Никольский храм в Субботине

Почти на самой границе с Калужской областью, на старинном Медынском тракте, стоит храм, название которого вписано в анналы истории нашего Отечества. Никольская церковь, построенная в Субботине в стиле елизаветинского барокко, – «редкий для Подмосковья образец усадебного храма середины XVIII века с развитым декором сложного рисунка». Он и поныне, находясь в гармонии с окружающим ландшафтом, является безусловной доминантой этой местности.

В начале XVI века село это называлось «Колычево». Быть может, по имени его первых владельцев – бояр Колычевых. Имение было казённым, и отдавалось дворянам в виде жалованья на время их службы у государя. Поэтому за столетия здесь сменилось много хозяев.

Во второй половине XVI века «село Колычево на речке Неговке» в Рудцком стане числилось за «Юрием Субботиным сыном Пушечниковым». Он был выборным дворянином из Вереи, участвовал в военных походах, служил писцом и входил в Земский двор. Вероятно, это поместье в пользование получил ещё его отец Суббота, так как в 1626 году у села уже было второе устойчивое название – «Суботино», по имени отца Юрия. Здесь стоял деревянный Никольский храм. Его уничтожили в годы польской интервенции. На долгие десятилетия жители имения стали прихожанами церкви Илии Пророка, что «в пяти верстах, за тремя реками и немалыми врагами».

К 1626 году Субботино принадлежало Лазарю Семёновичу Бородину. (Кстати, его сын Воин будет служить Верейским воеводой в 1638 и 1656 годах.) Через 43 года поместье перейдёт к Прокофию Лаврентьевичу Воейкову. Он обустроит усадьбу и переселит сюда «деловых людей польской породы из Минску, литовских городов, да бобыльских  детей из Переславль-Рязанскаго уезда». В его владении останется и пустая церковная земля – помещик будет платить за неё оброк в Патриаршую казну.

П.Л. Воейков слыл отважным воином. Доблестно сражался с литовцами и поляками, был ранен. Получил от государя несколько вотчин в награду. Его поместье в Субботине сначала отойдёт к племянникам, а в 1744 году его унаследует внучатая племянница Марфа Михайловна.

Она вышла замуж за титулярного советника П.А. Смирнова. Но спустя несколько лет Петр Алексеевич остался вдовцом с двумя детьми. Второй его избранницей стала дочь хозяев Любанова Анна Черторыжская. Они-то и возвели в селе новый храм: в феврале 1759 года Смирнов подал прошение о строительстве церкви. Синодальная контора вынесла положительный вердикт 12 сентября 1761 года, включив в приход Субботино и Козминку, а также сёла Никольское и Голтяево.

Однокупольный храм со сводчатыми помещениями возвели за три летних сезона, и освятили в 1764 году. Трехъярусный иконостас «нового устройства» покрыли изящной резьбой. Сам храм никогда не расписывали. Высота здания достигает 13 м., длина – 17, а ширина – семи метров. На колокольне установили пять колоколов (по своей архитектуре она менее выразительна, чем храм).

Верейские дворяне избирали своим предводителем сына храмоздателей – гвардии капитана Дмитрия Смирнова. В 1812 году, накануне прихода французов, ему удалось вывезти из храма «лучшие и дорогие ризничьи вещи и ризы». После освобождения села ценности вернули на место, и храм освятили вновь.

Неприятель сжёг в селе пять крестьянских дворов и разграбил дом помещика. Легенда гласит, что французы спрятали в усадебном парке награбленные сокровища (правда, их безрезультатно искали ещё в XIX веке), а неподалёку от церкви «в саду был зарыт какой-то французский генерал».

4 (16) мая 1826 года в тульском Белёве «Государыня Императрица Елисавета Алексеевна на 48 году от рождения своего переселилась от сея временныя жизни в вечную». Тело почившей царицы предстояло доставить в Петербург. В столице срочно разработали траурный торжественный церемониал. Местом встречи печального кортежа на Московской земле определили верейское Субботино. Накануне события сюда приехали правящий Московский архиепископ Филарет Дроздов (прославлен в лике святых в 1994 году), иерархи церкви и духовенство.

Вечером 24 мая траурный кортеж прибыл «на ночлег» в Субботино. Тело императрицы Елизаветы Алексеевны было торжественно «встречено владыкой и духовенством, и по совершении литии, с осенением крестом и окроплением св. водою, внесено в церковь и отправлена панихида архиерейским служением соборне, по совершении коей начато чтение Евангелия владыкою, продолжаемо архимандритами и прочим духовенством непрерывно до литургии, которая совершена владыкой, а панихида совершена соборне; затем продолжалось чтение Евангелия, а в назначенное время тело вынесено с литиею в дальнейший путь, и на границе селения осенено крестом и окроплено св. водою Златоустовским архимандритом Осиею; 25-го встречено в селе Архангельском, где совершена лития».

В XIX веке Субботино перешло в руки ещё одного представителя рода Воейковых, родственника Смирновых: хозяином села стал Пётр Петрович (1802-1871), служивший Верейским уездным и Московским губернским (1856-1862) предводителем дворян. На его плечах лежала реализация положений крестьянской реформы 1861 года. Он был действительным статским советником и членом совета Главного управления Государственного коннозаводства. Александр II называл его «своим бывшим командиром»: ещё ребёнком будущий император участвовал в церемониальных маршах в эскадроне Воейкова.

Женой П.П. Воейкова была Мария Степановна, урождённая Стромилова (родная сестра художницы Любови Бороздны). Судьбы детей хозяев Субботина сложились печально. Сын Алексей, служивший коллежским советником, долгое время лечился в доме умалишённых. Его похоронили справа от алтаря Никольского храма в 1896 году.

Дочь Любовь, фрейлина императрицы Марии Александровны, вышла замуж за барона Ф.В. фон-Вимпфена, однако развелась в 1873 году после рождения сына Владимира. Она была женщиной духовно ориентированной, но нерациональной и абсолютно неспособной к управлению имением. Более того, Любовь Петровна стремилась создать в Субботине женский монастырь! В 1901 году она настоятельно обращалась к Московскому митрополиту Владимиру с просьбой об открытии Казанской женской общины при Никольском храме, намереваясь отдать под обитель 447 дес. 2076 кв. сажень земли. Однако Синод категорически отверг это предложение, указав, что баронесса тем самым ставит свою престарелую мать и детей на грань полного разорения. Даже было высказано сомнение в состоянии умственных способностей баронессы.

Религиозные метания матери серьёзно повлияли на Владимира фон-Вимпфена. Он получил духовное образование, и стал на иноческую стезю. Служил в России, Китае и Греции. Был рукоположен во епископа с именем Леонтий в 1914 году, но у него постоянно возникали конфликты с архиереями. Он активно выступал за отделение церкви от государства. И уже в марте 1917 года Леонтия отправили на покой в Астрахань. Здесь епископа арестовали большевики по обвинению в заговоре, и расстреляли 6 июля 1919 года.

Старший брат епископа Леонтия Пётр был акварелистом и писателем. Его работы хранятся в Третьяковской галерее. После Революции 1917 года он жил в Субботине, стремился восстановить свои политические права. В 1938 году Петра Федоровича арестовали и выслали в Каширу, где он и умер.
 
Власти рассмотрели вопрос о регистрации общины при Никольском храме в 1925 году. Однако просуществовала она недолго. Храм закрыли через четыре года. Святыню превратили в молокозавод, а затем разместили здесь склад.

15 октября 1941 года прямо у стен Никольского храма развернулся бой: пять танков Т-34 роты 20-й танковой бригады атаковали позиции 7-й пехотной дивизии немцев. Неприятель во время боя потерял 7 гаубиц 10,5 см, мы – три танка. Также был уничтожен наблюдательный пункт, оборудованный нацистами на колокольне. Как зафиксировали сами немцы, «в результате прямого попадания в колокольню свалился наблюдатель лейтенант Шмидтляйн».

После войны храм медленно, но неуклонно разрушался, превращаясь в руину. Здание передали общине в 1999 году, но активные работы здесь начались только шесть лет спустя с назначением настоятелем отца Владимира Лукьянова. Первую литургию в стенах древней святыни совершили в 2018 году.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:
01. Никольский храм в Субботине. 2020. Фото Г. Подбородникова.
02. Бой у Никольского храма 15 октября 1941г. Немецкая фотография из собрания А. Дадонова и А. Карпова. Фото любезно предоставлено автору А. Карповым. Публикуется впервые.
03. Храм Николая Чудотворца в селе Субботино. 1900-е. Фото.
04. Никольский храм. 2020. Фото В. Нестеренко.

ПРИМЕЧАНИЯ:
*Статья основана на архивных материалах.
*Статья написана для печатного издания «Основы Православия» Наро-Фоминского благочиния в феврале 2021 года.
*Первая публикация статьи:
Подбородников Г.В. Никольский храм в Субботине // Основа. 2021. №7. Основы Православия. 2021. №2. С. 12.


Рецензии