Трактатъ о счастии

 
Счастье – очень детское чувство.
И такое же нестабильное. Тут же рядом и слезы.
Психологи говорят, самое чистое переживание счастье  это состояние умиротворенного ребенка на руках у матери, когда они смотрят друг на друга. (1) На иконах все видели. Даже тип такой есть «Одигитрия» - умиление.
Я как-то уже представлял вывод о том, что «настоящая задача взрослой части личности - опекать своего внутреннего ребенка и защищать его, чтобы он мог испытывать это состояние радости на ваших же руках».
Ближе всего к этому состоянию чувство влюбленности.
Особенно, если у вас совпало и вы полюбили взаимно. Об этом я тоже как-то писал, что «цель отношений – это работа по удержанию переживания влюбленности на протяжении всей жизни». И это тоже правда.


Влюбленность – это ведь тоже детское чувство.
Можно сказать даже, страсть. Говорят, что настоящая любовь – это любовь родительская. Когда вырастаешь до нее, то понимаешь, что «настоящие влюбленные не женятся, не венчаются, а усыновляют и удочеряют друг друга». (2)Эта любовь спокойна и тиха. В такой любви понимаешь, что по-настоящему любящий смиряется и без сякого пафоса отдает свою жизнь за того, кого любит. И тут уж, как выйдет: разом подвигом или изо дня в день. 


Но в зрелой любви нет эйфории. (3) Там, где эйфория, там ребенок, там страсть, там нестабильность и рядом слезы. Трезвыми от страстей глазами смотришь на жизнь и понимаешь, как ты ограничен, как жизнь ограничена в том, чтобы дать тебе яркое и длительное переживание блаженства. У тебя есть всего лишь пять чувств, что бы ни происходило снаружи. Если ты это понимаешь, то ты не можешь не быть нищим духом ибо ничто не может тебя больше увлечь. Ну, что такое снаружи может быть привлекательного? Власть, деньги, слава, красивая женщина? Но качественной продолжительной эйфории это не даст. Эйфория рождается внутри, а не снаружи. И зависит от ненаучной благодати, а не от стечения обстоятельств.

Вот и получается, что настоящее блаженство находится внутри каждого. Снаружи искать его бессмысленно. А мир мирской только отвлекает. И ведь многие так всю жизнь и проживают, не заглядывая внутрь себя и не понимая, что все самое главное у них там.


(1) Видимо, по этой причине влюбленность, которой любит женщина и мужчина изначально совершенно разные. Ведь и у девочки и у мальчика первое чувство влюбленности идет к матери.
(2) Видимо, родительская любовь мужчины и женщины тоже совершенно разные в своем начале, но в развитии обретают полноту любви обоих родителей.
(3) Тут я неправ, ибо чувство умиления в родительской любви может переживаться так же сильно, как и чувство влюбленности. Многие родители это переживали. Однако сохранить такое чувство, жить в нем, это удел весьма немногих.


ПС
Воспитание в себе родительского чувства умиления, желания сделать что-то для другого без ожидания взаимности - это секрет христианского блаженства. Причем, не надо для этого ходить в монастырь. Муж или жена, вот ближний, который для этого есть. Если оба так живут друг для друга, то это, наверное, и есть идеал супружеской жизни.
Но настоящая любовь всегда должна будет отпускать того, кого любит.
Значит ли это - терять?
В этой, земной жизни, да.
Именно для вечной любви существует бессмертие.


Рецензии