Блок. Посещение. Прочтение
Голос
То не ели, не тонкие ели
На закате подъемлют кресты,
То в дали снеговой заалели
Мои нежные, милый, персты.
Унесенная белой метелью
В глубину, в бездыханность мою, —
Вот я вновь над твоею постелью
Наклонилась, дышу, узнаю…
Я сквозь ночи, сквозь долгие ночи,
Я сквозь темные ночи – в венце.
Вот они – еще синие очи
На моем постаревшем лице!
В твоем голосе – возгласы моря,
На лице твоем – жала огня,
Но читаю в испуганном взоре,
Что ты помнишь и любишь меня.
Второй голос
Старый дом мой пронизан метелью,
И остыл одинокий очаг.
Я привык, чтоб над этой постелью
Наклонялся лишь пристальный враг.
И душа для видений ослепла,
Если вспомню, – лишь ветр налетит,
Лишь рубин раскаленный из пепла
Мой обугленный лик опалит!
Я не смею взглянуть в твои очи,
Всё, что было, – далёко оно.
Долгих лет нескончаемой ночи
Страшной памятью сердце полно.
Сентябрь 1910
С. Шахматово
Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
« – Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»
– «То не ели, не тонкие ели // На закате подъемлют кресты…» – Ср. :
«…Всё та же ты, какой цвела когда-то,
Там, над горой туманной и зубчатой,
В лучах немеркнущей зари.
1 августа 1908»
В черновиках было ещё однозначней.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Черновой набросок в ЗК28 (ЧН3 ЗК28) [Третий черновой набросок в Записной книжке №28]
Если жь старостью сменится младость
Как и встарь над зубчатой горой
Для тебя моя тихая радость
Разольется вечерней зарей.
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Стихотворение навеяно образом "первой любви" Блока – К.М. Садовской (первый "голос" принадлежит Садовской, "второй голос" – Блоку) и ложным слухом о смерти Садовской (см. подробнее коммент. к циклу "Через двенадцать лет"). Ср. фрагменты прозаической записи (сентябрь 1910 г.), примыкающей к черновым наброскам стихотворения: «Однажды случайно доносится отрывок разговора: "Вы слышали, умерла К.С." ( ... ) Он не может спросить. Бросается за газетой. Подтверждается. (... ) Понемногу он погружается в синеву воспоминаний. По их нити он уходит в глубокую ночь, откуда возвращения нет» (ЗК. С. 172-173).
М.А. Бекетова свидетельствует (подготовительные наброски для книги о Блоке): «Первое впечатление этой юной любви отразилось даже в образе Прекрасной Дамы в стихотворении "Посещение". Первый голос – ее»;
"К.М.С. была первым источником его поэзии" (записи приводятся во вступительной статье Л.В. Жаравиной к публикации писем Блока к К.М. Садовской – БС-2. С. 313).
– «...Вот они – еще синие очи // На моем постаревшем лице! – "Синие очи" – характерная примета образа К.М. Садовской в восприятии Блока; ср. в стихах цикла "Через двенадцать лет": "Синеокая, Бог тебя создал такой"; "... синий, синий плен очей"; "Синий призрак умершей любовницы" .
– «...И остыл одинокий очаг.» – Автореминисценция из статье "Безвременье" (1906): "Нет больше домашнего очага.( ... ) Радость остыла, потухли очаги" (СС-8(5). С. 70) [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л., Гослитиздат, 1960-1963.].
– «Я привык, чтоб над этой постелью // Наклонялся лишь пристальный враг.» – Реакция на эти строки матери Блока, А.А. Кублицкой-Пиоттух, ознакомившейся с рукописью "Посещения" в Шахматове в 1910 г., была непредсказуемой по своим последствиям. М.А. Бекетова свидетельствует: «Прочтя эти стихи, которые, по обыкновению, принес показать ей сын, Ал(ександра) Андр(еевна) решила, что "пристальный враг" – это она, и потому ей лучше уйти из жизни, чтобы не мешать сыну. Не долго думая, она отравилась, т.е. приняла весь запас вероналу, который привезла с собой из санатории на случай бессонницы. Когда веронал начал действовать, она позвала меня и все это мне объяснила. Я думала, что она умирает, но оказалось, что от веронала только временно отнимаются ноги и наступает состояние опьянения, напоминающее бред. ( ... )Разумеется, Ал(ександр) Ал(ександрович) уверил мать в том, что пристальный враг не она, [но это в сущности мало помогло ... ]» (ИРЛИ. Ф. 462. Ед.хр. 12. Л. 235). Ср. запись М.А. Бекетавой от 29 февраля 1912 г. (ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 628).
Другие редакции и варианты
– «Как и встарь над зубчатой горой...» (ЧН ЗК28 ) – Реминисценция образов из ранних стихотворений Блока; ср.: "Там, над горой Твоей высокой // Зубчатый простирался лес" ("Сегодня шла Ты одиноко ... ", т. 1 наст. изд.).".
»
Мне не кажется, что Бекетова права (М.А. Бекетова свидетельствует (подготовительные наброски для книги о Блоке): «Первое впечатление этой юной любви отразилось даже в образе Прекрасной Дамы в стихотворении "Посещение". Первый голос – ее»…). Ключ к стихотворению остался в черновиках:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Я не знаю, я верить не смею,
Что ты можешь меня возвратить!
»
Напомню биографический источник всего трехтомника, всей поэзии Блока:
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
«…В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей (стихи 11 февраля, особенно – 26 февраля, где указано ясно Ее стремление отсюда для встречи «с началом близким и чужим» (?) – и Она уже в дне, т, е. за ночью, из которой я на нее гляжу. То есть Она предана какому-то стремлению и «на отлете», мне же дано только смотреть и благословлять отлет).»
И юный Блок поставил перед собой задачу: из плена – вырвать, тоску – рассеять, в наш мир – вернуть!
Вот одно из первых стихотворений «Стихов о прекрасной даме»:
«Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене…
…Разве воскреснуть возможно?
Разве былое – не прах?
2 февраля 1901»
Но в конце «тома I» признает свою неудачу:
«Вот он – ряд гробовых ступеней.
И меж нас – никого. Мы вдвоем.
Спи ты, нежная спутница дней,
Залитых небывалым лучом.
Ты покоишься в белом гробу.
Ты с улыбкой зовешь: не буди.
Золотистые пряди на лбу.
Золотой образок на груди.
Я отпраздновал светлую смерть,
Прикоснувшись к руке восковой.
Остальное – бездонная твердь
Схоронила во мгле голубой.
Спи – твой отдых никто не прервет.
Мы – окрай неизвестных дорог.
Всю ненастную ночь напролет
Здесь горит осиянный чертог.
18 июня 1904.
С. Шахматово»
И вот Она, как зимой 901-ого года, на несколько мгновений очнувшись от своего смертного сна опять напомнила о себе своему рыцарю:
…Унесенная белой метелью
В глубину, в бездыханность мою, –
Вот я вновь над твоею постелью…
Синие очи – «характерная примета образа» не только К.М. Садовской.
Вот царица из мира северных королевств:
«…У царицы синие загадки»
Вот К.М.С.:
«…синий, синий плен очей»
Вот Незнакомка:
«Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.»
И опять Незнакомка:
«И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.»
Вот дама из всемирного града:
«…Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных зеркал.
Взор во взор – и жгуче-синий
Обозначился простор…»
А вот вполне земная Коммиссаржевская:
«Что' в ней рыдало? Что' боролось?
Чего она ждала от нас?
Не знаем. Умер вешний голос,
Погасли звезды синих глаз.»
И вот ещё одна синеокая:
В.П. Веригина. «Воспоминания»:
«Центром нашего круга игры была блоковская Снежная дева. Она жила не только в Н. Н. Волоховой, но в такой же мере и во всех нас. Не один Блок был «серебром ее веселий оглушен, на воздушной карусели закружен, легкой брагой снежных хмелей напоен», но также и Городецкий, Мейерхольд, Ауслендер и другие. Той же Снежной девой была Вера Иванова с сияющими голубыми глазами. Именно у нее был «синий, синий взор», и у ее шлейфа, тоже «забрызганного звездами», склонялся поэт Городецкий.»
Я бы здесь сделал акцент просто на цвет – синий. «Синий» для Блока это сакральный цвет. Цвет (утерянного?) рая… И у постаревшей героини глаза – «ещё синие»…
– «Вот они – еще синие очи // На моем постаревшем лице! В твоем голосе – возгласы моря…» – постаревшее лицо его богини, воспоминание о море у него самого – это память об Италии. Я думаю, что именно там Блока при виде очередной картины с мадонной осознал, что у него и архангела Гавриила были сходные задачи: пробудить в обыкновенной женщине высшую сущность, но Гавриилу это удалось, а его Любочка принять свою высшую суть…
Блок. Из неотправленного письма:
«...меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)...»
… она отказалась.
Л.Д. Из неотправленного письма:
«...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время – ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!»
И ср. в Итальянских стихах «Успение»:
«…Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы…»
Такой же постаревший бессмертный херувим, как постарела бессмертная Лучезарная.
– «Я привык, чтоб над этой постелью // Наклонялся лишь пристальный враг. И душа для видений ослепла…» – Ал(ександра) Андр(еевна) поняла эту строчку совершенно неверно. К 1910 году Блок начал полагать, что его “душа для видений ослепла…”, но так-то он давно привык, что по ночам:
«…Для иных ты – и Муза, и чудо.
Для меня ты – мученье и ад.
Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами —
Всё проклятье своей красоты…»
Что по ночам:
«…К ноябрю [1901 года] началось явное мое КОЛДОВСТВО, ибо я ВЫЗВАЛ ДВОЙНИКОВ («Зарево белое…»)» [выделено Блоком].(Блок. Из дневника 18-ого года).
Двойники… «…все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…» (Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»)
А “враги” эти ночные посетители, потому что главная их задача – задача всех двойников, всех мидианок, всех незнакомок, всех метелей и разных соловьиных садов – стать искусом и преградой, стать наградой за измену его своему долгу, своей миссии – измене вот этой, чей голос вдруг пробился к нему.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Виновата ли я, что гонима
Снежной вьюгой, далеко ушла?
Виноват ли и ты, мой любимый,
Что другая тебя увела?
»
– «Если вспомню, – лишь ветр налетит, // Лишь рубин раскаленный из пепла // Мой обугленный лик опалит!» – конечно, вполне возможно, что это видение из параллельного мира – мира Андрея Белого. Из его стихотворения «Аргонавты»:
«…Зовет за собою
старик аргонавт,
взывает
трубой
золотою:
«За солнцем, за солнцем, свободу любя,
умчимся в эфир
голубой!..»
Старик аргонавт призывает на солнечный пир,
трубя
в золотеющий мир.
Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
над нами.
На горных вершинах
наш Арго,
наш Арго,
готовясь лететь, золотыми крылами
забил.»
(Именно на них – на аргонавтов, оставлял своё служение Блок.)
Но мне кажется, что «…рубин раскаленный из пепла // Мой обугленный лик опалит!» – драгоценный камень, который слепит, гасит воспоминания о Лучезарной – он из видений Ада, куда один из “двойников” изредка захаживал… Или его регулярно затягивало:
«…И мрак был глух. И долгий вечер мглист.
И странно встали в небе метеоры.
И был в крови вот этот аметист.
И пил я кровь из плеч благоуханных,
И был напиток душен и смолист…
Но не кляни повествований странных
О том, как длился непонятный сон…
Из бездн ночных и пропастей туманных…
31 октября 1909»
И именно поэтому, что святым видениям не победить этих сладостных для него кошмаров, он не смеет…
Я не смею взглянуть в твои очи,
Всё, что было, – далёко оно.
Долгих лет нескончаемой ночи
Страшной памятью сердце полно.
Сердце полно страшной, сладкой памятью о других мирах:
«День догорел на сфере той земли,
Где я искал путей и дней короче.
Там сумерки лиловые легли.
Меня там нет. Тропой подземной ночи
Схожу, скользя, уступом скользких скал.
Знакомый Ад глядит в пустые очи.
Я на земле был брошен в яркий бал,
И в диком танце масок и обличий
Забыл любовь и дружбу потерял…»
и о других женщинах:
«…И под смуглым огнем трех свеч
Смуглый бархат открытых плеч,
Буря спутанных кос, тусклый глаз,
На кольце – померкший алмаз…»
И давно погас свет его Зари, свет очей его Девы, свет его Купины… Помните? –
«…Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни – строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
1902 г.»
Свидетельство о публикации №223120900852