ХР Смысл и значение понятия зуб
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.
Книга вторая РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ
Часть 7 Эпоха мифических цивилизаций.
Глава 83.2 Первобытное словообразование Смысл и значение понятия «зуб».
Иллюстрация из сети Интернет: Красивые здоровые зубы в счастливой улыбке.
Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний Каменный век. Поздний палеолит, 200 000 – 40 000 лет назад.
Земля Евразия Межледниковье Похолодание климата Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.
Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень Мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.
Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «зуб». 46 000 до н.э.
77 зуб (зверя, человека)
Зуб, зубы, челюсть, рот, нос, глаза, а с ними ещё и язык, который является, возможно, одним из главных элементов и инструментов жизнепроявления и жизнеобеспечения человека, а тем более животного, всё это части и элементы головы, часто и естественно незаметные или неощутимые в процессе жизни и проявляемые, ощущаемые только когда они нарушаются, травмируются, болят. Причём зубы при этом являются одними из самых привычно-незаметных, но и самыми незаменимыми и важными.
Зуб, зубы – это «костные образования во рту человека, служащие для первичной механической обработки пищи». Каждый зуб имеет свою характерную форму и строение, занимает определённое положение в зубном ряду и выполняет свою определённую функцию. Причём зуб - это не просто костное образование, а орган организма со своим особенным строением, собственным нервным аппаратом, собственными кровеносными сосудами. Любой и каждый зуб, зубы имеют свои свойственные только им характерные заболевания, поэтому обладают своими «личными» свойствами.
Общеизвестно, что обычно у человека имеется от 28 до 32 зубов, что полость зуба заполнена пульпой, которая окружена дентином — основной кальцификованной тканью, на выступающей части зуба дентин покрыт эмалью, что погружённые в челюсть корни зубов покрыты цементом. что зубы выращены организмом из специальных тканей, имеют собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды, что составные части зуба отличаются биохимическим составом, а также особенностями обмена веществ. Таким образом, ясно, что зубы – это сложные органы организма и что без зубов организму не просто плохо живётся, но и просто невозможно жить…
Эту итоговую истину по отношению к зубам живые организмы, все животные, имеющие зубы, все человекоподобные и человекообразные приматы, гоминиды, архантропы, питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы (современные люди) ощущают, понимают, осознают и знают не понаслышке, а естественно, изначально, врождённо, генетически, как говорится «априори», то есть без доказательств, до приобретения жизненного опыта и независимо от него. С опытом, полученным в течение жизни, все эти существа только убеждаются в важности и ценности своих зубов…
Неизвестно как и какими словами (звукосочетаниями, фонемами и лексемами) обозначались, наименовались и назывались зубы первобытными людьми, вероятнее всего никак. Однако понятие «зуб», «зубы» и челюсть (челюсти), несомненно, существовали изначально, так как первобытные охотники и хозяйки, разделывая туши добытых животных и себе подобных, видели, держали в руках, обрабатывали и использовали эти зубы и челюсти. При этом, несомненно, они ведически, то есть экспериментально, хорошо знали что по основной функции зубы делятся на 4 типа:
- резцы — передние зубы, которые первыми прорезаются у маленьких детей, служат для захватывания и надрезания и разрезания пищи;
- клыки — конусовидные зубы, которые служат для разрывания и удержания пищи;
- малые коренные (премоляры) – промежуточные зубы между клыками и коренными зубами, служат для размельчения пищи;
- большие коренные зубы (моляры) — задние зубы, которые служат для перетирания пищи, имеют чаще всего по три корня на верхней челюсти и по два корня на нижней челюсти. При этом постоянными зубами являются 8 резцов, 4 клыка и 8 моляров — всего 20 зубов.
Также гоминиды, первобытные и современные люди знают-ведают, что в жизни человека есть молочные (временные) и постоянные зубы. У детей молочные зубы начинают прорезаться в возрасте от 3 месяцев. В период от 6 до 13 лет молочные зубы постепенно заменяются постоянными. Постоянный «прикус зубов» (комплект зубов человека) состоит из 8 резцов, 4 клыков, 8 премоляров и 8-12 моляров.
По современным данным в каждом зубе выделяют следующие элементы: коронка (бугры, борозды, фиссуры, ямки, экватор, контактные пункты), полость зуба (пульпарная камера, корневые каналы), периодонт (периодонтальная связка, круговая связка), десна (свободная, прикрепленная десна, десневой сосочек), альвеола (кортикальная пластинка, губчатое вещество). Основная масса зуба человека состоит из дентина, который окружает пульпу. Коронковый дентин покрыт эмалью, дентин корня - цементом. 70% массы дентина составляет неорганическое вещество, 20% массы -органическое, остальная часть - вода. Органическая масса преимущественно представлена коллагеном и коллагеновыми соединениями (91-92%).
Ведические (опытные, экспериментальные) знания древних ведунов и ведуний называют клыки верхней челюсти «глазными» зубами: они прорезываются вблизи так называемой «малой гусиной лапки», нервного сплетения, выходящего на поверхность черепа в подглазничной области. Однако никакой взаимосвязи между состоянием клыков и органами зрения человека не существует, так что все народные приметы по поводу «глазных зубов» и «глазной феи» - это всё сказки и мифы. В м медицинской терминологии термин «глазной зуб» отсутствует. А вот слово-понятие «зуб и зубы – есть…
Как и почему возникло звукосочетание фонем в лексему «зуб»? Достоверно и объективно доказательно об этом не знает никто. Просто во времени и пространстве Ойкумены (обитаемого людьми мира) существуют разные слова на разных языках, обозначающие понятие «зуб». В нашем исследовании изначальными используются слова, вернее корни слов, из праиндоевропейского, вернее, из пра- праславянского словаря.
Праиндоевропейские корни слов, обозначающих понятие «зуб»:
1. *;;mb;o- («выступ- >зуб»): рус. зуб, лат. gemma, греч. gomphos, санскр. jambha, лит. ;ambas, латыш. zobs, алб. dh;mb > dhamb, др.-макед. kombous, англ. comb > comb, тохар. а kam > keme, арм. ;;;;; (ts;m;l > ts;;m;l > dz;m;l) — жевать, гамб. z;moa, польск. g;ba > z;b, др.-норв. kambr, нем. kamb > кamm
2. *H;dont- (им. п. *H;dont-s, род. п. *H;dent-;s) («зуб»): рус. десна, укр. ясна, лат. dentis, греч. odous > donti, валл. dant, лит. dantis, санскр. dantam, англ. t;; > tooth, нем. zand > Zahn, готск. tun;us, валл. dant, гамб. dut, перс. > dand;n;, осет. d;ndag, кашм. d;d, ирл. d;t > d;ad, др.-норв. t;nn, тал. Дандон.
Список индоевропейских корней, обозначающих понятие «зуб», на сайте Игоря Гаршина:
1. dent- (зуб) < h1dent- – Пок. ed- {dento?}: рус. дятел?
2. g’embh- (зуб, ноготь) {gembo}: рус. зуб
4. keg- (крюк, зуб)
Обратите внимание на многообразие (разновариантность) произношения даже самых древних слов праязыка, обозначающих понятие «зуб». Фактически и практически ни одно из этих слов по звукам (фонемам) и буквам точно не соответствует русскому слову «зуб». По значению корневых слов, использованных в праязыке для обозначения понятия «зуб», вероятнее всего, учитывались его функции, действия, применение, то есть процессы кусания, отрезания, отрывания, жевания и пережёвывания пищи или частей пищи. Вот почему появились звукоподражающие слова, звучащие как «жамкать», «чавкать», «жевать», «комкать», «дробить», «долбить» пищу, как дятел, или «зубить» её, то есть «убивать», как зубило. (Шутка, конечно, но в неё намёк - автор).
Интересно, что Этимологический словарь русского языка Макса Фасмер ничего не сообщает о происхождении слова-понятия «зуб», а берёт его уже готовым, действующим и только пытается объяснить, сравнивая с другими словами на других языках вот так:
Зуб (род. п. зу;ба)
укр. зуб, др.-русск. зубъ, ст.-слав. з;бъ ;;;;; (Супр.), болг. зъб(ъ;т), сербохорв. зу;б, род. п. зу;ба, словен. z;b, чеш., слвц. zub, польск. z;b, род. п. z;bu, в.-луж., н.-луж. zub. Родственно лит. ;аm;bаs жем. "острый предмет, грань балки, мыс", лтш. z;obs "зуб", лит. ;am;bis "соха"; с другим вокализмом: ;em;bti, ;embi; "разрезаю", авест. z;mbaya;v;m "вы дробите", др.-инд. j;mbhas "зуб, пасть", мн. "челюсти", греч. ;;;;;; "колышек", ;;;;;;; "клык", алб. гег. dh;mр "зуб", тоск. dh;mp – то же, д.-в.-н. kamb "гребень", тохар. А - kаm "зуб", В - keme (Ройтер, JSFOu, 47, 4, 9). Ср. еще зуба;тый, сербохорв. зу;бат, словен. zob;t, чеш. zubat; "зубастый, зубчатый", польск. z;baty, лит. ;amb;otas "с острыми краями", греч. ;;;;;;;; "с колышками"; далее см. зяба;ть, зя;бнуть. Первонач. знач. "раздробитель"; см. В. Шульце, Kl. Schr. 249; Шпехт 86; Френкель, ВSрr. 109; Хаверс 57 и сл.; Цупица, GG 192; Мейе, RS 9, 74; Буга, РФВ 75, 155; Траутман, ВSW 369; М.–Э. 4, 757, 759. •• [Точнее считать восходящим к индо-европейскому *;on-bhos - "выступ, выросшее" – от *;en- "рождать(ся)"; см. Трубачев, ВЯ, 1957, No 2, стр. 90. – Т.]
(Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера).
Толково-словообразовательный Новый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой так толкует происхождение и значение слова-понятия «зуб»:
Значение:
1) Костное образование, служащее, главным образом, для захватывания, откусывания и разжевывания пищи.
2) Острый выступ на чем-либо; зубец.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова вторит этому толкованию:
ЗУБ, -а, мн. ч. ~ы, ~ов и ~ья, ~ьев, м.
1. Костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжёвывания пищи. Коренные ~ы. Молочные ~ы (у детей: выпадающие после шести лет).
З. на з. не попадает (о дрожи от сильного холода, волнения, страха).
На з. попробовать, взять (перен.: узнать, испробовать непосредственно; разг.).
Сквозь ~ы говорить (еле раскрывая рот, с неохотой; разг.).
Не по ~ам что-н. кому-н. (о чём-н. твёрдом: трудно откусить; также перен.: не под силу, не по способностям; разг.).
2. (мн. ч. ~ья, ~ьев). То же, что ~ец (в 1 знач.).
Зубья пилы.
Зубы на полку положить (разг.) - дойти до крайней бедности, до голода.
Зубы (глаза и ~ы) разгорелись на что (разг. неодобр.) - очень захотелось иметь что-н.
Зубы точить на кого (разг.) - злобствовать, стремиться причинить вред.
Ни в ~ (толкнуть) и ни в ~ ногой (прост.) - совсем ничего не знает.
Иметь ~ против кого или на кого (разг.) - испытывать против кого-н. скрытую злобу, затаённое недовольство.
В ~ах навязло (разг.) - очень надоело.
До ~ов вооружиться, вооружён кто (неодобр.) - полностью или сверх меры вооружиться, вооружён кто-н.
| уменьш. ~ик, а м. и ~ок, -бка, мн. ч. ~ки, ~ок, м. (к 1 знач.).
На ~ок подарить что кому (разг.) - сделать подарок новорождённому.
На ~ок попасть кому (разг.) - стать предметом насмешек, сплетен, критики.
| прил. ~ной, -ая, -ое (к 1 знач.) и ~овой, -ая, -ое (ко 2 знач.; спец.).
Зубной врач. Зубовая борона.
Малый академический словарь русского языка тоже имеет своё толкование слова-понятия «зуб»:
Зуб.
Значение:
-а, мн. зубы, -ов и зубья, -ьев, м.
1. (мн. зубы).
Костное образование, орган во рту для схватывания, кусания, измельчения и разжевывания пищи.
Коренные зубы. Зубы прорезались. Держать что-л. в зубах.
Зубы в деснах ослабели, И потух огонь очей. Пушкин, Ода LVI
Волк лязгнул зубами. Л. Толстой, Война и мир.
{Старик} чай пил с удовольствием, откусывая сахар довольно крепкими еще зубами. Первенцев, Огненная земля.
2. (мн. зубья).
Острый выступ на чем-л. (на инструменте, орудии, части машины и т. п.); зубец.
Зубья пилы. Зуб шестерни. Сломать зуб у граблей.
Шла борона прямехонько, Да вдруг махнула в сторону — На камень зуб попал! Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо.
Определения со словом «зуб»:
- молочные зубы
- рыбий зуб
- зуб мудрости
- зуб за зуб
- зуб на зуб не попадает
- зубами держаться
- зубы разгорелись
- глядеть в зубы
- вооруженный до зубов
- вырвать из зубов
- иметь зуб (на противника)
- заговаривать зубы
- зубы на полку класть
- зубы на полку
- ломать зубы
- показывать зубы
- скалить зубы
- стиснув зубы
- зубы съесть
- точить зуб (зубы)
- точить зуб
- чесать зубы
- щелкать зубами
- навязло в зубах
- не по зубам
- ни в зуб толкнуть
- ни в зуб
- ни в зуб ногой
- око за око, зуб за зуб
- сквозь зубы
- держать язык за зубами.
Синонимы слова «зуб» по Словарю русских синонимов: зубец, зубик, зубище, зубок, зубочек, зубчик, клевец, клык, моляр, резец.
Конечно самое богатое и точное толкование русскому слову «зуб» даёт Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля:
ЗУБ м. (как часть животного, мн. зубы; как часть вещи, мн. зубья) косточка, вырастающая из ячейки челюсти, для укуса и размола пищи. Зубы бывают: передние или резцы, боковые: вверху глазные, внизу клыки; задние или коренные или жерновые, из которых последний в ряду кутний, умный или мудрый. Молочные зубы сменяются постоянными, прочными.
(Другое толкование понятию-слову «зуб»):
|| Всякого рода тычки, спицы, гвозди, торчащие подобно зубам; у пилы, гребня, бороны, машинного колеса (кулаки) и пр. В пск. зубы светца, в др. местоим. уши, железная лещедка для вставки лучины. Зуб, в колесе, кулак; в бороне, граблях, клевец.
(Третье толлкование понятию-слову «зуб»):
|| Арх. трещина во льду, обломанный край льда, у берега, по взморью, окраина, взлом.
Лед дал зуб.
Лодку спустили с зуба, вытянули на зуб.
Это яство мне по зубам, легко жевать и по вкусу.
Разделить по зубу, новг. поголовно, на каждого.
Нечего на зуб положить, нечего есть.
Положи зубы на полку, голодай.
Зуб на зуб не попадает, стужа, дрожь берет.
Ощерить или показать зубы, погрозить кому.
Ударить по зубам.
Зуба дать, олон. насмехаться, осмеять кого.
Поглядеть кому в зубы, дознать лета его; вообще узнать его короче.
Кабы не зубы, так и душа бы вон!
Старикам по зубам.
И то зубы, что кисель едят.
Не по зубам мне эти орешки.
Когда зубов не стало, тогда и орехов принесли.
Не точи зубка на чужи куски, был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Зубы есть, да нечего есть.
Работа с зубами, а леность с языком.
Все зубы целы - работник.
На то Егорий волку зубы (ноги) дал, чтоб кормился.
Что у волка в зубах, то Егорий дал.
Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.
В зубах не удержал, а в губах не удержишь.
Зубами супони не натянешь.
Зуб на зуб не попадает.
Зуба за зубом не сведешь, нельзя.
Наскочил зуб на зуб!
Лесть без зубов; а с костьми съест.
Жди толку, положа зубы на полку.
Уснула щука, да зубы целы! - на вид сонная щука больно кусается.
У этого голубочка велики (остры) зубочки.
Он с зубами или зубаст. Ему на голодный зуб не попадайся.
Съела бабушка зубы, а остались язык да губы.
Мы на этом зубы съели, опытны.
Счастливому и в зубах вязнет.
Уж он у меня в зубах навяз, надоел.
Он на него зубы скалит, точит, грозит.
Полно зубы скалить! насмехаться.
И волк зубоскалит, да не смеется.
Поднять кого на зубки.
Попасть кому на зубы.
На долгие зубы не натянешь короткую губу, о пересмешнике.
Считал бы у себя во рту зубы.
Болен зуб у себя во рту.
По бороде апостол, а по зубам собака.
Положить роженице на зубок, позолотить, посеребрить зубок, дарить роженицу.
Поставить что на зуб, крепко, утвердить.
Дело на зубу, твердо.
Зубы чесать, болтать вздор, пустяки.
Поднять кого на зубка, насмехаться.
Он его зубом ест, гонить, теснит.
Зубы говорят: зуб на-зуб не попадет, прозяб.
Зуб за-зуб, бранчиво, неуступчиво.
Не зубом нять, ничего не сделаешь.
Мышка, мышка, вот тебе зуб репяной, дай мне костяной! говор. бросая молочный зубок за печку.
Зуб со свищем, загнивший.
Волчий зуб, выросший не на месте.
У ребенка два зубочка, зубишка.
У старика всего один зубища во рту.
Зубок, детка, отдельные части, составляющие луковицу, чесночинку.
Зубок, гладилка, лощило.
Зубок сердоликовый.
Зубина ж. зуб, зубища, в обоих знач.
Зубовина м. то же, или припас, из которого можно сделать бороний или иной зуб.
|| Зубной камень, накипь, винный камень на зубах.
Зубье ср. собират. зубья.
Боронье зубье.
Зубной, к зубам принадлежащий, относящийся.
Зубная полива, внешняя костяная одежа зубов.
Зубная боль.
Зубной врач.
Зубной порошек, зубочистный.
Зубной корень, растение Cochrys odontalgica.
Зубная корка новг. печеный хлеб.
Зубная трава, зубник, растение одуванчик, Taraxacum officinale теремок.
|| Зубник также растен. белена.
Зубяной, из зуба сделанный.
Зубатый, у кого есть зубы; || у кого зубы велики, длинны.
Большая часть млечных животных зубаты, но есть и беззубые.
Зубастый, зубатый, длиннозубый; у кого острые зубы, кто больно кусается; у кого много зубов.
Щука зубаста, шарка еще зубастее.
|| *Сварливый, бранчивый, вздорный, кто отгрызается, не дается в обиду.
Зубастик, зубан, зубач м. зубанья, зубанка, зубачка ж. у кого есть зубы; у кого много зубов, у кого большие зубы.
|| Зубастый, огрыза.
|| *Згальник, насмешник, пересмешник, зубоскал.
Маленький, горбатенький, зубастенький повадился в луга, утят таскать, а ему еще спасибо? гребень.
Зубатка ж. новг. бревно, с зарубкою наверху, за которую берется веревка петлей, и крепится за ставшее на мель судно: зубатка ставится у борта, и действуя рычагом, раскачивает стаскиваемое судно; волжск. свайка; || морской волк, хищная рыба Anarrhichas lupus.
Зубарь м. колышек, вытаскиваемый в детской игре зубами из земли: || род столярного струга с мелкой и частой нарезкой, которым строгают после драча (шерхебля) поперек слоев.
|| Рыба Chromis castanea, черноморск.
|| Растение Odontides.
|| Человек зубрила, кто зубрит, долбит урок наизусть.
|| Зубан, насмешник.
Зубляк м. костр. борона, скорода.
Подери пашню-ту зубляком.
Зубина ж. хлупец, один из брусьев бороны, в который набиты зубья.
Зубня ж. железная полоса с зубьями, в которые забирает шестерня, в машинах.
Зубрина ж. зазубрина, щербинка, выщербина: засечка или выбоинка в лезвее.
|| Твер. суковатый шест, какие кладутся на крышу, а поперек их жерди или слеги, для пригнетки соломы.
3убянка, растен. Dentaria.
|| Игра пальцами, ногтями на зубах.
Зубылда об. перм. зубан, зубоскал, пошлый насмешник.
Зубатить сиб. спорить, перечить, грубить либо браниться, огрызаться словами.
Зубатеть, наживать зубы, становиться зубатым или зубастым.
Зубанить, зубенить сев. и вост. зубаниться, зубатиться, ссориться, браниться; грызться.
Пес мой ныне позубанился с волком.
Щечить, зубоскалить, насмехаться, или || жевать, есть, грызть. Нет ли позубанить? поесть.
Всех не перезубанишь, не осмеешь.
Зубарить вор. чесать зубы, молоть пустяки, врать, говорить вздор.
|| Новг. олон. насмехаться, зубоскалить.
Зубариться олон. грызться, браниться, ссориться. Зубарев вор. шуточное прозванье лакомки, проедающего деньжонки. Зубрить что, вят. жубрить, жущерить, грызть, есть в сухомятку.
Зубри корочку! Нет, корочка без зубов не зубрится, не естся, нельзя ее есть.
|| Зубрить что, насекать зубцы, зазубрины, насечку: портить острие, лезвие выбоинами, щербить, тупить.
Терпуги зубрят вручную зубрилом, а пилу терпугом. Не балуй, не зубри ножа! Чем старый зубрить (серп), не лучше ли новый купить?
|| *Долбить, учить в долбежку, твердить, затверживать бессмысленно наизусть.
Зубриться, быть зубримым.
Серп зубрится в насечку, как терпуг.
От сучков рубанок зубрится.
Зубренье ср. действие по знач. глаг.
Зубристый, зазубристый, мелкозубчатый, острозубчатый.
Зубристый топор дорожку чертит.
Зубить что, зубрить; нарезывать зубья (на пиле, гребенке); вставлять зубья (в борону, в колесо).
Зубиться, быть зубимым.
Зубило, зубрило ср. род долота, для рассечки металлов, обделки камней, насечки терпугов и пр. У кузнецов: отсечка, у слесарей: назубок.
Зубрильце ср. маленькое, тонкое зубрило, напр. у часовщиков.
Зубряй м. зубрила об. *долбила, кто твердит бессмысленно наизусть.
Учить что в зубрятку, бессмысленно наизусть.
Зубрильник м. зубрило, чем зубрят.
Зубрильщик м. кто зубрит, насекает.
Для выделки терпугов, держат особых зубрильщиков.
Зубрильня, зубильня ж. заведенье, где зубрят, мастерская, и пр. для выделки напилков.
Зубрильный, зубильный, к зубренью относящийся, служащий.
Зубец м. зуб, в знач. подражательном, т. е. всякий выступ, тычек, который можно сравнить с зубом животного, особ. если их целый ряд.
Зубцы, на стенах кремлей, стен: простенки между бойницами, по гребню; зубцы, на машинных колесах: кулаки, задевки; зубцы кружевные, узорные, ломаный очерк края, кромки, угловатые, змейчатые обводы; зубцы, зубья на пиле, нарезка, острые язычки по ребру полотна.
Зубель, надколотая с конца вкрест палочка, для подкура пчел.
Зубень и зубень м. зуб, зубец, в разн. знач.
Зубок умалит.
Зубок чесноку, часть луковицы, которая легко отделяется.
Зубок ткацкой основы, три нитки.
Зубчик м. зуб, зубец, умалит. употреб. о мелких вещах; зубчики кружев, древесных листьев. Зубчатый, зубовидный, зубообразный подобный зубу, похожий на зуб, на клык.
Зубчатый, образующий зубцы, зубчики; ломаный по очерку, с мысками, с язычками, выступами; с городками.
Зубчатый гребень стены.
Зубчатое колесо, где кулаки стоят по ребру; гребенчатое, по плоскости обода.
Зубчатый излом, неровный, с тычками и ямками.
Зубчатеть, делаться, становиться зубчатым.
Зубчатка ж. раковина Dentalium.
|| Зубчатое колесо, в мельнице, машине.
Зубчатник м. растение Cakile.
Зубровник, растение Beckmannia cruciformis. Зубря, растен. Galeopsis tetrahit, жабрей, зября, жабрик, медовник.
Зубылда и зубодур, зубоскал, пересмешник.
Зубогляд, коновал, знаток конских лет по зубам.
Зубодер, зубодерга, зуборвач, зуболом, кто рвет больные зубы.
Зуборывный, ко рванью зубов относящийся.
Зубопрорезыванье дурной перевод латинск. dentitio зуборезка, зуборежа, пора и состоянье прорезки зубов у младенца.
Зубопряд, зубопрядка, зубоскал, зубоскалка, зубоскалица ж. зубочес м. зубоческа ж. зубощера об. кто зубоскалит, пошло хохочет, подымает на зубки, зубанит, насмехается, подымает насмех; грубый пересмешннк.
Зубоскальничать, зубоскалить, хохотать и грубо или пошло насмехаться.
Зубоскальство ср. занятие, забава зубоскала. Зубоскалый, к зубоскальству относящийся. Зуботычина, зуботрещина ж. тычок или толчок, удар по скулам, по челюсти.
Зуботычить кого, бить по зубам.
Зубоотычный, к зуботычине относящийся.
Зуботычливый, кто любит раздавать зуботычины.
Зубохлестка ж. оплеуха, пощечина, заушина.
Зубохлест м. барин драчун, охотник бить людей по лицу.
Зубочист, зубной врач, кто занимается чисткою и поправкою зубов.
Зубочистка ж. ковырялка, копушка, заостренное перо, спичка и пр. для выковырки застрявшей в зубах пищи.
|| Порошок, толченый уголь и пр. для чистки зубов.
|| Щеточка, для той же потребы.
|| Зубная лекарка.
|| Зуботычина. Зубочистый, к чистке зубов относящ. Зубочистковый, к зубочистке относящийся.
Археологи давно отметили, что зубы первобытных людей, живших ещё относительно недавно, примерно 12 000 – 11 000 лет назад имели здоровые, не поражённые кариесом зубы. Их скелеты, как правило, имеют ровные ряды зубов – резцов, клыков, предмоляров и коренных зубов. Причём во многих случаях зубы древних черепов и челюстей первобытных людей сохраняют не только свою белизну, цвет слоновой кости, но и перламутровый блеск.
В результате научных исследований оказалось, что «неандертальцы и кроманьонцы почти не страдали стоматологическими заболеваниями, известными каждому современному человеку». И как сообщает кандидат медицинских наук Тамара Гусейнова в своей статье «О состоянии зубов древних жителей Азербайджана (по материалам археологических раскопок)», которая была опубликована в журнале «Биомедицина» (№ 3 за 2005 год): «И главное, сохранившиеся зубы были хорошо развиты, крепкие, цвета слоновой кости с почти прижизненным жемчужным блеском эмали».
Выяснилось, что археологи пока не обнаружили ни одного черепа, относящегося к Древнему каменному веку (Древний палеолит, 2 600 000 – 600 000 лет назад), с поврежденными кариесом зубами. Только в период Ближнего Каменного века (Послепотопный палеолит, Неолит, Новый Каменный век, 6000 – 2500 лет до н.э.) в процессе перехода первобытных охотников к скотоводству и земледелию, кариес «поселился» в зубах первобытных людей, но это было очень редко. А когда боль или болезнь редкая и зубы или что-то другое не болит, то о них и не говорят по известному общепринятому правилу: «У кого что болит, тот про то и говорит».
Примерно с XII века до н.э. (Бронзовый век) в зубах пожилых первобытных людей археологи стали находить следы кариеса и намеренного удаления зубов. Причём остальные зубы сохраняли неповреждённую эмаль. С начало Железного века ( Железный век начинался в разных местах в разное время: 1200 до н.э., 1050 до н.э., 900 до н.э., 800 до н.э., и 500 до н.э.) кариес появляется на зубах молодых людей и болезненные повреждения зубов усиливаются.
«Если в Швеции, в древние века отмечалось 8% кариеса зубов, в средние – 19%, в ранние новые века – 20%, то в XX в. поражённость (кариесом – автор) достигла 89%, т.е. за 1500 - 2000 лет прослежен резкий рост ухудшения и развитие кариозного поражения зубов» (Т.Г. Гусейнова). Причина появления и развития кариеса и других заболеваний зубов – изменения быта, питания и условий жизни людей.
В книге «Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам» доктора исторических наук Игоря Зимина, доктора медицинских наук Людмилы Ореховой и кандидата медицинских наук Рамили Мусаевой (Санкт-Петербург, 2013) исследовали медикаментозное лечение различных заболеваний в Древнем Египте, которое началось около 4 600 лет назад. В папирусах древнеегипетского Среднего и Нового царства описаны повреждения дёсен и кариес, который тогда объясняли наличием некого «червя», живущего в зубах и поедающего их. (Далее циаттное изложение данных этой книги – автор)
Издревле зубную боль, воспаление дёсен и кариес лечили различными составами, приготовленными из лекарственных растений. Однако древнеегипетские врачеватели лечили зубы и хирургическим методом. Например, в районе Гизы египтологи обнаружили фрагмент челюсти, датированный 2680-2563 годами до нашей эры. Останки принадлежали человеку среднего возраста, судя по степени истёртости зубов. Древний стоматолог просверлил два небольших отверстия в челюсти этого пациента, чтобы удалить гной, скопившийся под нижним коренным зубом. Зубоврачевание было хорошо развито в древней Месопотамии, Индии и Китае. О существовании кариеса и некоторых способах помощи больным знали и древние майя, и ацтеки.
Секрет целостности, здоровья и стойкости зубов австралопитеков, палеоантропов, неандертальцев и кроманьонцев в том, что они всё ели в сыром виде. Виктория Бутенко в своей книге «Сыроедение для очищения» (Санкт-Петербург, 2011) поведала об останках 13 гоминидов, найденных в Восточной Африке, живших примерно 3 600 000 лет назад. Археологи объясняют физическую выносливость и крепкое здоровье древних людей именно тем, что они всё ели в сыром виде. «Их крупные коренные зубы покрывал прочный слой эмали, подобной эмали зубов животных, которые жуют много зелени. Ученые полагают, что первые люди проводили большую часть своего времени на деревьях, где они были лучше защищены от хищников и вдоволь снабжены пищей – фруктами и листвой» (Виктория Бутенко). Эти древние гоминиды употребляли в пищу орехи, листву, плоды и насекомых. В сыром виде…
Неандертальцы имели резцы крупнее, чем у современных людей, а коренные зубы – меньше и сильно истертыми пережевыванием грубой, жесткой пищи. Пищевой рацион неандертальцев: мясо мамонтов, шерстистых носорогов и других животных Мамонтового комплекса, хотя в их первобытном меню была и рыбой, и ягоды, и орехи, корни и плоды растений.
Тамара Гусейнова в своей статье утверждает, что пища древних людей была твёрдой, и для её пережевывания приходилось прикладывать немало усилий. Т.Г. Гусейнова считает, что твёрдость пищи «…вызывает рефлекторное усиленное жевание, активное слюноотделение, следовательно, интенсивное кровообращение и обмен веществ во всех звеньях жевательного аппарата, в том числе эмали и дентине, что в свою очередь ведет к устойчивости зубов к кариесу». Вот почему издревле в России любили кушать орехи (лещину) и грызть семечки…
Первобытные люди Евразии практически не знали сахара как такового, но знали сладость ягод, фруктов, плодов, мёда. Сахар в Европе появился только после путешествия Христофора Колумба (1451-1506 гг.) в Индию (открытие Америки). Культивирование сахарного тростника в Центральной Америке и Вест-Индии вскоре сказалось на питании испанцев, немцев, итальянцев и французов. Импорт сахара из американских привнёс в середине XVI века сахар в массовую повседневную кухню итальянцев, наряду с хлебом, вином, оливковым маслом и сыром. Хотя изначально дорогой сахар продавался лишь аптекарями, как лекарство для больных.
Однако первобытные люди, как и их предки – человекообразные и человекоподобные приматы и гоминиды – следили за своими зубами, чистили их пережёвыванием и поглощением специфической растительной пищи, возможно, цветов, ковырялись в зубах разнообразными «зубочистками», полоскали рот и зубы водой и разными растворами. Даже больше… «Изучение зубов человека, жившего 14 000 лет назад на территории современной Италии, принесло свидетельство о попытке лечения кариеса в период верхнего палеолита; кариозная полость была обработана кремниевым орудием и запечатана пломбой, предположительно, как и в более поздний период, на основе воска».
При этом, судя по следам, обработка полости зуба производилась скоблением. Для этого использовались каменные резцы-микролиты, подобные тем, что служили лезвиями и остриями в составных (вкладышевых) орудиях. Метод сверления зубов с помощью лучковой «дрели» был изобретён и применялся во времена Ближнего Каменного века (Послепотопный палеолит, Неолит, Новый Каменный век, 6000 – 2500 лет до н.э.).
Конечно проблемы с зубами, с дёснами с полостью рта у всех без исключения первобытных людей, начиная от человекообразных и человекоподобных приматов, гоминидов, архантропов и питекантропов были, и эти проблемы были естественные, порождённые некачественной пищей и, как следствие, инфекциями, воспалениями, гнилостными заражениями. Есть сырую мясную пищу в условиях жёсткой, а порой и жестокой борьбы с голодом, хищниками и врагами за выживание – это совсем не счастливая, сытная и здоровая жизнь. Поэтому, несомненно, первобытные люди во все времена и на всех весях Ойкумены (обитаемого людьми мира) практически кушали всё, что могли найти, достать, отнять или завоевать. Вероятнее всего они ничем не брезговали…
Для выживания в условиях первобытного мира, в котором побеждает не слабый, а сильный, не трусливый, а отважный, не растерянный, а хитроумный, естественным эволюционным путём выживает тот, у кого крепче и здоровее зубы; кто умеет ими пользоваться, в том числе и беречь, то есть ухаживать за ними. Недаром ценность, значимость, в том числе и символическую, получили зубы (клыки) побеждённых и добытых на охоте животных, особенно хищников. Эти зубы (клыки) просверливались, нанизывались на тонкие ремешки и плетёные шнурки и носились на шее (на груди) как символы победы, отваги, силы хищников, перешедших к охотнику. Вот почему зубы стали не только фактическими орудиями потребления пищи, но и символами «человеческой активности присвоения и волевого достижения» (грабежа, захватничества, хищничества).
Согласно Семантической энциклопедии символизма Валентина Куклева (далее цитатное изложение статьи энциклопедии): Весь спектр человеческого хищничества связан символикой зубов. Акты кусания, откусывания, жевания, разгрызания сопрягаются с актами агрессии, нападения, дробления, отрывания. При этом различные группы зубов имеют свою символику и значимость: «резцы - славу, репутацию; клыки - труд, ярость и ненависть, жевательные зубы - выносливость, постоянство, твёрдость».
Естественно символизм больных, гнилых, сломанных или кривых зубов крайне негативен и одинаково воспринимается человечеством (человечествами). Красивые ровные зубы с правильным прикусом везде и всегда считаются признаками человеческой красоты и счастья. Отсутствие зубов символизирует потерю жизненной энергии, мужественной силы, способности бороться за себя, за свою жизнь, за выживание.
В первобытное время человек, по какой либо причине лишившийся зубов, без помощи родных и близких в откусывании, разжёвывании пережёвывании пищи был обречён либо глотать пищу кусками, либо только долго её сосать, размягчая её последними зубами или дёснами.
Автор книги «Хронология…» в начале 60-х годов XX века в истинно русской деревне Дальнее Русаново Суворовского района Тульской области ещё застал и видел собственными глазами процесс кормления женщинами младенца и глубокого немощного старика так называемыми «жёвками» - тщательно пережёванной пищей (в том числе и гречневой кашей).
Несомненно, древние первобытные люди знали-ведали о ценности и значимости зубов, мерили время жизни по их стёртости, размеряли срок и качество жизни человека или животных, (например, лошадей) длиной зубов и их состоянием. Прорезывание так называемого «зуба мудрости» до сих пор считается началом времени жизненной зрелости человека, а смена «молочных зубов» на постоянные – возрастом начала самореализации человека и исполнения им самостоятельной человеческой функции.
Зубы изначально воспринимались и символизировали нападение и оборону. Ещё со времён, когда человекообразные и человекоподобные приматы были больше животными, чем гоминидами и архантропами, показать зубы, ощериться или оскалиться означало враждебность или готовность к защите. Однако на самом деле показ или демонстрация зубов животными и человеком имеют большую насыщенность информацией (сигналами) и эмоциями (чувственными знаками). Улыбка, усмешка и ухмылка, например, тоже являются разновидностью оскала, то есть демонстрации зубов, так же как чистосердечный смех с широкой открытой «зубастой» улыбкой.
Улыбка – это «выразительные движения мышц лица, губ, глаз, показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность либо иронию, насмешку (ухмылку)». Согласно энциклопедическим источникам: Улыбка успокаивает, улучшает настроение, повышает общий тонус, делает человека счастливее, так как искренняя улыбка позитивно влияет на организм улыбающегося и принимающего улыбку.
Психологи уверяют: «Даже вежливая улыбка приносит пользу здоровью, например, облегчает депрессию, снимает внутреннее напряжение, разряжает конфликтную ситуацию». А вот «фальшивая улыбка, надетая на лицо», воспринимается как обман, ложь, мошенничество и надувательство и плохо сказывается на здоровье лицемера, потому что ему (ей) «грозят депрессия, повышение артериального давления, иммунные расстройства и другие болезненные последствия».
Согласно толковым словарям улыбка может быть: белозубой, доброй, широкой, ехидной, весёлой, робкой, простодушной, искренней, насмешливой, печальной, озорной, неестественной, вымученной, загадочной, голливудской, от уха до уха, «до ушей, хоть завязки пришей». Фактически улыбка выражает и отражает все оттенки эмоций и чувств и может быть: ангельской, беззубой, беззащитной, смущенной, коварной, сияющей, саркастической, благодарной, невеселой, двусмысленной, злой, радушной, натянутой, язвительной, вынужденной, загадочной, ослепительной, американской (голливудской), деланной, кровожадной, кроткой, грустной, кокетливой, щербатой, добродушной, ласковой, лукавой, обезоруживающей, привлекательной, игровой, весёлой, печальной и так далее…
Кстати, одной из самых искренних, эмоциональных, красноречивых и белозубых является улыбка американской актрисы кино и телевидения Джулии Фионы Робертс (англ. Julia Fiona Roberts; род. 28 октября 1967, Смирна, Джорджия, США), главной героини кинофильма «Красотка» (1990).
Ухмылка – короткая улыбка – «это разновидность улыбки, которая бывает неровной, самодовольной, саркастической, половинчатой, обычно связанной с самоудовлетворением, с внутренним настроением и выражающей высокомерие, недоверие, несогласие, особое мнение. «Основное различие между улыбкой и ухмылкой заключается в том, что улыбка — это довольное, искреннее и весёлое выражение лица, которое выражает счастье, а ухмылка – это всегда полускрытая тайна человека.
Ухмылке вторит усмешка – «улыбка, выражающая насмешку, иронию, неприятие». Усмешка выполняется почти так же, как улыбка при смехе, только коротко, ехидно, нервно. Усмешка бывает кроткой, сдержанной, ироничной, мелькающей, тупой, нарочитой, наглой, вызывающей, ехидной, злорадной, издевательской, иронической, кривой, лукавой, невесёлой, недоброй, недоверчивой, презрительной, сардонической, саркастической, скептической, циничной, враждебной, язвительной и так далее.
Чарльз Дарвин в своей классической книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) впервые описал «улыбку большой обезьяны». Он также показал, что «улыбка человекообразных обезьян обладает многозначительностью человеческого жеста: она может обозначать удовольствие (особенно при щекотке), но также и агрессивную самозащиту». Причём почти все «улыбки» обезьян сопровождаются демонстрацией зубов…
Улыбка, усмешка, ухмылка и смех («с зубами») требует отдельного, широкого и глубокого исследования, поэтому вернёмся к слову-понятию «зуб» и «зубы», и определим, что же значат использованные для этих слов звуки-буквы. При этом не будем подробно расшифровывать значение звуков-букв, входящих в праиндоевропейские корни, обозначающие понятия: *;;mb;o- («выступ- >зуб»); *H;dont- («зуб»); dent- (зуб); g’embh- (зуб, ноготь); keg- (крюк, зуб) – они прижились только в языках западной цивилизации. В русско-славянской цивилизации есть одно своё древнее корневое слово-понятие – зуб, зубы, поэтому их мы рассмотрим подробнее…
Зуб
з - зело, очень, сверх, земля
у - зов, послание, чувственность, устои
б - боги
Зубы
з - зело, очень, сверх, земля
у - зов, послание, чувственность, устои
б - боги
ы - еры, единство соединения
Хотите, верьте, хотите – нет, но найденные и обоснованные ранее значения и свойства отдельных звуков-букв пра- славяно-русского алфавита (смотрите новеллы книги «Хронология…», начиная с ХР. 2.7.79.2. Первобытная азбука. Звук-буква «А, а»), несомненно, коррелируются, то есть взаимозависимо связаны с культурными кодами праязыков и працивилизаций. Вот и сейчас, казалось бы, случайное сочетание звуков-фонем, звуков-букв славяно-русского алфавита, оказывается, имеет глубокий и широкий смысл и значение, в частности, коррелирующие со смыслом и значением понятий «зуб», «зубы» в Библии, в мифологии, в фольклоре, в истории общей человеческой культуры. Проверим?
Зуб – зело, то есть весьма, очень, сильно, крепко, больно, дюже, много, очень и даже сверх земной зов, послание, чувственность и устои бога, богов.
Зубы – зело, то есть весьма, очень, сильно, крепко, больно, дюже, много, очень и даже сверх земной зов, послание, чувственность и устои бога, богов едино соединённые верой, мерой, карьерой (деловой, жизненной судьбой).
Вера, мера, карьера (деловая, жизненная судьба человека) – синонимы и ассоциации слова-буквы «ы», составленной из стародавних слов-букв «ер» (ъ) и «и» (i).
А теперь посмотрим, какие образы, идеи, мысли, ощущения и чувства коррелируются во всемирно известном писании – в Библии. Чтобы не быть голословным и не играть «в испорченный телефон», дадим полную цитату статьи «Зубы» из источника: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.
Зубы (Teeth).
«Зубы, прежде всего, символизируют потребление неправедно заработанного богатства, силой отнятого у слабейших. Но зубы также символизируют потребление в хорошем смысле, как в случае, когда возлюбленный поглощает любовь возлюбленной в Песни песней, или когда Господь превращает раскаявшихся израильтян в борону со множеством зубцов, сокрушающую горы.
Зубы – образ могущества, в положительном или отрицательном смысле, и государства, которое кажется непобедимым. От могучего левиафана, зубы которого внушают ужас (Иов.41:14; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ) до небольшой, но губительной саранчи из первой казни Откровения (Откр.9:8), у которой зубы «как у львов», зубы символизируют завоевания и непреодолимую силу. В видении Даниила второму зверю, у которого «три клыка во рту... между зубами его», велено есть символическую плоть (Дан.7:5). Четвёртый зверь из видения Даниила, «страшный и ужасный», обладает железными зубами, которые позволяют ему сокрушать и пожирать нападающих (Дан.7:7). Губительные зубы – образ, связанный с атакующими врагами Израиля. У Иоиля, когда в Израиль вторгаются враги и опустошают его, разрушение сравнивается с результатом воздействия львиных зубов.
Еще один яркий образ Писания – «скрежет зубов». В Ветхом Завете акцент ставится на образе врагов, которые скрипят зубами в насмешке, издевательски. Нечестивые скрежещут зубами, насмехаясь над оступившимися и беззащитными (Пс.34:16), включая израильтян во время разрушения Иерусалима (Плч.2:16), но Господь рано или поздно спасет беззащитных и пострадавших. Скрежет зубов – выражение сильного и яростного гнева, возмущения или злобы, которые в любой момент могут проявиться внешне, обычно в виде физического нападения. Охваченные гневом толпы скрежещут зубами при виде Стефана (Деян.7:54), а затем вытаскивают его за пределы города и побивают камнями. Однако пример со Стефаном – исключение из общего новозаветного образца, где скрежет зубов – отличительный признак горюющих. В семи случаях он упоминается в фиксированном выражении «плач и скрежет зубов» (напр., Мф.8:12). Следовательно, плач и скрежет зубов становится описанием ада, места осуждения тех, кто не войдет в Царство. Там будет огонь (Мф.13:42) и тьма (Мф.8:12), и осужденных будут резать на части (Мф.24:51). Здесь образы Ветхого и Нового Заветов сливаются: грешники, которые скрежетали зубами от гнева на протяжении жизни, будут продолжать скрежетать зубами в аду, но на этот раз по желанию Бога.
Выбить кому-то зубы, значит нанести ему поражение. Зубы грешников выбиты; им не позволено пользоваться зубами для поглощения слабых/праведников, верящих в Бога. Злодеи могут рычать и бродить вокруг, как львы, но Господь выбьет им зубы. Вырвать у льва клыки значит смертельно ранить его. Теперь он «погибает без добычи» (Иов.4:11). Здесь зубы символизируют власть злодеев поглощать беззащитных и даже их возможность заботиться о себе и себе подобных. Когда справедливость восторжествует, зубы у зла будут вырваны, то есть оно потерпит поражение. Одним из праведных деяний Иова было сокрушение зубов и челюстей грешникам (Иов.29:17). Бог, защищая автора псалма, сокрушает зубы грешников, «у которых зубы – копья и стрелы» (Пс.56:5), пытающихся поглотить беззащитных (Пс.3:8;;36:12–13;;56:5;;57:7;;111:10;;123:6).
Способность только чувствовать вкус пищи, но не переваривать ее – яркое описание наказания Израиля и врагов Израиля. Когда израильтяне, которым надоела манна, стали роптать из-за отсутствия мяса, им были посланы перепела. И когда «мясо еще было в зубах их», Господь поразил израильтян язвой (Чис.11:33). Подобным образом, Господь обещает забрать запретную пищу изо рта врагов Израиля (Зах.9:7). Пища, полученная грешным способом, может быть испробована, но никогда не достигает желудка.
Наконец, существует ряд достаточно обычных упоминаний о зубах. Здоровые белые зубы – символ красоты. В Песни песней прославляется красота возлюбленной и говорится, что зубы ее – «как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни» (Песн.4:2;;6:6), и что у них по паре ягнят (они расположены равномерно, Песн.4:2;;6:6). Красота зубов отчасти связана с их хрупкостью, которая в древние времена усугублялась отсутствием возможностей, существующих в современной стоматологии. Ценность зубов отражена в законе, где говорится о наказании для тех, кто выбьет другому зубы (Исх.21:23; Лев.24:20). Иов указывает на зубы как первооснову организма, описывая свое состояние так: «Остался только с кожею около зубов моих», – то есть, только это и осталось от его тела (Иов.19:20)».
Оставайтесь с зубами – зело то есть с сверх важным земным даром (посланием) бога (богов) сильно и крепко соединёнными вместе друг с другом в здоровую, дружную, блестящую компанию, и улыбайтесь так, как вы этого хотите, желаете или мечтаете…
Свидетельство о публикации №223112601031