Блок. Соловьиный сад. Краткое содержание
Конспект:
1. глава. Герой занят монотонным трудом, а рядом непонятным соблазным – сад;
2. глава. Колебания героя перед оградой соловьиного сада;
3. глава. Работа брошена;
4. глава. Обитательница сада завлекает героя к себе;
5. глава. Угрызения совести героя в её объятиях;
6. глава. Бегство героя;
7. глава. Рабочее место героя занято.
Резюме:
Поэма перекликается с прощальным стихотворением Блока к Дельмас:
Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело свое. —
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое?
29 февраля 1916
Дело? Какое теперь-то “дело”?! Раньше у него было дело подвижника – как у Моисея, было дело месии – как у Христа или, хотя бы, провозвестника – как у Гавриила… Но «окрай неизвестных дорог» – вот таких:
«…Предо мной – к бездорожью
Золотая межа.
Заповеданных лилий
Прохожу я леса.
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.
Непостижного света
Задрожали струи…
22 февраля 1902»
Как устоять, как усидеть в тёмной келье?! А какие сады насажены вдоль них, а какие песни поют их обитательницы, а уж какие они сами…
И остался только долг рыцаря и паладина:
«
Помню страшный день Куликовской битвы… Когда первые пали мертвыми чернец и татарин, рати сшиблись, и весь день дрались, резались, грызлись... А свежее войско весь день должно было сидеть в засаде, только смотреть, и плакать, и рваться в битву... И воевода повторял, остерегая: рано еще, не настал наш час. – Господи! Я знаю, как всякий воин в той засадной рати, как просит сердце работы, и как рано еще, рано!..
Но вот оно – утро! Опять – торжественная музыка солнца, как военные трубы, как далекая битва... а я – здесь, как воин в засаде, не смею биться, не знаю, что делать, не должен, не настал мой час! – Вот зачем я не сплю ночей: я жду всем сердцем того, кто придет и скажет: "Пробил твой час! Пора!"… («Песнь Судьбы»)
»
Но ведь и тогда рядом была совсем не посланница:
«…В глубине парка мелькает черный платок Фаины. Дымятся утренние пруды. В камышах поднимает голову разбуженный лебедь и кричит трубным голосом навстречу восходящему солнцу.
Фаина идет. Движения ее неверны, точно ее захлестнуло смертной тоской, и нет ей исхода, как грозовой туче; ее несет певучий, гнущий бурьян, утренний ветер. Лебедь кричит и бьет крылами. Наполняя воздух страстным звоном голоса, вторит ему Фаина.
Ф а и н а
Приди ко мне! Я устала жить! Освободи меня! Не хочу уснуть! Князь! Друг! Жених!..»
Так какой теперь труд? Какое-такое “дело”?! Стихи? За весь 15-ый год будет написано восемь стихотворений, за 16-ый – пять. «Поэма»? – «Возмездие» останется недописанной.
А «Соловьиный сад» останется развернутой метафорой всей его дореволюционной жизни – символом его невыполненного долга, несделанного дела… Правда, с некоторой долей надежды, что его труды подхватит кто-нибудь другой…
…с тропинки, протоптанной мною,
Там, где хижина прежде была,
Стал спускаться рабочий с киркою,
Погоняя чужого осла.
Но кому она нужна – чужая работа, и чужой осел?
Свидетельство о публикации №223111200717