О первочастицах

Я встречал рассуждения о том, что материя делима до бесконечности. Довольно подозрительное заявление. Например, Декарт утверждал якобы, что "невозможно существование каких-либо атомов, то есть частей материи, неделимых по своей природе". Но бесконечное деление - такая противная штука, противность которой убедительно показал еще Зенон. Поэтому никому не советую с ней связываться.

Тем не менее, сейчас мне приходит в голову мысль, что Декарт был прав. Но прав не так, как ему бы хотелось. Неделимые атомы не существуют с точки зрения бытия (так как бытие есть целое, а атомы - части). Но они существуют с точки зрения Определенности, так как Небытие есть лишь часть Определенности. Такие неделимые атомы и представляют собой Небытие, то есть измельчение материи не длится бесконечно (просто уже нечего делить), оно переходит в небытие - обособленность без уникальности. Атомы есть, но они ничего из себя не представляют, что и означает небытие, то есть декартово "несуществование". И такое небытие есть чисто идеальная сущность (капец материализму, ну то есть полный капец, материализм обложен не только сверху, но и снизу)!

Такое представление удивительным образом совмещает казалось бы несовместимое. Между тем, здесь нет никакого ни логического, ни онтологического противоречия. Но здесь нет бесконечного деления (материя плавно, непрерывно сходит "на нет", буквально превращаясь в ничто, хотя надо понимать, что в чистом виде материя и есть Ничто) и это просто отлично! Одно не переходит в другое. Дискретная материя (небытие) не становится непрерывным целым (бытием) что было бы катастрофой для философии. Зенон в этом смысле придумал идеальную апорию. Это признак здравого мышления и хорошей антигегелевской философии...


Рецензии