Правитель ч. 2 стенография

ПРАВИТЕЛЬ ч.2 Стенография
Эта глава является пояснительной. Спросил я у соседа, студента университета о стенографии. Он ответил, что это роспись стен, но правильно: граффити. Надо рассказать почему я занялся стенографией. История будет занимальна. Хотел я поработать в портовом флоте. Почему? Потому что только там можно стать реальным судоводителем, то есть водить и мастерски управлять судном. Проблема заключалась в том, что в Мурманске на судах портофлота ввели совмещение профессий. Нужно было получить профессию механика, и поступил я в Мурманскую среднюю мореходку на механическое отделение. Кое-что мне зачли из прежнего диплома, Элементы высшей математики- точно. И это хорошо, потому что я забыл даже те крохи что знал. Надо было написать контрольные по сопромату, ну ещё черчение. Я надеялся, что буду заниматься в море. Какое там. Лягу в шконку после вахты с книгой и через 5 минут засыпаю. “Год прошёл как сон пустой “ (Сказка о мёртвой царевне.) На второй год отправили меня в рейс на Балтийское море нефть искать в составе совместного предприятия ‘ Петробалтик ‘ (Польша, ГДР, Россия). Платили нам очень хорошо. Последнюю зарплату выдали прямо перед отходом. Сбегал я в ближайший магазинчик. Купил разных сувениров, коробки конфет и цельную коробку духов “ Быть может“. Это была мечта всех женщин СССР. Приходим в Мурманск, и жена говорит: “ Тебе письмо из мореходки “. Подумал, что отчислили меня, а там: ‘ Вы зачислены в гос. группу. Нужно закрыть задолженность по черчению и сопромату. ‘ Поинтересовался у сокурсников о преподавателе.  «Ты что, - говорят, - Раньше мать её преподавала. Такая адекватная тётка, а эта просто зверюга.» Ну, деваться некуда. Захожу в «клетку тигра» и поясняю, что в связи с трудной работой на благо СССР, Польши и ГДР не успел достойно подготовиться к учёбе в Гос.группе. Вот, по случаю, привёз и хочу Вам подарить маленькие презенты. У неё аж глаза расширились при взгляде на пакет натурального кофе, большую коробку конфет. Духи “ Быть может “ были последним аргументом.
«Курсовую работу придётся Вам написать, но я дам подобную работу, чтобы было проще.»- заявила преподаватель. Через пару дней принёс ей свой опус.
« Какой приятный запах в кабинете от духов!- подбросил леща, - Принесу ещё флакончик, чтобы хватило надолго.» Преподаватель довольно улыбнулась, но улыбка исчезла по мере проверки работы. Она выбросила моё творение в корзину: «Знаете, я возьму из архива такую же работу. Вы только замените обложку, вписав свою фамилию. У Вас останется сдать черчение, но я договорилась с преподавателем. Она моя подруга. Вы понимаете?» Я кивнул в знак согласия. Таким образом я попал в Гос.группу.
Дефицит- страшная сила! Как говорил товарищ Саахов в фильме Кавказская пленница: «Ты не путай личную шерсть с государственной.» Что же за такая   ‘ Гос. группа ‘? Это гениальное изобретение Мурманской мореходки! Все курсанты заочники должны накопить три месяца отпусков и отгулов. За этот период вычитывался курс предметов Гос. экзаменов: двигатели внутреннего сгорания, судовые вспомогательные механизмы. Лишней была экономика. Ни к чему она была и судоводителям, а уж про механиков и говорить нечего. Преподаватели были замечательные, прошедшие все ступени от моториста до старшего механика. Были членами арбитражных комиссий. Они преподавали, не делая пауз для того чтобы курсанты записали материал. Молодое поколение скажет, что можно записывать на смартфон. Не было тогда ни интернета, ни смартфонов. Даже кассетных маленьких магнитофонов не было. Не мог же я таскать на лекции плёночный магнитофон «Маяк» размером с чемодан. Выручить могла стенография. Людей всегда интересовал способ быстро вести записи. Существуют даже стандарты стенографии, есть алфавит. Вначале я взял учебник стенографии в библиотеке, потом купил в магазине «Научная книга». Смысл в том, что буквы нормального алфавита сложны в написании. Стенография делает их проще. На изучение алфавита хватило одного дня. Через три дня я уже мог стенографировать лекции. Скорость записывания возросла в 4-5 раз. С тех пор прошло 40 лет. Я сразу понял, что Правитель использовал стенографию, но пришлось достать старый учебник, который я сохранил, чтобы вспомнить буквы. Очень напоминает стенография рецепт врача. Подозреваю, что Правитель использовал стенографию, потому что думал быстро, но мог потерять ход мысли из-за медленного записывания её. Это предположение.


Рецензии
Интересно, Александр! И про дефицит и про стенографию.
Заинтриговали. Удалось ли Вам прочесть записи Правителя?

С уважением,

Нина Пручкина 2   12.12.2023 20:41     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Нина! Расшифровка идёт не так быстро. Выручает старый учебник. Некоторые страницы были испачканы в мусорном мешке. Приходится чистить. Хорошо, что Сергей Яковлевич не затребовал перьевую ручку и чернила. Мне очень интересны его мысли. Опубликую и можем обсудить.
С уважением.

Александр Дубовский 2   12.12.2023 21:31   Заявить о нарушении