Никольский храм в Протасьеве

Для истинно верующих людей двадцатое столетие стало веком невиданных прежде испытаний. Богоборческая власть стремилась к тотальному контролю над человеком, уничтожая инакомыслящих пастырей и разрушая православные святыни. Многие храмы Нарской земли были потеряны безвозвратно. Казалось, после десятилетий репрессий нельзя найти даже изображений многих утраченных церквей...

Однако чудеса случаются. 2021-й год подарил нам потрясающие открытия: и ныне доподлинно известно, как выглядел храм святого Николая Чудотворца, украшавший древнее Протасьево (это крохотное сельцо ещё именовали Никольским – в честь местного храма).

В самом начале прошлого года в семейном архиве художника Дмитрия Ивановича Архангельского (1885–1980) нам удалось отыскать рисунок, на котором мастер изобразил этот храм. Рисунок выполнен с натуры в 1946 году. А всего несколько месяцев спустя, в фондах музея архитектуры им. А.В. Щусева были найдены две фотографии протасьевской церкви, сделанные Михаилом Каверзневым в 1954 году.

Первое дошедшее до нас упоминание о Никольской церкви в дворцовой Вышегородской волости близ Вереи датируется серединой XVII века: храм возвели в 1649 году «на старом церковном месте», и разместили там «предел страстотерпца Христова Георгия». Очевидно, как и большинство подмосковных храмов, протасьевский был разорён и уничтожен в годы польско-литовской интервенции.

Обустройство Георгиевского придела в храме было отнюдь не случайным. В церковных документах говорится, что в прежние времена неподалёку от Никольской церкви находился ещё один храм – святого Георгия. Известно, что «церковная земля Георгия страстотерпца пустошь Филимонова» уже в 1637 году «сдавалась в оброк». В итоге, её приписали «в дань» к церкви Николая Чудотворца в 1698 году.

Сам же Никольский храм был, по сути, кладбищенским – он стоял в центре древнего погоста. При нём находились только дома церковнослужителей и одного «церковного бобыля». В 1652 году к Никольскому приходу относились 54 крестьянских двора, располагавшихся в соседних деревнях. 

В книгах 1677 года указано, что церковь в Протасьеве была «деревянная клетцки с трапезою, крыта тесом, а паперть крыта дранью»; «у церкви колокольня рубленая, на ней три колокола весом по смете 7 пуд». В храме было большое количество прекрасно украшенных образов: в серебряных ризах тонкой работы, причём некоторые из них были покрыты позолотой. Также имелось несколько печатных книг.

Вероятно, в начале 1690-х годов церковь значительно обновлялась, так как в июне 1692 года храму выдали антиминс «по подписной челобитной, к освящению». А на следующий год игумен Спасского Входо-Иерусалимского монастыря Иона производил здесь контрольный осмотр церковной земли.

Но уже через десять лет, в 1703 году, настоятель «поп Пахомий Яковлев и все тоя церкви прихожаны» обратились к государю Петру Алексеевичу и митрополиту Стефану с челобитной. В ней говорилось, что «церковь Божия ныне стала ветха, а нам приходским людям та церковь Божия тесна». Просители намеревались поставить на старом погосте новую холодную Никольскую церковь, а под ней выстроить тёплую Георгиевскую. Благословение было получено. Стараниями приходских людей заготовили лес для сооружения двух храмов, однако силы свои крестьяне точно не рассчитали: оказалось, что «строить дву церквей невмочь». В результате, священноначалие дало новое благословение – на возведение одного храма с приделом. Он был построен и освящён в 1710 году.

В 1751 году земли дворцовой Вышегородской волости, включая и село Протасьево с деревнями, были высочайше пожалованы графу Александру Ивановичу Шувалову (1711–1771) – начальнику Тайной канцелярии, генерал-фельдмаршалу и сенатору. Могущественный сановник входил в узкий круг доверенных лиц императрицы Елизаветы Петровны и государя Петра III. Впав в немилость у Екатерины II, Шувалов обосновался в своём верейском имении Спас-Косицы, расположенном недалеко от Протасьева.

Спустя столетие Протасьево перешло к правнучатому племяннику графа – к Андрею Петровичу Шувалову (1802–1873), искусному царедворцу, любимцу императоров Николая I и Александра II. Он служил обер-гофмаршалом, обер-камергером и президентом Придворной конторы. Кстати, А.П. Шувалов приходился родным внуком литвиновским князьям Щербатовым.

В конце XIX века к Никольскому приходу относились шесть деревень: «Васильева, Козьминская, Пафнутовка, Афонасьева, Волченки, Тимофеева». Несмотря на скромные размеры кладбищенской церкви, приход был очень большим. По межевым книгам, в 1890 году при церкви числилось 42 десятины земли. Рядом с храмом стояли три дома церковнослужителей.

Древний Никольский храм сгорел в пожаре 1900-го года. Крестьяне, отчаявшиеся возродить святыню своими силами, обратились за помощью к Н.А. Цветкову. Он служил душеприказчиком скончавшейся за год до этого «Коммерции советника вдовы Александры Ксенофонтовой Медведниковой».

А.К. Медведникова (1814–1899) – выдающаяся московская и иркутская благотворительница. Только Первопрестольному граду она завещала на содержание и строительство больниц, школ, гимназий и церквей свыше пяти миллионов рублей! Из фонда Александры Ксенофонтовны щедрые средства выделили и на возведение каменной шатровой церкви с колокольней в Протасьеве. Правда, в этот раз в храме освятили только один престол – «во имя Святителя и Чудотворца Николая». Поблизости поставили деревянную часовню: там хранились образа, чудом спасённые из пожара.

В 1909 году в Протасьеве была открыта церковно-приходская школа. Она располагалась в бывшем молитвенном доме. Никольский настоятель служил здесь заведующим и законоучителем. Он также преподавал Закон Божий и в Васильевской земской школе, построенной в версте от храма.

Накануне 1917 года в семи поселениях Никольского прихода насчитывалось 207 домов, в которых проживали 1678 человек. В пределах прихода постоянно жили ещё и 352 раскольника «поповщинского толка». Вне всякого сомнения, настоятелю приходилось учитывать этот фактор при организации просветительских лекций и бытовых чтений для крестьян.

После Октябрьской Революции жизнь прихода изменилась кардинальным образом. Настоятель и истинно верующие находились в состоянии постоянной борьбы с несправедливостью и были на грани выживания. Официальная государственная регистрация «религиозного общества прихода Никольской церкви села Протасьево» состоялась в 1925 году.

В 1930–1931 годах настоятелем храма служил будущий архимандрит Клавдиан (Иван Моденов), много испытавший на своём веку и прошедший через амурские лагеря. Ему посвящена одна из глав книги «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).

С 1931 года в Протасьеве служил протоиерей Борис Назаров. Для него Нарская земля была практически родной: в течение 14 лет он был священником Преображенского храма в Крюкове. В январе 1938 года протасьевского настоятеля арестовали, бездоказательно обвинив в «контрреволюционной деятельности, контрреволюционной клеветнической агитации повстанческого характера среди колхозников, антисоветских настроениях». Спустя несколько дней протоиерея приговорили к высшей мере наказания и расстреляли на Бутовском полигоне 17 февраля 1938 года. В 2000 году священник Борис Назаров был прославлен Архиерейским Собором как новомученик и исповедник Церкви Русской.

Вероятно, поводом для закрытия Никольского храма послужил арест настоятеля. Найденные нами послевоенные изображения церкви позволяют утверждать, что эту нарскую святыню уничтожили только после мая 1954 года. Ныне над храмовым местом возвышается поклонный крест.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:
01. «Никола Протасьевский». 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Собрание Подбородниковых.
02. Храм св. Николая Чудотворца в Протасьеве. 1954. Фото М.Г. Каверзнева. МУАР. Публикуется впервые.
03. Южный фасад церкви. 1954. Фото М.Г. Каверзнева. МУАР. Публикуется впервые.
04.  Александра Ксенофонтовна Медведникова. Кон. XIX в. Худ. С.С. Егорнов. ИОХМ им. В.П. Сукачёва.

ПРИМЕЧАНИЯ:
*Статья основана на архивных материалах.
*Статья написана для печатного издания «Основы Православия» Наро-Фоминского благочиния в апреле 2022 года.
*Первая публикация статьи:
Подбородников Г.В. Никольский храм в Протасьеве // Основа. 2022. №16. Основы Православия. 2022. №4. С. 16.


Рецензии