеся в литературе это: разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль.
Разговорный стиль используется для неформального общения, в быту, в неформальной обстановке при решении различных жизненных ситуаций, межличностного контакта.
Используется, в основном в устной речи, в форме, диалога между людьми.
В разговорном стиле большую роль играют вербальные установки такие, как жесты, мимика, ситуации и прочее.
Для этого стиля являются типичными образность, когда странные, с литературной точки зрения фразы, воспринимаются однозначно, хотя и не несут полной смысловой нагрузки. Например: «Мне нужна тарелка», с указанием рукой или кивком головы.
Так же характерна эмоциональность, особенно если один из общающихся является ярким представителем экспансивного типа.
 В манере общения проскальзывают слова жаргонные, как «палево», «отморозок» так и разговорного стиля, «раздолбай», «пацан», и им подобные.
В разговорном стиле часто допускаются оговорки, сокращения слов, за счёт выпадения гласных, упрощение речи, большая скорость произношения, повторения слов паразитов.
Научный стиль – применяется в сфере науки и обучения. В научном стиле широко используется терминология, логичность изложения материала, однозначность, стандартность, образность и прочее.
Научный стиль можно разделить на три категории: собственно научный, который излагает различные научные постулаты в виде монографий, статей, выступлений с докладами, диссертации.
Научно-учебная категория: в эту сферу входят учебники, лекции, с помощью которых происходит обучение в той или иной научной деятельности. Эта категория довольно изменчива, в связи с новыми открытиями, фактами, методами исследований.
Научно - популярная категория рассчитана на широкие слои населения, в ней в упрощённой форме излагаются знания, исследования, события. Это делается с целью просветить широкие массы людей посредством сообщений, статей, очерков, книг.
Главным достоянием научного языка должна быть ясность, то есть способность чётко и просто донести главные мысли, изложенные в научном труде.
Официально-деловой стиль – средство письменного общения в сфере деловых отношений, управления, юридических вопросах. Официально – деловой стиль используется в экономике, законодательстве, административном управлении различных уровней, дипломатических отношениях между государствами, приказные функции в военной области, уставы и прочее.
Официально-деловой стиль является самым стандартизированным, в котором недопустимы отступления от определённых рамок, особая фразеология и лексика, консервативный характер.
Официально-деловой стиль отличается сжатостью, чёткой последовательностью изложения в некоторых случаях обязательные формы, как дипломы, различные свидетельства, денежные документы и прочее.
При этом широко используется особая терминология, стандартных наименований различных учреждений, аббревиатуры.
Публицистический стиль используется в средствах массовой информации, на собраниях, митингах, общественно-публицистической и литературно-критической литературе с целью донести определённую информацию до сознания слушателей, читателей и через это руководить их действиями.
Для того что бы донести до масс свои идеи, используются несложные приёмы, логичность, жестикуляция, образность, эмоциональность, сравнительная оценка.
В публицистическом стиле важную роль играет личность, воздействующая на массы, через эмоциональность способность завести массы на решение той или иной проблемы, затронуть те стороны бытия, волнующие каждого из массы людей, знание путей решения проблем, преодоления трудностей, образ врага, неотвратимая логичность и доказательность.
Для достижения таких целей создаётся обстановка торжественности, ощущения причастности каждого к решению великих проблем, призывы к патриотизму, сознательности граждан.
Создание в речи или в литературном произведении ярких, легко запоминающихся образов путем эпитетов, поговорок, сравнений, резкая смена ритма речи, доведение до восторга слушателей.
Основными жанрами публицистики являются прежде всего публичное выступление как непосредственный контакт с массами в виде речи или доклада, дискуссия, с самым не предсказуемым её течением, критическая заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка, порой определяемые как «чёрный пиар» с использованием довольно язвительных эпитетов.
Художественный стиль используется в художественной литературе, применяется в романах, рассказах, повестях, поэмах, стихах, пьесах и прочее.
Использование этого стиля в литературе применяется для воздействия различными методами на читателя, посредством воздействия на его психику, чувства, воображение, применяемые автором, который посредством своего взгляда на события, изложенные в литературном произведении.
При этом автор может применять многие приёмы добиваясь различных целей для воздействия. Так он может передавать не только какую-либо информацию, но при помощи художественных образов, например, описания природы вызывать эстетическое наслаждение данным образом.
Чем сильнее, ярче и правдивее образ, созданный писателем, тем больше он воздействует на читателя. Кроме этого, между читателем и автором создаётся некая коммуникативная связь, совпадающая у них в мыслях, символах и образах.
В книжной литературе используется некоторые специфические приёмы, называемые тропами, служащими для усиления воздействия на читателя:
Метафора от греческого «перенос», то есть использование слова или выражения в переносном смысле, «давление упало», «мир пошатнулся».
Метонимия от греческого «переименование», замещаемое слово используется в переносном смысле «стакан воды», когда правильно стакан с водой, «разлить кувшин», разлить вино из кувшина и прочее.
Эпитет от греческого «приложенное», помогает придать слову новое значение, насыщенность, красочность например «холодная злоба», «пытливый ум».
Синекдоха разновидность метонимии, основанная на переносе одного значения на другое по признаку количественного между ними, замена слова обозначающее целое, словом которое обозначает часть, например к человеку имеющего бороду обращаются: «Эй, борода, иди сюда».
Гипербола от греческого «переход, чрезмерность, избыток», обозначающая явное намеренное преувеличение, с целью усиления выразительности и особого подчеркивание выраженного смысла, высказывания типа: «реки крови», «сто потов» и прочие.
Лилота часто называют обратной гиперболой, этот приём используют для уменьшения размера, силу или значения описываемого: «дуну и упадёт», «рукой подать».
Сравнение уподобления одного предмета или явления другому по их общему признаку, важное для выявления новых свойств, «глуп как пробка», «скользкий, как змея», «слово током ударило».
Перифраз от греческого «иносказание», способ, когда в литературе одно понятие выражается с помощью нескольких путём описания, «лев царь зверей», «дети – цветы жизни».
Аллегория, то есть иносказание, условное изображение абстрактных идей, посредством художественного образа, маскировка истинного смысла, например горящая свеча не только источник света, но и символ надежды, изображение животных как выражение человеческих чувств, осёл – упорство, заяц- трусость.
Олицетворение приём позволяющий присваивать свойство неодушевлённым предметам одушевленным. Часто используется при изображении природы, например «неистовая буря», «злое солнце».
Ирония от греческого «притворство», при помощи такого литературного приёма скрывают истинный смысл или его противоречие, вызывающе насмешку, «да куда же мне дураку до тебя», «ну ты и храбрец».
Сарказм от греческого «разрывать», сатирическое разоблачение общества, личностей, различных групп людей, язвительная насмешка, «только твоих советов и не хватало», «без тебя тошно».

Экспрессия от латинского «выразительность» – яркое проявление чувств, настроений, мыслей в художественном произведении, для усиления воздействия на воображение читателя путём различных приёмов литературного изложения. Через экспрессию автор доносит до читателя всю гамму человеческих эмоций от бурной радости до невыносимой горести.
В экспрессии чувства хлещут через край, герой готов на всё, лишь бы достичь своей цели, так у Шекспира герой готов отдать пол царства за коня.
В состоянии экспрессии участвуют не только эмоции, но и ярко выражен язык тела, герой может кататься по земле, рвать на себе волосы, биться в исступлении о стены не чувствуя боли.
На лице так же отражаются эмоции оно может бледнеть, краснеть, искажаться, скрипеть зубами и прочее.
Речь при экспрессии так же меняется, человек может рычать от ярости, выть от горя, безумно смеяться.
Произносимые слова в экспрессии предназначены, чтобы подчеркнуть эмоции, охватившие человека в этот момент, неси в себе угрозы, мольбы, причитания и прочее.
Экспрессия может переходить как от одного человека, группы людей на других, заражая их теми же чувствами, что у источника экспрессии.
Так же экспрессия может подавлять волю других людей, порождать у них страх, неуверенность в своих силах и возможностях, заставлять действовать в интересах выразителя экспрессии.
Уровень экспрессивности зависит как от личных качеств, так и от национальных черт, считается чем северней народ, тем меньше он подвержен эмоциональному взрыву, эстонец более флегматичен, чем итальянец.


Рецензии
Уважаемый Сергей!!!
Буду читать ваши произведения.
Очень внимательно.
Поскольку: "Очень интересно!"

Ленина Кудренко   23.11.2023 13:56     Заявить о нарушении
Спасибо, постараюсь писать ещё, что бы было ещё интересней

Сергей Мельников   23.11.2023 21:56   Заявить о нарушении