ХР Смысл и значение понятия глаз

ХР 27.83.90 Смысл и значение понятия «глаз»
 
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ

Часть 7 Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2 Первобытное словообразование Смысл и значение понятия «глаз».
 
Иллюстрация из сети Интернет: Бусы VIII–XII веков, собранные на огородах Староладожского Земляного городища.

Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний Каменный век. Поздний палеолит, 200 000 – 40 000 лет назад.

Земля Евразия Межледниковье Похолодание климата Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень Мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «глаз». 46 000 до н.э.

74 глаз (зверя, человека)

Список праиндоевропейских корней (источник: Википедия) имеет корень 10.*H;ok;- , который обозначает понятие («глаз»). На русском языке понятие «глаз» обозначается словом «око», на старосл. - око, на лат. oculus, тохар. А ak > ek, арм. akn > a;'k' > a;'k', санскр. ak;an, греч. ophthalmos, англ. ;ge > eye, нем. ouga > Auge, готск. augo, алб. sy, лит. akis, латыш. acs, гамб. ;;;, ирл. enech > oineach, валл. enep, др.-норв. auga, польск. oko, прусск. Ackis.

Словарь праславянского языка Покорного имеет слово oko (arch., poet.) `eye' [n o], o;i [Nomp] с тем же значением - «глаз», «очи» (глаза). Словарь древнерусского языка XI-XIV веков н.э. уже имеет однозначное слово ГЛАЗ|Ъ (1*), -А с. Глаз, глази (глаза): «; ст;ыи пантелеимоне посп;ши ;же глази спа(т) хот;ть» Парем XIV–XV (1), 99 об. (приписка). Здесь же в словаре находится слово ГЛАЗЪК|Ъ (1*), -А с. Шарик: «нахо(д)ть д;ти наши глазкы стекл;ныи. и малыи великыи. Провертаны». ЛИ ок. 1425, 104 (1114).

Так почему же возникли два слова-понятия, обозначавшие один и тот же орган зрения – «око» и «глаз»? В чём разница? Причём существенная разница: звуковая (фонетическая) и буквенная (лексическая). Ответы на эти вопросы опять поможет найти звукобуквенный анализ сути, сущности, смысла и содержания этих слов-понятий.

Глаз (глаза) – это органы зрения, реагирующие на свет, отражение, преломление и оттенки света, преобразующие этот свет в «картинку» - видимый и осознаваемый образ окружающей среды и мира. При этом свет – это видимая область электромагнитного (фотонного) излучения в диапазоне длин волн от 380 нм до 780 нм. Оптическое (фотонное) излучение этого диапазона возбуждает чувствительные клетки сетчатки глаза человека и создаёт в мозге человека мысленный зрительный образ.

Считается, что мозг человека или животного, имеющего глаза (орган зрения) на 60-70 (и более) процентов занят именно обработкой зрительной (видовой) информации, тех мгновенных реальных картин, «картинок», которые образуются (проецируются) на сетчатке глаза при прохождении видимого света через линзу – хрусталик глазного яблока (шара). По расчётам учёных зрительная система человека обрабатывает зрительную информацию со скоростью 10 000 000 бит в секунду, в то время как общая скорость обработки сенсорной информации для человека составляет около 11 000 000 бит в секунду (Источники Википедии).

Бит (русское обозначение: бит; международное: bit; от англ. binary digit — двоичное число; также игра слов: англ. bit — кусочек, частица) — единица измерения количества информации. 1 бит информации — символ или сигнал, который может принимать два значения: включено или выключено, да или нет, высокий или низкий, заряженный или незаряженный; в двоичной системе исчисления это 1 (единица) или 0 (ноль). Это минимальное количество информации, которое необходимо для ликвидации минимальной неопределенности. (Википедия).

Все живые существа в Ойкумене (обитаемом мире, во вселенной) – микроорганизмы, рыбы, птицы, животные, люди, человек – всегда и в каждое мгновение своего существования вынуждены выбирать из множества неопределённых, случайных или закономерных факторов, свойств, событий, состояний и феноменов окружающей среды и мира то, что им определённо безопасно, необходимо, нужно, потребно, хочется или нравится.

Выбор – это предпочтение одних вариантов множеству других или отказ от одних вариантов в пользу других (здесь и далее источники Википедии). Выбор – это принятие решения. Выбор – это разрешение неопределенности в условиях множественности вариантов решения (альтернатив). Поэтому, чтобы сделать выбор, нужно сравнить, попробовать, оценить все варианты решения, то есть определиться с выбором и выбрать. Для этого нужен механизм и способ сравнения, опробования, оценки (анализа) всех вариантов решения и определения (синтеза) избранного варианта решения. Этим и занимаются органы чувств, мозг и центральные нервные системы всех живых существ.

Более того, выбор, как результат сравнения, опробования, оценки (анализа) всех вариантов решения и определения (синтеза) избранного варианта решения, – это рефлекторное, инстинктивное или сознательное выражение воли всякого живого существа.

Таким образом, выбор – это выражение инстинктивной памяти, врождённого и приобретённого жизненного опыта, разумности, разума, сознания, знания. Вот почему выбор – это решительное и решающее действие по удовлетворению потребности, хотения, желания, мечты.

Однако всякий сознательный выбор – это опознавание уже опробованного, оцененного, проанализированного и сравненного варианта решения, то есть подобранного и избранного так, чтобы максимально удовлетворить потребность, хотение, желание или мечту.

Поэтому сознательный выбор – это выбор избирательный, отличительный, осознанный, опробованный жизненным опытом, так как всё неизвестное, непознанное, необычное пугает, страшит, «опешивает», приводит в замешательство, тормозит опознавание, анализ, синтез, выбор решения.

Да, все неизвестное и непознанное привлекает, манит, интересует, но, как говорится: «Ignoti nulla cupido» - «к неизвестному нет влечения», «о чём не знают того не желают» (Овидий, «Наука любви», III, 397.). Однако неизвестное и непознанное представляют, выдумывают, фантазируют, сочиняют, видят в снах (вещих снах)...

Видение (с ударением на первое «и») – это способность или возможность видеть (зрить, зреть). Видение (книжн.) – это способность воспринимать и оценивать окружающее каким-либо образом. Видение духовное – это мысленное представление, воображаемый зрительный образ, картина или видео действия без материального (физического) воплощения в реальности, но имеющее полное чувственное ощущение и сознательное впечатление объективной, реальной, фактической действительности, то есть верование, вера, стойкое убеждение, видение (с ударением на «е»). Вот почему «видЕние» - это призрак, привидение, галлюцинация, сон, вещий сон, блаженное видение.

Из всех органов чувств животных и человека глаза, органы зрения и система визуального опознавания и распознавания объектов, субъектов и феноменов окружающей среды и мира, является наиболее важной, значимой, необходимой и эффективной. Хватит мгновенного взгляда на что-либо или кого-либо и с невероятной скоростью в 10-11 миллионов бит в секунду происходит узнавание и определение, а затем распознавание, опознавание и осознание знакомых (раз увиденных) и запомненных видов, субъектов, объектов, природных феноменов, примет, знаков, символов и т.д. и т.п.

Более того, глаза, как органы внешнего физического и внутреннего мысленного зрения, являются не только приёмниками прямого и отражённого света, спроецированного на сетчатке глаза в виде мгновенных картин. Глаза являются излучателями излучения, исходящего от сетчатки глаза, на которой воспроизводятся мысленные мгновенные картины, возникающие в системе видения головного мозга и центральной нервной системы любого живого существа. Это излучение глаз выражается в виде выразительного взгляда. Чуткие интуитивные натуры (особенно животные) могут чуять и чувствовать и воспринимать это излучение, эти взгляды, реагировать на них, понимать, принимать, осознавать, делать выводы. Вот почему глаза ещё называют «зеркалом души».

Вероятнее всего изначально звукосочетанием, обозначаемым непосредственно орган зрения было слово «око». Почему? Да очень просто! Любой орган зрения любого живого существа имеет по сути одинаковую форму – форму круглого или овального шарика. Как правило, этих органов зрения у живых существ (в том числе у человека) – два и располагаются они на голове живого существа с двух сторон от переносицы на одной линии.

Буква «о» сама по себе по форме соответствует органу зрения – она круглая или овальная, поэтому наиболее подходит для его обозначения. «О» к «о» или две буквы «о» между «переносицей» (черта с примыкающей горбинкой – буква «к») – вот вам и «очи», то есть два органа зрения…

Конечно же, это шутливое и очень простое объяснение форме и содержанию буквенного слова, обозначающего парный орган зрения любого живого существа, прежде всего, человека. Только смысл в этом объяснении остаётся прежним – око и очи – это слова-понятия, даже своей формой (начертанием букв) подходящие для обозначения органов зрения.

Слово-понятие «око» очень древнее, возможно, изначальное, исконное, коренное, архаичное. Общепризнанно, что слово «око» и слово «очи» возникло в старославянском или общеславянском праязыке – праславянском, праиндоевропейском языке. Во всех известных словарях слово «око» имеет только одно толкование и смысловое обозначение – это орган зрения, глаз.

При этом существуют и иные (дополнительные) современные толкования смыслу и значению слова-понятия «око» (очи), например, по мнению ряда авторов словарей в XI-XVII веках со словом «око» (очи) связывали понятия «взгляд, взор» или «смотрящий, взирающий» (человек), или «тот или то, кто или что просвещает, руководит, служит руководством», «то, что позволяет видеть, даёт свет (опыта, знаний)».

Из общепринятого понятия «точка зрения» возникает значения слова «око» как «центра» или исходной точки зрения (мнения). При этом понятие «око» приобретает значение значительности, важности, центричности, срединности, то есть середины, где, как всем известно, находится Истина…

Органы чувств человека возникают ещё в материнской утробе; они существуют, действуют, работают, но не одинаково эффективно. Например, тактильные органы чувств плода чутко реагируют в материнской утробе на вибрации, толчки, ушибы, а нарождающиеся органы зрения только слабо ощущают и реагируют на свет и яркость света. Примерно так взрослые люди реагируют днём на свет из окон, когда засыпают или спят днём.

Органы слуха человеческого плода в материнской утробе тоже пока реагируют весьма условно, рефлекторно, потому что не имеют детального подтверждения от зрительных органов, от органов зрения. Вот почему даже взрослые люди перепроверяют то, что они слышат любопытными взглядами. Вот почему существует общепризнанная поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»…

Несомненно, первобытное, самое древнейшее изначальное звуковое определение понятия «видеть, смотреть, замечать» возникло из возгласа «О!» со значениями: «О, смотри! Видишь?!», «Смотри туда!», «Смотри сюда!», «Раскрой глаза!», «Протри очи!» и так далее Даже когда современный человек с изумлением восклицает «ВО!» или «О как!» (по-русски) или «Вау!» (по-американски), он инстинктивно выпучивает глаза, делает их «круглыми», то есть расширяет веки, чтобы усилить силу зрения, раскрыть очи.

Недаром в современной устной русской речи устойчиво сохраняются крылатые слова и выражения: «Око за око», «Очи черные», «Очи долу», «Всевидящее око» (один из символов Бога), «Недремлющее око», «Беречь, как зеницу ока», «Не смыкать очей», «Видит око, да зуб неймет», «В мгновение ока», «Не верь речам, а верь очам», «Оком не окинуть», «Умственное око», «Око видит далеко, а ум ещё дальше». Вот почему слово-понятие «око» (очи) приобрело значение способности видеть, познавать, понимать, умствовать...

Только в XVII-XVIII веках в русском языке слово-понятие «око» замещается словом-понятием «глаз», которое изначально имело функцию обозначения гладкого блестящего круглого предмета – камешка, бусины, жемчужины, шарика, ока.

Корневое звукосочетание-фонема «гла» используется во многих словах-понятиях, например: глад, глас; глава, гладь, глаже; главка, глагол, гладыш, глажка, глазик, глазищ, глазок; главарь, главное, главный, гладило, гладить, гладкий, глазеть, глазище, глазищи, глазник, глазной, глазурь, гласить, гласная, гласный; гладилка, гладящий, глаженый, глаженье, глазница, глазомер, глазунья, гласящий, глашатай; глаголица, гладильня, глазастый, глазеющий, гласность; главенство, главнейший, гладенький; гладильщик; гладкокожий; гладкошерстый; главенствовать, главенствующий, гладкокрашеный, гладкошерстный; гладкоствольный; главнокомандующий; главнокомандование (список слов не полный – автор).

Нетрудно заметить, что смысл и значение корня «гла» во всех этих словах-понятиях - обозначить феномены гладкости, главенства и функции видения, то есть измерения чего-либо взглядом ока (очей) – глазомером; выделения и обозначения главного. Возможно, сопряжение понятия «око» (орган зрения) с понятием «глазок» (маленькое отверстие, через которое можно смотреть) обусловлено нахождением гладких округлых камешков (гальки) с круглыми отверстиями или круглых (шарообразных) бусин (бусинок) с просверленными отверстиями, через которые бусины (бусинки) нанизывались в бусы-ожерелья – показатели знатности, значимости, главенства и богатства в древнейшие первобытные времена (уж 20 000 лет до н.э. точно – автор)…

По мнению лингвиста Сергея Львовича Николева: «…для выражения смысла «глаз» в русском языке, на его северо-востоке, когда-то, к концу ХVI века, существовали два конкурирующие способа: во-первых, исходно славянское слово «око», и во-вторых «глаз»». При этом считается, что слово «глаз», якобы, было заимствовано из польского языка, где «g;az» обозначает «камень» или «скала». В древненемецком языке «glas» - это «янтарь, стекло». Таким образом изначально словом «глаз», вероятно, обозначали украшения из каменных, янтарных, костяных, жемчужных или стеклянных шариков, нанизанных на нити-ремешки. Причём все эти элементы бус, ожерелий и чёток своей формой и видом напоминали очи и по мере схожести-похожести, вероятно, назывались «глазки» (с ударением на «и»).

Например, в летописец в Повести временных лет под 1114 годом повествует о том, что «в Ладоге дети приносили ему необычные предметы — «глазки стеклянные, и малые и крупные, проверченные»: часть )этих глазков – автор) «выплескивает вода», а другие находят после бури прямо на территории самого поселения».

«Пришедшю ми въ Ладогу, поведоша ми ладожане, яко сде есть: егда будеть туча велика, находять дети наши глазкы стекляныи и малыи, и великыи, провертаны, а другыя подле Волховъ беруть, еже выполоскываеть вода. Отъ нихъ же взяхъ боле ста, суть же различь. (Нестор. 1114 год).

Согласно исследованиям археолога Е.А. Рябинина «Начальный этап стеклоделия в Балтийском регионе // Дивинец Староладожский: Междисциплинарные исследования» (СПб., 1997. С. 43–50) «глазки» - это стеклянные «глазчатые») бусы, «которые за век до прихода Рюрика стали у славян Приладожья первой валютой». Согласно работе А.Ю. Чернова «Про то, как на Руси слово «око» было вытеснено словом «глаз» - «здешняя стеклодельня, как установил в 1980-х археолог Е.А. Рябинин, работала с 780-х годов VIII века до 830-х годов IX века. Тут по арабской технологии (из привозимой с Востока золы солончаковых растений и местного кварцевого песка) низкотемпературным способом изготовлялись бусы и бисер. Ладожане обменивали их у финских охотников на меха, а меха продавали арабским и скандинавским купцам за серебро».

Как пишет А.Ю. Чернов: «В X в. красивая (к примеру, арабская мозаичная) бусина стоила довольно дорого, и даже на Староладожском Земляном городище одна глазчатая бусина попадается в среднем на десять квадратных метров культурного слоя. … Средневековые серебряные монеты, в том числе и арабские дирхемы IX–X вв., до сих пор можно найти на берегу Волхова и Ладожки. … По воспоминаниям ладожских старожилов, в 1930-х гг. (XX века - автор) у ладожской пристани швартовались колесные пароходы, и на берег вымывало столько бус, что дети приносили их домой десятками, а их матери не знали, что с этим сомнительным богатством делать, и по ночам возвращали его Волхову. … Вот и в Новгороде до середины XX в. существовал обычай: проходя мимо Перыни, рыбак кидал в воду монету (плату Перуну). Об этом, в частности, вспоминает и археолог В. Д. Берестов (Берестов В. Д. Избранные произведения: В 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 464). Такую же плату должны были приносить Велесу и выходящие из Ладожской гавани купцы. Обычай приносить в дань языческим богам злато, а то или другие драгоценности известен с древнейших времен. … Дожил этот обычай и до наших дней: во всем мире принято кидать монетку в море или фонтан, чтобы «обязательно вернуться». Насыпав в Каялу «русского золота», летописный князь Игорь совершил обряд жертвоприношения, причем человеческого, ведь под «золотом» и «серебром» здесь имеются в виду не монеты, а русые и седые головы дружинников»…

«Раскопанная Евгенией Рябининым ладожская стеклодельня и объясняет, почему скандинавское glas – «янтарь, стекло» и нетленные глазчатые (по большей части синие с желтыми пятнышками) бусины, видимо, ассоциировавшиеся с глазом бога Одина, отданным им в Нижнем царстве за возможность испить из источника мудрости (счастливая угадка моего сына Александра Чернова, работавшего в 1997-м в рябининской экспедиции на Любше), вытеснили в конце концов слово «око» на языковую периферию» - заключает свою заметку А.Ю. Чернов.

Сделаем вывод и мы: валютная ценность и языческая значимость красивых и ярких каменных, янтарных или стеклянных «глазков», похожих на очи языческих богов, обосновали одновременное массовое применение слов-понятий «око, очи» и «глазок, глазки». При этом, несомненно, естественно и привычно, сравнивая очи любимых с дорогими глазками-амулетами, влюблённые парни начали восхищаться глазками своих любимых (с ударением на «а»).

Возможно, из таких красивых алых, синих или разноцветных «в крапинку» каменных или стеклянных глазков делали очи каменным, глиняным или деревянным языческим идолам-кумирам и это способствовало распространению слова-понятия «глаз» в значении слова-понятия «око». Несомненно, начиная с XVI века слово «глаз» и его производные с тало обозначать орган зрения и использоваться в обыденной и научной жизнедеятельности повсеместно, и используется в этом значении до сих пор.

Слово-понятие «око» и его производные перешли в разряд устаревших и используются в народно-поэтической, фольклорной и литературно-художественной деятельности, например, в пословицах и поговорках:

Очи завидущи, руки загребущи. Видит око, да зуб неймёт (пословицы).

«Я признаюсь – не смел поднять очей, не смел вздохнуть, не только шевельнуться» (А.С. Пушкин).

Всходили и гасли очи
У самых моих очей.
Уж и нрав у меня спокойный!
Уж и очи мои ясны!
(М. Цветаева)

Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синих пожар.
(А. Ахматова)

Этимологический словарь русского языка М.Р. Фасмера (М.: Прогресс. 1964-1973) так трактует этимологию слова «око»:

Око - I о;ко II "мера веса в три фунта", южн., укр. око – то же. Заимств. из араб.-тур. okka – то же; см. Литтман 90; Локоч 127 и сл.; Преобр. I, 643. Среднего рода – под влиянием око I. II о;ко род. п. -а I "глаз"; поэт., мн. о;чи, укр. о;ко, др.-русск. око, прилаг. очесьнъ, ст.-слав. око, род. п. очесе ;;;;;;;;, ;;;; (Супр.), дв. очи, болг. око;, дв. очи;, сербохорв. о;ко, о;чи, словен. оkо;, род. п. о;е;sа, дв. о;i;, чеш., слвц., польск. оkо, в.-луж. wоkо, н.-луж. hоkо. Праслав. оkо – основа на -еs- в ед. и мн., на -i – в дв.; см. Долобко, ZfslPh 3, 131. Родственно лит. aki;s "глаз", лтш. асs, др.-прусск. ackis, греч. ;;;;, им. дв. (из *оqi;е), др.-инд. aks;; – то же, арм. akn, род. п. аkаn "глаз, отверстие, дыра", лат. oculus "глаз", гот. augo;, тохар. А. аk, В еk "глаз", далее греч. ;;;;;; "увижу", ;;;; "глаз", ;;; ;;; "в лицо"; см. Траутман, ВSW 4 и сл.; Арr. Sprd. 296 и сл.; М.–Э. 1, 6; Гофман, Gr. Wb. 241 и сл.; Хюбшман 413; Шпехт 74; Мейе, E;t. 205; И. Шмидт, Pluralb. 251 и сл.

Кстати, понятия «глаз, глазница, отверстие, дыра» хорошо иллюстрирует ещё одно слово – «очко», с ударением на второе «о», которое имеет многозначное толкование:
- значок на игральной карте, обозначающий её достоинство и масть;
- круглая точка на игральных костях и домино, предназначенная для счёта в игре;
- в спорте, поощрительный балл, присуждаемый спортсмену или команде за выигрыш или демонстрацию преимущества над соперником;
- оценка в баскетболе;
- «двадцать одно» — русская карточная игра;
- отверстие для установки запала в разрывном пушечном ядре;
- (жаргон) — анальное отверстие, гузка;
- (жаргон) — отверстие в стульчаке дворового, деревенского или корабельного туалета;
- почка, которую срезают с растения для прививки;
- в полиграфии, верхняя торцовая часть головки литеры или печатающих элементов наборной формы;
- устройство, сигнализирующее о самопроизвольной разрядке системы пожаротушения.

Слово «глазница» сопрягается со словом «зеница», которое тоже обозначает око, зрачок, глаз и имеет такое применение: Зеница – книжн., устар. то же, что зрачок, глаз. «Открылись вещие зеницы, как у испуганной орлицы» (А.С. Пушкин), «Когда василевсу связали цепью руки и раскалённое железо коснулось его зениц, он завыл, как зверь» (А.П. Ладинский, «Анна Ярославна — королева Франции», 1960 г.), «Свет зари постепенно сузился в щёлочку, потом потух, и заря остыла в остекленевших зеницах» (В.П. Астафьев, «Пастух и пастушка. Современная пастораль», 1967–1989 гг.), «Что ж вам сказать, драгоценные вы наши читатели, перед тем как вы вопьётесь своими зеницами в страницы…» (Сергей Мостовщиков, «Начало», 1997 г. // «Столица»).

Слово «зеница» имеет своё происхождение (этимологию от праславянского *z;nica, от которого в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. з;ница (;;;;; Рs. Sin.; Еuсh. Sin.; Супр.), русск. диал. зенки, зе;ньки мн. «глаза», укр. зіни;ця, з;нка «веко», болг. зеница, сербохорв. зjе;ница, словенск. zеn;са, чешск. zenice «зрачок». Обычно сравнивают с зева;ть, зия;ть. Ср. также праиндоевр. *dhey;-, *dhy;- «видеть, замечать» (Источник: Словарь М. Фасмера).

Устойчивое выражение (фразеологизм) «Как зеницу ока» имеет следующее значение – хранить, беречь, лелеять бережливо, заботливо, нежно, тщательно, бережливо, например: «Я сделаю тебя счастливой, буду хранить тебя, как зеницу ока, пока жив буду, я воспитаю тебя, сделаю из тебя женщину!» (А.П. Чехов, «Драма на охоте», 1884 г.), «И вот, стало быть, уже двойная причина хранить эти полторы тысячи как зеницу ока, отнюдь не расшивать ладонку и не отколупывать по сту рублей» (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г.).

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля так толкует слово «зеница» или «зенко»:

ЗЕНКО ср. зеница ж. или зенок м. зорочек, зрачок, глядельце, зеркальце, человечек глаза, черная круглая прорешка в радужной перепонке, в которую проходит свет. Ты зенок мой; зеница ока, ненаглядный. Зенки, очи, глаза. Зенки налить (напиться пьяным). Распустить зенки (зевать, не замечать). Зетить (у мазуриков - стеречь, зорко глядеть). Зенко вологодск. - стекло в окне, оконница; от этого офенск. - зехло, стекло; зехольница, окончина и пр. Зенковый, зеничный - к зенку, зенице относящийся; зрачечный, зрачковый, зорочный.

Кстати, сравнение зеницы, зенко, зрачка с зеркальцем не случайно и обоснованно, потому что также существует устойчивое выражение (фразеологизм) «Глаза – зеркало души». Причём смысл этого выражение не в том, что блестящий зрачок глаза есть зеркало, в котором отражается человек, а в том, что глаза, зенки, очи, гляделки, шары, моргалы, буркалы, зеницы, бельма, гляделки, вежды очки, консервы, глазищи, иллюминаторы, мигалки, окуляры, прожектора, рамы, салазки, ставни, глазки и т.д. очень выразительны своей микромимикой, отражающей и выражающей во взоре, взгляде или пристальном зрении самые тонкие и душевные ощущения, переживания и чувства, как эмоциональные, так и духовные.

Кстати, именно взгляд глаз может истинно выразить не только эмоцию и чувство, но даже «работу» гормональных органов, органов пищеварения, нервной системы и других систем организма, причём любого живого существа, обладающего глазами – органами зрения. Таким обострённым глубинным инстинктивным зрением обладают, прежде всего, влюблённые, голодные и рассерженные…

Несомненно, самые первые человекообразные и человекоподобные существа обладали даром не только видения, но и предвидения, умели общаться взглядами, «разговаривали» друг с другом «глаза в глаза», обладали системой визуальных сигналов. Например, один только небрежный короткий взгляд вожака-самца обуздывал самые буйные устремления подчинённых ему самцов, а грозный смелый и яростный взгляд – врагов и соперников. Одновременно тёплый, ласковый и разрешающий взгляд привлекал, ласкал, обнадёживал самок и их детёнышей…

Вот почему изначально слова-понятия «око», «глаз», «зеница» в общепринятом инстинктивном сознании (совместном знании) всегда имеет смысл не только физического зрения, но и духовного, эмоционального и чувственного общения, понимания, осознания. Вот поему глаза воспринимаются и называются «фарами», «прожекторами», «иллюминаторами», то есть окнами-окулярами, через которые видна душа человека…

И всё же изначальным словом-понятием, обозначающим непосредственно органы зрения, было слова – око и очи, или очеса, как говорил наш знаменитый учёный и поэт Михаил Ломоносов («В твои пресветлы очеса»). Эти слова-понятия (око и очи) было в древние времена, вероятно, ещё во времена существования допотопного общечеловеческого пра- пра- языка «Турит» - это, примерно, 75 000 – 50 000 лет до н.э., в период, когда в обиходе первобытных людей появились бусы и ожерелья из ракушек, цветных камешков, перламутра, жемчуга.

Известно, что праславянское или праиндоевропейское (что одно и то же) корневое слово *H;ok;- или *oko означает «глаз». На древнеславянском и древнерусском языке это корневое слово осталось навеки и тоже обозначает «глаз». С таким эе значением это слово существует почти во всех праславянских и славянских языках: русский - око, старославянский - око, латинский - oculus, тохарский - А ak > ek, армянский - akn > a;'k' > a;'k' (глаз, отверстие), санскрит - ak;an, греческий - ophthalmos, английский - ;ge > eye, немецкий - ouga > Auge, готский - augo, албанский - sy, литовский - akis, латышский - acs, гамбургский - ;;;, ирландский - enech > oineach, валлийский - enep, древне-норвежский - auga, польский - oko, прусский – ackis, словацкий – око, украинский – око, белорусский – вока, болгарский, - око;, словенский – ok;, чешский – око, верхнелужский – woko, древнеиндийский - ak;;.

Все эти слова (в разных оттенках произношения) произошли от ещё более древнего корня общечеловеческого пра- пра- языка – звукосочетания-фонемы *ok(w) – «смотреть, видеть». Этот древнейший корень сохранился в русском языке в слове «окно», которое как раз и предназначено для того, чтобы через окно смотреть и видеть.

Однако этот древнейший корень *ok(w) - здесь «w» присутствует, звучит как оттеночное «у» или «й» и почти не произносится (только обозначается одними губами), а «о» произносится как нечто среднее между «ё» и «о» - имеет другие значения; которые «всплыли» из генетической памяти потомков носителей пра- пра- языков словам-понятиями: ЁК, ЙОК, отриц. част. 1. Нет, нету, например, «Деньги есть? — Денег ёк!». 2. В значении сказ. «Мозгов ёк». «Ёк закурить». «Раствор ёк, суши вёсла (или чеши грудь), то есть – «работа остановилась, можно отдыхать». На татарском языке (общетюрк.) «ёк» — обозначает «нет» (Источник: Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ. В.С. Елистратов. 2002).

В современное время (с 1839 года XX века) в мире возникло и существует общепринятое общечеловеческое слово-понятие «ОК» - «окей» или «о’кей» - выражение согласия, одобрения, понимания. Возникла эта аббревиатура из лени корректоров, журналистов, писателей и шпионов, из их желания обозначить этими двумя буквами (словом) что-то важное, например: «oll korrect» («все правильно»), «Old Kinderhook is O.K.» («Старый Киндерхук в порядке!»), «ohne Korrectur» («без корректуры»), «0 killed» («ноль убитых») или из фразы «;;; ;;;;» («всё в порядке»), которую писали греческие портовые грузчики на контейнерах, и которая потом исказилась до фразы «all keep» («всё в сохранности»). В современно общечеловеческом общении «ОК» произносится как «ёокей», что по смыслу имеет очень широкое толкование: «Видишь? Всё в порядке!», «Вижу! Согласен!», «Не-е-е.. Не так!».

Однако пришло время, чтобы заглянуть ещё дальше в глубину общечеловеческой врождённой памяти и узнать, что обозначают и какой смысл-содержание имеют звуки-буквы, из которых составлены древнейшие слова-понятия «око» и «очи»…

ОКО
о -  он, оболочка, основа
к -  объединение
о -  он, оболочка, основа

Око – основа объединения основ, то есть око – это способность видеть и понимать, способность воспринимать окружающий мир и среду обитания, что, несомненно, является основой для миропонимания, правильного поведения, для безопасности и успеха любого вида человеческой жизнедеятельности. Недаром существует знаменитое выражение: «Я вижу – значит, я существую!» и его разновидности: «Я вижу – значит, я верю», «Пока не увижу – не поверю», то есть не соглашусь или не скажу «Окей!». При этом словом «око» обозначалась оболочка, объединяющая основу видения всего вокруг, то есть круглый орган зрения.

ОЧИ
о -  он, оболочка, основа
ч -  проявление неизведанного в яви, красивый, рубеж, межа
и -  союз, равновесие, единство

Очи – основа проявления неизведанного в яви, рубеж, межа и красота союза, равновесия и единства видения всего сущего вокруг, основа мировосприятия и миропонимания. При этом древнее слово-понятие «явь» - это обозначение реальности, действительности, то есть, того что существует фактически, здесь и сейчас.

Как уже было указано слово «глаз» в русском языке начали употреблять примерно с XVII века и оно уже имеет только предметное обозначение конкретно органа зрения человека или животного. А вот до XVII века, в праславянскую эпоху, слово «глаз» обозначало «шарик, бусину, жемчужину (по форме), круглый гладкий и блестящий камешек». Орган зрения (око) начали называть словом «глаз» по его круглой и блестящей форме, а не по существу. Вот почему появились всяческие сленговые слова, например, буркалы, шары, стекляшки и т.д., которые совершенно неприменимы к древнейшему одухотворённому слову-понятию «око»…

К праславянскому слову-понятию *glazъ – блестящий круглый камень, шарик, камешек – учёные лингвисты присоединяют польское g;az - крупный камень, булыжник, старочешское hl;zek - бусина в четках. В древнерусском языке существовало слово глазъкъ - шарик, бусина. Это слово использовано в Ипатьевской летописи под 1114 годом, а «не позже XIII столетия: в письменных памятниках XIII–XIV вв. отмечено прилагательное «глазатыи» в значении «глазастый, большеглазый».

Если принять метод определения значения звуков-букв, входящих в слово, то…

ГЛАЗ
глаз -  ещё и орган речи (глас)
г -  глаголить, излагать
л -  люди, на поверхности
ла -  лежащее на поверхности
а -  ас, совершенный человек, начало
з -  зело, очень, сверх, земля

Глаз – орган мимический речи, то есть красноречивый взгляд, способ и метод глаголить («сверкать») оком, излагать людям лежащее на поверхности чела (лица) совершенного человека ладное, земное, сверх, зело, очень важное.

Глаза
г -  глаголить, излагать
глаз -  ещё и орган речи (глас)
л -  люди, на поверхности
ла -  лежащее на поверхности
а -  ас, совершенный человек, начало
з -  зело, очень, сверх, земля
за -  начало чего либо
а -  ас, совершенный человек, начало

Смысловые значения звуков и букв, входящих в слово-понятие «глаза» показывают их принадлежность людям, человеку, акцентируют внимание на их важность, даже сверхважность для человека, для его умения общаться, глаголить и излагать свои взгляды одним только взглядом внимательных, томных, гневных или равнодушных глаз...

Фактически, исторически и практически глаза – это органы зрения совершенного, то есть богоподобного человека. Вспомните…

Бытие. гл. 1
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И увидел..., и назвал. Вот так и сотворил Бог, вернее богочеловек, всё, что он сотворил в начале Бытия. Вот что такое глаза, всевидящее око, очи чёрные, очи светлые…

Для интересующихся глубже ещё источники по теме:
Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 10. — М., 2016.
Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. — Вып. 6. — М., 1979; — Вып. 32. — М., 2005.
Бернштейн С. Б. Следы именных основ на —s в славянских языках // Вопросы языкознания. — 1970. — № 3.
Ясинская М. В. Представления о глазах и зрении в языке и традиционной культуре славян. — М., 2015.


Рецензии