Полкилометра до Нового года
Посвящается
101-му ПОГО
(с.Алакуртти)
Глубокая осень, мелкий затяжной дождь.
Поздним вечером готовится к отбою пограничная застава. Рядом дом офицерского состава. Приглушённый свет на кухне.
В комнате Мама укрывает Вовку. Они вместе дочитали книжку про рыцарей, и Вова уснул, прижимая к себе любимую игрушку, плюшевого медвежонка Тедди.
Мама ласково целует сына, поправляет одеяло и выходит из комнаты на кухню. Там она долго стоит и смотрит в окно, кутаясь в тёплый платок. За окном темно, холодно и не перестаёт литься третий день этот занудный дождь.
Днём, когда светло, в окно видны бесконечные сопки, уходящие за горизонт, лес, давно сбросивший листву и тяжёлое северное небо. Скоро зима и тогда день будет совсем коротким, буквально несколько часиков. Мама смотрит в окно и волнуется за своего мужа, Капитана пограничных войск Российской Федерации, Вовкиного отца.
Больше часа назад был поднят личный состав по команде «Застава, в ружьё!», и Капитан собрался, как всегда, за одну минуту, успев бросить ей фразу: «Левый, сработка на втором участке», и возглавил тревожную группу. Как делал это десятки раз до этого, отдавая всего себя охране границ нашей необъятной Родины.
Часовой, обходя заставу, снова видит её силуэт на фоне окна. Он знает, что она будет ждать и стоять у окна до тех пор, пока на ближайшей сопке, там, где проходит по лесу дорога, не покажутся огни машины.
7 километров до заставы, ворота системы заграждения. К воротам подъезжает «ГАЗ-66», тревожная группа. Из кабины выпрыгивает Капитан и подключает трубку в розетку связи. Застава отвечает мгновенно:
- Дежурный по связи младший сержант Васильев!
- Васильев, мы на "Орехе", что по обстановке? Ещё сработки были?
- Никак нет, товарищ капитан. Второй участок отключился.
- Ясно. На завтра «рабочку» собирай. Пройдёте и второй, и первый.
- Понял, товарищ капитан.
- Открывай ворота, возвращаемся домой.
Щёлкает электронный замок. Капитан пропускает машину. Бойцы тревожной группы и пограничный пёс, по кличке Чемп, с уважением смотрят на своего командира, который под проливным дождём закрывает ворота.
И снова связь.
- Васильев, что там?
- «Орех» закрылся, система в норме.
- Отбой связи.
Капитан запрыгивает в кабину машины. Водитель (с небольшой обидой в голосе):
- Товарищ капитан, я бы сам бы…
- Товарищ «ябысамбы», когда нужно будет, пойдёте в атаку, а сейчас рулите.
В то же время в «дежурке» двенадцатой погранзаставы Алакурттинского погранотряда младший сержант Васильев оставляет запись в журнале: «23.10, 2-й уч Л.Ф. ложная сработка».
Вскоре «ГАЗ-66» подъезжает к заставе. Дождь прекращается.
Капитан возвращается домой. На кухне горячий ночной ужин. Он переодевается в «сухое», и с нежностью смотрит на безмятежно спящего сына.
Капитан ужинает. Она спрашивает:
- А где твой старый маскхалат, ну тот, который белый?
- Ну, какой же он белый?! После двух лет службы, или трёх, не помню уже. По-моему, я кинул его тебе в коробку со старыми вещами. Он-то тебе зачем?
- Скоро Новый год. Я Вове костюм хочу сшить, зайчика–пушистика. Вот посмотри, я уже его нарисовала.
Она показывает мужу рисунок.
- Смотри: маскхалат перешью, от беретика своего помпон срежу, чем не хвост зайцу? Отлично будет!
- До Нового года ещё два месяца с хвостом коротким, заячьим (Капитан устало улыбается). А костюм хороший будет, и сын рад будет. Пошли спать! Мне через четыре часа на службу, наряды отправлять.
День, светло. Вовка гуляет на улице, погода позволяет сегодня.
Мама достаёт из шкафа большую коробку. На коробке наклейка, на ней написано « костюмы, тряпки и пр.». Её подпись, дата, полгода назад. Мама улыбается (вот что значит жена пограничника).
Она открывает коробку. Аккуратной стопкой разные ткани, старые вещи. Сверху брошенный Капитаном маскхалат. Она смотрит на него и понимает, что зайцы не всегда бывают такого цвета. Мама берёт большую кастрюлю, наливаёт в неё воду и бросает маскхалат в воду. Потом доливает отбеливатель и стругает ножом хозяйственное мыло. Включает плиту и вскоре по квартире распространяется характерный запах.
Вовка, проголодавшись, бежит с улицы домой. Нужно быстро подкрепиться и бегом обратно, на Пост Наблюдения. Отец уехал утром в отряд и обещал ему привезти пистолет, стреляющий пластиковыми дисками. Вот это дело будет! На заставе без личного оружия нельзя. Кругом лес, и, главное, Государственная Граница рядом, восемьсот метров. А на границе нужно быть всегда начеку. Это Вовка знает с самого детства. Сейчас он повзрослел, ему уже пять лет.
Вовка зашёл домой и поморщился от невкусного запаха кипячёного маскхалата. Мама в это время разговаривает по телефону с подругой Олей. Услышала, что пришёл сын.
- Сыночек, ты покушать пришёл? Умница, вовремя. Раздевайся, мой руки и я тебя покормлю. Очень вкусный супчик тебе сварила.
Вовка в это время забегает на кухню, подставляет табуретку к плите и смотрит в открытую кастрюлю, в которой кипятится маскхалат. Глаза его округляются от удивления, он слазит с табуретки и, немного ошарашенный, идёт обратно в коридор, одеваться на улицу.
- Оля, я тебе перезвоню.
Мама кладет трубку.
- Вова, сыночек, пойдём кушать.
- Нет, мама. Я твёрдо решил, что суп с тряпками есть не буду.
Северная снежная зима. Кругом, сколько глаз видит, одни сугробы.
Вовка, в очередной, как ему кажется, сто пятьдесят пятый раз, стоит дома и терпеливо меряет свой новогодний костюм, который шьёт ему Мама. Он знает, что на празднике будет зайчиком. Ему это нравится, возраст позволяет. Да и прыгать можно сколько хочется, самое время. Примерки костюма уже порядком надоели, но сегодня мама обещала, что это «последняя, контрольная примерка». Вовка уже немного не верит, и ему кажется, что там, где он будет встречать Новый год, Мама будет сидеть под ёлкой со своей швейной машинкой и все детские костюмы перешивать и по сто раз мерить.
- Мама, а там много детей будет?
- На ёлке? Да, конечно. Ёлку уже нарядили, и сегодня пришла телеграмма, что завтра нам нужно быть на пограничной комендатуре. Там будут дети со всей границы. Поэтому сегодня ложимся рано, надо выспаться. Подъём в шесть утра, завтракаем и выезжаем.
Вечером, уже почти засыпая, Вовка думал о том, как же они там, на празднике, все поместятся. Папа ему говорил, что граница у нашей России огромная. Что на этой границе тысячи таких же застав, как Вовкина. И если все дети соберутся, то и места всем не хватит. Ну, ладно, завтра посмотрим. Вовке очень хотелось встретить Новый на пограничной комендатуре, и он уснул.
Маленький пограничник спал и не знал о том, что ёлку только сейчас установили в «ленинской» комнате на втором этаже комендатуры. Он не знал о том, что до глубокой ночи жёны офицеров пограничников будут наряжать ёлку всем, чем можно. В ход идут конфеты и мандаринки, обвязанные обычными нитками. Из разбитых игрушек, бережно сохраняемых в старом чемодане, клеятся чудесные своим сверканием фигурки фантастических животных. Что несколько часов будут раскрашивать красками листы белой бумаги и дыроколом делать разноцветное конфетти. Он не знал о том, что свободные от службы офицеры, прапорщики и военнослужащие срочной службы деревянными лопатами будут чистить снег и готовить большую площадку для хоровода вокруг костра и места для приезжающих машин.
Вовка спокойно спал, а вторая комендатура сто первого погранотряда готовила праздник для детей границы. Чтобы дети в разных уголках нашей страны всегда были счастливы.
«ГАЗ-66» ехал по зимней дороге. Вовка прижался к Маме. Сегодня утром он спокойно встал в шесть утра (будто первый раз что ли, обычное дело на границе) и вкусно позавтракал (мама всегда так готовит).
Мама разговаривала с водителем, а Вовка смотрел в окно на замечательную северную природу. Они ехали уже несколько часов, и временами машину на горках трясло так, что Вовке казалось, что он сейчас вылетит из кабины в небо. Но мама всегда благополучно ловила и прижимала его к себе. Всю поездку рядом с ними «бежал» забор из колючей проволоки. На козырьках столбов лежали шапки снега, и Вовке чудилось, что это снежные воины зимы стоят рядами и охраняют границу. Он знал, что этот забор называется «система». По дороге им встречались наряды, и Вовка радостно махал им ладошкой. Ему в ответ тоже махали, и маленькое пограничное сердце кипело радостью. «Они уже знают, что мы едем встречать Новый год!».
Вовка ехал и мечтал, что из лесу выйдет Дед Мороз в больших валенках. В его мечтах Дед Мороз тащит по снегу за собой большой мешок с подарками. А что там, в мешке, посмотрим.
- Мама, а Дед Мороз из леса придёт?
- Сын, в телеграмме было написано, что Дед Мороз приедет на снегоходе. Его привезут пограничники.
- А я думал, что Дед Мороз такой сильный, что всё может, и даже весь лес пройти.
- Дед Мороз очень сильный (Мама уже знала, что им будет старший прапорщик Гетьман с комендатуры), но даже и он не может пешком обойти всю границу. Посмотри, какая снежная зимушка-зима в этом году, какие огромные сугробы.
- Ясно, мама. Если на снегоходе, то значит так и надо.
«Жалко, что мне ещё не дают читать телеграммы. Я бы быстро там во всём разобрался»,- подумал Вовка.
- Подъезжаем, - выдохнул водитель.
Вовка «прилип» к стеклу. Возле двухэтажного деревянного здания комендатуры было много машин, точь-в-точь похожие на ту, на которой они сейчас приехали.
« Ну, вот и всё, праздник начинается», - подумал маленький пограничник и сам, без помощи Мамы выпрыгнул на белый снег из кабины грузовика.
Как же здесь по-новогоднему празднично!
Комендант, подполковник Чернышов, встречал машины, отдавал указания – руководил. Всё было готово к празднику. Самое главное, что первым делом почувствовал Вовка – это вокруг, в воздухе, в разговорах и детских криках был запах праздничного настроения.
- Вот и «двенашка» наша приехала. Теперь все в сборе! Приглашаю всех пограничников к нашей ёлочке – комендант был очень рад гостям.
Вовка с Мамой зашли в комендатуру, и пошли переодеваться в одно из помещений. Здесь, на столах, вповалку лежали разные вещи, куртки, шубы и шубки. Из комнаты выходила девочка Наташа со своей мамой. Мамы радостно обнялись, давно не видевшись. В это время Вовкины глаза встретились с Наташкиными.
- Меня зовут Наташа, я гриб мухомор.
- А меня зовут Владимир, я буду сегодня зайчиком.
Вовкина мама восхищенно разглядывала новогодний костюм девочки. Та была в белых колготках, белой кофте и пышной, красивой юбке (сделанной из маминой свадебной фаты). На голове шляпка из картонки, раскрашенная гуашью. Видно было, что костюм для дочки тоже был сделан с любовью и радостью.
Костюм зайчика, после стольких примерок, был одет за минуту.
Во всех помещениях военного здания теперь царило детство – дети радовались встрече. После тихой жизни на заставах и комендатурах казалось, что теперь можно летать. И дети летали, едва не сталкиваясь на встречных курсах.
Настоящая Снегурочка вела праздник. Включала музыку на кассетном магнитофоне и все разом прыгали в танце. Потом выключала, и дети рассказывали стишки, которые добросовестно учили пару месяцев, а здесь слова терялись и выскакивали из памяти. Ведь вокруг тебя были детства чистые глазки!
Всё было по-настоящему: и новогодние костюмы, и голос Снегурочки и мандаринки на ёлочке. А ещё дети знали, что сегодня к ним придёт Дед Мороз и принесёт подарки. И от этого песни были громче, хороводы ярче, и радость становилась общая.
Вовка с головой окунулся в такой праздник. Взявшись за руки, кружился в хороводах с Мухомором, Снежинкой и Колдуньей. Потом, на спор, прыгал в длину с разбега, благо костюм зайчика давал несомненные преимущества перед Пиратом, Космонавтом и Волком. Временами Вовке казалось, что он легко может перепрыгнуть здание комендатуры, если будет нужно.
В это время, незаметно для всех, с другой стороны гаражей выехал снегоход. Им управлял подполковник Чернышов, а сзади, с трудом, уместился старший прапорщик Гетьман, большой и добрый человек, которого знала вся граница. Гетьман был одет в настоящий костюм Деда Мороза с пушистой белой бородой и красной шапкой. Где он его раздобыл в лесу и какое отношение к этому имеет "солярка" – история умалчивает. Для великих историй детства, какой была встреча Нового года на пограничной комендатуре Куолоярви - это мелочи. Задача была поставлена и старший прапорщик её выполнил. В руках у Гетьмана был самодельный мешок с подарками для детей. Мешок был чуть меньше его самого.
За полчаса до выезда Деда Мороза одевали и гримировали в каптёрке жёны пограничников. В какой-то момент оказалось, что нечем накрасить ему нос красным. Тогда жена коменданта предложила свою губную помаду. Накрасили, а помада оказалась с лёгким фиолетовым оттенком. Нос получился сливового цвета, как у сказочного пьяницы. Пришлось срочно стирать и искать другую помаду. Нашли, получилось отлично и вскоре «волшебники» выехали.
Теперь, по сценарию праздника, комендант вёз старшего прапорщика в лес. В нужное время Снегурочка должна была вывести детей на улицу, чтобы позвать Деда Мороза. Перед комендатурой было небольшое заснеженное поле, до леса полкилометра. И в то время, когда начнут звать Деда Мороза, комендант на полной скорости, поднимая снежную бурю, с шиком подвозит его прямо к детям. С подарками в мешке! План был идеально новогодний. И не важно, что на улице такой мороз. Будет всем тепло от радости и счастья.
В самый разгар праздничного веселья Снегурочка выключила музыку и с загадочной улыбкой обратилась к детям:
- Девочки и мальчики! А давайте все дружно оденемся и высунем свой нос на улицу. Посмотрим, не едет ли к нам Дедушка Мороз с подарками. Вы же ждёте его?
- Ждём! Ждём! – закричали дети.
- Тогда идём на прогулку!
Снегурочка пересчитала всех по головам, дети оделись и высыпали на улицу.
А в то же время, на другом конце заснеженного поля, стояли трое: комендант, Дед Мороз и… сломавшийся снегоход, который остановился и больше не хотел заводиться и куда-то ехать. Комендант и Дед Мороз «чертыхались» и разговаривали друг с другом на военном, совсем не волшебном языке. Изредка проскакивали слова «поршневые» и обещания «кому-то что-то показать». Снегоход стоял и терпеливо слушал, ведь он уже давно всех предупреждал, что пора становиться на ремонт.
Со стороны комендатуры в небо взмыла зелёная ракета. Готовы!
Комендант посмотрел на часы:
- Саня, время!
Дед Мороз посмотрел на снежную целину, вздохнул и ответил:
- Николай Юрьевич, я столько снега за всю службу не видел!
- Согласен, Саша, полностью с тобой согласен, - и, приложив руку к шапке, отдал приказ:
- Приказываю выступить на охрану Государственной Границы. Вид наряда – доставка подарков детям пограничников в пешем порядке. Выполняйте!
Потом положил руку на плечо Деду Морозу и добавил:
- Надо, Саня! Там дети ждут!
Гетьман только и ответил:
- Есть, товарищ подполковник!
Он поправил костюм, бороду и, взвалив мешок на плечи, пошёл по снегу, навстречу детской мечте.
И дети дождались, ведь они так верили!
Кто-то первым заметил на белоснежном поле идущую фигуру.
Старший прапорщик Гетьман совершал подвиг! Обычное дело для каждого пограничника.
Он шёл по снегу, иногда проваливаясь в глубокие ямы, выбирался из них в своих огромных валенках и снова шёл навстречу Новому году. И тащил то на себе, то за собой, мешок с подарками.
Это было очень круто! Чудо произошло, оно случилось! Настоящий Дед Мороз с подарками вышел к детям из леса.
Вовка стоял рядом с Мамой и ещё до конца не верил, что он видит. А когда из Деда Мороза повалил густой пар (шутка ли, такой марш-бросок с полной нагрузкой), то Вовка запереживал и спросил:
- А Дедушка Мороз не растает? Он весь кипит.
- Нет, сыночек, он настоящий - улыбнулась Мама.
- Это понятно теперь, что он настоящий.
А дальше были: детский восторг новогодними искрами, импровизации, смех и подарки. Дед Мороз, раскрасневшись от счастья, просит попить воды у Снегурочки:
- Ох, как же мне жарко! Дай мне, внучка, воды напиться.
Снегурочка подаёт ему большую кружку, наполненную теми самыми конфетти, что делали вручную обычным дыроколом из канцелярии комендатуры.
Дед Мороз делает вид, что он пьёт большими глотками из кружки, а потом громко спрашивает у детей:
- А не жарко ли вам, мои дорогие? Не хотите ли вы тоже охладиться и воды напиться?
- Жарко! Жарко! – верещали дети.
И Дед Мороз, передавая кружку, резко «выплёскивал» конфетти на головы восхищённым детям. Крики и море детского счастья! Вовка вместе со всеми тоже купался в нём.
Но пришёл момент, когда всех позвали в хоровод и Вовка почувствовал, что сегодня он встал раньше всех, проехал больше всех с самой дальней заставы и понял, что он очень счастлив. Незаметно выскочив в коридор, Вовка зашёл в «бытовку» . Там маленький пограничник, в костюме зайчика, встал перед зеркалом и размышлял: «Ну вот, ещё один год на границе прошёл».
Он оглядел свой костюм. Хвост пропал во время хоровода, когда дети не могли оторваться друг от друга. «Не беда, хвост не главное. Хватить прыгать зайчиком, скоро в школу. Теперь я хочу стать рыцарем и помогать Маме. Потому что я сильно люблю свою Маму, а она меня».
В это время из «ленинской» комнаты вышел Дед Мороз, которого позвал в коридор один из солдат комендатуры. И Вовка с удивлением услышал их разговор:
- Товарищ старший прапорщик! Снегоход отбуксировали в тёплый бокс.
- Молодцы! Завтра утром «падаешь» на него и к обеду он работает как часы! Задача ясна?
- Так точно, товарищ старший прапорщик! Сделаем.
Уже на обратном пути счастливый Вовка смотрит в окно и представляет как проснувшись утром солдат прыгает и падает на снегоход. Тот заводится и начинает «тикать», как папины «Пограничные» часы, если к ним приложить ухо и прислушаться.
- Пограничники – они такие! Они всё могут, если надо! – думает Вовка, засыпая на руках у мамы.
Впереди у него был новый год жизни на пограничной заставе и дорога, длиною в границу!
Слава пограничникам всех поколений!
(рассказ основан на реальных событиях)
г. Ростов – на – Дону (декабрь 2023г.)
Свидетельство о публикации №223121000407