Введенские храмы в Котове

Изучая архивные дела, каждый раз поражаешься, насколько прекрасна была наша Нарская земля. И одновременно содрогаешься от осознания того, насколько целенаправленно безбожная власть разрушала связь человека с Богом, уничтожая храмы…

Сегодня даже представить сложно, что рядом с Наро-Фоминском, в крохотном Котове, до Революции  1917 года стояли два удивительных Введенских храма. Первый – уникальный свидетель «старины глубокой», второй – яркий, чуть ли не сказочный памятник, возведённый в самом начале прошлого века в неорусском стиле. К счастью, нам удалось найти изображения этих церквей (ныне они хранятся в Петербурге). Котово – одно из древнейших нарских сёл. Когда-то оно было частью Боровской земли.

Во времена Ивана Грозного село принадлежало Щелкаловым, влиятельным думским дьякам, познавшим власть, славу и горечь падения. Они-то и подарили «село Котово с деревнями и пустошами» Пафнутьево-Боровской обители. Монастырь был одним из самых богатых вотчинников Московской Руси, а его игумены пользовались большим влиянием. В материалах дозора 1613 года говорится, что в Котове стоял деревянный «храм во имя Введения Пречистыя Богородицы, а в пределе Николы Чудотворца да Иоанна Богослова». Уже в то время церковь была «ветхой». Храм «запустел от разорения» в годы польско-литовской интервенции. Тогда многие церкви в окрестностях были уничтожены вообще.

Во время переписи, проводившейся в 1628-1629 годах, храм указан «без пения», а дворы причта – пустыми. К середине столетия церковь в Котове исчезла. В документах упоминаются сельцо без храма да церковная земля. Лишь в 1694 году крестьяне под руководством Венедикта Афанасьева возвели здесь новый деревянный храм. 17 октября «поп Емельян Васильев», ставший настоятелем церкви, получил антиминс. В 1705 году к Введенскому приходу относились «деревни Башкино, Мальково и Рождествено, что была пустошь, 58 дворов крестьян, в них 227 человек» мужских душ. Однако церковь эта простояла недолго: 8 апреля 1719 года, в канун празднования Пасхи, ужасный пожар уничтожил здание, «св. иконы, и антиминс, и книги – всё погорело ж без остатку».

Как раз в те годы в селе Слепушкино (оно принадлежало кремлёвскому Чудову монастырю) построили новый Преображенский храм. Старая церковь стояла пустой, и «приходские люди» согласились отдать её «на погорелое место» в Котово. Патриарший Казённый приказ утвердил прошение отца Емельяна, и позволил перенести храм. Вот так древняя слепушкинская церковь, построенная в начале XVI века, оказалась на новом месте. Как и все прежние храмы в Котове, церковь освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Одноэтажная деревянная церковь «в виде корабля» имела шатровую двускатную крышу. Глухой фонарь венчала «глава маковицей». Иконостас с простыми колоннами был трехъярусным. На шестигранной колокольне размещались пять колоколов. Размеры храма составляли в длину – 20,6, в ширину – 4,5, а  в высоту – 15 метров.

Крестьянам Котовского имения пришлось пройти через суровые испытания в 1812 году. Французские оккупанты уничтожили 95 дворов из 175. Конечно, значительно пострадал и разграбленный врагами храм. Сразу после освобождения села церковь капитально обновили и освятили вновь. В 1836 году крыша храма была ещё крыта тёсом, однако со временем её заменили железной. Стены отштукатурили и расписали «посредственною живописью» в середине XIX века. В 1887 году котовских прихожан приписали к большому новому храму в соседнем Малькове. Однако спустя десять лет приход восстановили. В начале ХХ века здесь числилось 838 прихожан из Котова и деревень Елагино и Казьминки. В несуществующей ныне Казьминке стояла часовня (1880).

Абсолютной неожиданностью для прихожан стало желание знаменитого отца Варнавы (в миру Василия Меркулова), иеромонаха Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, возвести в селе новый храм из камня. Для самого старца данный шаг не был спонтанным. На погосте в Котове покоился прах его отца. Ещё ребёнком Василий оказался в этих краях: в 1840 году его родителей, крепостных крестьян, продали в Нару-Фоминскую. Вскоре помещик  Д.П. Скуратов перепродал семью Меркуловых князьям Щербатовым. К счастью, княгиня Софья Степановна очень благосклонно отнеслась к духовным исканиям Василия, и в 1856 году подписала юноше отпускную грамоту. Став свободным, молодой человек принял постриг и посвятил жизнь неустанному служению Богу. Отец Варнава прославился прозорливостью и даром исцеления. Стал старцем, отмеченным особой «духовной трезвостью». К нему стремились люди со всех концов России; он принимал до нескольких сотен человек в день. Среди его духовных детей преподобный Серафим Вырицкий, епископ Трифон (Туркестанов) и философ Константин Леонтьев. В 1905 году император Николай II посещал старца Варнаву, и получил его благословение. На средства преподобного в Котове возвели грандиозный пятиглавый храм с пятиярусной звонницей.

Строительство шло с 1904 по 1906 год. Длина храма составила 40,5 метров, ширина – 21, а высота – 17 метров. Каменное здание поставили всего в 70 сантиметрах от «слепушкинского» храма, так как старец Варнава хотел, чтобы захоронение его отца оказалось в пределах нового храма. Он планировал перенести старую церковь на другое место. После освящения каменного храма в старом службы уже не совершали. Однако Господь не попустил старцу завершить его замысел. Преподобный скончался 17 февраля 1906 года в алтаре Успенской домовой церкви в Сергиевом Посаде, прежде исповедовав более 400 человек. Спустя 90 лет Церковь причислила иеромонаха к лику святых.

После кончины старца возникли проблемы с завершением отделки интерьеров Введенского храма. Не была перенесена на другое место и деревянная церковь. У бедного прихода не хватало средств даже на отопление каменного храма. Тогда в 1912 году причт пожелал решить проблему кардинальным образом: продать древнюю церковь или пустить её на дрова – на отопление каменного храма. В начале века решение подобного вопроса находилось в компетенции не только церковных властей. Судьбой древнего слепушкинско-котовского храма озаботилась Императорская археологическая комиссия в Петербурге, возглавляемая графом Алексеем Бобринским.
 
Церковь в Котове обследовал выдающийся русский архитектор и руководитель реставрационной комиссии ИАК Пётр Покрышкин. В 1916 году Комиссия пришла к выводу, что «эта церковь представляет большое историческое и археологическое значение, ибо существует около четырёхсот лет со своего построения <…> и хранит в себе редкостные по древности и письму иконы; на уничтожение ея Императорская Археологическая Комиссия не даёт своего согласия. Возможно лишь перенесение древней церкви на иное место, с тщательным сохранением ея существующего вида». Среди уникальных образов здесь были иконы новгородского письма начала XVI века и фряжского письма XVII-XVIII столетий. Некоторые иконы перенесли в новый храм. Оказать помощь в переносе церкви на новое место выразили желание А.В. Константинов и Т.Т. Тарасов, почитатели старца Варнавы.

Однако все проекты были остановлены крушением империи. Очевидно, древнюю нарскую жемчужину уничтожили сразу же после Революции. Среди известных нам архивных документов упоминаний об этом храме после 1917 года нет. В 1920-х годах в Котове служил иеромонах Валентин Лукьянов, рукоположенный патриархом Тихоном. В 1937 году его арестовали и приговорили к десяти годам заключения. Он скончался в 1941 году, отбывая наказание, и был похоронен в безвестной могиле в Новосибирской области. В начале нового тысячелетия о. Валентина прославили в лике святых.

11 февраля 1938 года Президиум Мособлисполкома постановил «церковь в селе Котово закрыть, а здание снести». Изумительный по красоте храм, который можно было использовать в самых разных целях, предпочли обратить в кирпич. И делалось это неспроста: уничтожение памятников духовно-культурного наследия ведет к обнищанию духа и утрате национальной самобытности. Человек, отказываясь от Бога и теряя историческую память, лишает себя не только достоинства, но и будущего…

ИЛЛЮСТРАЦИИ:
01. В XVI-XVIII веках деревянный Введенский храм стоял в селе Слепушкино. Фото 1916 г. ИИМК.
02. Каменная Введенская церковь (1904-1906) и деревянный Введенский храм (XVI век) в Котове. Фото 1916 г. ИИМК. Публикуется впервые.
03. Преподобный Варнава Гефсиманский (1831-1906). Фото начала ХХ века. Собрание Подбородниковых.

ПРИМЕЧАНИЯ:
*Статья основана на архивных материалах.
*Статья написана для печатного издания «Основы Православия» Наро-Фоминского благочиния в декабре 2020 года.
*В топониме ударение ставится на второй гласной: «КотОво».
*Первая публикация статьи:
Подбородников Г.В. Введенские храмы в Котове // Основа. 2020. №50. Основы Православия. 2020. №12. С. 16.


Рецензии