Японские собаки - Часть 5

(Статья опубликована в журнале "Зоопрайс")

СОБАКИ ЭПОХИ КОФУН
Название периода Кофун (300-538 г.г.) происходит от японского слова «кофун», обозначающего древний могильный курган. Подобные курганы встречаются в Китае и Японии. Период Кофун в общеархеологической типологии соответствует железному веку. Период Кофун является частью периода Ямато, для которого характерно значительное проникновение в Японию достижений китайской цивилизации через страны Корейского полуострова. Для этой эпохи характерно развитие общин под властью единого правителя, являвшегося главой семьи. Для погребения таких правителей и строились монументальные могильные курганы. В период Кофун появилась традиция устанавливать в верхней части могильного кургана в центре по кругу своеобразные полые керамические скульптурные изображения высотой около 0,5-1,5 метра, получивших название «ханива», которые изготавливались на гончарном круге. Самые ранние ханива имели форму полых цилиндров, и вероятно они использовались в качестве светильников. Впоследствии стали изготавливать ханива, изображающие людей, лодки, колесные повозки и дома. Ханива в форме животных, появились с середины V в. Встречаются фигурки, изображающие лошадей, кошек, птиц, рыб и собак. Если ханива в форме дома располагались на самом верху кургана, символизируя, по мнению ученых, перемещение покойника в загробный мир, то фигурки животных размещались на нижних уровнях в определенном порядке и составляли символическую свиту, которая сопровождала душу знатного покойника в ее путешествии в царство мертвых. Все животные, известные в Японии в эпоху Куфун представлены в ханива, однако собаки, как наиболее близкие человеку животные, изображались с особой любовью, даже почтением и некоторой долей жизнерадостного юмора. Цилиндрические фигурки собак V в. отличаются правдивостью, непосредственностью и простотой исполнения. Особенностью фигурок животных, включая собак, характерных для VI в. является их реализм и стремление максимально точно передать отдельные детали: ошейник собаки, стоячие уши, удлиненную морду, даже язык и отсутствие «стопа». Ханива в форме собаки, которые датируются VII в., отличались высокой степенью абстракции, например каждая пара передних и задних ног символически изображалась в форме цилиндра. Несмотря на различия в изготовлении ханив в разные периоды, все изображения имеют общие черты, по которым можно судить о том, что собаки периода Кофун внешне еще мало отличались от собак предыдущей эпохи, когда началось проникновение на Японские острова собак с Корейского полуострова.
Как установил профессор Танабе, доля собак, имеющих эритроциты с высоким содержанием калия, в Японии, Восточной Азии и Европе позволила предположить, что собаки, которые в эпоху Дземон первыми прибыли на Японский архипелаг с юга и севера континентальной Азии, распространились по всей Японии. Далее, прибывшие через Корейский полуостров в эпохи Яёй и Кофун собаки скрестились с собаками, которые являлись потомками первоначально прибывших собак. Потомки, родившиеся от такого скрещивания стали предками большинства японских пород собак, которые существуют в настоящее время. Останки собак эпохи Яёй показали, что собаки эпохи Яёй были немного крупнее, чем собаки эпохи Дзёмон, но продемонстрировали большинство характеристик эпохи Дзёмон. Число же костных останков собак эпохи Кофун слишком невелико. Так как собаки рассмотренных трех периодов имели много сходных черт, то некоторыми исследователями собаки этих периодов рассматриваются совместно под общим названием собак эпохи Дзёмон. Исключение составили собаки, населявшие острова Хоккайдо и Рьюкью. Исследователи предположили, что породы собак хоккайдо и рьюкью являются потомками японских собак старого типа, которых привели в Японию примерно 10-12 тысяч лет назад люди эпохи Дзёмон из юго-востока Азии, а большинство других японских собак являются и собак корейского происхождения являются потомками от скрещивания старотипных японских собак и собак корейского происхождения, которых привели 1700-2300 лет назад мигранты эпохи Яёй, пришедшие через Корейский полуостров.


Рецензии