Блок. Задебренные лесом кручи... Прочтение

«Задебренные лесом кручи…»
 
                Задебренные лесом кручи:
                Когда-то там, на высоте,
                Рубили деды сруб горючий
                И пели о своем Христе.
 
                Теперь пастуший кнут не свистнет,
                И песни не споет свирель.
                Лишь мох сырой с обрыва виснет,
                Как ведьмы сбитая кудель.
 
                Навеки непробудной тенью
                Ресницы мхов опушены,
                Спят, убаюканные ленью
                Людской врагини – тишины.
 
                И человек печальной цапли
                С болотной кочки не спугнет,
                Но в каждой тихой, ржавой капле –
                Зачало рек, озер, болот.
 
                И капли ржавые, лесные,
                Родясь в глуши и темноте,
                Несут испуганной России
                Весть о сжигающем Христе.
                Октябрь 1907 — 29 августа 1914







     – «Задебренные лесом кручи…» – “задебренные” – от слова дебри. Из словарей: «места, заросшие непроходимым, густым лесом».

     – «Но в каждой тихой, ржавой капле –// Зачало рек, озер, болот» – в этой глуши истоки всего.

     – «И капли… // Несут… России // Весть о сжигающем Христе» – Христос – творец нового завета. Не автор евангелий, а тот, кто принес новый завет – новый договор с Богом, принес по-новому устроенный мир.
       И не тот, что проповедовал: "ударили по левой щеке -подставь правую", а кто сказал: "Не мир я вам принес, но меч"!   
       Из этих дебрей просачивается в Россию весть о новом Христе – не утешающем, а сжигающем.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     В стихотворении отразились представления Блока об "огненной", "аввакумовской", раскольничьей России. Тема самосожжения старообрядцев (наиболее отчетливо заданная в первоначальных набросках стихотворения) затронута Блоком также в драматической поэме "Песня Судьбы" (1908) – в рассказе Монаха (II картина):
     "В черную ночь увидал я багровое зарево над рекой. Это – раскольники сжигались: старая вера встала заревом над землею ... (... ) Ветер гнул деревья, и далеко носились искры, и пламя крутилось в срубах" (СС-84 . С. 116  [СС-81-8 – Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л., Гослитиздат, 1960-1963. ]).
     В окончательной редакции стихотворения, вероятно, отразились впечатления Блока от оперы М.П. Мусоргского "Хованщина", развивающей тему "раскола" и самосожжения; Блок был на представлении "Хованщины" 18 ноября 1911 г. в Мариинеком театре (с Ф.И. Шаляпиным в роли Досифея) и на следующий день изложил свои восторженные впечатления в письме к матери. См.: Волков С., Редько Р. А. Блок и некоторые музыкально эстетические проблемы его времени// Блок и музыка. Сб. статей. Л.; М., 1972. С. 110 – 111.
     Обращаясь к изображению старообрядцев-самосожженцев, Блок, безусловно, опирался также на роман Д.С. Мережковского "Антихрист (Петр и Алексей)" (1905) – третью часть трилогии "Христос и Антихрист"; в кн. 9-й романа ("Красная Смерть") в подробностях описываются раскольничий скит в лесах Ветлуги и массовое самосожжение в срубе. Сведения о быте заволжских старообрядцев, о раскольничьих скитах и тайных сектах Блок почерпнул также из романа П.И. Мельникова (Андрея Печерского) "В лесах" (1874); ср. его запись от 6 марта 1908 г.: «Фаина – "В лесах" Печерского. Тоже – раскольница с демоническим лицом.» (ЗК. С. 103).
»


Рецензии
"Рубили деды сруб горючий
И пели о своем Христе.

Теперь пастуший кнут не свистнет"

Деды рубили лес пастушьим кнутом? Пьяные, что ли, были?

А «рубили сруб» — каково сказано! Внучок, видать, тоже поддавать любил.

Валентин Великий   20.11.2023 14:42     Заявить о нарушении
строго вы с Александром нашим Александровичем

Виталий Литвин   24.11.2023 13:32   Заявить о нарушении
Я со всеми строг, это нормально. Но наиболее строго я сужу самого себя. Это тоже нормально.

Валентин Великий   24.11.2023 15:31   Заявить о нарушении