Мой Шикотан часть первая

 МОЙ ШИКОТАН

(дневниковые записи студенческих лет)
 часть первая

Студенческие годы -
Отдельная, особенная жизнь!
Мы были молоды,
А это так о многом говорит.
Весёлые и несерьёзные,
Всё только впереди.
Мечтами под завязку переполнены…
https://www.inpearls.ru/

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В 1976 году я училась на первом курсе Кемеровского государственного университета. В то время шла летняя сессия, и мы были очень заняты. У нас произошло важное событие: меня и мою подругу включили во Всесоюзный студенческий путинный отряд «Голубой меридиан». Это была уже четвёртая поездка бойцов нашего студенческого отряда на остров Шикотан, который находится на Курилах.

История студенческих строительных отрядов (ССО) в СССР началась в 1959 году, когда студенты Московского государственного университета имени Ломоносова отправились на целину в Казахстан, чтобы провести летние каникулы. С каждым годом количество участников ССО росло, а география их путешествий расширялась.

Помимо «классических» стройотрядов, которые работали на стройках, были и другие варианты занятости для студентов. Они собирали арбузы под Астраханью, работали проводниками в поездах, ездили на Дальний Восток во время путины и трудились на рыбоперерабатывающих заводах. Романтика дорог...
- Ох, все те места, где ты побываешь! — восклицает американский писатель Теодор
 Сьюз.

- Приключение того стоит, —  вторил бы ему древнегреческий философ Аристотель.

Я  же между тем…      
                …кину жребий и в дорогу
                От рутины убегу.
                На луну с другого брега
                Я, любуясь, посмотрю.
                Я себя в пути познаю…*

Итак, летняя сессия позади, и я переведена на второй курс. У меня есть стипендия, общежитие, и ничто больше не мешает мне отправиться с подругой на остров Шикотан!

Этот маленький кусочек суши, расположенный в Тихом океане, является самой юго-восточной точкой России. Жители этого края одними из первых в стране встречают рассвет. Здесь чистые горные ручьи бегут по мшистым камням, а океанские волны разбиваются о берега бухт, окруженных фантастическими скалами.

Разница во времени с Москвой составляет целых восемь часов. На острове нет асфальтированных дорог, зато в порту Малокурильска стоят боевые корабли, а берега до сих пор хранят следы башенных орудий. Именно здесь снимался известный советский фильм «Робинзон Крузо».

Этот остров, Шикотан, представляет собой настоящую жемчужину, и именно с него, с юго-восточной стороны, начинается Россия.

***
Вот уже много дней, как  вполне могу называть себя  лягушкой- путешественницей.

«Удивительное рядом» -  сопки и реки, тёмные стволы деревьев мелькают за окном, быстро сменяя друг друга, сливаясь в единое  пятно, яркие  пейзажи волнуют, эмоционально затрагивают, увиденное не даёт покоя.  Суждение Аристотеля о том, что удивление побуждает людей философствовать, имеет глубокий смысл и отражает важную сторону человеческой природы – способность рефлексировать, отзываться на новые, неожиданные явления или ситуации…
 «Путешествия лишат тебя дара речи,- предупреждает  Ибн Баттута (иранский поэт, 13в.) - а потом превратят в лучшего рассказчика»…
 Что ж, время подтверждает, что это, действительно, так…


МОИ  ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Проехав все моря и континенты,
Пускай этнограф в книгу занесёт,
Что есть такая нация – студенты,
Весёлый и особенный народ!

9 июля, 1976г.

«Этот остров – чудо-край…», - неслось с одного конца вагона стремительно мчащегося экспресса «Москва - Владивосток»,  с другого доносилось под звуки гитары «За романтикой подались на «Шикотан…». А вдали  маревом растворялись силуэты, очертания жилых домов, строений узловой железнодорожной станции Западно-Сибирской железной дороги, расположенной на территории города Тайга Кемеровской области.

Именно отсюда наш сводный студенческий отряд «Кузбасс», состоящий из малых отрядов, сформированных на базе разных областных учебных заведений, отправят проходящим поездом на Дальний Восток, на путину. Малые отряды – это «Параллель» из КемГУ, «Каравелла» (КузПИ), «Золотые рыбки» (КГИК), «Робинзоны» (художественное училище).
 
На данной участковой узловой  станции Кузбасского региона к нам присоединится сводный студенческий отряд «Сибирь» из Новосибирска, следующий в том же направлении до Владивостока. И, забегая наперёд, скажу, что  там, в стольном граде Приморья  в бухте «Золотой Рог»   к нам, сибирякам, присоединится ещё один студенческий отряд  -  «Амур». 

И все мы, вместе взятые, станем именоваться Всесоюзным  студенческим отрядом «Голубой меридиан».  И,  воссоединившись единой командой на огромном паротурбоходе  «Советский Союз», выйдем в открытый  океан, чтобы следовать до главного пункта назначения –  о. Шикотан (Малая Курильская гряда, что близ японского острова Хоккайдо).

А пока на перроне кемеровского вокзала -  митинг, речи, телеоператоры, походные комсомольские песни, звучит также всеми известная задорная студенческая «Яростный стройотряд» на слова Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой. Посадка на электричку.  Пожелания…  Фото на память… И вперёд…

До станции «Тайга» мы, кемеровчане, таким образом, добрались на электричке. И за пару часов езды студенты, абсолютно не знавшие доселе друг друга, сдружились и вышли на перрон тайгинской железнодорожной станции уже почти сплочённой командой.  Городом Тайгу назвать было трудно, больше похож на поселок городского типа. Улицы небольшие,  неоживленные, кругом спокойствие, умиротворение и очень легко дышится.

На вокзале толпилось не так много ожидающих проходящий экспресс, были и просто зеваки, которым  просто  интересно посмотреть на  молодых и красивых  в студенческой форме с интересной символикой. Это была та благодарная публика, для которой студенты института культуры с азартом и вдохновением, свойственным только молодости, выдали до прихода поезда свой первый программный концерт.
Но вот пассажирский состав на перроне. Высокая организация и дисциплина стройотрядовцев;  переклички, переклички… командир отряда с комиссаром ещё и ещё раз проверяют наличие по спискам;  сигнал отправления…

И поезд увозил,
На вздохе замирая,
И пусть не торопил,
И медлил, что есть сил,
Но все же увозил…

Наш экспресс медленно, но верно  набирал скорость…

Многие , как любопытные дети, «приплюснулись» носами к окнам, чтобы не пропустить пейзажи, один неповторимее другого. Что ж, есть время, изучаем географию своей необъятной родины. Фотографы,  ловите чудные мгновения; живописцы, окуните свои кисти; поэты, слагайте вдохновенные  строки!

 Лето – это солнце, много света, долгие дни, зеленые леса и разноцветье в лугах... Удивительная поездка станет для многих из нас окном  в необъятную ширь,  зовом «вперед» в такт гулким колёсам:   на речку,  в лес, в поле! У каждого в руках блокнот с ручкой… хочется что-то успеть зафиксировать в слове или просто, просто смотреть и наполняться  красотой.

А некоторых попросту укачивало там, где пришлось присесть. Да и не мудрено, поднимались сегодня раньше «первого трамвая», боялись проспать своё путешествие, иные "чудаки" шли до вокзала пешком через весь город, чтобы унять тревогу, волнение. Вот как бы теперь Красноярск не проспать… Красивый, говорят, город, старинный, на холмах. Хотя бы проездом взглянуть…

Но Красноярск проспали.  Проснулась и растолкала свою подругу Любу, когда стоянка уже завершилась. Однако увидеть чудо-город на холмах с  широкой извилистой лентой Енисея всё-таки удалось.  Разместившиеся рядом с нами на нижних полках плацкарта двое попутчиков  ( семейная чета красноярцев) многое поведали о своём городе. Но в «путевых заметках»  я отметила самое главное:
«Красный Яр»—  на языке качинцев (этнографическая группа хакасов)  означало: «яр (высокий берег или холм, утёс) красного цвета». В русском языке «красный» в те времена значило и «красивый». Название «Красноярск» было дано при получении статуса города.




10 июля, 1976г.

А сколько спать способен человек?
Ну, пусть проспит он сутки на боку,
Потом, взглянув из-под опухших век,
Вздохнёт и скажет:
- Больше не могу!

А вот студента,
Если нет зачёта,
В субботу положите на кровать,
И он проспит до следующей субботы,
А, встав, ещё и упрекнёт кого-то:
- Ну что за черти, не дали поспать!

Спать, однако, некогда. Всё идёт по расписанию. Вот уже бегает по вагонам комиссар отряда, будит и напоминает о сегодняшних делах. По плану различные конкурсы. Купе филологов принимает участие в сочинительстве гимна студенческого отряда. Мы (Татьяна, Лариса, Люба и я) потрудились. В результате выдали строки, которые были включены в текст Гимна заключительным куплетом, как последние мазки на картине, завершающие её образ:

И едет наш Кузбасс сюда в четвёртый раз,
И Шикотан встречает нас с улыбкою,
Пусть океан штормит, но дружбу сохранит:
«Амур», «Сибирь», «Кузбасс» – семья единая...

Обустраиваемся, как птицы в гнезде, отсыпаемся, словно после долгого перелета, строчим путевые заметки, как заправские писатели, беседуем с попутчиками, они следуют с нами до самого Сковородино, вливаются в наш отряд, как новые члены семьи, болеют "за своих" в различных конкурсах и берут шефство над нашим питанием, угощают нас разносолами из своих дорожных рюкзаков.

 


 11 июля, 1976г.

Мчимся на экспрессе второй день  с десятиминутными остановками на станциях;  проворно, спешно, «пулей» очищаем базары на радость местным торговцам, успеваем в киосках вокзала приобрести сувениры. Наши куртки сплошь увешаны значками. Коллекционирование различных значков(или «знаков», как их называют серьезные коллекционеры) было очень популярным занятием у советских студентов -стройотрядовцев. Только называлось это по-иному – «копить», и мы «копили» открытки, марки, монеты и, конечно же, значки.

За двое суток стремительной езды на экспрессе «Москва-Владивосток»  столько мероприятий, столько веселья, столько песен спето, так что обычным пассажирам с нами прожить эти дни было совсем не скучно, иные спохватывались, вспоминая о приближении своей станции. К примеру, песню «Яростный стройотряд»  подпевал нам весь вагон от мала до велика. Всем пожилым людям, нашим попутчикам, была дана возможность прожить заново свои молодые годы,  так как  текст песни воплощает энергию и страстность, сравнивая каждого  исполнителя со свежим ветром и огнем крылатым,  призывает к борьбе с равнодушием, сохранению веры в себя и свои идеалы,  и  кого такое может не взволновать.

Пересекаем Иркутскую область… Мои «сокурсницы – филологини»  никогда не расстаются со своими записными книжками. Я их в этом поддерживаю.
И вот мои путевые заметки…

"Леса, леса, леса…  Большая часть территории области покрыта лесами, словно огромным зелёным ковром, простирающимся до самого горизонта.
 Сплошь деревянные селения, у каждого дома огромные поленницы дров, будто стражи тепла и уюта, готовые защитить от зимних холодов.
Сам ночной Иркутск на Ангаре – весь в огнях с их отражением в водной глади широкой реки – зрелищно…  На территории Иркутской области, сказывают, работают целых четыре гидроэлектростанции, как могучие сердца региона, обеспечивающие его энергией. А на юго-востоке области находится  Байкал, величественный и таинственный..."



12  июля, 1976 г.

«На родном материке всё осталось вдалеке,
Ты всё ближе к сердцу нам, остров Шикотан…» -

… на 3-ий день своего путешествия распеваем эти песни, живём мечтою о Шикотане, путь к нему долог, но большие расстояния позади,   и мы, уже единой, дружной  семьёй (студенты и пассажиры-попутчики, меняющиеся время от времени) пересекаем Бурятию.
И здесь пение   смолкает, пассажиры припадают к окнам, привычное однообразие  пейзажей сменяется  чарующим великолепием природы Бурятии с хребтами сглаженных гор,  с чередой хвойных лесов и клокочущих бурными брызгами горных речушек. Все это  щедро, целым  потоком вливается в сознание и душу.

 А затем железнодорожное полотно долго-долго тянется по узкой береговой линии необозримого Байкала. Низкий поклон тебе, Батюшка  Байкал, жемчужина Сибири, гордость моей Родины! Как не возноситься этим божьим даром с  кристальной чистотой его вод и богатством  глубин, куда  опрокинуто само  небо. Вид  завораживает, уводит в бесконечность … И когда нить бесконечности вдруг обрывается…мы своим сознанием не готовы это принять. «Путешествия лишат тебя дара речи», - вспомним Ибн Баттута.
 Но надо, надо смочь запечатлеть на бумаге увиденное чудо...


13 июля, 1976г.

А  ночью под гулкий, размеренный стук колёс уже привычно спалось, и остановка в  Чите, к сожалению, осталась незамеченной. Зато  утром мы успешно пересекли  Амурскую область, полюбовались легендарным Амуром, была   небольшая задержка в  Сковородино (чем организаторы культпрограммы нашего отряда, разумеется, воспользовались).

А почему реку Амур назвали Амуром?
О многом наслышана.  Но в своих "путевых заметках" отразила следующее…

Когда один из родов древних Русов обходил свои земные просторы, он вышел к безымянной реке и остановился. Русы замерли перед величием сей реки. С повозки сошла молодая мама с ребенком на руках. Увидав большую реку, малыш открыл глаза и сакрально произнес:

 – А-а-а!
Затем из стада крупного рогатого скота вышла корова, испила чистейшей водицы и одобрительно промычала:

 – Му-у-у!
 Последним, где-то бегая, прибежал сторожевой пес, забежав в воду, он стряхнул ее с себя и с удовольствием прорычал:

 – Р-р-р!
И тогда вперед вышел волхв, обратившись к Русам, он поднял свой посох, и сказал: - Амур!

 С тех пор Амур стал именоваться Амуром. Такова легенда. И уже потом тысячелетия спустя разные прочие племена, селившиеся на берегах Амура, стали давать реке свои имена или придумывать Амуру разные значения и смыслы в своих формирующихся языках.**

А в Сковородино, куда мы прибыли к вечеру с остановкой в двадцать минут, был организован   цыганский табор (вне всяческих ранее запланированных мероприятий).
Снарядились экспромтом, кто во что горазд, но цыгане получились отменные. От нашего купе  ряженой стала моя развесёлая шутница  Любава. Яркая юбка с широким подолом, блуза с воланами, яркий платок, повязанный на бёдрах, и масса побрякушек на шее – всё это в нашем купе для новоиспечённой цыганки нашлось, плюс ко всему кольца-серьги, вырезанные из крышки консервной банки, которые издалека на улице смотрелись, как настоящие. Так как дело было уже потемну, люди, находившиеся в зале, опешили от вида внезапно, вихрем ворвавшихся внутрь помещения ярких, броских  молодых цыганок.
 
Буфетчицы быстро заперли на ключи свои торговые точки и настороженно выглядывают из окошечек «буфетов». Редкие  пассажиры, пребывавшие в зале вокзала, в недоумении отскочили по углам. Студенты шумным табором, пританцовывая, прошлись по залу  с последующим выходом  на привокзальную площадь.  Там с присущей только молодости азартом и темпераментом  под аккомпанемент музыкантов из института культуры сплясали бравую цыганочку, чем привлекли внимание не только пассажиров, но  и других людей, оказавшихся в этот момент неподалёку от привокзальной площади.
 
Толпа вокруг танцующих образовалась приличная. Один немолодой мужчина сбросил с себя тяжёлые рыбацкие сапоги и в одних носках пустился в пляс вприсядку,  чисто по-русски, прихлопывая и притопывая.  Наш общепризнанный юморист «спортач» Валерка тут же поддержал «интернациональный»  дух танца и вслед за русским Иваном прошёлся лезгинкой. Кто-то из других парней спортфака  понял, что в этом всеобщем танце не хватает гопака. И внёс во всеобщую танцевальную кутерьму свой  неповторимый колорит.

Откуда ни возьмись, явились  девы, отнюдь не из нашего сводного отряда, извне, и стали поддерживать «Валерину лезгинку» своими грациозными движениями. Эту всеобщую забаву прервал призывной гудок экспресса – вмиг все «доморощенные цыгане» оказались на местах своих  вагонов.  Оставшиеся на перроне, как добрые друзья, долго махали платочками,  кепками вслед уходящему поезду, а наш Валерка не терялся,  принимая воздушные поцелуи от девчат Приморья.
 
Да, он живёт задиристо и просто,
Почти не унывая никогда.
И то, что прочим людям невозможно,
Студенту нипочём и ерунда.

Следующая остановка была в Хабаровске, но на организацию нового "табора" сил не хватало, на стоянку отводилось всего лишь пятнадцать минут, зато шумной ватагой побывали на   привокзальной площади с целью увидеть памятник Хабарову.  Самый знаменитый среди всех российских первопроходцев — Ерофей Павлович Хабаров... Именно ему принадлежит заслуга присоединения Сибирских земель к государству Русскому.

14 июля, 1976г.
Солнечным ясным утром встречает нас Приморский край! Главное его богатство  -  природа: заливы, бухты, сопки, непроходимые леса и необъятное Японское море.  Как часто наш пассажирский состав ныряет в длинные  тоннели! Как будто совершаешь прыжок с трамплина в воду, темнота - задерживаешь дыхание, выныриваешь, и в ярких красках представляются взору красивейшие пейзажи с разбросанными то там, то сям посёлками, напоминающими курортную зону с маленькими, аккуратными, разноцветными домиками.
   
А вот вырисовываются очертания Амурского залива, через некоторое время он раскрывается во всей своей красе.  В приоткрытые сверху окна вагона пахнуло морем, становятся доступны зрению  пляжи с отдыхающими, точками мельтешат чайки,  кажется, что мы прибываем на юг… Но почему кажется… это и есть юг, только юг востока…со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да, конечно,   Владивосток и Сочи лежат почти на одной широте, но в Сочи климат субтропический влажный, а во Владивостоке - умеренный, муссонный, хотя солнце стоит на одинаковой высоте над горизонтом.

 Сплошная экзотика. Совсем неподалёку китайская граница, где-то близко уссурийская тайга, и самое главное  мы скоро увидим   океан, и не просто океан -  Тихий океан, самый могущественный на нашей  планете Земля. Немного тревожусь, никогда не была на море, смогу ли   преодолеть  психофизиологические барьеры:  ощущение страха перед безбрежностью водных  просторов, смогу ли  дышать морским  воздухом, привыкну ли к ветрам-муссонам?  А  берега в Амурском заливе просматриваются сопками, окутанными нежно-голубой дымкой...

Подъезжаем к Владивостоку. Вижу первые корабли. Но это ещё не гавань. Град, владеющей всем Востоком… Сильное название. Непередаваемые впечатления.
Нашему взору открыт  город сопок. Улицы вверх- вниз.  «Сопка» (ни в коем случае не холм и не гора) – доминанта рельефа. Подъезжаем к вокзалу – он очень старинный. А рядом – современный морской вокзал. Это пункт  сбора. Нам позволяют погулять по городу два часа.
 
 Сопки придают Владивостоку необыкновенный шарм и оставляют неизгладимое впечатление. Ведь именно отсюда, нет никакого сомнения,  открываются потрясающие виды на город. «Из подъемов в сопки и спусков с них состоит жизнь владивостокца, что определяет, думается, его крайнее упорство в достижении цели, а также требовательность к вознаграждению за это. Он привыкает, что на вершине его всегда ждет награда – удивительный вид на Город Мечты». Владивостокцы – народ общительный и с особым достоинством. Легкие на подъем, юркие, резвые. Быстрый жизненный  ритм - это про Владивосток. Всюду интенсивное движение, мощное, как движение вод океана.

Улицы узкие, дома старинные, потёртые… Создаётся впечатление, что ты в средневековом городе.  Порт четырёх океанов. Япония рядом. Среди прохожих много японцев.  И кругом «морские волки» -  старые, опытные моряки и молодые, их определяешь по кителям, форменной фуражке, походке слегка вразвалочку.  Наши форменные студенческие одежды с необычными эмблемами – символами тоже вызывают интерес у прохожих.

Итак, ознакомительная прогулка по городу завершена, на организационном сборе нам сообщают, что ночуем на теплоходе «Советский Союз»,  а завтра уходим в море…
Шикарный теплоход – белоснежный, огромный, нереальный, как мечта.  Огромное, комфортабельное судно, мы беспрестанно по нему плутаем. Чтобы найти свою каюту, кажется надо пройти сто палуб. На трубу глянешь - головной убор падает с головы. Экипаж корабля и обслуживающий персонал очень приветливы.

Вечерние сумерки…  Решили с девчонками прогуляться перед сном и поднялись на верхнюю палубу. Свежий морской ветерок.  Кругом вода, вода,  вода до самого горизонта и огни Владельца Востока, отраженные в водах бухты. Очень яркий, рекламный  город. Если смотреть далее в открытое море, то оно бесконечно завораживает своими светящимися силуэтами, мигающими зигзагами, хаотичным движением этих фигур в волнах при свете луны. А стоим мы в бухте Золотой Рог. Рядом с нами сонно мигают затухающими  огоньками  иностранные суда.
 
И в нашей каюте тоже все постепенно засыпают, а мне не спится, при свете маленького фонарика просматриваю альбом (такой есть в каждой каюте), где дана краткая история лайнера «Советский Союз». Цифры впечатляют... Надо сделать соответствующие блокнотные записи.
 
Итак, история  паротурбохода «Советский Союз».

 «Советский Союз» — с 1953 года советский, первоначально германский океанский лайнер, спущенный на воду в 1922 году под именем «Альберт Баллин», в 1935 году переименован в «Ганза». Лайнер «Советский Союз» длительное время являлся самым крупным пассажирским судном в СССР.
Это громадное судно имело длину 205, ширину 24 и осадку 9,6 м. Его энергетическая установка, включавшая четыре паровых котла и две турбины мощностью 28 000 л. с., обеспечивала гиганту скорость хода 19 узлов. Лайнер мог принять 1 669 пассажиров и 2 300 т груза. Экипаж «Советского Союза» насчитывал 443 человека.

Турбоход был заложен в Гамбурге 24 августа 1921 года,  назван «Альберт Баллин» в честь бывшего президента компании. Он мог перевозить более 1800 человек в каютах первого, второго и третьего класса.
Судно  было оснащено пассивными успокоителями качки (цистернами Фрама), что придавало им значительную устойчивость при волнении.
В 1935 году в связи с тем, что Альберт Баллин по происхождению был евреем, решением нацистских властей судно было переименовано в «Ганза».
В годы Второй мировой войны «Ганза» вошла в состав военно-морского флота Германии и перевозила военные грузы и войска.

В марте 1945 года во время эвакуации Восточной Пруссии «Ганза»  подорвалась на мине и затонула на 20-метровой глубине Балтийского моря в 9 милях от берега.
В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав военно-морской и торговый флоты Германии были разделены поровну между странами-победителями в счет репараций. В число судов, предназначенных для передачи СССР, попала и «Ганза».

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую «Ганзу», после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы выполнялись советскими военными моряками с привлечением специалистов из числе военнопленных немцев около двух лет.
15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варнов-верфт» (ГДР) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины, корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия), на верфи группы компаний «Джон Коккериль». В ходе восстановительных работ из двух дымовых труб осталась одна, от четырёх мачт с грузовыми стрелами остались только две.
В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз».
В 1954 году, незадолго перед вводом в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, повредивший помещения. После повторных восстановительных работ судно было в 1955 году передано Советскому Союзу и вступило в состав морского флота СССР.
 
В марте 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и стал работать на Камчатской экспрессной линии Владивосток — Петропавловск-Камчатский.
За период с 1957 по 1980 год лайнер перевёз почти 60 000 пассажиров.
О легендарном турбоходе ходили разные слухи, утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии «Великая Германия»).

Круизный лайнер приобрёл дополнительную минуту славы к своему историческому портфолио ещё и  как трамплин для беглеца от Славы Курилова (1974г.) Как был совершён побег? Это отдельная история…

Цифры, как видите, ошеломляют -  имена, фамилии, события тоже.  А вот  нам, обыкновенным студентам из Сибири,  предоставлена честь бывать на легендарном «Советском Союзе» и  бороздить на нём целых три дня просторы величественного Тихого океана…   Потомки нам ещё в этом позавидуют...


Сноски:
* https://alionushka1.livejournal.com/880571.html

**http://belyitzar.ru/blog/

                (продолжение следует)


Рецензии
Встречала "Каравелла" "Параллель",
Точнее, "Параллель" ее встречала:
Ведь в стройотряде общем только цель -
На Шикотан отчалить от причала!

И "Робинзоны" были рядом здесь:
Ловили вместе "Золотую рыбку"!..
Вдруг: "По вагонам!" - облетела весть,
У солнца вызвав добрую улыбку!

"Кузбасс" летел в экспрессе на восток,
Сибирь студентов ветерком встречала...
А впереди нас ждал Владивосторг,
На Шикотан чтоб двинуть от причала!

Морской вокзал. "Амур" вошел в состав.
Звучали песни на перроне рьяно!..
И силы стройотрядовцев собрав,
Бойцами стали мы "Меридиана"!

"Союз" отчалил. На краю земель
Романтики заря нас поджидала!..
Ведь в стройотряде общем только цель -
На Шикотан! На остров! Для начала!
Стихира в лад!

Валерий Буслов   27.03.2024 08:02     Заявить о нарушении
Дорогой гость моей странички! Я уже не впервые восторгаюсь Вашим поэтическим и человеческим даром! Схватываете на лету! Молниеносный результат... Благодарю за очередной подарок! С восхищением,

Валентина Будникова   27.03.2024 08:15   Заявить о нарушении
Хорошее дело дневник, уважаемая Валентина Ивановна. Рекомендации по ведению оного впервые нам дала первая наша учительница Мария Ефимовна Скопина, когда мы учились во втором классе. Она посоветовала вести записи по прочитанным книгам: автор, наименование произведения, год и издательство и своё отношение к прочитанному. Помнится, я начал соответствующую тетрадку, в которую занёс несколько усвоенных книждек, а затем оставил это дело! Но через два года вновь вернулся, но уже вёл записи по своему усмотрению, начав с романа Рафаэля Джованьоли "Спартак". Вам Ваш дневник помог написать интересный рассказ и о путешествии по сибирской магистрали на Дальний Восток, и прибытие в столицу Приморья, в которой в это время я после армии окончал с отличием рабфак и был зачаслен на первый курс Дальневосточного государственного университете на факультет журналистики. Одновременно с учёбой я служил в пожарной части, так сказать имел экономическую базу. Времени на разгильдяйство фактически не было, но я старался в меру сил освоить и город с его жителями. Теперь вспомниная друзей, знакомых, сокурсников я точно описываю, по каким улицам они ходили, где мы встречались, с кем общались. Эта конкретность не только делает рассказ правдивым, но и вместе с другими материалами слагает историю города, в котором пришлось мне десятки лет учиться. Нет ли в Вашем, сохранившемся дневнике записей, куда по прибытию Вы ездили? Ездили ли на трмвае? Посещали ли площадь Борцам за власть Советов? Были ли в ГУМе, "Зелёных кирпичиках, Флотском магазине? Посещали ли памятник В.И. Ленина или Сергея Лазо? Студенты ведь народ любопытный! И с какого места отходил "Советский Союз"? Помнится возле рельсодорожного вокзала стояло судно "Якутия", на котором был пожар, и я принимал участие в его тушении. Через лет сорок на Прозе. ру я нашёл рассказ о тех, кто перегонял данное судно. В призведении они малость покривили Душой и им пришлось вносить в повествование исправления. Но стройотряды действительно собирались на привокзальной площади или у Главпочтамта, недалеко от памятника Ленина. Это я знаю точно!
Владивосток-4 в лад!

Валерий Буслов   27.03.2024 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.