станица Синявская, дом напротив церкви

          Жизненные истории, рассказанные родственниками, воспринимаются каждым человеком по-своему. Для меня каждый рассказ запоминался как эпизоды из фильма. Вряд ли из этих отрывков получился бы полноценный фильм, но попробовать описать надо.
          Клавдия Ивановна (моя бабушка) родилась в 1880 году в г. Новочеркасске в благородной генеральской семье, была любимым младшим ребенком, шла по стопам старших сестер, получила прекрасное образование и музыкальное в том числе. Девушка обладала чарующим голосом, пела старинные романсы под фортепьяно, арии из опер, всё то, что так любили ее домашние и друзья.
          Летом семья жила в станице Синявской, там был прекрасный дом, сад и любимый друг отца, священник местной церкви. Уж там – то  было раздолье для всех! Там и увидел впервые казак Иван Иванович Сысоев Клавочку. Запала она ему в душу, а не пристало простому казаку на барскую дочь заглядываться. Может оно и так, но Иван обратил на себя её внимание. Как бы то ни было, дело молодое, и украл казак Клавочку… В семье переполох. Когда девушка молила родителей разрешить ей выйти замуж за Ивана, отец развел руками в отчаянии, но покорился желанию дочери. Молодых поженили, но в наказание лишили ежегодной ренты в три тысячи золотых. Сказать, что дочь замужем за простым казаком, отец стыдился, поэтому Иван был назначен  заместителем атамана станицы Синявской. Молодым был жалован добротный дом, но не в Новочеркасске, а в ст. Синявской.
           Время шло, молодая семья крепла, жила в любви, согласии и в бесконечном уважении сельчан. В этом браке родились 13 детей: три мальчика и десять девочек. Все дети были красивыми, умными, талантливыми, образованными, играли на многих музыкальных инструментах, беспрекословно почитали своих родителей, которые любили друг друга всю жизнь. Одна особенность была в этих детях, между собой дети не были похожи. Мать – брюнетка, отец русый. Но дети были блондинами, брюнетами, рыжими, кучерявыми, простоволосыми,  с голубыми глазами,  с серыми, зелеными, карими, и все красавцы!!!
Единственное сходство было в нижней части лица, правильный овал лица, пухлые чувственные губы и ровные, как жемчужные, зубы. Все дети были среднего роста, прекрасного физического развития. Старшие воспитывали младших, как водилось в больших семьях. Однако, за всеми не уследишь, бывало всякое.
Младшими были Пётр и Людмила, которая была на 4 года младше Петра и во всём ему подчинялась, старалась во всём быть похожей на него. Предоставленные сами себе, они научились сворачивать самокрутки и курить листья. Были ли они замечены в этом, история умалчивает, но на этом их безграничные фантазии  не заканчивались. Жизнь животных в деревне не была скрыта от детей, росших в деревне, но кое-что было не понятно.  Коровье молоко было вкусным, как и козье. А вот понравилось ли им кошачье молоко, которое пробовала на вкус эта парочка детей, потомкам не известно, но такой факт был озвучен неоднократно и всегда прерывался хохотом и рассказчиков, и слушателей.
          Времена были смутные, в России легких времён не бывало. Старшие разъехались по городам и сёлам, кто-то в Ростов-на-Дону, кто-то в окрестные населённые пункты. Красавица Александра вышла замуж за видного инженера-строителя, жила в Ростове, в центре города. К ней приехал младший брат Пётр. Был 1924 год. Вскормленный кошачьим молоком юноша не терял юмора и смекалки. Когда супруг Александры уехал в служебную командировку, Петька решил подработать. В городе гастролировал цирк лилипутов. Мальчик сдал пустующую кровать пяти лилипутам на три ночи с условием, что они будут спать поперёк кровати. Как всё это было, чем закончилось, не знаю, но этот факт неоднократно обхохатывался каждый раз, когда родня собиралась вместе.
          Мне посчастливилось родиться тогда, когда папа (Пётр) вернулся с войны, и названа я Людмилой в честь его младшей сестры, моей тёти Людмилы. Оставшиеся после войны родственники поддерживали близкие отношения, собирались вместе в праздники и на дни Рождения. Там и вспоминались эти смешные истории из детства и юности.
          Папа не терял чувство юмора никогда, всегда был душой компании.
Моя мамочка ревновала его и часто высказывала претензии. Однажды на слова «другие мужья жёнам приносят конфеты», папа принес ящик мармелада. Он знал, что мама любит мармелад. Мы долго «давились» мармеладом, с тех пор я его не люблю.
          В другой раз, когда папе надоело слушать, что другие мужья жёнам покупают духи, он зашёл в аптеку (тогда духи и в аптеках продавались) и попросил упаковать «всех по одному флакону». У нас несколько лет на подзеркальнике красовались флаконы «Кармен», «Красная Москва», «Сирень», «Серебристый ландыш», «Магнолия» и другие духи, названия которых я уже не припомню.
          Как бы то ни было, жизнь продолжается, у меня большая семья, много детей, внуков и правнуков. Кое-что описано в моих рассказах, пусть не стираются из памяти интересные моменты из жизни моих родных и любимых.


Рецензии
Очень интересный, трогательный рассказ! Как хорошо, когда в семье дружба, забота, любовь родителей. Такая семья - образец для подражания! Спасибо за откровенность и теплоту воспоминаний! С нежностью , Алеся.

Алеся Донская Голубева   21.01.2024 00:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Олечка, за визит на мою страничку и тёплый отзыв! Желаю успехов в творческой деятельности и отменного здоровья! С теплом. Людмила.

Людмила Петровна Осокина   21.01.2024 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.