Понять - это разумом вызвать движение души

Ниже приведен фрагмент текста романа Сергея Козий «ГАЛАТЕЯ: фрагмент романа между Демоном и Ласточкой –  Касаткой» переведенного на английский язык и изданного в 1999 году:
Для того, чтобы слушать музыку, недостаточно ощущать колебания в резонаторах своего тела. Для того, чтобы по-настоящему слышать музыку, необходимо разумом научить душу следовать движениям звуков. Говорят: “Я не умею танцевать этот танец”. И это правильно. Если кто-либо не умеет танцевать какой-нибудь танец, это значит, что этот человек не научил разумом тело следовать движениям звуков танца. Танец нагляден. Движения тела очевидны. С движением души все гораздо сложнее. Они скрыты от посторонних глаз, и пятое измерение движения души открыто для восприятия немногим, но только в нем можно постичь истину наслаждений.
Любой текст полифоничен. На поверхности музыка фонетических колебаний - музыка слов. В глубине музыка движения семантических форм - музыка смысла.
Мы читаем текст и с прочтением очередного слова в нашем воображении изменяется полиобразная картина. Охватывая ее разумом, мы побуждаем душу следовать движению образов. Движение души рождает звуки точно так же, как и движения струн или небесных тел. Все эти звуки, наполняя нас, рождают музыку. Ее слышал каждый, кто испытал движение души.
Оценка шедевра мировой культуры выражением : “Не нравится!” – это, скорее всего, “фиговый листок”, которым прикрывают непоколебимую наготу пустоты души.
Как скажешь, так и будет. Скажешь: не нравится - имеешь интеллектуальное ограничение. Скажешь : не умею - есть шанс научиться. ПОНЯТЬ – ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, РАЗУМОМ ВЫЗВАТЬ ДВИЖЕНИЕ ДУШИ. Не желать понять то, что давно понято и оценено другими, это значит стать самодостаточным в рамках собственной интеллектуальной ограниченности.
То, что мы связываем с понятием гениальности, всегда находит выражение в образе мышления поэта.
Все непонятное является сложным и мгновенно, одним скачком, когда понятно, становится простым. Так, как может быть сложным преобразование Фурье, 4 уравнения Максвелла, из которых выводится вся теория электромагнитного поля или картина Сальвадора Дали пока их не понимаешь.
Что связывает текст-символ с пониманием? - семантика - правила смыслообраэования. Но в конце второго тысячелетия от Рождества Христова, когда в кибернетических системах торжествует семиотика, основной раздел любого языка - семантика не преподается ни в школах, ни в институтах. Это и рождает в большинстве неприятие мировой культуры - тех достижений, которые мы относим к категории гениальное.
Гениальное всегда сложно, в отношении к тривиальному. Поэтому, так трудно посредственному понять гениальное. Понимать - это интеллектуально охватывать многообразие смыслового поля текста.
Развитие гениального, особенно в детях, связано с развитием образа мышления. Существующие переводы свидетельствуют: на сколько порядков, во времени, мы отстали в развитии мышления от авангарда цивилизации.
Если, единицей развития образа мышления, считать способность воспроизведения смысла предложения, с элементарным интеллектуальным усилием, то, запоздалое признание гениального, является точкой отсчета принятия новой ступени развития образа мышления. Тому можно привести множество примеров, среди которых, двухсотлетнее забвение дона Луиса де Гонгоры - язвы на теле испанской поэзии, которую, по мнению крупнейших грамматиков и риториков, подобало скрывать. Как пишет Федерико Гарси Лорка: “Они добились своего, отодвинув Гонгору в тень на два столетия, засыпав песком глаза тех, кто снова и снова тянулся к его постижению, а слышал только: “Не прикасайтесь - ибо непонятно''.
За что же, так долго, бросали в глаза песок? За “... в немом полете над волнами рыбы ... зеленый голос ... цветная песня, голос окрыленный, орган пернатый... старательный и темный соглядатай меняющихся обликов Дианы...”
В настоящее время это кажется “пастушьими забавами”, - шлягером, но двести пятьдесят лет назад, безусловно, было тяжелым роком .
Образу мышления в сознании соответствует определенная процедура мышления. Различия процедур определяют различия образа мышления.
Восприятие художественного произведения требует воспроизведения скачка воображения. Расстояние скачка и определяет интеллектуальную сложность его восприятия, делая для многих это расстояние непреодолимым. Эта сложность будет различной для различных процедур мышления.
Так, например, образ мышления, применимый для восприятия реалистов-передвижников, не может быть использован, для осмысления кубизма Пикассо так, как и образ восприятия кубизма, непригоден для осмысления сюрреализма Дали.
Изменения образа мышления, сокращают расстояние скачка воображения, требуемого для воспроизведения смысла художественного произведения, делая непонятое – понятным. Развитие образа мышления, определяет развитие культуры, рождая гениальное - не теряющее своей ценности со временем. Но признание гениального требует изменения образа мышления большинства. И пока это не произойдет, гениальное преследует тяжелый рок - тяжелый рок непонимания.
И в наше время можно найти бесчисленное множество людей, которые не смогут ответить на вопрос: Кто он? - “старательный и темный соглядатай меняющихся обликов Дианы”. А ведь это написано, по крайней мере, 250 лет назад, но как известно, "всему свое время и место всякой вещи на этом свете". Время придет.


Рецензии