16-й век до нашей эры. Загадочный Данай

Все знают "бойся данайцев, дары приносящих", но много ли тех, кто знает, что это за "данайцы" такие? Когда начинаешь в подобные вопросы углубляться, голова кругом идёт от дат и цифр! - с такой приходится иметь дело древностью. Впрочем, не только от цифр голова идёт кругом - но и от генеалогических хитросплетений в родословных многочисленных персонажей.

Итак, название "данайцы" происходит от имени царя Даная, который был сыном Зевса и Ио. Есть, правда, и более сложная версия, согласно которой Данай являлся не сыном Зевса, а его праправнуком, - а сыном он был египетского (!) царя Бела (который, как ни странно, отождествлялся с семитским, финикийским Баалом... впрочем, и Ио отождествлялась как с египетской Исидой, так и с месопотамской Астартой) и Анхинои, дочери речного бога Нила. Данай появился на свет вместе с братом-близнецом Эгиптом, его дядей был Агенор, двоюродным братом - основатель Семивратных Фив Кадм, а двоюродной сестрой - Европа.

Вот кем по рождению являлся Данай.

Повзрослев, он становится царём.... Ливии. А брат его Эгипт - царём Аравии. Да уж: где Ливия, а где Аравия! Размахнулась семейка, нечего сказать. Затем, после смерти Бела (финикийский бог Баал умер?!) между братьями начались раздоры. И тогда мудрый Эгипт предложил брату: а давай-ка, брат, поженим пятьдесят (!) моих сыновей с пятьюдесятью (!) твоими дочерьми? В знак примирения. Однако Данай из прорицания знал, что должен погибнуть от руки собственного зятя и поэтому решил  вместе с дочерьми спастись от гибели бегством. По совету Афины, построил 50-весельный корабль, который назвал "Арго" - по месту назначения. Много веков позже название заимствуют знаменитые аргонавты.

В пути Данай сделал остановку на Родосе. Там умерли три его дочери, и в память о них он основал три и поныне существующих города: Линд, Иалис и Камир. (В окрестностях последнего через три с половиной тысячелетия устроил себе шикарную виллу Бенито Муссолини) Построив святилище Афины и посвятив этой богине статую, он отправился дальше, в Арголиду, местность со столицей Аргос, расположенную на северо-востоке полуострова Пелопоннес (Сейчас столица Арголиды - город Нафплион, хотя и Аргос существует тоже и находится от Нафплиона в 12 километрах всего)

Дальше начинается самое интересное. Местным жителям Данай вдруг объявил, что боги избрали его царём Аргоса. Но правивший тогда в этом городе некто Геланор поднял его на смех. Однако аргивяне всё-таки собрались, чтобы обсудить этот вопрос, но решение отложили до утра. А ночью к городской стене подкрался волк и зарезал быка, возглавлявшего городское стадо. Аргивяне поняли это как знак богов о том, что пришелец захватит власть силой, если не принять его, и уговорили Геланора отречься. Так потомок Зевса и Баала стал царём Аргоса.

Но счастья, как водится, долгого не бывает. Спустя какое-то время дали о себе знать обманутые племянники, они же несостоявшиеся зятья. В количестве той же полусотни душ. Данаю пришлось им уступить, выдать за них замуж своих дочерей. Но за день до свадьбы он дал дочерям маленькие кинжалы, чтобы те ими женихов своих умертвили. Так и случилось, ослушалась лишь одна дочь Гипермнестра, которая отказалась убивать своего жениха Линкея. Головы убитых данаиды закопали на берегу реки Лерна, а тела похоронили за городской стеной. После этого они прошли обряд очищения в водах Лернейского озера. В тот же день Данай нашёл для них новых мужей из числа победителей в состязаниях по бегу. А вот выживший Линкей Даная всё же убил - древнее пророчество сбылось.

Однако в период между прибытием в Арголиду и появлением там злосчастных племянников Данаю удалось свершить множество великих дел. Как то: привезти в Грецию алфавит - по-видимому, их Финикии, поскольку алфавит был изобретён там, решить проблему водоснабжения, построить первый 50-вёсельный корабль, стать одним из основателей традиции атлетических состязаний и даже ввести обычай петь песни на свадьбах. Как видно, не зря приняли его аргивяне.

В итоге он перед смертью обрёл славу такую, что данайцами поначалу стали называть жителей Арголиды, затем всего Пелопоннеса (Арголида, напомним, является одной из областей полуострова Пелопоннес), а затем - любого грека.

Теперь о самом захватывающем: о хронологии. В первую очередь, конечно же, интересует вопрос: когда, в каком веке жил Данай и в какое время происходили столь занимательные события?

В надписях 8-года года правления Рамсеса III (годы жизни: 1217 - 1155 гг. до н.э.) среди напавших на Египет "народов моря" упомянуты пелесет, текер, шакалуша, дануна и вашаша. "Дануна" рядом учёных отождествляются с данайцами.

Но есть и более древние свидетельства. Этноним "данайцы" упоминается уже в египетских надписях начиная с середины XV в. до н. э. В надписи Аменхотепа III (годы жизни: 1400 - 1353 гг. до н.э.) из Ком-эль-Гетана упомянуты "данаи" и их города: Микены (построены примерно в 16 в. до н.э.) Фивы, Мессена, Кифера, Элея (сейчас Писа), Амиклы, Навплион. (Последний, напомним, является сейчас столицей Арголиды и назван был так в честь Навплия, сын бога Посейдона и дочери Даная Амимоны. Как в запутанных дебрях греческой истории взаимосвязано всё).

Есть ещё пара косвенных свидетельств.

"В раннем бронзовом веке один из регионов Киликии носил название a-da-na-wa. Позднее, начиная с IX в. до н. э., та же местность именуется Куэ, или Хиява. Первое название отождествляется с данайцами, второе - с ахейцами, и видимо, свидетельствует об их миграции на юго-восток Анатолии".

"Часть данайцев осела на юго-востоке Малой Азии и в восточной Киликии в IX в. до н. э. существовало государство Дануна (Данунитов). На горе Каратепе (у реки Джейхан) была обнаружена надпись царя Дануны — Азитавадда. В конце VIII в. до н. э. царство было завоёвано Ассирией".

Но вернёмся к Аменхотепу. Если данайцы к 15-му веку до н.э. получили устойчивый эпоним, который был известен фараону Египта, то можно себе представить, когда Данай прибыл на Пелопоннес. Самое позднее, в 16-м веке до н.э.

Наконец, Еврипид в пьесе "Архелай" упоминал о данайцах. "В Аргос прибыл Данай, основал город Инаха и постановил, чтобы жители (пелагси) отныне именовались данайцами". Что в этих словах примечательного? То, что Еврипид (480-е - 406 гг. до н. э.) жителей Пелопоннеса называет пеласгами, что свидетельствует о том, что Данай прибыл на Пелопоннес не позднее 1700-го года до н.э., когда территория Греции была окончательно захвачена пришедшими с севера индоевропейскими племенами эолийцев, ионийцев и ахейцев - которых обобщенно принято называть ахейцами. Тут важно подчеркнуть: не была захвачена окончательно - потому начало ахейской экспансии было положено уже примерно с 2200 г. до н.э. и продолжалась в течение пяти веков. Данай, таким образом, явился на Пелопоннес "ахейско-пеласгский".

О глубокой древности Даная говорят не только исторические факты, но и мифология. Так, пощадившая своего жениха Гипермнестра стала матерью Абанта, а также прародительницей множества героев, включая Персея и Геракла. Это ж на сколько поколений, получается, дочь Даная была старше древних Геракла и Персея! Именно поэтому, я считаю, данные истории и данные мифологи не стоит разделять - часто они говорят, в сущности, одно, но на разных языках. Во всяком случае, я в рамках данного эссе этой установке следую.

Также годы жизни Даная можно вывести из этимологии его имени. Некоторые историки-библеисты связывают Даная с Даном, родоначальником одного из двенадцати колен Израилевых, пятым сыном патриарха Иакова. Сказано, что "Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад". Версия интересная, но навряд ли верная. Годами жизни Иакова по иудейской традиции считается 1652-1505 гг. до н. э. Стало быть, сын был на поколение моложе, а некто Данай, чьё имя произошло от Дана - ещё моложе. Тогда как легендарный Данай, по всей видимости, был ровесником самого Иакова.

Впрочем, согласно вычислениям Павла Орозия, историка и христианского теолога 5-го века, кровавая свадьба данаид произошла примерно за 775 лет до основания Рима. А поскольку Рим, мы знаем, основан в 753-м году до н.э., то к 753 прибавляем 775 и получаем 1528 год до н.э.. Но это уже последний год правления Даная - правил Ливией и приплыл на Пелопоннес он значительно раньше. Таким образом, Данай с библейским Даном теоретически мог быть связан. Однако ни история, ни мифология Даная с еврейским миром никак не связывают - с египетским связывают, с финикийским (Баал, как было сказано, бог финикийцев, пусть в данном мифе и фигурирует, как царь Египта), а с еврейским - нет.

Если же ставить вопрос о происхождении Даная, то, по всей вероятности, он был каким-то образом связан одновременно и с микенской цивилизацией, и с финикийцами (коли потомок Бела/Баала), и с Египтом (коли Бел в представлении авторов мифа был "царём Египта", а матерью Даная была дочь египетского Нила)

Так или иначе, уверенно сказать можно одно: за мифом о Даная кроется какая-то древняя тайна, кроются неизвестные нам реальные - впоследствии мифологизированные, да - события, сравнимые по значимости с приходом евреев под предводительством Моисеем в Ханаан или с приходом варягов во главе с Рюриком на Русь. Налицо тот же сюжет: "приход пассионарного чужеземца". (Право, не знаю, имеет ли это какое-то отношение к архетипам Юнга?) Только явился Данай с южных берегов Средиземного моря, конечно же, не с мифическими "пятьюдесятью дочерями", а с продвинутой, толковой командой (при этом сколько-то дочерей на судне, может, и было). Возможно, его появление послужило толчком к развитию микенской цивилизации. И пусть цивилизация эта через пять-шесть столетий и угаснет - подвергшись сперва нашествию диких дорийцев, затем пострадавших, как и все жители Средиземноморья, от т.н. "катастрофы бронзового века" - и возродится лишь в 8-м веке до н.э. в виде Древней Эллады, какой мы её знаем: с Гомером, Сократом, Аристотелем и Платоном.

А тогда, три тысячи шестьсот лет назад великий пассионарий пришелец Данай, ступив на берег Пелопоннеса, увидел на новой земле для себя огромные возможности.

18.11.2023 г. Т.Тамирхан


Рецензии