Не буддизм, а организм

Это статья из проекта 3. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


30.11.23 В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступил академик РАН С. В. Медведев с докладом «Исследование измененных состояний сознания на примере буддистских медитаций». Об исследованиях медитации, ведущей к тукдаму, и о нем самом я писал раньше (см. статьи в сборнике 3), в этом выступлении было несколько неожиданных, интересных личных моментов. Главная для меня методическая новость – это разрешение Его Святейшества Далай Ламы XIV и согласие монахов на исследования инвазивными методами, например, введение в сердце адепта, находящегося в тукдаме, иглы для забора крови. Не смотря на то, что в этом докладе было не так много нового по сравнению с предыдущими моими материалами, я решил опубликовать несколько сокращенный его конспект ещё и потому, что академик четко сформулировал принципиальные моменты, а в конце ответил на вопросы аудитории.  Как сказал один д.ф.н. и профессор, напишешь – сам лучше поймешь, что узнал.


С.В. Медведев начал с того, что рассказал, как ушел с поста директора своего института после конфликта с министром, т.к. отказался покупать предложенный его институту прибор разработки 50-х годов и купил примерно на $1M дешевле и 2012 г. разработки. После этого перед ним встал вопрос, чем заняться. Он вспомнил при этом П.Л. Капицу, «конечно, нельзя сравнивать», но когда того выгнали из института, то он занялся тем, что привело к Нобелевской премии. (П.Л. Капица получил Нобелевскую премию по физике за открытие сверхтекучести жидкого гелия в 1978 г., открытие было сделано в 1938.)


«Так получилось», что (тогда еще член-корреспондент РАН) К.В. Анохин в 2018 г. пригласил его на встречу с Его Святейшеством Далай Ламой XIV. Показывая фотографии этой встречи, он обратил внимание на то, что на них он всегда слева от ЕСДЛ и они всегда держатся за руки. За обедом во время конференции Далай Лама рассказал о тукдаме, посмертной медитации, когда тело практика после его смерти не разлагается в течение длительного времени, «не три-четыре дня, а например, месяц или годы, но это очень редко». В Индии жаркий климат и «если утром на столе оставить кусок мяса, то вечером он будет так благоухать, что дальше ехать некуда».  В тукдаме же тело человека подсыхает, но трупное разложение не начинается.


ЕСДЛ интересовало, что физически происходит с человеком, как во время тукдама, так и во время ведущей к нему практики. Хотя с точки зрения тибетского буддизма в этом для них никаких неясностей нет, однако, ЕСДЛ интересует не только буддийское объяснение тукдама, но и объяснение современной науки.


Цитата слайда: «Идеология. ЕСДЛ называет себя наполовину монахом, наполовину ученым. Его радикальный курс на сближение с современной наукой, далеко не сразу поддержанный монастырями и буддийскими учеными-философами старшего поколения, прекрасно иллюстрируют следующие его высказывания: «Если я вижу расхождение между догмой буддизма и научным открытием, я считаю, что нужно менять догму». «Когда мы объясняем явление с точки зрения нашей религии, люди могут нам верить или не верить. Если же это подтвердит наука, то уже никто не сможет усомниться. Мы хотим, чтобы наши знания были проверены учеными».


Далай Лама крайне заинтересован в научном обосновании наблюдаемых в буддистском учении феноменов. Именно это, в части наук о человеке и является нашей основной задачей. И именно поэтому мы получили привилегию работы в монастырях». Конец цитаты.


Когда ЕСДЛ об этом рассказал на обеде во время встречи в 2018 г., С.В. Медведев предложил попробовать. Он знаком с ЕСДЛ с 2009 г., но как директору института ему было неудобно «влезать в буддизм и потом расхлебывать всё, что из этого могло получиться не хотелось, а сейчас это уже можно делать». После этого в Индии были открыты три научных центра в трех монастырях тибетского буддизма, а также появилась новая специальность монах-исследователь, которых лекциями общеобразовательного характера готовили в Москве и СПб он, К.В. Анохин, А.Я. Каплан о чём я писал раньше.


Цитата слайда: «Зачем? Если взглянуть на предмет исследования шире, то, в процессе выполнения данного проекта мы осваиваем уникальный и бесценный инструмент для изучения мозгового обеспечения сознания и мышления, что представляет собой крайне нетривиальную задачу.
Одной из основных проблем в организации эксперимента в этой области является правильная и одинаковая для всех испытуемых организация мыслительного процесса и состояния сознания, достаточно долгое поддержание определенного состояния, Но именно этому прежде всего и учатся практикующие монахи. Монахи учатся и осознанному переходу в измененные состояния сознания. Поэтому практически, монахи являются идеальными кандидатами для исследования измененных состояний сознания.
В этом смысле исследование медитаций у «профессиональных» монахов является адекватным методом изучения механизмов сознания и его измененных состояний, потому что, исследователь может четко задать тип измененного состояния сознания, степень изменения состояния, и, что очень важно, получить существенно более однородную группу испытуемых.
И состояние тукдама. Почему не работают механизмы, отвечающие за распад тканей?» Конец цитаты.


Когда С.В. Медведев впервые услышал от ЕСДЛ о тукдаме, то у него «было шапко-закидательское настроение, что это вообще … как говорил Остап Бендер, служители культа всегда охмуряют трудящихся». Хотя тукдам наблюдало довольно много людей, но это не является доказательством для науки, «нужно более чёткое исследование». Поэтому первую свою задачу они видели в том, чтобы доказать существование тукдама научными методами.


При этом они «категорически не затрагивают религиозные аспекты, философские аспекты».


Цитата слайда: «Ограничения наших исследований. Исследование не затрагивает буддийские философские и религиозные аспекты изучаемых феноменов, а носит исключительно научный характер. Это означает, что наша цель - выяснить, действительно ли существует феномен tukdam, и если да, мы намерены исследовать его происхождение и физиологические особенности. Мы используем различные, но только научные, объективные методы исследования. Доверяем не столько своим глазам, сколько обработанным в лаборатории результатам.» Конец цитаты.


С.В. Медведев принципиально не касается «слов чакра и все такое», говорит «только физиологическими терминами». По его словам, они не доверяют своим глазам потому, что опытный гипнотизёр может показать и рассказать всё так, что вы и не поймете, где  обман.


Медитация очень широкое понятие. «Можно сказать, что мы сейчас с вами занимаемся в коллективной медитацией» - имеется в виду, что все присутствующие на семинаре внимательно слушали докладчика. ЕСДЛ рассказал Медведеву, как научить медитировать трехлетнего ребёнка. Надо начертить на земле черту, дать ему колокольчик и попросить пройти по черте так, чтобы колокольчик не зазвенел. По словам ЕСДЛ, это медитация и это может сделать и трехлетний ребенок. Группа С.В. Медведева изучает в основном тантрические медитации, в которых практики проходят стадии умирания, как их понимает тибетский буддизм.


Во время медитации, ведущей к тукдаму, из сознания удаляется все грубое от органов чувств и др. «Остается только его «я» и мы думали, можно ли это проверить?» «И вот первый наш результат». Дальше он рассказал об основном результате 2022 г., о котором я писал. Во время прижизненной медитации монахи теряют интерес к внешнему миру на уровне базовых автоматизмов мозга, которые работают не сознательно, а бессознательно (непроизвольное внимание). Это только начало пути понимания того, как в процессе прижизненных практик люди могут менять состояние своего сознания и тела так, чтобы после смерти прийти к тукдаму. В его понимании в тукдаме в человеке остается какая-то частица разума, потом она уходит и тело тут же начинает разлагаться


Цитата слайда: «Тукдам. Другое название - посмертная медитация. Внешние признаки - отсутствие видимых признаков разложения - прежде всего запаха, химических проявлений изменения тканей. Однако происходят физические изменения - дегидратация тканей. Длительность - несколько дней, несколько недель. По слухам, очень редко - годы. Мертвое тело может сохранять позу. Последнее наблюдение - длительность 38 дней.
Было исследовано четыре случая несомненного тукдама, подтвержденного комиссией лам. Длительностью от недели до 38 дней.
Было показано полное отсутствие проявлений жизнедеятельности: ЭКГ, ЭЭГ, ПСС, дыхания.
Попытка забора крови не увенчалась успехом - в сердце сухо.
Отсутствует трупное окоченение и изменение цвета кожи характерного для процессов разложения.
Наблюдается высыхание кожи». Конец цитаты.


Пока практик находится в тукдаме в сидячей позе, голова держится, как во время медитации. «Признак окончания тукдама – голова падает вот так вот» (склонил голову на грудь)..  По своим ощущениям С.В. Медведев сравнивает впечатление от присутствия тукдама с тем, что человек как будто спит. Обычно же у человека в присутствии трупа, по его мнению, возникает неприятие. В случае тукдама «ничего похожего. Вы входите в комнату спящего хорошего человека. Всё».


Цитата слайда: «Результат.
Российскими и американскими судмедэкспертами обнаружено и подтверждено явление замедленного процесса распада тела после смерти, не соответствующему стадиям известным из литературы и практики.
Он характеризуется наличием достаточно протяженного плато, во время которого наблюдаются крайне небольшие, в основном физические изменения (высыхание), завершающегося лавинообразным распадом тканей.
Тем не менее мы не можем сказать, что это именно тукдам поскольку тукдам скорее буддистское, чем научное явление» Конец цитаты.


О лавинообразном распаде тела после тукдама: «в течение двух часов оно превращается в то, о чем не приятно говорить в большой аудитории». Здесь надо добавить, что согласно некоторым сообщениям, после 18 дней тукдама иногда наблюдается переход в радужное тело, при котором от физического тела могут остаться только волосы и ногти. С.В. Медведев, конечно, этот термин не упоминал. Хотя радужное тело формально не заявлено, как цель международного медитационного проекта, за которым я наблюдаю (проект 4), но ведущие к нему практики в арсенале тех, которым учит его руководитель лама Алан Уоллес.


Цитата слайда:  «Наши планы
Продолжение исследований прижизненных медитаций однонаправленного сосредоточения
Продолжение прижизненных исследований тантрических медитаций в тантрических монастырях Гьюто, Гьюдмед, Шераблинг.
Исследования телесных практик для изучения взаимодействия «мозг/сознание-тело».
Инвазивные исследования на всех фазах
Необходимо поймать процесс умирания. Как организму дается приказ о тукдаме?» Конец цитаты.


Цитата слайда:  «Значение исследований: перспективы для человечества
Прогресс в понимании соотношения материального и идеального - мозга и сознания
Использование ресурсов мозга человека
Возможности тренированного сознания: Методики управления сознанием монаха – инструмент для подготовки обычных людей, чья профессия требует максимальной сосредоточенности, предельной логики, концентрации внимания.
Управление физическим состоянием организма.
Новые возможности медицины.
Управляемое продление жизни.
Большинство катастроф - человеческий фактор. Можно тренировать устойчивость внимания.
Сосредоточение может вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности» Конец цитаты.


Ожидается публикация статьи в научном журнале совместно с учеными из США, с которыми они «работают дружно и хорошо, с большим уважением друг к другу, что на сегодняшнем фоне особенно приятно». В этой статье «впервые в научной литературе будет описано состояние тукдама, состояние посмертной медитации».  «Мы далеки от понимания того, что происходит, но мы доказали, что многие описанные в буддизме явления существуют и это нормальный предмет научных исследований».


Цитата последнего слайда: «В детстве, начиная с «Туманности Андромеды», я запоем читал книги о путешествиях на другие планеты. И вот теперь, я сам изучаю другую планету, которая отделилась от моей две с половиной тысячи лет назад.» Конец цитаты.


Вопрос Т.В. Черниговской: откуда тукдамы берутся?
Ответ. …Вообще 4-5 тукдамов в год. …


Т.В. Черниговская не верит, что такое вообще бывает, хотя понимает и т.д. Медведев: «В начале я не верил, если бы верил, то не рискнул бы. В начале у меня была такая мысль, что я – великий европейский ученый, который всю эту дурь, простите, докажет, что всё это не бывает».


Т.В. Черниговская поделилась кулуарным разговором с ЕСДЛ во время первой встречи в 2017 г., «потому что самое интересное происходит не на сцене, а в разговорах» потом. Она задала ЕСДЛ «идиотический вопрос, а как насчет реинкарнации». Ведь в естественных науках нет ни малейшей зацепки для нее. «Его ответ был блестящим, он – мудрец, я вообще сомневаюсь, что он человек, это без шуток». Он ответил, что им доказательств и не надо, у них есть примеры из жизни, это вопрос к учёным, они плохо работают. С.В. Медведев рассказал, что он видел фильм, как определяли нынешнего Далай Ламу, давая ему вещи его предшественника; например, он показывал на ящик и говорил, что в нем лежат его зубы, оттуда достали вставные челюсти его предшественника. Медведев также видел реинкарнировавших мальчиков 2-4 лет, такие дети к 5-6 годам все забывают. Он разговаривал с 3-летним мальчиком, в котором была распознана реинкарнация известного ламы, это не были ответы 3-4хлетнего ребёнка.


Вопрос об искорке сознания в тукдаме: это только со слов буддистов или нет? Ответ: только с их слов.


Вопрос об отслеживании на конкретных людях переход к тукдаму, чтобы померить «до того» и «после того».
Ответ: он говорил об этом с ЕСДЛ. Их контингент 15-20 тысяч монахов, из которых примерно 1000 пожилого возраста, т.е. кто-то из них может уйти в тукдам. Нужно больше исследователей со специфической психикой, чтобы сидеть около пожилых людей и регулярно у них спрашивать, мол, вы скоро умрете, как вы себя чувствуете? Пока у них это не получилось.


Отвечая на вопрос о методах и методологии, Медведев привел еще пример с туммо, когда голый практик на 20-тиградусном морозе сушит на себе мокрые полотенца за непродолжительное время. Как и в случае тукдама ученые не отказываются от применения их науки к изучению таких явлений, но используют ее методы и разработанный базис физиологии.  Т.е. не буддизм (чакры и т.д.), а организм.


В конце Т.В. Черниговская поблагодарила С.В. Медведеваза за доклад, назвав его героем. К этому можно еще добавить то, чего в этом видео не было – источники финансирования этих исследований. Поскольку запрос на них исходит от ЕСДЛ, то его фонд частично финансирует работу ученых. Я раньше писал о том, что в докладе на одной из конференций С.В. Медведев показал список благотворителей изучения тукдама, в котором были и физические лица. Исследования ведутся при поддержке фонда им. Н.П. Бехтеревой, у которого они является одним из направлений его деятельности (bekhtereva.fund/как-помочь/).


Рецензии