О жертве и жертвоприношении

ВОПРОС. По прочтении о жертве и жертвоприношении:
Про типы жертв прочитал. Увы, но это правда. Читал, что маньяки, тот же Чикатилло, выбирали пришибленных детей - сирот, нелюбимых родителями и пр. В общем, социально неблагополучных. Бедные дети! Мало того, что им не дали положенной любви в детстве, так еще и наложили печать виктимности, которая и предрасположила их к будущей мученической смерти.
Коллега, профессиональный боксер, много ездивший на разборки в 90-х от различных "бригад", рассказал, как чмырил в детстве одноклассника, заставлял его делать разные унизительные вещи. Недавно он узнал, что тот, узнав о измене жены, расчленил и спрятал в диван ее любовника.
Но тут не упомянуто еще одно - христианская добровольная жертва.
Могу неточно назвать имя - кажется, святая Зита, ее хозяева гнобили много лет, она безропотно терпела и молилась за них. В итоге она обратила всю семью.

ОТВЕТ. О понятии жертвы написано очень много, много проведено всевозможных исследований, возникла даже целая теория Виктимология.
Возникает вопрос: а почему это такая заинтересованность вопросом жертвы?
Значит, кому-то это надо.
Кому?
Тому, кому это выгодно.
А кому это может быть выгодно?
Тому, кто этим постоянно занимается, т.е. приносит жертвы.
А что, есть теперь (в 21 то веке!) такие?
По-видимому, много, если столько исследований.
Почему этих людей не видно?
Иногда, субъект выражает свое существование и значимость именно через определенные проявления в науке, литературе, искусстве. А сам пребывает в тени.

Приходим к интересному выводу: оказывается, теперь существует укрывающаяся в тени значительная группа людей, имеющая весомую значимость в социуме и считающая жертвоприношение неободимостью.

ВОПРОС. Кто это такие?

ОТВЕТ. Этот вопрос уже касается другой стороны затронутой темы: зачем и кому надо приносить жертвы (кроме Бога)  в наше цивилизованное время?

Хочу докопаться до истоков: откуда взялось это понятие жертвы?
Впервые это написано о Каине и Авеле. Кому это взбрело в голову сжигать первые лучшие  плоды своего труда и зачем?
Один сжигал плоды земли, другой - скотину. Говорят, что Адам научил. Такое предположение возможно, т.к. Адам был ещё молод (учитывая, что умер он в 930 лет). Однако, если это так, то почему он сам этого не делал?
Думаю, этот вопрос обращает в нуль  такой аргумент.

ВОПРОС. Мы не знаем, делал ли он это или нет.
Библия же многое оставляет за кадром.
Как например в истории с гергесинскими бесноватыми.
Один ничего не сказал? Значит вообще не скажем о нем.
Вероятно, Адам узнал этот метод, когда был един с Богом?
Человек это материалист, значит, он должен пожертвовать чем то материальным, дорогим для себя.
Кстати, Иисус многократно у Валторты говорит о том, что многие обряды в Ветхом Завете были прообразом Нового.
Вот, всесожжение. Значит, человек должен принести Богу лучшую часть себя - свою душу, для всесожжения в огне любви.

ОТВЕТ.  Говорят, что жертву приносили Богу. Что ж, вспомним, что Сам Бог сказал устами пророка.
"Всесожжения не благоволиши: жертва Богу дух сокрушен, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит" (Пс.50)
В другом месте: "Я полон всесожжением овнов и туком агнцев, и крови волов и козлов Я не хочу" (Ис 1:11).
А вот ещё:
"К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови" (Ис 1:11-15).
Так какой "жертвы" от людей желает Господь?
"Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят" (Ис 1:16-20).

Выходит, что человек, опускаясь все ниже и ниже и придя в определенную степень обмирщвления, придумал такой способ выражения Богу своего чувства уважения и почитания к Нему.
Вот, вспомнил собственный пример. Был я тогда молодым и неверующим человеком. По какому-то случаю мне захотелось сделать одному человеку подарок. Думая, что бы я мог ему подарить, мне захотелось отдать ему самое дорогое из тех вещей, которые я сам очень ценил. И я вспомнил, что имею такую вещь. Это была толстенная книга издательства "Памятники литературы", включающая в себя все произведения Эдгара По. В то время это был один из самых любимых моих писателей. Кроме того, книга эта была очень редкой и досталась она мне совершенно случайно, причем, когда я ее покупал, она была только в единственном экземпляре! Было это в Питере. Там такое бывает, в других местах такие книги вообще на прилавок не попадают.
Так вот, размышляя о том, что бы я мог подарить ему из самого дорогого мне, я вспомнил об этой книге. Она была для меня самым дорогим, чем я обладал  (именно для меня, т.к. для другого человека, возможно, она бы и не представляла ценности).
С какой радостью я её подарил!

О чем это говорит?
Думаю, скорее о том, кто как дарит.
Когда хочешь выразить к другому своё отношение к нему, то самое большое, на что ты способен, то это отдать ему самое для себя самого ценное. Причем, тебя в этом случае совсем не интересует, поймет это он или нет, будет ли это для него ценным подарком или нет. Эта вещь для тебя самая ценная, и только это для тебя самого и важно!
Именно для тебя самого.

Интересно строение самого слова жертва и почему славяне его придумали. Корень слова есть "жер", а не "жр". Просто в некоторых словах "е" выпадает, что часто бывает в славянских языках. Слова: жрать, пожирать (тут "е" перешло в "и", что также частое явление), жратва, жир, сожрать. В польском языке лучше сохранились некоторые слова в их давнишнем звучании, например, слово "пожирать" звучит как "пожерать".
Иными словами, исходным тут является слово "жерать", т.е. "жрать", есть, принимать в пищу.
Т.к. славянское словообразование имеет звуковую основу, ну, например, когда человек хочет выразить свое из ряда выходящее усилие, то произносит звук: "г-г-г...!" И посмотри: слово "гора" - вот вырывается: "г-г-г...!",  т.е. делается усилие, потом: "о-о-о!", и, наконец: "р-р-р-а-а-а!". Влезал с усилием, влезал... А когда влез наверх, а перед тобой всё внизу - ну как не воскликнуть: "о-о-о!". Но главное, что ты тут ощутил - это "Р-р-р-а-а-а!". Этот звук хорошо характеризует слово "радость", что значит "ра" в достаточности. В польском языке до сих пор слово "достаточно" говорится как "дость".

ВОПРОС. Не знаю, Господь ли это дал, либо люди так обмирщвились? Когда бы они это успели, ведь уже Каин с Авелем принесли жертвы. Думаю, это было символично, как самое дорогое, что у тебя есть. А возмущенно Бог говорит об этих волах и козлах, говорит уже тогда, когда евреи отошли от правды Божией и делали это как пустой ритуал, продолжая делать зло.

ОТВЕТ. Думаю, конечно, Бог в отличие от людей это понимал, и потому был доволен тем, что человек пытается развоплотить для себя то, что сам очень ценит, но т.к. Богу он непосредственно дать в руки не может материальную вещь, он ее сжигает.

ВОПРОС. Но как евреям пришло в голову обрезать кожу (!!!) с головки полового члена (!!!) в ответ на призыв Господа обрезать крайнюю плоть сердца своего?

ОТВЕТ. Вот, мол, Боже, отдаю Тебе самое дорогое, что имею! А в самом деле тут, конечно, речь не идёт о материальной вещи, а о способе выражения поклонения Богу. Поскольку человек есть тройственное образование: единство духа, души и тела, то и выразить свой импульс любви, т.е. высшего чувства духа, он хочет и через чувство души, сопряженное с материальным обладанием какой-то очень ценной для него вещи.
Для Бога же важно, чтобы "жертва" была импульсом любви. Ведь Бог есть любовь.
Любовь же проявляется через милосердие. Думаю, поэтому Господь всегда призывает людей быть добрыми к друг другу, а в иерархии человеческих поступков милосердие Господь ставит на первое место.
Итак, думаю, жертва появилась как символ, как материальное выражение духовного акта любви и благодарения, как тройственное единство акта духа-души-тела. Дух посылает Богу импульс любви, душа это выражает радостным чувством, а материальное действие уничтожения вещи, особенно ценной для человека, утверждает высшую ценность для него Бога.

Благословен Бог истины.


Рецензии
Жертва, это смена права собственности.

Если человек желает быть «божьим», то он должен свою жизнь принести в жертву Богу. То есть, жить не так, как хочется, а так, как этого желает Бог.
Это двумя словами, о Христианской Жертве.

И потом, когда Вы рассуждаете о жертвоприношении Каина и Авеля, то почему то, не затрагиваете темы того, почему одну жертву Бог принял, а другую, нет. (Надеюсь, Вы знаете, почему)
А ведь, это ключевой момент темы жертвоприношения.

Сергей Пометнев   27.11.2023 18:06     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Сергей!

Спасибо за рецензию, которая подтолкнула меня еще раз подумать о понятии жертва.
Вы даете мне определение понятия, смысл и происхождение которого я хочу выяснить. Это для меня еще сложнее самого понятия, к которому мы с детства привыкли, как в литературе, так и в повседневной речи.
Далее вы компилируете мне назидание, которое можно прочитать в каждой религиозной православной книжке. Это для меня не только не проясняет хоть как-то изучаемую проблему, но более того, наталкивает на мысль, что само назидание противоречит слову и Учению Иисуса Христа.
Третье ваше замечание опять наталкивает на компилируемые из книги в книгу толкования святых отцов Церкви, что я никак не подвергаю сомнению.

Сразу скажу, что аргументами считаю лишь прямую регистрацию происшедшего и слово Божие о данной проблеме.

Для меня же важно понять:
1) Каков исходный смысл в понятии "жертва"?
2) Как и каким образом человек пришел к этому понятию?

Теперь касательно моего замечания, что «само назидание противоречит слову и Учению Иисуса Христа».
Вы пишите: «Если человек желает быть «божьим», то он должен свою жизнь принести в жертву Богу. То есть, жить не так, как хочется, а так, как этого желает Бог.
Это двумя словами, о Христианской Жертве».
Постараюсь ответить также кратко:
1) Человек ничего не обязан делать по отношению к Богу с позиций долженствования.
2) Бог не желает, чтобы человек отдал Ему свою волю из-за страха перед наказанием, или за воздаяние, но единственно – из любви.
Бог есть любовь (1Иоан.4:16), а на любовь можно ответить только любовью. И никак не иначе! Это о жертве Богу.

С уважением,

Николай Павлович Кормаков   28.11.2023 14:11   Заявить о нарушении
// Вы даете мне определение понятия, смысл и происхождение которого я хочу выяснить. Это для меня еще сложнее самого понятия, к которому мы с детства привыкли, как в литературе, так и в повседневной речи //

А разве мы не так привыкли, или в «повседневной речи» это не так?
Когда мы жертвуем нищему свою рубашку, то передаем права собственности на нее, этому нищему. Не так ли? Далее уже не мы, а нищий решает, что с ней делать.
Более того, Вы же не считаете, что за то, что мы пожертвовали нищему рубашку, он в ответ, то же, что то должен нам дать.
Так и с жертвой Богу. Все, что мы пожертвовали Богу, стало уже не нашим, мы добровольно лишили себя прав собственности на то, что принесли в «жертву».
И будет странным думать, что Бог в ответ на нашу «жертву», должен нечто сделать нам.
Или это не так?
Тогда, поясните, что Вас смущает.

//Далее вы компилируете мне назидание, которое можно прочитать в каждой религиозной православной книжке. Это для меня не только не проясняет хоть как-то изучаемую проблему, но более того, наталкивает на мысль, что само назидание противоречит слову и Учению Иисуса Христа//

И каким же образом, это противоречит Учению Христа? (о «религиозной книжке», промолчу)
Сам Христос говорит: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет»
(Лук.22:42)
В этом и заключается Христова Жертва. Сын отдает (жертвует) себя в руки Отца. Сын приносит в жертву Отцу свою волю.
Конечно же по Любви, а не за страх, или за деньги, с этим никто и не спорит.
Не совсем понятно, с чем Вы не согласны.

// Третье ваше замечание опять наталкивает на компилируемые из книги в книгу толкования святых отцов Церкви, что я никак не подвергаю сомнению//

Я так понимаю, что Вы все же сомневаетесь в своем (вернее сказать, общепринятом) знании того почему, одна жертва была принята, а другая отвергнута.

Кстати, Ваши слова:
//Сразу скажу, что аргументами считаю лишь прямую регистрацию происшедшего и слово Божие о данной проблеме.//
скорей всего и заставляют Вас сомневаться в своем «привычном» понимании данной проблемы.

Вы затронули интересную тему «жертвы», и мне просто захотелось в нее углубиться. Надеюсь, Вы не против порассуждать в этом направлении.

Сергей Пометнев   29.11.2023 13:20   Заявить о нарушении