Беда современной литературы

Беда современной литературы - комфортабельность.
Если писательство, как явление, не спохватится - литература начнёт медленно умирать.
Если писательство превратится в погоню за удобством читателя и благополучием издательств - оно тихо погибнет.

Жизнеспособность - единственное, что побеждает на земле. Выживает в моры, войны, голод.
В основе жизнеспособности лежит любовь. В основе жизни лежит любовь.
Вот вокруг этой концепции должно всё крутиться в литературе, чтобы она имела значительное место в обществе.
Значительное место, а не обслуживающее и не подрядческое.

Жизнь должна наполнять произведения, стоять в бэкграунде, и в андеграунде, и вообще везде - в каждой строчке и между строчками.
Жизнь - а не желание побыстрее закончить книгу и побыстрее начать другую, сто восемьдесят шестую.
Любовь к жизни должна читаться, а не желание автора свалить на читателя свои личные проблемы и страхи.
Жизнь, а не озабоченность автора, что его отринут.

Жизнь.
Картонные персонажи - это безжизненные образы.
Слабые тексты - это безжизненные тексты.
Жизнь - то главное, что наполняет произведение и делает его глубоким и впечатляющим.

Убаюкивание, успокаивание и облелеивание читателя - такой концепт должен быть только у части терапевтической литературы. Если литература абсолютно вся стройно пойдёт этим путём, она погибнет.
Потому что невозможно написать сильную книгу, беспрестанно следя, как бы не задеть читателя, с каждой строчкой проверяя, как бы он не расстроился, не обиделся и не возмутился.
Не за этим надо следить. Следить надо за тем, чтобы жизнь не умерла в твоей книге.

Отсюда и редактирование надо начинать именно с этого – с самых главных вопросов: жива ли моя книга? Чем она жива? Сколько жизни в ней? Сколько жизни удалось мне в неё вдохнуть? Дышит ли она безбоязненно и смело или всё ещё спит, как спали Адам с Евой в комфортабельном саду Эдема до тех пор, пока Господь своей справедливой рукой не вытолкал их за ворота удобного, безопасного манежа - за опытом, за болью, за страданиями. За ошибками, за расплатой, за счастьем.
В жизнь.


Рецензии
"Потому что невозможно написать сильную книгу, беспрестанно следя, как бы не задеть читателя, с каждой строчкой проверяя, как бы он не расстроился, не обиделся и не возмутился."

Вы правы, Лариса! Следить надо за тем, чтобы жизнь не умерла в твоей книге.

Но и издать такую книгу сегодня невозможно - не пропустят цифровые издатели, их уже контролируют правящие режимы. Посмотрите, какие прокрустовые формы они предлагают авторам заполнить перед публикацией книги.

Они почему-то не пропускают в свет именно правдивые сцены - с описанием страшного бытового насилия, с сюжетами коррупционных сделок на властных верхах и прочее. Помню, пытался разместить в двух электронных издательствах повесть, где показаны оборотни из числа чиновников силовых структур, и жизненные сцены их сексуальных извращений с порабощёнными детьми и совсем молоденькими девушками. Не проходили именно это части.

Издательства фильтруют как раз хорошие идеи и эффективные способы показа жизни, и ссориться с властями не хотят. Отсюда и прилизанность нашей прозы.

Сегодня практически так же, как было в Советском Союзе, когда в правлениях писательских союзов и в издательствах сидели тайные агенты КГБ...

Есть, конечно, и в наше время издатели для Солженициных, но там тоже не так просто.

Заранее   16.11.2023 16:27     Заявить о нарушении
В том и мастерство автора, чтобы умудриться создать произведение, которое было бы интересно издателям, но наполнено было бы важным.
Чернышевский же смог обдурить цензоров, пропустили же они "Что делать?" из стен Петропавловской крепости ))
Насчёт насилия. Тут я, наверное, соглашусь с цензурой. В советской литературе не были приняты эти сцены, однако проза была сильной и проблемной. Было что обсудить.
А про оборотней - почему нет? Даже фильмы такие снимаются до сих пор.
Спасибо за отзыв ))

Лариса Ритта   17.11.2023 15:11   Заявить о нарушении
Сцены насилия и извращений, сами по себе, конечно, нетрадиционны, да в качестве самоцели впедны. Тем более, когда их смакуют. Но очень были нужны, чтобы показать, какой вот, кпупный советскй офицер -оборотень на публике, когда он пафосно говорит красивые слова о служении народу, и какой он внутри, когда используя служебное положен, тайно держит в плену детей и насилует их.
В общем, я убедился, что и Вы, говоря о свободе слова, поддерживаете таки цензуру. Хотя она запрещена законом. А это и есть - двуличие.

Заранее   17.11.2023 19:47   Заявить о нарушении
Свобода слова не означает вседозволенность.
Разумеется, должна быть цензура. Иначе останется один мат вообще.
Я, вообще-то, не о цензуре говорила, а о безжизненности литературы. Можно написать абсолютно цензурное произведение, но так, что оно всколыхнёт умы и души.

Лариса Ритта   01.12.2023 19:05   Заявить о нарушении