Крещатик. Фотоателье и фотографы. Очерк 2

        По данным на 1874 год в Киеве в сфере фотографии работало 67 человек, из них- 8 женщин(фотографы,рабочие, ученицы)

       Уже через 20 лет,в 1895 году в Киеве насчитывалось 14 фотоателье, а в 1914 году работало около 70 коммерческих фотографов.
        Треть киевских заведений с табличкой «Фотография» были расположены на Крещатике и в примыкающих кварталах. В них работали ведущие мастера. Их фамилии знал весь Киев. Каждый имел собственный почерк.

Кроме того, в Киеве было 6 магазинов фотопринадлежностей, в том числе:
Гидде Ричарда (Крещатик 5) , Павла Белянкина Крещатик 28) , Полякина (Крещатик 52) , а также «Украинский фотомагазин» И. Г. Коносевича(1911 г.); существовали курсы практической фотографии Бернадского; рабочие фотостудий Киева имели свои профессиональные общества.

       Первые киевские фотографы – это люди ярких судеб, энтузиасты, талантливые мастера своего дела, близкие к творческой  элите Киева.

В 1882 году в журнале «Фотограф» в №7 - филолог, технический и спортивный деятель, учёный в области научно-технической фотографии- Вячеслав Измайлович Срезневский(1849-1937) писал: «Надо приветствовать Киев с таким замечательным успехом в фотографии» - и поздравлял жителей с возможностью сниматься у первоклассных фотографов-портретистов.


ФОТОМАСТЕР ФРАНЦ КАЗИМИРОВИЧ ДЕ МЕЗЕР (1830- 1922)
       
         В декабре 1865 года на углу Крещатика 25 и улицы Прорезной, на первом этаже дома генерала Крылова открыл собственную фотостудию Франц Мезер.
Сначала помещение он взял в аренду, но достаточно быстро окупил все затраты, поскольку фотоателье стало одним из самых известных в Киеве.
        В семидесятые годы его фотостудия находилась в собственном доме на Крещатике 41. Последним адресом  стал дом на Крещатике 27, где студия существовала до закрытия.

        Родился мастер на Волыни. Там же, на Волыни, провел детство и юность. Его дед и отец занимались фарфорово-фаянсовым производством,а их фабрика была известна в Европе своими изделиями: каминами, посудой, кафелем.
С детства увлекшись рисованием, Франц отправился в Вену, где обучался живописи в Академии искусств.
В 1852 году молодой художник приехал в Киев, где был принят учителем рисования в Институт благородных девиц. Однако, новое изобразительное средство – фотография – настолько захватило его, что он оставил  преподавательство и превратился в профессионального фотографа.
         
       В фотоателье Мезера можно было заказать не только портретные снимки различных форматов, но и роскошные, оправленные в кожаные переплеты, альбомы, а также альбомы с фотографическими видами Киева.
Франц Казимирович постоянно совершенствовал свое мастерство, что-то изобретал и тут же внедрял в практику. Благодаря этому, мастер добивался столь поразительных результатов, что выполненные им портреты считались верхом совершенства.
         С 1888 года, со дня создания Фотографического Отделения РТО, был его
неизменным членом.

      Популярность заведения была огромной: за три десятилетия работы ателье выполнило 137 800 негативов и около полутора миллионов отпечатков.
         Вся аристократическая верхушка города стремилась сделать у него собственный портрет. На этих заказах маэстро разбогател, зарабатывая до 40 тыс. рублей на год.

        Де Мезер не только фотографировал всю киевскую элиту, но много лет был активным членом Киевского литературно-артистического общества (КЛАО) и подарил ему библиотеку. Дружил с Лесей Украинкой, философами Львом Шестовым и Николаем Бердяевым. Сделал фотографии Николая Лысенко, Михаила Старицкого и Олены Пчилки, актрис В. Зарудной, Сары Бернар, а в 1890 году фотографировал Петра Ильича Чайковского.

Большой знаток и любитель Киева, Де Мезер, как истинный художник, снимал его много и скрупулезно. И зимой, и летом без устали взбирался он на киевские холмы, бродил по берегам Днепра, отыскивая для своих сьемок наилучшие виды. Нередко, ему приходилось пользоваться помощью ассистента, который носил огромную камеру и кассеты к ней.
Фотографа хорошо знали в городе. Особенно извозчики, без которых не обходился ни один уличный кадр. Водители кобыл толпились перед обьективом, и Франц кричал им, чтобы не шевелились, поскольку выдержка была очень длинная. Те, кто на минуту застывал как столб, остались в истории, ну а те, кто не выдерживал, размылись на киевском ветру, превратились в призраков.

Франц де Мезер постоянно участвовал в российских и зарубежных фотовыставках и получал высшие награды.Всего за представленные на фотовыставках работы, получил 6 золотых  и 4 серебряных медали, а также множество почетных дипломов. В том числе, на Всемирной выставке в Париже (1890) его работы были удостоены Большой золотой медали(Grand Prix), а сам фотомастер награждён орденом Почётного легиона и избран членом Национальной академии. Также единственную награду в области фотографии - золотую медаль - получил мастер на Брюссельской выставке. Там же, в Бельгии, он был избран членом «Академии прекрасных (изящных) искусств и науки».

       В 1897 году огромное впечатление на посетителей киевской выставки произвели три больших альбома со снимками размером 24х32, поскольку портреты таких размеров были изготовлены впервые.
        В  Киеве мастер был награжден медалями «За трудолюбие в искусстве» (1879,1888), а также удостоен официального почетного звания «фотограф Киевского университета».

Фотографии киевских пейзажей Франц Казимирович оформлял в роскошные альбомы и дарил членам императорской семье. За альбом с видами Киева император Александр III дважды лично вручал ему золотые часы с цепочкой, его жена - императрица Мария Федоровна — преподнесла ему памятное кольцо, а племянница Александра II, Ольга Константиновна, став женой короля Греции Георга I, удостоила званием «фотограф двора Ее Величества королевы эллинов».

В 1915 году, во время Первой мировой войны, не смотря на то, что Киев стал прифронтовым городом, маэстро отпраздновал 50-летний юбилей своего предприятия.
         В 1918 году в Киев ворвались большевики и объявили фотоаппараты и аксессуары к ним «предметами роскоши, которые подлежат конфискации». К 88-летнему фотохудожнику тоже явились чекисты, изъяли аппаратуру и большинство негативов.

К счастью, благодаря «царским подаркам», уникальные изображения зданий старого Киева, которых сегодня уже нет, сохранились и превратились в бесценное свидетельство истории, Нашей с вами Истории, которую запечатлел замечательный киевский фотограф Франц Казимирович Де Мезер.

ФОТОХУДОЖНИК И ПОЭТ ВЛОДЗИМЕЖ (ВЛАДИМИР) ВИКЕНТЬЕВИЧ ВЫСОЦКИЙ(1846-1894)

        Влодзимеж Высоцкий, или, как его на русский манер, называли Владимир, родился в польской семье, в Волынской губернии. Учился в Житомирской гимназии. В 1863 году принял участие в польском восстании, был исключен из гимназии, аркстован, но вскоре, как несовершеннолетний, отпущен.
          После переезда в Киев, продолжил образование и серьезно увлекся фотографией. В течение восьми лет работал и изучал фотодело в фотоателье Ф. Де Мезера, а в 1873 году - открывает собственное фотоателье.

         Очень скоро 27- летний фотограф, добивается не меньшей известности, чем его учитель, а его фотосалон становится таким же популярным в городе. Уже в первый год существования фирмы Высоцкого, объем продажи его снимков составил 24 тысячи рублей, а в 1890-е годы -достигал 40-50 тыс. рублей на год.
По свидетельству современников, на долю Франца Де Мезера и Влодзимежа Высоцкого в Киеве приходилось более половины всех заказов!

Так же, как Ф. Де Мезер, В. Высоцкий активно участвовал в фотовыставках. Был награждён серебрянными медалями на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве(1882) и на выставке «состязания наук и промышленности» в Брюсселе(1888).
Кроме того, за фотоальбомы для членов императорской семьи, получил звание «Придворный фотограф Ее Императорского Высочества Великой княгини Александры Петровны», назначен официальным фотографом Киевского университета, а также награжден медалью «За трудолюбие в искусстве»

В 1903-1906 годы В. Высоцкий активно участвовал в работе Фотографического отдела при Киевском университете и создании при нем фотографической лаборатории, а в 1893 году был избран заместителем Председателя фотоотдела киевского отделения РТО.Когда в 1896 году члены фотографического отдела организовали систематические курсы теоретической и практической фотографии, проводил со слушателями практические занятия.

      Во время съемки В. Высоцкий одним из первых, стал даже днем использовать электрическое освещение, благодаря чему драгоценные украшения дам и ордена кавалеров блестели еще эффектнее. А поскольку богатые клиенты наряжались к сьемкам дома, мастер высылал к ним карету с тройкой белых лошадей.

       Если Франц Де Мезер - был профессиональный художник, Влодзимеж Высоцкий - не менее, чем фотограф, известен как поэт, представитель «украинской школы» в польской поэзии, и получил известность, как поборник дружбы украинского и польского народов, а его поэмы «Ляшко» (1883) и «Оксана» (1891) – высоко ценили не только польские, но и украинские литераторы Леся Украинка и Иван Яковлевич Франко.
         В частности, И.Франко отмечал: «Произведения брата Влодзимежа являются образцом дружбы друг к другу и взаимного уважения народа Польши и украинского народа. Мы всю историю прожили рядом и надо нам быть братьями и друзьями на все новые времена».
В письме от 13 апреля 1886 года, Иван Франко писал: «Искренне благодарю вас за присылку поэмы В.Высоцкого; некоторые его стихи я знаю и ценю. Будучи в Киеве, наверное, зайду к нему». В письме речь шла о поэме «Ляшко», недавно изданной в Киеве.

И Франко и Леся Украинка неоднократно встречались с Высоцким лично. Известный свадебный снимок Ивана Франко и знаменитая фотография молодой Леси Украинки в веночке - были сделаны в ателье Высоцкого.
Кроме того, у Высоцкого фотографировались: Владимир Антонович, Мария Заньковецкая, И. Карпенко-Карый, Николай Лысенко, Михаил Старицкий, художники Николай Мурашко и Иван Селезнев.
Один из его известных снимков- фотопортрет актрисы Т. Инсаровой (1903) свидетельствует об умении мастера «схватить» момент и зафиксироваты его на пленке: молодая красивая женщина как будто играет роль возле зеркала.

Закончить очерк о замечательном киевском фотохудожнике и поэте Влодзимеже Высоцком мне хочется строками его стихотворения, в которых высказана грусть об уходящей жизни:
«Заалел восток, и сразу
Отлетели грезы ночи, –
Кончен сон… Домой вернуться
Нам пора, мой конь любимый!
А могилы и курганы
Ныне роет плуг железный,
И, как будто задыхаясь,
Паровоз несется мимо.»

ФОТОГРАФ ВИКТОР СЕМЕНОВИЧ ВОЮЦКИЙ(? - 1883)

        Открыл в Киеве фотосалон конце 1850-х годов.
Фотограф Виктор Воюцкий - принадлежал к польскому шляхетскому роду, рассыпавшемуся после Польского восстания 1831 года по всей территории современной Украины. Часть рода осела на Волыни, а его предки через Вильно попали в Киев.
Сведений о нем крайне мало. Известно, что он изучал фотодело по лучшим немецким учебникам фотодела и неоднократно ездил в Петербург на консультации Сперва, его фотография находилась на улице Фундуклеевской (в доме Оциславского), потом сменил несколько адресов, а в середине 1870-х - обосновался на Крещатике.

       Основным видом деятельности фотографа в Киеве являлась портретная павильонная съёмка. Снимал он и «украинские типы», и сценки из сельской жизни.
В начале 1870-х годов В.Воюцкий неоднократно делал фотопортреты писателя Николая Лескова и членов его семьи.

        Наиболее извесные его работы - похороны Тараса Шевченко, которые он вначале снимал 7 мая 1861 года, в Киеве на Подоле, а затем, 21 мая 1861 года - на Чернечей горе возле Канева, где он сфотографировал, как копают могилу Шевченко. В 1894 году, одну из фотографий -«Гроб Т.Г.Шевченко в Киеве у Христорождественской церкви», опубликованную в журнале «Киевская старина», сопроводил воспоминаниями и пояснениями историк Александр Матвеевич Лазаревский.

       В 1867 году Виктор Воюцкий вместе с художником Александром Рудковским выпустили первый в Российской империи фотокалендарь, отмеченный в 1868 году наградой императора Александра II - золотыми часами на цепочке.
         Следующую свою награду Воюцкий получил в 1871 году, о чем свидетельствует надпись на паспарту.

       К сожалению, в 1873 году Воюцкий оставляет Киев и совместно с Баркановым переезжает на Кавказ, где открыл ателье в Кутаиси, а 16 июня 1877 года- уже с другим компаньоном- Феликсом Влодецким - во Владикавказе.
Вот что писал в 1874 году «Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу»: «Фотография Воюцкого и Барканова. Цена карточек туземных костюмов 25 копеек серебром – нераскрашенные и 1 рубль серебром – раскрашенные. У Воюцкого можно купить фотографии с известных знаменитых картин художника Гершельта, сюжеты которых взяты из Кавказской войны. Картины эти стоит купить потому, что они дают о Кавказской войне более ясное понятие, чем многие самые длинные описания. Цена за фото 1,5 – 2 рубля».

В 1883 году Виктор Воюцкий умер и ателье перешло к его вдове, которая в 1885 году продала его. Компаньон Воюцкого - Феликс Влодецкий в 1881 г., в Грозном открыл собственное фотоателье, которое просуществовало вплоть до 1889 г.

 НИКОЛАЙ ФЕОФАНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ (1866 - 1939)

       Родился в Украине. Окончил училище в г. Балта. Затем жил в Киеве, работал заведующим фотографией Николая Уземского.
          В 1898 году совместно с  Георгием Феликсовичем Гаасом, который до того 15 лет учился фотографии у Владимира Высоцкого, открыл фотоателье на Крещатике, 40 в доме купца 2-й гильдии, потомственного почетного гражданина,Петра Александровича Григоровича-Барского(1822-1907).

Позднее Гаас открыл свою фотографию на углу Крещатика и ул.Фундуклеевской, 3, а Козловский  начал снимать местную хронику, в 1906 году открыл кинотеатр «Иллюзион», где демонстрировал собственные киносъемки, например, в 1908 году «Наводнение на Днепре в Киеве 1907 года».

Через несколько лет  Козловский  отправился  работать в Москву, в студию АЛЕКСАНДРА ОСИПОВИЧА ДРАНКОВА (1880-1948), где в 1908 году снял первый русский художественный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), получивший заслуженное признание и впервые, показанный в Киеве в том же году.
          До 1917 года Козловский снял как оператор-постановщик документального и игрового кино около 60 фильмов. Работал на Одесской киностудии, в частности с Александром Довженко над лентой «Сумка дипкурьера».
         После 1917 года работал в кинохронике, а также снял свыше 20 художественных фильмов.
        Автор воспоминаний «Смысл моей жизни».

ФОТОГРАФ ИОСИФ КОРДЫШ(Ioseph Kordysch; 1824 – 1896).

        В 1868 году приехал в Киев и открыл фотографию, как указывалось в справочнике «на Владимирской улице, дом Тамары против Театра», а позже  на Крещатике 45 (1890-1894) и Крещатик 43 (1894-1895). До этого, примерно с 1860 года, владел фотоателье в Каменец-Подольском.
        И. Кордыш был человек многогранный. С 1861 по 1885 года состоял членом французского Общества фотографии, имел почетное звание «Фотограф Киевского Университета» (ему поручали выпускные снимки).

        В 1876 году И. Кордыш по просьбе членов Старой Украинской Громады изготовил фотоальбом с портретами друзей Михаила Драгоманова в связи с отъездом  последнего заграницу. В альбоме текст: «Од щирого товариства. Киiвъ. 1876 р.». В начале альбома портреты, а в конце - 20 больших снимков с видами Киева.
 
         И. Кордыш делал также и стереоскопические снимки. Известно около 35 киевских видов, выполненных  им в середине 1870-х годов. Среди них - очень редкий снимок Триумфальных ворот на Шулявке, снимки Университета и 1-й гимназии, Георгиевской церкви, Владимирской улицы и др.
         Среди его работ есть цветное фото Александровского спуска на Подол (фотохром), где главной стала тема дороги в обрамлении зеленых склонов, очевидно, мастер стремился приблизить фотографию к живописному произведению.

Однако, больше всего фотомастер прославился своими этнографическими фотографиями для «Альбома костюмов России», выполненными совместно фотомастером из местечке Смела Черкасского уезда Киевской губ. ЯКОВОМ КОНДРАТЬЕВИЧЕМ ТЕМНЕНКО, в котором представлены портреты киевлян в национальной одежде, а также вошедшими в «Альбом Малороссии» (1895), где были представлены народные типы и физиономии, в частности: крестьяне на базаре в Киеве, слепые музыканты, охотники. За эти работы Кордыш был избран членом Юго-Западного отделения Русского географического общества.

        У Кордыша фотографировались: композитор Николай Лысенко, историк Николай Костомаров, писатель Иван Нечуй-Левицкий (1873).               

  МАСТЕР ФОТОПОРТРЕТОВ ГЕНРИХ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛАЗОВСКИЙ

В 1891 году, на углу Крещатика и ул. Прорезной 4, открыл фотоателье Генрих Лазовский.
        Именно Г. Лазовский стал первым раскрашивать черно-белые фотоснимки, лишь одним ему известным способом, добиваясь стопроцентной передачи реальных цветов в мельчайших деталях. Это, конечно, производило неизгладимое впечатление на современников. Уже через шесть лет в его студии находилось 13200 негативов.

В конце 1890-х годов, Генрих Лазовский выпустил альбом из 24 фотографий «Киевский Владимирский собор» с изображением недавно возведенного храма и его замечательных росписей.В альбоме были представлены росписи Васнецова и Нестерова. Причем стоил альбом в тисненой папке всего 3 рубля.

Лазовский создал серию портретов выдающегося актера театра Соловцова —Т. О. Чужбинова в его лучших ролях.

       Не раз Генрих Лазовский получал подарки от царской семьи. Так, за фотоальбом о Волынских маневров 1890 года, мастер получил от императора Александра III перстень с бриллиантом, а в 1896 году, за альбом фотоснимков, сделанных во время коронационных торжеств Николая II – медаль на Андреевской ленте от нового императора.

          В 1889 году - удостоин награды на Всероссийской Выставке в Москве.

        Но главным достижением Генриха Лазовского стало использование искусственного освещения при дневном свете для фотопортретов. За это изобретение Парижская академия присудила ему Большую золотую медаль и Диплом почетного члена, а Академия изобретателей – Почетный диплом. Мало кто из фотографов мира был удостоен такой чести!

 ФОТОГРАФ ФЕДОР ЛЕВДИК (?- 1866)

В 1851 году, на углу Крещатика, 58 и Бибиковского б-ра(теперь б-р Т.Шевченко) открыл фотографию ученик фотографа, друга и соученика Т. Шевченко по Петербургской Академии Художеств Ивана Васильевича Гудовского (?-1860)- Федор Левдик.
          В 1866 году газета «Киевский Телеграф» называла его «самым знаменитым фотографом», а его мастерскую — лучшей в городе.

        Федор Левдик является автором портрета молодой женщины с ребенком на руках — будущим художником Михаилом Яровым, которому на момент съемки не было и года (1864). Взгляд матери направленный не в камеру, как обычно, а на непоседливого малыша в забавной позе. Естественность сцены передает теплоту и искренность чувств.

       Умер Левдик в 1866 году от паралича сердца. В городе смерть его приписывали вредности и ядовитости фотографической работы. Его Фотография перешла к брату- М.И. Левдику, но вскоре была закрыта.

ФОТОГРАФ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ПАСТЕРНАК

В 1869 году основал на Крещатике 5 (в доме Иосифа Завадского) фотостудию Николай Пастернак. Позднее, в 1890-1894 годы – его салон (или ещё один?) находился в Михайловском переулке, 44 на углу ул. Софиевской, а в 1891 – 1895 годы в Михайловском переулке 14.

        Как и многие другие фотомастера, Пастернак специализировался на видах Киева. Среди его работ, специалисты отмечают: деревянную беседку в Царском саду, памятник графу Алексею Алексеевичу Бобринскому, вид Крещатицкой площади с Софиевской улицы и с противоположного стороны, ул.Крещатик от Фундуклеевской улицы.
         Кроме того, им был выпущен в кожаном переплете фотоальбом, посвященный киевскому реальному училищу, включавший 13 фотографий.

           Не ограничиваясь продажей снимков у себя в мастерской, фотограф организовывал продажу на двух открытых лотках на Крещатике.

          Стараясь сделать свои альбомы более дешевыми, фотограф изготовливал их визитного формата из недорогих материалов, возможно поэтому они выглядят более простыми и грубыми,
В тоже время, у него есть красивый альбом из черного бархата с золотым тиснением, который включает 30 снимков.Возможно, именно за этот альбом с видами города, в 1885 году «Государь Наследник Цесаревич (будущий Николай II) соизволил пожаловать киевскому фотографу золотой перстень, украшенный драгоценными каменьями»

        Последнее упоминание о фотосалоне Пастернака встречается в «Путеводителе по Киеву» В.Д. Бублика за 1897 год.

   ФОТОГРАФ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ УЗЕМСКИЙ(Ouzemsky ; 1858-?)

В 1892 году, на Крещатике 43 (в доме Верхловского) открыл фотоателье купец 2-й гильдии  Николай Уземский .
        Николай родился в 1858 году в Одессе. Его отец - Александр Лукич Уземский (1822 - ?), уроженец Свирского уезда Киевской губернии, служил аптекарским помощником.
Стоит отметить, что до этого Н. Уземский восемь лет был управителем фотоустановки у В. Высоцкого.

        Николай Уземский вошел в историю киевской фотографии не только своими многочисленными снимками фабрик и заводов, но, прежде всего, как автор портретов на матовой бумаге, которые выделялись как по размеру, так и по качеству исполнения.

         О популярности фотоателье Н. Уземского говорит такой факт: если в год открытия, у мастера было только двое служащих, то спустя четыре года, в 1897 – более двадцати.
Особенно известен его портрет «маленького Гамлета» – мальчика, одетого в костюм Гамлета. Фотограф сумел помочь своей юной фотомодели принять позу принца Датского и придать лицу соответствующее выражение.

        Кроме того, он выполнил портрет артиста П.К. Саксаганского в роли Голохвастова.

         В ателье Н. Уземского овладевал мастерством фотографа один из первых российских профессиональных кинооператоров Николай Феофилович Козловский.

     Первый российский кинооператор АЛЬФРЕД КОНСТАНТИНОВИЧ ФЕДЕЦКИЙ (1857-1902).
           Ро­дился в Житомире в польскои; семье.
           С 1880 года, после окончания Венского фотографического института при Королевской академии искусств, и до 1886 года стажировался в фотоателье В.Высоцкого. Распознав огромный творческий потенциал в начинающем, но очень талантливом фотографе, Высоцкий назначил Федецкого управляющим своей мастерской, а вскоре доверил ему фотографировать «высочайших особ», гостивших у Великой Княгини Александры Петровны в Киеве.
         За шесть лет работы у В. Высоцкого Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот, а его имя стало известно не только рядовым киевлянам, но и мастерам киевской сцены, и представителям «высшего света».
Экспериментировал в об­ласти рельефнои;, цветнои;, стереоскопическои; фотографии;.
         Высоко оценивали талант Федецкого композитор П. И. Чайковский и выдающийся художник-маринист И. К. Айвазовский.

        В 1886 году Федецкий переезжает в Харьков, где открывает собственное фотоателье.
Будучи человеком творческим и увлеченным, Федецкий живо интересовался различными техническими изобретениями. После ознакомления с каким-либо оригинальным нововведением пытался освоить и применить новинку к своему любимому искусству — «светописи». Федецкий одним из первых в России осуществил рентгеновскую фотосъемку, экспериментировал в области звукозаписи. Освоил технологию цветной, стереоскопической и рельефной фотографии, а также различные методы нанесения фотоизображения на ткань, эмаль и фарфор. Изобрел новый способ фотографического производства, который позволял очень тонко имитировать офорт-гравюру на цветном металле с рисунком, протравленным кислотой.
         В сентябре 1896 года, вернувшись из очередной заграничной поездки, Федецкий разместил в харьковской прессе два объявления о приобретении им съемочного киноаппарата: «Федецкий А. К. — фотограф Ее Императорского Величества вернулся из заграничной поездки, где приобрел навыки кинетографической съемки (120 снимков в течение 1 секунды)». «А. К. Федецкий — фотограф Ее Императорского Величества. Честь имеет известить, что, возвратившись из заграничной поездки, рекомендует новоизобретенные кинетографические съемки, посредством приобретенного им самой лучшей системы кинетографа, делающего 120 съемок в течение 1 секунды. При этом приобретено им исключительное право на изготовление для продажи в России пленок негативно-позитивных с разными видами для хронофотографа Демени».

         Таким образом, как справедливо отметила – историк, письменница, автора книг и статей о Киев, Заслуженный работник культуры Украины, лауреат премии «Украинская книга года 2014» в номинации «За весомый вклад в развитие украиноведения»- ОЛЬГА НИКОЛАЕВНЫ ДРУГ: «Именно в Киеве был создан первый календарь, в Киеве впервые начали делать цветные фото, в Киеве появились съемки при электрическом освещении.»
        Но, пожалуй, не менее важно для нас то, что киевские фотомастера оставили нам сотни фотографий, хранящих визуальный образ города рубежа XIX–ХХ вв.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.Dmytro Babyuk «Фотографії Йосипа Кордиша»
 https://dmytro-babyuk.livejournal.com/664.html
2.Виталий Ковалинский «Привет из Киева» 3.Иван Чирикалов «История Киевской Фотографии: как все начиналось» https://inlight.com.ua/blog/archives/2542


Рецензии