Преображенские храмы села Слепушкино

В течение столетий крупным вотчинником Верейского уезда был московский Чудов монастырь: здесь ему принадлежало село Слепушкино.

Небольшая обитель, расположенная в Кремле, почиталась наряду с главными русскими святынями – её называли «Великой лаврой». В XVII веке Чудов монастырь стал настоящим духовным центром Руси. В обители крестили царских детей и хоронили высшую русскую знать, включая и верейских владельцев. В монастырских стенах размещалась кафедра правящего архиерея Москвы. С обителью связаны важнейшие события истории нашего Отечества.

Неизвестно, когда именно Слепушкино стало чудовской вотчиной. Но, очевидно, не позже XVI века. Село это располагалось в Вышегородском стане, где земли долгое время принадлежали государю. Вполне возможно, оно было великокняжеским вкладом в монастырь. Со времён святителя Алексия Московские князья с особым вниманием относились к Чудовской обители.

Формально, в этом году селу исполняется 395 лет: первое письменное упоминание о Слепушкине относится к 1626 году. Трагические события начала XVII века, разбой польско-литовских интервентов не обошли стороной и это поселение. Монастырская вотчина пребывала в запустении.

В Писцовой книге 1629г. сказано, что в селе стояла «без пения деревянная церковь во имя Преображения Спасова, а в ней образы полиняли и свеч нет, а строенье было монастырское; на церковной земле 8 мест дворовых церковных причетников; пашни церковной худой земли перелогом и лесом поросло 20 четвертей в поле».

Спустя 23 года священноначалие монастыря решило поставить здесь новый храм. 21 августа 1652г. в Патриаршем Казённом приказе «по челобитью архимандрита Чудова монастыря Ферапонта да келаря старца Феодосия с братиею» была «запечатана благословенная грамота <…> в село Слепушкино на один престол во имя Преображения Спасова». Деревянный храм возвели за полтора сезона, и освятили в 1654г. Однако старую церковь уничтожать не стали.

В церковно-административном плане храм перевели из Боровской десятины в Верейскую в 1678г. К этому времени в Слепушкине, кроме «поповского и монастырского» дворов, насчитывалось 10 крестьянских и 25 бобыльских – всего, 62 души мужского пола.

Удивительным образом сложилась судьба Преображенской церкви, построенной в Слепушкине в XVI веке. После возведения в селе нового храма она пустовала 65 лет. Её «возрождение» оказалось связано с трагедией, случившейся в Котове, вотчине Пафнутьева монастыря, в апреле 1719г. В самый канун Светлой Пасхи там пожаром был уничтожен сельский храм. Сгорело всё «без остатку». И котовский настоятель обратился в Патриарший Казённый приказ с просьбой позволить перенести пустовавшую «ветхую» церковь из Слепушкина в Котово. Священник заранее получил на это согласие у «приходских людей» чудовской вотчины. Его прошение утвердили, и храм обрёл вторую жизнь. Церковь освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она простояла на новом месте ещё двести лет.

В 1916г. Императорская Археологическая комиссия занималась вопросом сохранения бывшего слепушкинского храма. Выдающийся реставратор и академик архитектуры П.П. Покрышкин детально изучил состояние церкви: стены и крыша были, на удивление, весьма прочными. Как подчеркивал учёный в своём отчёте, «ветхой» церковь была только «деньми» – своим почтенным возрастом. Уникальный деревянный храм, переживший Смуту и нашествие «двунадесяти языков», уничтожили вскоре после Революции 1917г. Лишь чудом сохранились несколько фотографий святыни, стоявшей в Слепушкине ещё во времена государя Иоанна IV Грозного…

В результате Секуляризационной реформы, инициированной Екатериной II в 1764г., Слепушкино с деревнями перешло от Чудова монастыря к государству. Во время Генерального межевания 1768г. в Преображенском приходе насчитывалось 699 мужчин. В самом селе стояло 49 дворов, в Горках – 53, а в Детёнкове – 35. Эти поселения были владением Московской казённой палаты.

Деревянный храм в Слепушкине сгорел в 1804г. Об этом говорится в Ведомости о церкви 1840г. Издревле в село назначали двойной состав причта, но «другой причт был убавлен 1804-го года за отпискою деревни по згорении деревянной церкви».

Новый Преображенский храм возводили уже в камне, «с таковою же колокольнею» – из кирпича, с облицовкой высокого цоколя белым камнем. Строить церковь начали в 1805г. тщанием «священника Симеона Деонисова и прихожан Экономического ведомства» по плану и храмозданной грамоте, которые выдал архиепископ Дмитровский Августин.

Архаическая композиция храма характерна для сельского зодчества периода раннего классицизма. К одноглавому бесстолпному храму в виде двусветного четверика примыкают полукруглая апсида и небольшая трапезная без опор. Трехъярусная, квадратная в плане колокольня состоит из четвериков. Декоративное убранство фасадов, в целом, довольно сдержанное. Главный иконостас был трёхъярусным; «сверх иконостаса Животворящий Крест, по сторонам коего образа Божией Матери и Иоанна Богослова». Строительные работы завершились к 1808г. В тёплой трапезной был освящён придел – во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Храм серьёзно пострадал в 1812г. во время нашествия французов; его пришлось долго восстанавливать. Сначала освятили придел, и только осенью 1816 года – сам храм, по завершении всех строительных работ. Сельский приход в то время составляли 188 дворов.

Спустя четверть века, в 1840г., Преображенский настоятель духовно окормлял уже 1499 прихожан. Они проживали в Слепушкине, сц. Беликово и Бавыкино, и в деревнях Горки, Литеево, Субботино и Шубино.

По штату 1888г. Преображенский причт состоял из священника, диакона и псаломщика. При храме находилась небольшая духовная библиотека; церковной школы не было. Однако в приходе располагались две земские школы: в Слепушкине – Верейского уездного земства, и в Горках – Московского губернского земства. Настоятель храма служил там законоучителем. Также священник исполнял обязанности председателя «местного церковно-приходского Иоанно-Предтечевского братства трезвости», и вел борьбу с алкоголизмом среди крестьян.

К столетнему юбилею церкви прихожане капитально отремонтировали храм, провели духовое отопление, заменили главки на куполе и колокольне и установили новый крест. Интерьер церкви расписали фресками и орнаментом в византийском стиле – до этого стены были выкрашены в белый цвет.

В 1916г. Преображенский приход состоял из 1969 православных, проживавших в шести поселениях. Именно в это время, в 1915-1916 гг., в Слепушкине служил псаломщиком Александр Иванович Соловьёв. Спустя пять лет он был рукоположен во священника. В 1937г. отца Александра арестовали по ложному обвинению и расстреляли на Бутовском полигоне. Он был прославлен в лике священномучеников Архиерейским Собором в 2000г.

После Революции 1917г. православные Слепушкина разделили судьбу Матери-Церкви: прошли через притеснения, унижения и гонения. В мае 1922г. из храма изъяли церковные ценности, а 1930-х годах церковь закрыли, использовали здание под склад...

В 1948г. верующие предприняли попытку добиться открытия храма в Слепушкине, но получили от Мособлисполкома категорический отказ. Запустение привело к неминуемому разрушению святыни.

В 1960г. Постановлением Совета Министров РСФСР Преображенский храм был внесён в «Список памятников государственного значения», подлежащих охране. Однако формальное решение не смогло остановить разрушения церкви.

Лишь на изломе эпох, в 1991г., изуродованную святыню вернули верующим. Возрождение началось с назначением сюда настоятелем о. Николая Студеникина. 18 июля 1999г. на руинах церкви была совершена первая литургия.

За прошедшие годы проделана колоссальная работа: печальная руина на глазах превратилась в Божий храм. Из белого камня создан замечательный иконостас, и сейчас мастера пишут иконы. Но самое главное – сюда, в храм Преображения, стремятся люди. Люди, у которых в сердце живёт искренняя любовь к Богу.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:
01. Введенский (б. Преображенский) храм XVI века в Котове. На заднем плане – Введенская церковь (1904-1906). 1912. ИИМК. Публикуется впервые.
02. Преображенский храм в Слепушкине. 1909. Фото А.Н. Ильина. ОР РГБ. Публикуется впервые.
03. Интерьер Введенского храма (б. Преображенского храма с. Слепушкина) в Котове. 1912. ИИМК. Публикуется впервые.
04. Храм Преображения Господня. 2020. Фото Г. Подбородникова.

ПРИМЕЧАНИЯ:
*Статья основана на архивных материалах.
*Статья написана для печатного издания «Основы Православия» Наро-Фоминского благочиния в ноябре 2021 года.
*В статье впервые опубликованы фотоизображения Преображенских храмов в Слепушкине, найденные автором в ОР РГБ (Москва) и в ИИМК (СПб) в 2015г.
*Первая публикация статьи:
Подбородников Г.В. Преображенские храмы села Слепушкино // Основа. 2021. №44. Основы Православия. 2021. №11. С. 16.


Рецензии