Золото Трои. Находка Генриха Шлимана

         Троянское сокровище, клад Приама- величайшая находка на все времена.      
         
         Греция –возлюбленное чадо бога и земли.
 
    Сокровище  царя Приама и Генрих Шлиман –  это «действующие лица» современной сказки, и, как во всех сказках, действие происходит в мире, полном чудес, в котором исполняются  все мечты человека о счастье. Здесь можно вспомнить сказку о мальчике – с –пальчик; несчастный и маленький, который  был беднее всех и меньше всех ростом, несмотря на это достиг богатства и успеха. И как все сказки, она- мечтательная и романтическая, жестокая и  фантастическая, до сих пор кажется невероятной.
   Девятилетний мальчик, сын пастора из Мекленбурга получил на Рождество подарок-  книгу Доктора Еррера «Всемирная история для детей». Эта книга была  настоящее сокровище, тут, в картонном переплете, заключен весь огромный мир! История о возвышении  и падении Трои произвела на него сильное впечатление.  «Знаешь что, папа, -сказал Генри,- когда я вырасту, я раскопаю Трою».
ИЗ «ОДИССЕИ» ГОМЕРА.
    Трудно подробно тебе обо всем рассказать мне царица.
    Слишком уж много я бед претерпел от Богов, Уранидов.
   
    Краткое описание  жизни Шлимана до начала его археологических изысканий.
 Генрих  получил несколько рекомендательных писем  от хозяина лавки, где он начал свою трудовую деятельность , к поставщику из Гамбурга.  Молодой человек отправился в Гамбург с двадцатью пятью талерами, доставшимися ему от умершей матери, и Гамбург стал для него открытием, городом,  сделавшим его ( как он сам потом говорил) мечтателем и оказавшим  на него такое сильное  впечатление, что с тех пор Шлиман был готов жить только в больших годах. 
    В Гамбурге жизнь Шлимана складывалась не так, как он предполагал.  Он заболел туберкулезом  и  потерял работу. Но, как иногда  бывает в жизни-   его величество Случай в лице некоего  господина Вендта спас молодого человека в прямом смысле от голодной смерти.   Господин Вендт оказался другом детства его матери. Когда он узнал, что  Луиза Бюргер, мать Шлимана умерла, а ее сын находится в  более чем бедственном состоянии, он помог ему деньгами и работой. Шлимана определили  каютным юнгой на пароход «Доротея», следовавший в Венесуэлу. Там Вендт предложил  Генриху превосходное место.    Едва  ступив на корабль, Шлиман спросил капитана, в чем будут  состоять его обязанности каютного юнги. Капитан только махнул рукой и Шлиман понял, что Вендт оплатил  и его плаванье. Шлиман был преисполнен солнечной радости. Ныне он перешагнул  рубеж, отделяющий его от лучшего будущего, от деятельности за океаном. Но не тут- то было! Корабль потерпел ужасное крушение, спаслись только несколько человек и среди них Шлиман. Спасенных выбросило на берег в Голландии.  И Шлиман   с помощью  немецкого консульства направился в Амстердам    
В письме к сестрам Шлиман сообщает, что из затеи с Венесуэлой ничего пока не выйдет. Он намерен найти работу в Амстердаме, прожить в Голландии шесть лет, чтобы приобрести необходимые  знания и деньги, а затем через Яву отправиться в  Японию.  Потому, что он твердо знает- с  его жаждой деятельности ему скоро станет тесно в Европе. 
     Поначалу, в Амстердаме, он бедствовал, попал в больницу с истощением. Денег тоже не было. В  дневнике он пишет: «Моя комната, стоившая  восемь гульденов в месяц, представляла собой убогое чердачное помещение без печки;  зимой  я дорожал от холода, а летом изнывал от жары. Мой завтрак состоял из ржаной каши, мой обед никогда не стоил больше четырех  трехпенниговых монет, но ничто так не  заставляет взяться за учебу, как нищета, и перспектива в будущем избавиться от нее благодаря напряженной работе».                Гамбург, сентябрь 1841 года.
     Вдруг  он  получил письмо из Германии от Вендта, того самого друга его матери. Вендт прослышал про ужасное кораблекрушение, и  прислал Генриху деньги- двести пятьдесят  гульденов и написал, что почтет за честь оказать помощь  сыну  незабвенной  Луизы Бюргер. 
   Работа на фирме, куда ему помог устроиться господин Вендт, не требовала  ни напряжения мысли, ни особой сосредоточенности.   И Шлиман начал всерьез  заниматься языками. И,  к тому же, у него  было слишком мало времени, слишком  много планов  замыслов. Он начинает с английского языка по особому, им придуманному методу, затем  занимается  изучением итальянского, испанского, и португальского.  К этому  времени он поступил на работу на фирму «Шредер и К *» по рекомендации друзей.  И с этого момента, можно сказать, началось его продвижение  по службе. Но  успех  и  приличное жалованье  не мешало строжайшей экономии.  Не без глубокого смысла поставил он изучение древнегреческого языка в конце своих занятий языками. Он уверен: если бы он начал с древнегреческого, с этой небесной музыки, то не смог бы увлечься больше ни одним языком. 
     Шлиман  на совесть служил  и строил свое будущее.   Выучив русский язык, он стал представителем амстердамского торгового дома в Петербурге. Затем в Америке. В делах его называли фанатиком. Своим служащим он доверял лишь  простейшие обязанности. Сам принимал купцов, сам проверял товар, уходивший с его складов, и умножал свои богатства.
    Генрих Шлиман много путешествовал. Был в Швеции, Дании, Германии, Италии… этапом его пути  стал и Иерусалим.     Посещение древних руин Италии, Египта и Сирии убедили его: чтобы вести настоящие раскопки, а не просто чуть поковырять землю,  надо истратить куда больше денег, чем он предполагал. Только приумноженное богатство позволит  ему посвятить  оставшуюся часть жизни   целиком и полностью новой цели.
    Когда-то отец сказал ему: «Троя была разрушена три тысячи лет тому назад. От нее ничего не осталось, и руин Трои теперь не увидишь. «Возможно, но стены там остались, просто они завалены обломками камней, землей. Знаешь что, папа, -сказал Генри,- когда я вырасту, я раскопаю Трою».
 «Хорошо, Генрих,- сказал отец,- раскопай Трою. Это благородная цель жизни».
       Конечно, его посещало сомнение: можно ли верить ученым? «Когда я вырасту, я раскопаю Трою», -сказал девятилетний мальчик. Теперь он вырос- у него солидный возраст и солидный капитал. Теперь он, если  соизволят олимпийские боги совершить задуманное,  докажет, что Гомер жил, жил на самом деле. Он докажет, что Гомер не сказки рассказывал, а писал историю, облекая ее в поэтическую форму.
 ИЗ МИФОВ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ.
    Существовало предсказание, что первый, кто ступит на землю Трои- погибнет. Желающих принести себя в жертву не оказалось. Тогда Одиссей перехитрил это предсказание, бросив с корабля на  землю щит, и прыгнув на него. Защитники  Илиона во главе с Гектором, не заметив  уловки, решили, что Одиссей ступил на землю Трои, кинулись в бой   и были все убиты.
           Что Трою следует искать в Турции, на холме Гиссарлык,  у ученых вызывало много толков. И следовало учесть, что турецкое правительство питало глубокое недоверие ко всем иностранным ученым и особенно археологам. И еще Генрих Шлиман  понимал, что раскопки потребуют много  времени и большого количества рабочей силы,  и что это все   влечет за собой  большие денежные вложения.
    Самым сложным препятствием, которое нужно было  бы преодолеть- это получить у турецких властей разрешение начать  археологические раскопки холма Гиссарлык. Сафвет –паша долго сомневался . Турецкая сторона требовала себе половину найденных  в будущем раритетов.   
Шлиман возмущался этим и говорил, неужели они думают, что он все заберет себе. Это все принадлежит не конкретному человеку, а  людям. «Если находки попадут в Константинопольский музей, то они будут так же утрачены для мира, как если бы  оставались в недрах  земли !»,- говорил он. «К тому же,  ни один город не подвергался  такому разграблению, как Троя. В Трое не найдут даже статуй, ибо, раз Гомер не упоминает, значит их в то время еще не было. Стены, одни только стены найду я, а стенами не заинтересуется ни один музей на свете. Попробуйте втолковать это Сафвет-паше!».
     Все говорило за то, что ничего существенного отдавать не придется, поскольку там вообще вряд ли найдешь что-нибудь, кроме стен, кучи черепков, да еще монет из более поздних поселений. Шлиман соглашается, но ставит условие, что сможет беспрепятственно вывезти из Турции принадлежащую ему долю находок.
  В начале 1864 года Шлиман окончательно  ликвидирует  свои дела и , став совершенно свободным  человеком, готовится к главному делу своей жизни.
   И вот, через три с лишним тысячи лет после гибели Трои, этот худой, пятидесятилетний человек, у которого нет никакого оружия , кроме любимого им Гомера и слепой веры, стоит и смотрит на холм Гиссарлык.  Холм, таящий в своих недрах Трою, Приама и Гектора.
   - Начинаем!- кричит Шлиман. И сам выбрасывает первые лопаты  земли.
    Нет, чертовски трудно быть археологом! К тому же стены Трои все равно еще не найдены, а найдены лишь огромные камни каких-то других стен. Над каждой такой глыбой  шестьдесят рабочих должны три часа  надрываться, чтобы благополучно сбросить ее с холма. Кто знает, не пропускаешь ли все же чего-то важного. 
   Холм таил в себе множество загадок. Недавно была найдена  двухметровая мраморная плита. На ней был изображен  Гелиос со своими конями, превосходный барельеф, созданный, по-видимому в  третьем веке до нашей эры. Это первая значительная находка. Хотя нет никаких свидетельств, что в Трое или в  Илионе существовал храм  Гелиоса,   на терракотовых  изделиях очень часто встречается символ солнца. До сих пор  все выводили название Илион из санксритского слова «виду»-крепость. Но не могло ли это быть связано  с Гелиосом   В греческом языке писали Гелиос, а говорили «Илиос».
    Значит, день, когда нашли  этот барельеф, это счастливый день!
     «Археолог, - думает Шлиман,- это человек, объясняющий людям прошлое. Значит, я еще не археолог, ибо я не в состоянии объяснять. Каждый день  приносит с собой новые неясности, новые загадки, которые я только и могу задавать ученому миру в моих газетных статьях. Вместо того, чтобы учить других, я учусь  сам».
    Были дни, которые радовали  интересными находками, в некотором роде, подтверждающими гипотезу о существовании  Трои. Например: серебряные браслеты, золотая серьга в виде листика и другая- в виде звезды, несколько серег из серебра. Как знать, может быть именно этот слой, земли, где они были найдены и есть настоящая Троя?
   
 Как говорил Плиний: «Троя озаряет  все блеском своей славы». А для Шлимана, как он сам считал, все еще были потемки.
    И вот , наконец!
    На южном склоне холма во время раскопок начала вырисовываться из земли башня. Находилась она на том же уровне, что и стена на противоположной стороне холма. Эта башня без сомнения стояла на краю крепости: с нее видна была вся равнина и море. Это, разумеется, была та башня, которая упомянута в истории Андромахи:
ИЗ МИФОВ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ.
                К башне большой Илиона она поспешила, услышав,
                Что  отступают Троянцы, что крепнет Ахейская сила.
        Когда ахейцы разрушили Трою и возвратились к кораблям своим, Зевс замыслил покарать их бедами;  труден и полон бедствий был их  путь  по морю, многим из них не довелось возвратиться  на родную землю, сгубила их злая судьба и гнев Афины  Паллады.
      Шлиман уверен: Это и есть Троя! Тридцать одно столетие эта  башня была    погребена глубоко под землей. Но теперь она снова извлечена на свет  Божий. Пусть же отныне и во веки веков этот священный и величественный памятник приковывает  к себе взоры всех плывущих по Геллеспонту…   В своем отчете, одиннадцатом со времени начала раскопок, он пишет, что ради божественного Гомера он переименовывает холм  Гиссарлык в овеянное бессмертной славой имя. Имя, которое наполняет  сердце каждого радостью и энтузиазмом. «Я даю ему имя «Троя» и «Илион», а «Пергамосом Трои», (крепостью), я называю акрополь, где пишу эти строки». 
   Троя, Дворец Приама в тысячу раз прекраснее, чем все сокровища Индии. Троя и Гомер принадлежат всему миру.
 ИЗ  МИФОВ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ. КЛАД ПРИАМА.
   Приам- шестой по счету царь Трои, который правил 40 лет. Имя Приам означает первый, лучший. При Приаме Троя оправилась от разрушений и стала одним из прекраснейших городов.  В нем появился величественный дворец, в котором поселился Приам со своей молодой супругой,  фригиянкой Гекубой. Гекуба родила Приаму девятнадцать детей. Славой семьи стал  старший сын, Гектор. Ее несчастьем и  позором – младший Парис.  Возьми Зевс  его к себе на Олимп, не знала бы Троя бед. Зевс пренебрег красотой  Париса и этим воспользовались богини,  уверенные, что только писаный красавец  может решить, кто из них самая привлекательная. Сделав Париса судьей в своем споре, богини погубили Трою . Поручи они выбор мужественному Гектору, стала бы Троя еще сильнее  и существовала бы до сих пор. Боги  предупреждали Гекубу, что она родит факел, который превратит город в пепел. Но  слепо материнское сердце. Гекуба сохранила жизнь младенца Париса. И он обрек родной город на гибель.
    Гекуба- вторая жена Приама. В классической литературе имя Гекуба  нередко пользовалось как нарицательное имя для несчастных матерей и жен. Символ женского горя и безумия. В  пьесе Софокла «Гекуба» есть выражение: «Что он Гекубе?. Что ему Гекуба?» .(  Имя Гекуба мы встречаем в пьесе Шекспира «Гамлет») У Софокла в монологе Энея описываются страдания Гекубы по убитому Приаму. В великой скорби окончил свои дни царственный Приам. Троянская война, опустошавшая его царство в продолжении десяти лет, окончилась гибелью Трои; пала высокотвердынная Троя, пал под мечами врагов и сам старец  Приам со всеми сынами своими; Гекуба и все дочери Приама попали в неволю.

      В один из дней  произошло  то, что оказалось главным во всей  этой истории.
Очертания  строения открывшегося  во время работы напоминали Скейские ворота. «Это опоясывающая город стена,- воскликнул Шлиман,- Это дворец Приама!»  И в этот момент прямо перед Шлиманом от стены отвалился кусок земли и лучи солнца упали на какой-то странной формы  предмет из покрытой зеленью меди,  заиграли  на его поверхности и за ним заблестело золото!
    Шлиман с трудом извлек  предмет –  плоский, длинной в полметра, овальный щит, называемый Гомером «Выпуклобляшным».
   Сокровища Приама – самые драгоценные в истории человечества.
    Неужели это клад Приама? Неужели  он нашел Трою?!  Шлиман осторожно раскапывает землю, и земля Трои дарит своему верному пророку  одну вещь за другой.   Вверху лежал медный котел и медное блюдо, нетленной красотой сверкал круглый золотой флакон. Потом он извлек золотую чашу и золотой кубок в форме ладьи, снабженный прекрасно сделанными ручками. Три серебряные вазы, кубок и блюдо.       «Какая мастерская работа» - , восхитился Шлиман. В одной вазе  оказались несметные  золотые украшения, диадемы, медальоны с изображением богини Афины, золотые фигурки  божества, золотые серьги, сотни перстней, золотых пуговиц…
   На этом  мы остановимся, так как перечислить все невозможно…
   Откуда  исходит очарование этих сокровищ? Может быть, это воздействие чар золота?  Или дело в возрасте  клада – более древнем, чем возраст Библии? Или в дыхании великой , героической истории времен Приама, последнего царя погибшего государства? Или в тайне, окружавшей великого Гомера, поведавшего нам фантастические мифы о гибели Трои?
       Ко времени   драгоценной находки турецкое правительство  выпустило новое постановление, в котором  отменялось прежнее решение делить  находки раскопок. То есть Шлиману надо было отдать весь клад.  Это было очень странно, так как существовал документ-фирман-разрешение на раскопки. Шлиман возмутился тем, что были потрачены десятки тысяч долларов, и столько же предстояло потратить, а новый документ  все  переиначил.
  Он  пошел на риск, и  ему удалось тайно вывезти клад в Грецию. В Афинах, где у Шлимана был дом, он с женой Софьей  Энгастроменос, гречанкой по происхождению, все расставил на большом столе и решил сделать снимок,  чтобы  читатели его будущей книги о  греческом сокровище одним взглядом  могли  охватить всю коллекцию.   
           Книга  «Троянские древности» вышла в свет в конце января 1874 года. Это был большой красивый фолиант. Шлиман озаботился  заблаговременно обеспечить  книге   поддержку своих друзей . Профессора Афинского университета Кассторкиса,   Английского премьер-министра Гладстона …
Британский музей  желал бы приобрести коллекцию, но Шлиман отказал, сказав, что сокровище принадлежит Греции.
      Некоторые издания, в частности солидный английский еженедельник «Академия» утверждал, что Шлиман не мог найти эти сокровища, так как ахейцы все давно разграбили и увезли в качестве трофеев, а Шлиман купил  эти экспонаты на  базарах Константинополя и других городах Ближнего Востока.
    Шлиман часами просиживал за письменным столом, изучая статьи и писал письма в разные издания , излагая  доподлинную правду о себе и Трое, какой он ее знал и любил. «Неуемный,- думала Софья,-   он и здесь, как в Трое, работает не покладая рук по двадцать часов в сутки,  пытаясь любой ценой доказать, что деревушка каменного века в устье Дарданелл и есть легендарная Троя Гомера, пока весь мир не признает его выдающимся ученым и археологом.
    Жена Генриха Шлимана, его верная соратница и помощница, Елена Шлиман (Энгастроменос),   говорила о нем: «Он –гений. Гениальный самородок. И герой, каких мало на свете. Он ополчился против ученых, историков, филологов, из которых никто не верил в существование Трои, и он их всех посрамил».      Без мечты о Трое, которую лелеял бедный деревенский  мальчик, и по сей день Троя возможно не была бы найдена». Археологию в сегодняшнем смысле нельзя представить себе без первооткрывательской работы Шлимана.
      Коллекция содержит 259 предметов. Интересно, что ко времени существования Трои клад не имеет отношения, так как его происхождение датируют 2400-2300 г.г.  до н.э.   Шлиман принял за Трою гораздо более древний город. Правда, сейчас мнения разделились и некоторые ученые археологи считают, что это и есть  клад царя Приама.
     После многочисленных споров и выяснения принадлежности клада, его приняла Германия  по просьбе Шлимана в 1882 году , и он находился в Берлинском музее прикладных ремесел до 1945 года. После войны немцы передали клад России в качестве компенсации за украденные произведения искусства во время  войны. Сейчас  сокровища  можно увидеть в Эрмитаже и в Музее изобразительных  искусств им. Пушкина в Москве.
     Генрих Шлиман навсегда останется человеком, который нашел Трою и подарил нам целое тысячелетие греческой истории, или, точнее говоря, истории человечества. И мы  питаем  к нему глубокое уважение и благодарность. Блеск его имени не померк с течением времени. Оно ясно показало, что Шлиман не мимолетная комета, а звезда, которая светит и поныне. Он вырвал из недр земли то, что она с незапамятных времен хранила и прятала. Поэтому он герой, которого помнят и в сегодняшней Элладе.
 
                В публикации использованы материалы:
Ирвин Стоун. «Греческое сокровище», Г. Штоль. « Шлиман. Мечта о Трое», Ф.  Ванденберг. «Золото Шлимана» , Г.Штоль «Мифы классической древности»,  А. Немировский «Мифы древней Эллады».


Рецензии