Нещеретов Сергей. Траектория памяти...

Начало этого давнего стихотворения, написанного по прошествии известных событий октября 1993 года, в строфическом плане настраивает слух на катренность, чему способствует рифмовка 1-3 строк: "января / ран". Однако 4-я строка ожидания более точной рифмы не оправдывает, нарушая регулярность на сильной позиции. Усиливает эту нерегулярность разношёрстность первой строфы в плане метрики. На Рис.1  справа обозначена метрика строк, а также количество иктов / стоп: Акц - акцентный стих, Ам - амфибрахий, Дол - дольник, Пят - пятисложник (кольцовский), Ям - ямб.

Вторая строфа этого необычного стихотворения Сергея Нещеретова немного длиннее первой, но при этом 3-я её строка (7-я в целом) представлена ещё и лесенкой, в связи с чем констатируем рифму на 5-7 строках: "эпитетов / события". Однако, в связи с предыдущим нарушением ожидания, эта рифма не ощущается сильной, хотя даёт общую лёгкую рифменность стихотворения. Рифма позиционно смещается в середину строк на позицию рифмы внутренней, графически тоже заметной "вертикально" (на рис.1 рифмующиеся фрагменты подчёркнуты многоточиями). Эти рифмы в целом можно признать вполне регулярными - все три пары этих сегментов текста располагаются в районе третьего слова строки, однако именно их скрытость, их отдалённость от края строк выводит эти рифмопары на уровень интегральной формы, это те же медианные И-рифмы, то есть рифмы едва различимые, либо средней силы рифмы, играющие в форме И-стиха важную композиционную роль.

Скорее всего, столь же интуитивно найдена автором и усилена к концу текста тавтограмма на начальной букве Н (подчёркнута на рис.1) - усиливающийся к концу смысловой пунктир соответствующих слов с общей аркой "небо / небесах". Здесь и происходит интеграция формы на уровне звукобуквы и семантического возвращения: концентрация тавтограммы в последней строке заставляет извлечь из памяти строку вторую с её январским небом, на котором мистически и поэтически отразились будущие события…

К этому всему стоит добавить и рифмы-стыки и созвучия-стыки, пунктирно-медианно проходящие через всё стихотворение: СкЛаДки - СЛеДы, РАн - РАспалившие, и эПИтетов - я встуПИл уже, года - когда.

Из подобных тонкостей и взаимопереплетений формальных признаков и компонентов поэты - часто интуитивно - выстраивают свободную, но закономерную форму стиха Интегрального, который, кроме некоторых описываемых в каждом стихотворении Антологии частных признаков, имеет общую философию, восходящую к холизму, к синтезу, к гармонии…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2023.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Сергей НЕЩЕРЕТОВ


ТРАЕКТОРИЯ ПАМЯТИ

Вечером первого января
небо пересекли окровавленные складки,
следы открытых, схваченных морозом ран,
распалившие моё воображение.

В поисках ёмких определений и эпитетов
я вступил уже в последнюю четверть года,
когда роковые события,
                их жестокая неожиданность
подтвердили наглядность и вещий смысл
начертаний на новогодних морщинистых небесах.

5 октября 1993



***

Я видел,
как человек стоял посреди улицы
и ел глазами свою тень.

Если бы в тот миг
к его ногам положили сокровища мира
вперемешку с доблестями и пороками,
талантами и страстями, —
он взял бы всё.

Я чувствовал, что он ненасытен.
Это ужасно и невыразимо.

1993



В МОРЕ


Я – канонерская лодка
при разгромленном «Варяге»
в каменном море
слов.

Моя команда 
наблюдает яркий пожар
беспощадного Завтра
и ищет защиты у сомкнувшихся
волн прошлого.

Парус сознания
покорно безразличен
к ветру 
южных широт
или северных.

1992



ПАМЯТИ АПОЛЛИНЕРА


Безбровая чёрная глазница
ядрёного месяца
за моноклем окна.
Странно-бодрящая мертвенность
звёздной головы.

1993


НЕЩЕРЕТОВ Сергей Евгеньевич
Поэт, переводчик, критик, основатель и ведущий московского литературного клуба «Некрасовские пятницы». Окончил Московский лингвистический университет. По специальности – переводчик. Публиковал переводы с английского и французского: стихи, проза, эссеистика Стивена Крейна, Эзры Паунда, Олдоса Хаксли, Айзека Азимова, Анри Мишо, поэтов-имажистов и др. В 1993–1994 годах – участник поэтической группы мелоимажинистов (с А. Кудрявицким, Л. Вагуриной, И. Новицкой). Книги: «Хронический имажинист» (1996), «Охапка: Тексты разных сторон» (2015), «Заветы буквача: Книгоподобие» (2018), «Мои “Некрасовские пятницы”» (2019).
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Нещеретов С.Е., стихи, 1992, 1993.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2023.


Рецензии
Этот текст является фрагментом статьи, выходящей в одном из столичных альманахов...

Александр Бубнов   07.12.2023 19:28     Заявить о нарушении
О "Траектории памяти..." Сергея Нещеретова

Начало этого давнего стихотворения, написанного по прошествии известных событий октября 1993 года, в строфическом плане настраивает слух на катренность, чему способствует рифмовка 1-3 строк: "января / ран". Однако 4-я строка ожидания более точной рифмы не оправдывает, нарушая регулярность на сильной позиции. Усиливает эту нерегулярность разношёрстность первой строфы в плане метрики. На Рис.1 справа обозначена метрика строк, а также количество иктов / стоп: Акц - акцентный стих, Ам - амфибрахий, Дол - дольник, Пят - пятисложник (кольцовский), Ям - ямб.

Вторая строфа этого необычного стихотворения Сергея Нещеретова немного длиннее первой, но при этом 3-я её строка (7-я в целом) представлена ещё и лесенкой, в связи с чем констатируем рифму на 5-7 строках: "эпитетов / события". Однако, в связи с предыдущим нарушением ожидания, эта рифма не ощущается сильной, хотя даёт общую лёгкую рифменность стихотворения. Рифмы позиционно смещается в середину строк на позицию рифмы внутренней, графически тоже заметной "вертикально" (на рис.1 рифмующиеся фрагменты подчёркнуты многоточиями). Эти рифмы в целом можно признать вполне регулярными - все три пары этих сегментов текста располагаются в районе третьего слова строки, однако именно их скрытость, их отдалённость от края строк выводит эти рифмопары на уровень интегральной формы, это те же медианные И-рифмы, то есть рифмы едва различимые, либо средней силы рифмы, играющие в форме И-стиха важную композиционную роль.

Скорее всего, столь же интуитивно найдена автором и усилена к концу текста тавтограмма на начальной букве Н (подчёркнута на рис.1) - усиливающийся к концу смысловой пунктир соответствующих слов с общей аркой "небо / небесах". Здесь и происходит интеграция формы на уровне звукобуквы и семантического возвращения: концентрация тавтограммы в последней строке заставляет извлечь из памяти строку вторую с её январским небом, на котором мистически и поэтически отразились будущие события…

К этому всему стоит добавить и рифмы-стыки и созвучия-стыки, пунктирно-медианно проходящие через всё стихотворение: СкЛаДки - СЛеДы, РАн - РАспалившие, и эПИтетов - я встуПИл уже, года - когда.

Из подобных тонкостей и взаимопереплетений формальных признаков и компонентов поэты - часто интуитивно - выстраивают свободную, но закономерную форму стиха Интегрального, который, кроме некоторых описываемых в каждом стихотворении Антологии частных признаков, имеет общую философию, восходящую к холизму, к синтезу, к гармонии…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2023.

Александр Бубнов   07.12.2023 19:29   Заявить о нарушении