Чем доносчик от информатора отличается?

1.
    Доносчиков иногда называют информаторами, но по мне это не всегда точное слово. Информатор – это тот, кто просто информирует, а донос – это нечто большее. Чем для меня отличается понятие доноса от просто слива информации? Слив информации – это когда кто-то сообщает что-то вроде «Тот, кто вам нужен, будет в такое-то время в таком-то месте встречаться с тем-то; если хотите поймать – самый подходящий момент». Всё предельно конкретно и чётко: информация либо соответствует действительности, либо нет. И если целевой субъект придёт на встречу – значит, соответствует, а если нет, значит нет. Ничего другого в это вопросе может и не разбираться (или разбираться отдельно), и слово «информатор» как раз и подходит для такой темы, в которой разбирается только это и всё. А вот слово доносчик нужно для обозначения явления, когда кто-то не просто сливает информацию, а выражает своё мнение.
    Выражение мнения – это когда кто-то сообщает в жанре: «Такая-та женщина – ведьма (сожгите её на костре)». Почему ведьма – а она в лес слишком часто ходит (Зачем? Колдовские травы собирает – а зачем ещё в лес ходить?) Всё, человек выразил некое мнение о том, что кто-то кем-то является и в связи с этим чего-то заслуживает. И если бы по таким обвинениям не сжигали, то и смысла в доносе бы не было. А так доносит. Потому, что основной мотив доноса – чтобы сожгли. И своим сообщением он и выражает это мнение, что жертва доноса должна быть сожжена.
     Где доказательства? Нет. Но доносчик уверен, что и без них всё понятно. Это тоже часть его мнения. И это мнение тоже может быть изложено в тексте доноса (причём, чем более необоснованное мнение, тем больше надо всего напихать, чтобы заставить выглядеть свои подозрения обоснованными) Поэтому донос – это одновременно и информирование, и выражение мнения, и домыслы, и клевета.
    Чтобы сожгли, может быть, надо какое-то подтверждение (например, книгу при обыске у подозреваемой найти с заклинаниями). А может, и не надо. Может, надо просто допрашивать с пристрастием, и пытать, пока не признается, и когда признается, тогда сжечь.
    Не может ли быть такого, что она от боли себя оговорит? Не может. Почему – потому, что доносчик уверен, что такого не бывает. Доказать не может, но ему кажется, что доказывать такие вещи не нужно. Это тоже часть его мнения.
    Что именно сообщает доносчик? Что подозреваемая в лес ходит подозрительно часто. И что дальше? А дальше то, что арестуйте её и проверьте. Как? Разденьте, и посмотрите, нету ли у неё на теле родинок, похожих на метки дьявола. И если найдёте – тогда пытайте, пока не признается, или не умрёт. Если пострадает без вины – ничего страшного: лучше сто невиновных убить, чем одного виновного пропустить! Это мнение. И вообще святая инквизиция ошибок не делает (это тоже мнение – на всякий случай, про запас). Всё это части мнения, ствол которого ограничивается текстом доноса, а корни идут далеко куда ещё.
    Чем больше в правовой системе общества неадекватности и необъективности, тем больше в доносах решает фактор мнения. Потому, что тем меньше объективности, и тем больше субъективности. Так вот есть люди, для которых это способ почувствовать себя важными.
    Обычно это те, кто по-другому почувствовать себя важным и не может. Потому, что их мнение – это просто пустой пузырь вонючего воздуха. И в более-менее справедливом обществе, где востребованы только самые адекватные позиции, а все остальные не проходят под критикой лучших аналитических умов, такие люди ничего добиться не смогут. И потому они чувствуют себя максимально никчёмными и несчастными. А вот в обществе, где мракобесие даёт им возможности на что-то очень серьёзно повлиять, они начинают чувствовать себя важными. Поэтому они любят такой режим, и считают его правильным. И когда им будешь доказывать её неправоту, они совершенно не спешат с тобой соглашаться.
    У них по поводу политики своё мнение, в котором телега впряжена впереди лошади, причины переставлены местами со следствиями, и логика заменяется слепой верой. И в этом своём мнении они праведные и (самое главное) важные, а все, кто против, неправильные, и заслуживают соответствующего противодействия. И доказывают свою правоту они соответствующими способами.
    Людей, которые мыслят иначе, они толком не понимают, а всё, чего они не понимают, такие обычно ненавидят. И во всех средствах борьбы с инакомыслящими они видят правильность и добро. И поэтому доказывать им обратное крайне трудно. И даже если им докажешь, сколько возможностей такой режим даёт в преследовании их самих, они всё равно найдут повод остаться при своём. И когда их спросишь, а зачем им такой режим, а в ответ будет «Иди ты лесом, ты агент дьявола!». Так вот, если какая-то политика строится на лжи, такой контингент системой оказывается востребованным, и делается всё для того, чтобы таких людей было как можно больше.

2.
    Когда какой-то политический режим строится на лжи, люди с надутым мнением могут быть очень востребованы, чтобы развернуть охоту на ведьм. Допустим, приходит к власти деятель (назовём его Большой Брат), одержимый идеей культа своего почитания. И в рамках этого культа требуется считать его мудрейшим, непогрешимыми и божественным (при том, что это не так, и он тоже делает ошибки, и общество несёт на себе их последствия) но винить его в этих ошибках запрещается. И в обществе остаются проблемы, и этим проблемы не скрыть, а значит, винить в этом требуется кого-то другого. Кого? Ведьм и вредителей! Объявить их виновниками всех бед, и устроить на них охоту.
    Вся охота на ведьм и будет ещё одной большой ошибкой общества, и она тоже будет иметь для него свои последствия, но только найдутся те, кто упорно понимать этого не захочет. Кто? Ну, во-первых, сам ББ. Дело в том, что охота на ведьм нужна, чтобы укрепить культ его личности. Ведь чем более лихо она развернётся, тем больше возможности убирать в рамках этой же охоты всех, кто обличает его ошибки. А во-вторых, она нужна тем, у кого надутое мнение. Ведь это возможность почувствовать себя важным. Выглядеть это может примерно так.
    Живёт, допустим, в таком обществе инженер, который работает на благо общества над созданием нового двигателя, который сделает транспорт быстрее и экономичнее. А двигатель такой, какого ещё не было, за так просто не создашь – для этого способности нужны, какие есть не у каждого, и полное погружение в работу. И вот случилось этому инженеру, допустим, в таком режиме завернуть воблу в газету, а там обратной стороне портрет ББ был, а он не заметил. У инженера в голове мозговой штурм: все силы на решение задачи – чуть ли круглосуточно думает о ней, и не до чтения газет уже, только разве что вечерком в выходной пивка попить, расслабиться самую малость, и на завтра с утра снова мозговой штурм. А вобла возьми, да и насквозь всё пропачкай. А кто-то «бдительный» заметил, и он уверен, что этот это не просто так это сделал – это оказывается потому, что не любит ББ. Потому, что он враг и его надо разоблачить.
    В более-менее свободном обществе за такое и не придрались бы, но в тоталитарном всё иначе.  Чтобы культ личности держался вопреки всякой логике, нужно держать общество в страхе. А чтобы был страх, нужен соответствующий размах репрессивной машины. А чтобы он был, репрессивную машину надо как-то мотивировать. Например, чем больше приговоров – тем больше повышений по службе для кого-то, и не важно, правдивые или нет, главное, чтоб побольше (остальные гайки сами затянутся). И такая система может и не разбирать, виновен ты или нет; на тебя донесли – ход делу дадут и будут с пристрастием выбивать из тебя признания в том, чего ты не делал. И сообщая в такую службу о таком происшествии, бдительный охотник на ведьм выражает своё мнение, что тот, о ком он сообщает, враг, возможно с приложением своих мыслей, почему он так думает.
    Автор доноса работает дворником. Он по утрам метлой машет, а по вечерам ему делать нечего, и энергии целая куча остаётся, которую, не на что потратить – вот и ходит смотрит, чтобы ещё такое разумное-доброе-вечное на благо общества сотворить. Например, найти вредителя какого-то и изобличить его. И есть у этого дворника своё мнение. Мнение о том, что он очень важный. И желание у него чувствовать себя таковым такое сильное, что он просто начинает это чувствовать, а всё остальное само собой под это подгоняется. Вот только чем он важный, конструктивно объяснить оказывается весьма сложно, и он бы мог на этом безнадёжно забуксовать, если бы не ББ. ББ построил культ своей личности, и заставляет всех считать, что всё, что хорошего есть в этом обществе – это благодаря ему. И дворнику это нравится, и он в это верит, и участвует во всех восхвалениях ББ, и чем важнее сам ББ тем, важнее у него получаются его восхваления. И тут он видит испачканный портрет ББ в газете на столике – у него сразу появляется мнение, что это диверсия.
    Мнение очень серьёзное, потому, что если ты испачкал портрет ББ, значит, ты его не любишь. А значит, ты ненадёжен, и когда начнётся война, ты предашь. А предатель может наделать диверсий куда более страшных, чем обычный вражеский солдат. Это всё надо своевременно предотвратить. Давить тебя гада, «в зародыше». И именно этим бдительный охотник на ведьм собирается заниматься. И когда он спасает страну (как он думает) от страшной диверсии, он чувствует, себя охрененно важным.
    Чтобы такое накрутить, много ума не нужно (тем более пропаганда делает всё, чтобы на это запрограммировать). Вот чтобы недоработки в проекте нового двигателя покритиковать (и пользу обществу принести) – нужно, а для доноса нет. Не нужно быть умнее кого-то, чтобы чувствовать себя важнее. И в этом одна из составляющих его, дворника, счастья. Можно чувствовать себя кем хочешь, не заслуживая этого вообще. И это счастье ему дал ББ. За это он его искренне любит. Вот только у него это не называется «Я люблю ББ за то, что его стремление считаться лучше, чем есть на самом деле, помогает мне чувствовать себя тоже важнее, чем есть на самом деле»; у него это называется «Я люблю ББ за то, что благодаря… (и далее идёт перечисление всего хорошего, что есть в обществе), и это всё благодаря ему!». Всё это будет представлено полемикой, с неимоверным упорством отстаивающей свою точку зрения, которая на самом деле является не чем иным, как попыткой внушать оппоненту, что это всё так. И он своих детей так и будет воспитывать, и сам по возможности это стараться так видеть.
    Такой деятель может и сам не понимать, за что он любит ББ (потому, что ему не выгодно это понимать), и внушать себе и другим, что всё так, как ему нравится видеть. И доказать ему обратное крайне трудно, какие доводы ему не приводи, потому, что, во-первых, он не очень-то и понимает, что такое доказательства (он думает, что доказательства – это голословные повторения одного и того же, чем он и занимается). Во-вторых, нежелание с ним соглашаться у него вызывает злобу. И в третьих, за ним стоит репрессивная машина, которой он угрожает дать ход, если с ним по определённым пунктам будут спорить. И когда это срабатывает, он начинает своё мнение чувствовать таким весомым, каким не смог бы чувствовать ни в каком другом режиме. И за это он очень благодарен ББ, и отдельно его любит.
    Что касается самого ББ, то двигатель ему, конечно, нужен. Потому, что с ним его страна будет побеждать, процветать, и культ его личности будет расти всё выше и выше. Потому, что будет тогда учение, что «партия изобрела вертолёт», и что «Благодаря ББ мы имеем самые лучшие двигатели (которых без его мудрого руководства конечно же, не было бы)». Но культ личности-то ему же тоже нужен, а на двух стульях не усидишь. И если он создал механизм террора, который отжирает у его общества ресурсы развития, то его режим наступит сам себе на шнурки, и изобретатель двигателя будет вычеркнут из системы вместе со всем тем, что он изобретает.
    Потом будет война, техника будет без более мощных двигателей, где-то это будет чревато разгромами, отступлениями, лишними потерями. Дворник наш будет кричать, что это всё потому, что кругом полно предателей и вредителей, которых «недодавили», и нужно расстреливать-расстреливать-расстреливать направо и налево, иначе не выиграем.
    В таком режиме общество может жить хуже, чем любое другое, в котором нет такого ББ с таким культом. Но при этом в нём всегда будет масса тех, кто готов изо всех сил доказывать, что ББ самый полезный и самый нужный, и что без него вообще никуда. А объяснение этому достаточно простое: гордыня и злоба людей, которым хочется чувствовать себя более важными, чем есть на самом деле. И один из секретов успеха ББ при строительстве своего культа, соответственно, в опоре на эти «качества». Просто накачивай людей гордыней и злобой, и твоё положение будет тем надёжнее, чем больше в обществе таких людей.


Рецензии
Роман, Вы считаете, что «донос – это одновременно и информирование, и выражение мнения, и домыслы, и клевета». Информирование же понимаете просто как передачу неких сведений.
А мне вот вспомнилась одна реальная история, когда один гражданин поделился с другим книжкой А.И. Солженицына. В смысле дал её почитать .
Ну, а этот товарищ, в свою очередь, тоже поделился. Только уже с товарищами из органов. И хотя было это в самом начале 80-х, гражданина привлекли к ответственности и поехал бедолага в результате в места, как говорят, не столь отдалённые.
Конечно, я не знаю, как наш доносчик сформулировал текст своего заявления, но полагаю, что ему достаточно было лишь сообщить о факте передачи «крамольного» произведения. Без всяких мнений, домыслов и прочего. А дальше уже ребята сами отработали.

Владимир Садовник 1   08.02.2024 21:30     Заявить о нарушении
Так это и было его мнение. Что поделившийся княжой должен поехать в места не столь отдалённые. И он его выразил в форме доноса. Ну то есть сообщения о том, что такой-то дал ему такую-то книжку.

Роман Дудин   08.02.2024 21:37   Заявить о нарушении
Вообще мнением считают умозаключение или точку зрения. Когда, например, Полина Николаенко писала донос на Хрущёва, то назвала его "троцкистским выкормышем". В нашем случае есть только информация и она ничем не отличается от сообщения, что такой-то человек в такое-то время будет в таком-то месте.Да и упомянутый мною доносчик вряд ли чётко представлял, как накажут того, кто дал ему книгу.

Владимир Садовник 1   08.02.2024 22:23   Заявить о нарушении
Ну значит упомянутый Вами доносчик имел умозаключение, что книжка Солженицына не есть то, чем можно и нужно делиться. А так же точку зрения, что поделившийся ей подлежит, как минимум проверке, а скорее всего, и какому-то наказанию (а вот какому именно, он мог точного представления и не иметь, но иметь точку зрения и умозаключение, что тем, кто должны разобраться, виднее, какое, и они не ошибутся, и что бы они не назначили, это будет правильно). И чтобы адресаты это мнение поняли так, как он хочет, может быть, надо было приписать, что давший книжку какой-нибудь выкормыш, а может, и не надо.

Роман Дудин   08.02.2024 22:54   Заявить о нарушении
Вполне могу допустить, что упомянутый мною доносчик имел мнения по самым разным вопросам. Но речь идёт о конкретном сообщении, где он этого мнения не излагал. Вообще, если бы подобный случай был в более ранние времена, то человек мог предположить, что передачей ему книги опального автора производится проверка его лояльности. История подобные случаи знает. И, чтобы обезопасить себя, он пишет донос. Но пишет его аккуратно, сообщая только факты и ничего более.

Владимир Садовник 1   08.02.2024 23:16   Заявить о нарушении
А само сообщение в данных условиях и есть выражение мнения. Он мог сообщить, а мог и не сообщать. Раз сообщил, значит выразил. А вот если имело место подозрение на проверку лояльности, то тогда не сообщать было опасно. Что не означает, что он всё равно не мог рискнуть (мог бы, если бы захотел), но раз решил не рисковать, значит, имел точку зрения / умозаключение, что рисковать он не обязан.
Про это кстати у меня есть отдельная работа http://proza.ru/2023/01/30/1121?ysclid=lsdo6yc0tk40770971

Роман Дудин   08.02.2024 23:31   Заявить о нарушении
Завтра прочитаю.

Владимир Садовник 1   08.02.2024 23:37   Заявить о нарушении
Работу Вашу прочитал, но не увидел в ней освещения тех моментов, которые мы сейчас затронули. Поэтому предлагаю продолжить разговор здесь.
Итак, Вы считаете, что «само сообщение в данных условиях и есть выражение мнения».
Полагаю, что любое действие человека в любых условиях не может быть выражением мнения. Поскольку мнение выражается словами – или на письме или устно. Например, есть мнение, что такой-то имярек является врагом народа. И доносчик его выражает в своём сообщении.
А то, что Вы сейчас стали называть мнением есть, не что иное, как позиция.
Т.е. доносчик имеет некую позицию или убеждение, обладает определёнными принципами, преследует некие цели и поэтому поступает так или иначе. В нашем случае он пишет донос.
Вы сказали, что доносчик может иметь точку зрения, что рисковать он не обязан. Формулировка интересная, но я бы в неё внёс правку – « При этом доносчик может допустить, что, возможно, в отношении него производится некая проверка на лояльность. И такое допущение тоже его может подтолкнуть к написанию доноса».

Владимир Садовник 1   09.02.2024 11:06   Заявить о нарушении
Давайте уточним, чем отличается понятие «мнение» от «позиция». Вот, например, пошёл человек на пикет с лозунгом, на котором написаны всего пара слов. Это мнение или позиция? Или так: пошёл человек на какую-то войну добровольцем (был выбор не пойти или пойти за другую сторону). Сидит в окопе стреляет во вражескую сторону. Это такая (тактическая) позиция. При этом можно сказать, что это ещё и политическая позиция. И в эту позицию заложено его мнение. Мнение о том, что, воюющие по ту сторону фронта должны умереть. И на основе этого мнения он пошёл и занял эту позицию. И нажимая на курок, он выражает это мнение. При этом может орать «Подохните супостатские выкормыши!», а может жать молча – но в любом случае его мнение в эту позицию уже заложено, и он просто реализует его нажатием на курок.
Основной смысл, который я вложил с слово «мнение» в контексте этой статьи – это буйство мнительности. А неадекватная мнительность более всего имеет возможность реализации в мракобесном обществе. Чем больше мракобесия – тем опаснее неадекватная мнительность.

Роман Дудин   09.02.2024 18:55   Заявить о нарушении
Мнение это в данном случае противопоставление понятию правды. Есть правда, есть мнение. И мнение здесь не просто ИМХО, а позиция, в рамках которой имеющий мнение принципиально ничего не хочет знать, и толкает своё мнение, как истину в последней инстанции. Ищущий правды так делать не будет. Он может иметь своё мнение, но будет исходить из того, что это просто мнение, и что если он хочет на основе него кого-то что-то заставить признать, он должен это сначала неопровержимо доказать. А воинствующий мракобес будет. И доказывать он ничего не собирается. Он считает, что если он чего-то считает, то это и есть правда, и всех, кто не согласен, надо заставлять её признавать насильственно (и это тоже часть сего мнения). И если всё общество пребывает в таком состоянии, и имеет такое мнение по какому-то вопросу, и основанные на этом порядки, то это такое же мнение всего общества. И если кто-то проявляет лояльность к этому режиму, значит, он имеет мнение о том, что это правильно (самостоятельно принятое или вложенное обществом – не важно). И все его дальнейшие действия на основе этого и есть выражение его мнения, потому, что в принятые обществом порядки уже вложено это мнение.

Роман Дудин   09.02.2024 19:20   Заявить о нарушении
Поход человека на пикет, насколько я понимаю, начинается с наличия у него определённой позиции. Например, антивоенной. И он идёт её (позицию) проявить и отстоять. Стоя в пикете, человек может выражать те или иные мнения. Мнение в позицию не закладывается, но оно может разъяснять позицию, конкретизировать её и т.д.

Теперь о солдате. Добровольцы в основном имеют патриотическую позицию. И проявляют они эту позицию в окопах. Любые их действия, кроме добровольной сдачи в плен будут этим самым проявлением позиции. А вот точки зрения добровольцев по тем или иным вопросам будут их мнениями.
Мнения, конечно, могут быть самыми разными, но при этом считать их «буйством мнительности» я бы не стал. Хотя в некоторых случаях такое определения могло бы и подойти. Например, если доброволец скажет, что, по его мнению, все наши генералы – абсолютно бездарные полководцы, к тому же давно купленные противником.

Мнение, конечно, не равнозначно правде, но и не противостоит ей. Могу добавить, что думающий и ощущающий себя свободным человек имеет мнение, которое достаточно близко к правде. Большинство же довольствуется мнениями, заимствованными у государственной пропаганды.

Владимир Садовник 1   10.02.2024 00:14   Заявить о нарушении
Ну напрямую мнение правде не противостоит. Но есть подводные камни.
Есть ИМХО, а есть анти-ИМХО. ИМХО – это когда в обществе одна часть исповедует одну веру, а другая другую, и при этом каждая уверена в истинности своей веры, но доказать не может. И каждая понимает, что без доказательств не может ничего требовать, и потому и не требует от другой бросить свою веру и принять ихнюю. А анти-ИМХО – это когда одна часть считает, что её веры в правоту своей веры достаточно для того, чтобы силой навязывать её другой, и начинает действовать. Это такое дополнительное мнение о правоте своего мнения, и о своём праве в связи с этим действовать так, как считаешь нужным. Измеряется сила этого мнения мнительностью. Чем более мнительности, тем дальше зайдут действия на основе этого мнения.
Закономерность в том, что кроме репрессий, других методов носители этой мнительности не найдут (потому, что, выйдя за разумные границы мнения они сами отвергли все иные пути). И этот путь противостоит правде и всем правилам правдоискательства. И необходимость построения/принятия репрессивной системы будет тоже будет частью этой мнительности. И все доносы, которые они напишут в рамках лояльности к этой системе, будет тоже формой выражения их мнительности. Мнительности, какой у нормальных носителей ИМХО просто нет.
В контексте данной статьи под словом мнение я имею в виде не просто мнение, а анти-ИМХО.

Роман Дудин   10.02.2024 00:37   Заявить о нарушении
Роман, я напоминаю, что с моей подачи у нас пошёл разговор о том, что представляет собою донос. И, в частности, я сказал, что донос может состоять и лишь из набора данных (информации). Вы с этим не согласились и заявили, что вообще сам донос и является мнением или выражением мнения. Я взялся это оспаривать. И ввёл в разговор понятие позиции.
Т.е. человек имеет ту или иную позицию и через свои действия так или иначе её проявляет. В приведённом мною примере человек выразил свою позицию через донос. Ещё раз повторю – выразил через донос не мнение, а позицию. В доносе же находилась только информация. А вдобавок могло находиться и мнение.
Но в нашем случае мнения не было.
Теперь о мнение и правде. Думаю, что более корректно правду заменить объективностью. Т.е., любое мнение субъективно, но степень субъективности бывает разная и в ряде случаев мнение стремится к объективности, которая опять же имеет разную степень.
Личность думающая и ощущающая себя свободной, размышления о тех или иных вопросах облекает во мнения, так или иначе стремящиеся к объективности. Личности, не умеющие и не желающие думать, мнения, как правило, берут в готовом виде. Эти мнения предоставляет им государство. Чем больше лжи в жизни государство, тем больше лжи и, соответственно, необъективности в тех мнениях, которые оно транслирует в умы граждан. А умножить степень лжи, зла и прочего негатива помогают доносы.

Владимир Садовник 1   10.02.2024 11:21   Заявить о нарушении
Тогда сформулируйте почётче, чем мнение от позиции отличается. Может, Вы называете словом позиция то, что я называю мнением? Вот, например, ложная беременность – это мнение или позиция?
А правду было бы здорово заменить объективностью, только к сожалению, в некоторых вопросах её достичь крайне сложно, и честнее было бы заменить её на «стремление к объективности». И вот в этом стремлении может фигурировать понятие правды и неправды.
В частности (для меня) правда – это определённое право иметь мнение (занимать позицию), и утверждать что-то (хотя бы как версию), пока обратное не будет доказано (и обязанность соблюдать аналогичное право у других). А неправда – это когда «я доказать твою неправоту не могу, но всё тебя надо заткнуть, потому, что я уверен, что ты не прав»
По поводу лжи, государственности и доносов особых расхождений в Вашей позиции с моей не нашёл.

Роман Дудин   10.02.2024 19:51   Заявить о нарушении
Попробую расставить все точки над «i». Позиция глубже и основательнее, чем мнение. Она строится из принципов, исповедуемых ценностей и осмысленного жизненного опыта. Совокупность позиций человека по важнейшим вопросам бытия в определённой мере характеризует его мировоззрение. Можно также сказать, что ответы на важнейшие вопросы бытия или отношение к ним и являются нашими позициями. Например – как вы относитесь к войне? Ответ – я пацифист. Вопрос – ваше отношение к религии? Ответ – я атеист. Вопрос – какую идеологию предпочитаете? Ответ – демократию. Вопрос – что важнее – государство или личность? Ответ – личность. И т.д.
Мнение по важным вопросам чаще вытекает из позиции. И представляет собой точку зрения или соображения по тем или иным вопросам. Например, один человек, имеющий пацифистскую позицию скажет – войну нужно как можно скорее прекращать путём переговоров, а другой пацифист заявит, что нужно просто нашей армии воткнуть штыки в землю и тогда противник сделает то же самое. Со временем эти пацифисты могут поменять свои мнения по вопросу окончания войны, но не изменят свою позицию.
Можно сказать, что позиции по тем или иным вопросам серьёзная личность если и меняет, то крайне редко, а вот мнения могут меняться часто.
Что касается «ложной беременности», то это не позиция и не мнение. Хотя можно в это словосочетание добавить несколько слов, и оно превратится во мнение. Например – ложной беременностью прикрываются те, кто хочет любыми средствами выскочить замуж.
Теперь о правде и прочем. Познавая мир, человек стремится к истине. Этот поиск удачен, когда он непредвзят или когда он объективен. В обыденной жизни истину именуют правдой. Хотя правда– это всего лишь субъективная истина, то, что человек считает истиной. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. Говорят Соломон, выслушав участников спора, говорил: «каждый из них прав, как носитель своей правды».

Владимир Садовник 1   10.02.2024 22:56   Заявить о нарушении
Ясно, ну у меня несколько иное понимание различия между позицией и мнением. Стоять с воткнутым штыком в землю – это позиция. А вот быть убеждённым, что противник как это увидит, так сразу сделает то же самое – это мнение. Короче мнение – это информационная часть дела; позиция – физическое положение.

Роман Дудин   11.02.2024 04:08   Заявить о нарушении
Не буду спорить с тем, что слово «позиция» употребляется и в том значении, которое использовали Вы. Однако нередко это понятие употребляется и в том значении, которое применил я. Вот пример :«Рассказ задаёт интонацию всему сборнику и выражает жизненную позицию автора.
А какова же была позиция самого Сталина?
Ну что общего, скажем, у Искандера и Тарковского, которые всегда дистанцировались от власти, причем это была позиция, и позиция жесткая.
Антивоенная и проукраинская позиция: в чем разница?
Какова была роль, позиция и действия офицерства?
Консервативная позиция Молотова во внешней политике была подвергнута критике на июльском пленуме ЦК в 1955 году».
В любом случае, даже если мы и заменим слово «позиция» на какое-либо другое, следует признать, что излагаемые нами мнения не рождаются на пустом месте, а так или иначе исходят из неких начал, которые и составляют основу нашей личности. Как, например, мировоззрение или принципы, или убеждения. Суть от замены позиции на эти понятия не изменится.


Владимир Садовник 1   11.02.2024 15:11   Заявить о нарушении
Знаете ли, понятие позиция достаточно специфическое. Она вообще (как я понимаю) происходит от слова «поза». А поза – это такое положение, которое заняло тело, и сохраняет до того момента, пока не начнёт дальше двигаться. И позиция – это тоже (в общем и целом) такое понятие занятого положения, которое не должно двигаться.
Почему, например, было немножко смешно, когда украинцы сказали, что у них «позиционное наступление» – потому, что наступление позиционным быть не может. Оборона может (занял позицию и удерживай её), а наступление – это движение вперёд, связанное с выходом с занимаемых позиций. Если движения вперёд нет – это не наступление, а оборона.
Ну так вот тот стукач, который о книге Солженицына сообщил – это была его позиция? На мой взгляд это была именно атака на позиции другого человека, связанная с расширением занимаемых позиций. Вот у того другого человека была позиция «Ты рекомендуй мне какие считаешь нужным книжки, а я тебе какие я считаю нужным». А этого нет, у этого «Мне можно тебе рекомендовать то, что я считаю правильным, а тебе мне нельзя то, что ты считаешь правильным». Это не позиция. Это атака на вражеские позиции. И сама занимаемая позиция стукачом (если её вообще можно называть позицией) – это окоп на занятой у противника территории. На территории прав и свобод других людей, которые завоёвывает его система. А такие позиции обычно временны и меняются на новые в ходе наступления или отступления. К ней не очень подходит определение самого глубоко и основательного, что может быть в жизни человека.

Роман Дудин   11.02.2024 19:01   Заявить о нарушении
Словари нам сообщают, что position восходит к латинскому positio — «положение», образованному от глагола ponere — «класть, ставить». К той же основе восходит и поза.
Отсюда получается, что наши термины могут применяться не только по отношению к телу.
Однако я соглашусь с Вами в том, что позицию можно понимать как «занятое положение, которое не должно двигаться».
И если перейти к использованию мною термина «позиция», то получится, что человек через размышления приходит к определённой позиции, которую затем не желает менять. Например, занял антивоенную или пацифистскую позицию и твёрдо стоит на ней.
Теперь о позиции стукача. Информации, которой я располагаю недостаточно, чтобы уверенно говорить о наличии у стукача позиции. Поскольку, как уже ранее я отметил, он мог руководствоваться самыми разными соображениями. В том числе и мог опасаться, что его элементарно проверяют и действовать, всего лишь желая себя максимально обезопасив.
Кстати, полагаю, что стукачом следует, наверное, называть того, кто написал не один донос и вот это уже заодно будет определённым основанием говорить о наличии у него позиции.
Что касается возможной «атаки» на позиции собеседника, имеющего противоположное мнение, то «атака» как таковая будет лишь в том случае, если «атакующий» занимает чёткую позицию по важному вопросу. У меня как-то был случай примерно в те же времена, когда я дал одному прокурорскому работнику почитать «Один день Ивана Денисовича», а от мне в ответ подогнал Мемуары Шарля де Голля, где рассказывалось, в том числе в негативном ключе, о нашей советской действительности. У меня уже в тот момент позиция была зачаточно антисоветская, а у моего собеседника она была просоветской. Тем не менее, человек интересовался разной литературой. И мы друг другу ничего не «рекомендовали». Просто делились «запрещёнкой», которую достать была и трудно, и опасно. На права и свободы друг друга мы не покушались.

Владимир Садовник 1   12.02.2024 12:11   Заявить о нарушении
Ну так и к чему мы пришли?

Роман Дудин   12.02.2024 12:18   Заявить о нарушении
Я лично пришёл к тому, что донос может включать в себя и одну только информацию. А также к тому, что мнение, как правило, человек излагает при наличии у него позиции. Имея при этом в виду человека свободного и способного мыслить.
У Вас же своё мнение. На этом предлагаю закончить данную тему. Также сообщаю Вам, что мне было бы интересно услышать Ваши соображения по поводу вопросов, поднятых в полемике между мною и Владимиром Леоновым в теме "Рецензия на «Ленин, к 150-летию, глазами его врагов» (Владимир

Владимир Садовник 1   12.02.2024 13:43   Заявить о нарушении
К сожалению, ссылку на работу Владимира Леонова вставить не получается.

Владимир Садовник 1   12.02.2024 13:45   Заявить о нарушении
Ну я собственно, и не говорил, что донос никогда не может быть просто информацией. Просто в некоторых случаях считаю его выражением мнения. И что в некоторых случаях, чтобы это мнение выразить, не нужно его расписывать, а достаточно просто сообщить информацию. Ну а если сообщают из опасения, что это проверка - то доносчик просто смалодушничал. На этом думаю, можно закончить.
Мне тоже было интересно с Вами пообщаться, надеюсь, и ещё доведётся.

Роман Дудин   12.02.2024 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.