Женщина в любви. Нина Сазонова

Нина Сазонова – популярная советская кино и театральная актриса, певица, народная артистка СССР. Народ полюбил Нину Сазонову за роли матерей и душевные песни.
Самыми заметными картинами с ее участием стали «Повесть пламенных лет», «Женщины», «Живет такой парень», «Простая история».
Нина Афанасьевна Сазонова родилась 7 января 1917 года в деревне Константиново, Александровского уезда, Владимирской губернии в многодетной семье, где она стала пятым младшим ребенком.
В 1925 или 1926 г.г. Сазоновы переехали в город Кимры, где открылась обувная фабрика «Красная звезда». Поселились в коммунальной квартире.

С большой теплотой Сазонова вспоминала город своего детства и свою семью: «Я всегда помню городок, в котором прошли мои детство и юность. Старинные дома, зеленые улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к Волге. В нашей семье было пятеро детей: мальчишки и девчонки. Жили дружно, весело, с музыкой. Отец играл на скрипке, мама на гитаре, сестры на балалайках, братья на баяне. У мамы был высокий сильный голос, у Симы, старшей сестры, — тоже, а у меня, самой маленькой, был «бас». Папа сажал меня на колени и говорил: «Давай будем вторить маме и Симе». По воскресеньям мама пекла ватрушки. Самовар был большущий, старинный. Напьемся чаю с ватрушками, окна нараспашку — и поем. А вечером всей семьей на Волгу. Река плещется, играет, пароходы огнями подмигивают...»

Творческие задатки у Нины проявились рано, на них обратила внимание первая учительница Анна Михайловна. Она была одинокой, жила при начальной школе и всю себя отдавала своим ученикам.
Сазонова вспоминала: «…И вся жизнь ее заключалась в нас, ее учениках. Она говорила: «Ребятки, не расстраивайте своих мам и пап. Если в школе провинились, дома не рассказывайте. Папы работают, мамы работают — зачем их огорчать? Хорошее домой несите, а в плохом здесь разберемся».
Учительница не только учила писать и считать, но и прививала любовь к искусству, организовала драматический кружок, разучивала с детьми старинные песни. Когда во время урока дети уставали, Анна Михайловна брала в руки гитару, которая стояла всегда за доской, и говорила: «Давайте-ка споём».

Из воспоминаний Сазоновой: «Мы перепели с ней все русские песни и романсы! Переиграли все сказки и всех зверушек. Первая моя роль была Колобок. Эта замечательная роль досталась мне по праву: была я сбитая, юркая, ловкая девчонка. Так первая моя учительница заложила во мне любовь к творчеству — да нет, ко всему живому, яркому, к празднику, помогающему одолеть боль».

Окончив обязательное начальное образование (четыре класса) Сазонова продолжила обучение в средней школе № 9. В 16 лет Нина вслед за старшей сестрой Татьяной стала участницей драмкружка в клубе обувной фабрики «Красная звезда». Руководитель коллектива Быченков Д.П. рассмотрел актёрский талант в юной подопечной. В 1934 году он прочел объявление в столичной газете о дополнительном наборе в студию при Центральной театре Красной армии и настоятельно посоветовал воспользоваться возможностью. Нина поехала в Москву и несмотря на большую конкуренцию прошла конкурс, покорив комиссию монологами из пьес и исполнением русских народных песен. Она стала самой преданной ученицей мастера курса главного режиссера театра Алексея Попова. После окончания обучения Сазонову приняли в труппу Центрального театра Красной армии и была задействована в основных ролях.

Когда началась война, артисты часто выступали на вокзалах. Вот как вспоминала Сазонова выступление артистов во главе с Поповым на Белорусском вокзале: «На улице яркое солнце, ни облачка, а здесь — как перед грозой: люди прижались к стенам, говорят шепотом... У Попова на лице каждый мускул напрягся. Начали концерт. А вокруг тишина — ни смеха, ни аплодисментов. Вышли мы с Тосей. С нами два баяниста. Я запеваю: «Шел со службы пограничник, на груди звезда горит...». Глянула на Тосю, у нее по щеке слеза катится. Однако вторит: «Задержался у колодца, дай напиться, говорит...». И дрогнуло что-то в зале, люди оторвались от стен. Тут у меня горло перехватило. А вокруг уже плотным кольцом новобранцы, матери, жены, невесты. Поют вместе с нами. И плачут. Оборачиваюсь к баянистам: «Давайте частушки!» Ребята рванули мехи, мы с Тосей выбили дробь, и вдруг как удар грома: «По вагона-ам!» Матери заголосили, солдаты наскоро целуют их, жен, детишек, бегут по теплушкам. Толпа кинулась за поездом: «Прощайте, родные!» Кто-то из бойцов, перекрывая шум, затянул: «Шел со службы пограничник...». Весь состав грянул: «На груди звезда горит!» Долго смотрели им вслед».

Вскоре Сазонова в составе театральной бригады отправилась на фронт. Актеры выступали в госпиталях, воинских частях на передовой, часто находясь на волосок от смерти. Однажды ей пришлось почти час стоять на противотанковой мине не шевелясь до прихода сапёра, который обезвредил мину.
В 1942 году концертная бригада попала в окружение под Харьковом. В живых остались несколько автоматчиков, генерал Михайлов и Сазонова, её подруга Тося Романова с которой они пели дуэтом погибла.

Стали пробираться к своим, чуть не напоролись на немцев. И тогда генерал приказал Нине, чтобы она шла одна, в надежде что в селе кто-то ей поможет.
Из воспоминаний Сазоновой: « «Вот что, — говорит мне Михайлов, — идите дальше одна. У вас есть шанс: вы женщина — может, пройдете. Идите прямо по балке. За ней должно быть село, кто-нибудь из крестьян приютит. А нам один конец, в плен сдаваться не будем». И пошла я ночью по этой балке. Рано утром вышла к деревне. У одного дома стоит ведро с водой. Я к нему припала, оторваться не могу — несколько дней не пила, росу лизали с травы. Слышу, будто из-под земли, старушечий голос: «Девонька, иди-ка сюда». Рядом землянка, спустилась в нее. Бабка меня спрашивает: «Ты кто?» На мне платье форменное, назвалась медсестрой. «Снимай свою одежду, в деревне немцы». Дает мне старую кофту, юбку, мужской пиджак. «Наши-то где?» — спрашиваю. «Кажись, под Чепелем. Это совсем рядом. Бери хворостину. Встретятся немцы, мол, корову шукаю». Вышла на дорогу. У речушки немцы полощутся. Увидели меня, показывают в сторону Чепеля: «Там, пу-пу-пу — фронт». Прохожу, помахиваю хворостиной, а у самой коленки трясутся, вот сейчас в спину! Навстречу мотоциклисты с автоматами — страшно до жути. Чувствую, силы мои уже на пределе. Но иду. А к вечеру начался ураганный огонь. Залегла, головы не поднять. К рассвету утихло. Встала, поднялась на горку — в утренней мгле сожженная деревня дымится, только остовы печек торчат. У разрушенного сарая женщина на костре что-то варит в горшке. Присела возле. Вдруг сзади голос: «Гражданка, вы откуда?» Оглянулась — наши солдаты. У одного на гимнастерке медаль «За боевые заслуги». Вскочила, рванулась к ним — и упала без сознания...»

Солдаты оказались фронтовыми разведчиками, вместе с ними Нина пересекла линию фронта. Сазонова сразу была арестовали сотрудниками органов государственной безопасности и подвергнута допросам. Её отпустили после тщательной проверки, но пребывание в руках смершевцев сказалось на её психическом здоровье.
После окончания войны Сазонова продолжила работу в театре Советской армии. Театральная карьера складывалась успешно. Она играла в постановках «Игрок», «Идиот» «Лес» и другие.
Влюблённости у Нины Сазоновой были, но о них ничего доподлинно не известно. Замуж она вышла за директора галереи Александра Борисова. В 1952 году родился единственный сын Михаил. Сразу после рождения ребенка супруги развелись.

После развода Александр Борисов в воспитании сына участия не принимал, Нина Афанасьевна одна поднимала сына.
В 1957 году режиссер Александр Довженко, увидев актрису в одном из спектаклей, пришел к ней за кулисы с предложением сняться в его фильме.
— Это небольшая, но очень трудная — трагическая роль. Мать, потерявшая на войне сыновей.
— Да как же я смогу? — растерялась Сазонова. — У вашей героини уже взрослые дети, а моему сыну нет еще и пяти.
— У вас глаза матери. Ваши глаза скажут зрителю все».
Режиссер оказался прав, кадры в фильме, где снята Сазонова трагичны, но передают все величие материнской любви.
По воспоминаниям подруг за Сазоновой ухаживали и делали предложения достойные мужчины, но она отказывала из-за боязни, что Миша тогда не получит принадлежащую ему по праву рождения материнскую любовь.

В 16 лет Миша решил жениться и привел свою невесту домой. Нина Афанасьевна даже не вышла из комнаты, чтобы познакомиться с невестой сына. Михаил бросил школу, настоял на своём и женился, вскоре родился ребенок. Но рождение внука не тронуло Нину Афанасьевну, она сделала все, чтобы развести сына и добилась своего.
Безграничной эгоистичная любовь Нины Афанасьевны к сыну разрушила его брак.

Да и сын не жаловал поклонников матери. Михаил принял только одного – гипнотизера Вишневского, с которым Сазонова познакомилась на гастролях в Тамбове. Заслуженный артист России Сергей Комаров рассказывал: «Вишневский поначалу нас просто очаровал. Сидим в гостинице, я,  Клавдия Шульженко, Сазонова и другие артисты. Стук в дверь. Элегантный, хорошо одетый мужчина просит взаймы бутылку водки. Мы говорим: вот, пожалуйста. На следующий день он приходит с корзиной — шампанское, коньяк… Зашел в номер Сазоновой — и больше оттуда не выходил».
После гастролей Вишневский поселился у Сазоновой. Миша, которому тогда было около тридцати лет, был в восторге от гипнотических трюков Вишневского, который тот демонстрировал. Однажды поехал с ним на гастроли в Магадан. Никто не знает, как они там проводили время, но вернулись оттуда буквально синие от водки. Сазонова сказала своему другу: «Вот тебе бог, а вот — порог. Мне сын дороже!»

После Вишневского Нина Афанасьевна мужчин к себе не допускала. Она постоянно была на гастролях, старалась для сына. Миша рос во дворах Красной Пресни, рядом с комиссионкой. Друзья все — картежники, спекулянты, фарцовщики.
Она окружила сына любовью, заботой, а сынок стал пить, проигрывать большие суммы в карты и требовать деньги у матери.
Нине Афанасьевне часто доставались роли матерей, эти роли принесли ей всенародную любовь: трогательная Анисья в фильме Шукшина «Живет такой парень» вызывала улыбку, когда говорила: «Благодать Господня! У меня в огороде, ну, так всё и прёт, так и прёт!», Клавдия Петровна в фильме «Моя улица». В этом фильме Сазонова спела песню «Ромашки спрятались» и песня ушла в народ.

Сазоновой часто писали, обращались с просьбами о помощи и она помогала: кому-то помогала получить квартиру, кому-то поставить телефон. Делала одним словом всё, что могла. Кто-то из коллег Сазоновой сказал, что она не просто народная актриса, а всенародно любимая актриса. Всего народа, кроме сына. Никто из коллег и знакомых не видел с его стороны какой-то заботы и любви к матери. Он просто жил за ее счет.
Однажды Михаил познакомился с женщиной, которая ему пришлась ему по душе. Он остепенился, бросил пить и решил жениться. Нине Афанасьевне не понравилось, что будущая невестка старше и с ребенком и воспротивилась этому браку.
Не знаю почему, но взрослый сын не проявил настойчивость, а послушался маму и не стал жениться. И превратил жизнь своей матери в кромешный ад.
Нина Афанасьевна никому не жаловалась, но все видели, что приходила в театр с синяками, часто оставалась ночевать в гримерке.

Артист Сергей Комаров вспоминал: «Как-то я прихожу к ней, а она сидит не просто не в форме, а буквально вся в синяках. Меня аж затрясло, когда я увидел вот эту старенькую, маленькую женщину, еще и побитую. Заходит ее сын. Ну и я по-мужицки ему наподдал, честно говоря. После этого он даже по телефону ей со мной не разрешал разговаривать. Как-то раз Нина Афанасьевна взяла трубку, говорит: «Сереж, не звони, пожалуйста, больше. Он чувствует, когда ты звонишь, и такие после этого истерики устраивает. Пожалуйста, не обижайся, но я уж сама буду свой крест нести».
Из интервью внука Евгения: « Помню, мы с мамой приехали к отцу 26 ноября 2001 года. Тогда Нина Афанасьевна чувствовала себя совсем неважно. Я посоветовал положить бабушку на три месяца в клинику геронтологии. Объяснил отцу, что там она будет находиться на специальных аппаратах для расширения сосудов головного мозга. Отец взорвался: “Чтобы Борисов положил мать в дом престарелых! Не быть этому!”

А через год произошла трагедия.
В канун 2002 года сын избил мать до полусмерти и сам бросился с балкона 11 этажа. Когда вскрыли дверь, Нина Афанасьевна избитая лежала в беспамятстве на полу, её удалось спаси, но тоска по сыну привела к двум инсультам и как следствие к слабоумию.
Сазонова не общалась с бывшей невесткой и единственным внуком. Она доверилась своей сиделке Ларисе, переписала на нее квартир.
Нина Сазонова умерла 1 марта 2004 года от острой сердечной недостаточности. Ее похоронили за счет средств Театра Российской армии на Ваганьковском кладбище Москвы.


Рецензии