Киномифы. Аста Нильсен- женщина вамп

      Друзья! Давайте представим, что повествование наше – это закадровый текст к телепередаче о зарождении киноискусства и  его  выдающихся актерах. Видеоряд  будет зависеть от Вашей фантазии, но, конечно,  и с моей помощью.
 Итак, мотор! Съемка!
     В начале ХХ века киноискусство делало первые шаги. Занятная техническая новинка,  зрелище ярмарочных балаганов. Его так и называли в то время  -«ярмарочным». Владельцы киноаппаратов снимали какое-нибудь скромное помещение и, на свой страх и риск, показывали подряд несколько короткометражных лент, снятых ими же самими. О качестве  этих показов не стоит и говорить.  Безымянные  актеры разыгрывали сцены ревности. Дамы закатывали глаза,  в отчаянии  заламывали руки, а «злодеи» кидались с  ножом на их любовников!
*****************************************************
   ВИДЕОРЯД. Кадры  старого немого кино.
**********************************************************
     Со временем в Европе и Америке были основаны солидные кинокомпании, выстроены студии. Кинематограф становился перспективной отраслью мировой развлекательной индустрии. Но чтобы завоевать широкий рынок, фильмы должны были подняться над уровнем вульгарных развлечений. В 1907 году во Франции создали студию «Фильм д, Ар», кино сочли достойным  больших тем, началась эпоха экранизаций.
Но интересно, что известные драматические актеры не спешили соглашаться на предложения кинопредпринимателей, считая, что это несерьезное искусство. К слову, если бы они знали, что  это «несерьезное» искусство  ждет такое великое  будущее.
  Актрисы Сара Бернар, ее «соперница» Габриель Режан, Элеонора Дузе,  к примеру,  царили в театре в своих коронных ролях:  Режан в «Мадам Сан-Жен», Бернар в «Даме с камелиями», то есть в разных ролях,  а кинематограф предполагал, что  личность актера должна отделиться от роли.    Известный комик  Макс Линдер, кстати, учитель Чарли Чаплина,  представлял только это одно амплуа, а Чаплин за 1914 год снявший  более 30-ти  картин, был всегда актером одной маски, то есть самого себя.
*********************************************************
ВИДЕОРЯД .   Фрагменты из фильмов Чарли Чаплина
*********************************************************   
   Со временем, впервые во Франции, театральные актеры согласились сниматься на парижской  кинофабрике «Фильм д,Ар» («Художественный фильм»). Дирекция пригласила актеров театра «Французской комедии», или, как его называют в Париже, «Дома Мольера», и театра «Одеон». Первые  фильмы в исполнении  ведущих актеров этих театров: «Арлезианка» и «Убийство герцога де Гиза»  имели исключительный успех и долго не сходили с  экранов. 
 Героиня нашей «передачи», актриса Аста Нильсен,  ее еще называли Датская Дузе,  была первой актрисой, постигшей специфику кино, порвавшей  с театральными приемами. Она поняла главное, что камера способна улавливать самые незначительные перемены в выражении лица, движениях души, что самая малая фальшь  может все испортить. Киноактер  должен уметь передать эмоции без театрального нажима.  Имеется в виду не наигрывание театрального актера, но специфика киноискусства.
    Дуглас Фербенкс, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш , Аста Нильсен  и еще кое-кто из великих артистов оставались всегда одними и теми же. Они не играли ролей. Они во всех ролях играли самих себя. Аста Нильсен вошла в кинематограф стремительно и без особой подготовки. Но найдя оригинальное «свое лицо» в  искусстве кино, она вызвала во всем мире волну подражаний и ввела в моду тип «роковой женщины», «женщины-вамп». Тип демонической, фатальной женщины- загадочной и греховной, страстной, своевольной, имеющей власть над мужчинами и приносящей несчастья, проходит через всю литературу ХIХ века.   О таких женщинах писали Гюго и Жорж Санд, Ибсен  и Достоевский. Но и в ХХ веке зрительницы находили в ней  черты, созвучные эпохе: трагическую пластику, горящие глаза, нервные линии худой фигуры. Маска вдруг ожила, приобрела  современные черты.
ВИДЕОРЯД. ПОРТРЕТЫ АСТЫ НИЛЬСЕН
 
    Правда, сама актриса считала, что зрителей просто  привлекала жизненность ее образов, «горькая правда»  женских судеб, разных, но таких похожих.
 Актриса рассказывала не о социальных драмах, а о трагедиях души, об омуте  страстей. Все ее фильмы были вариантами одной судьбы. На преступления, самоубийства, словом в бездну, всегда толкала ее героинь любовь: женщина, зажигавшая сердца своим одухотворенным эротизмом, сама же становилась его жертвой. Об Асте Нильсен восторженно отзывались многие критики и ценители нового искусства. Французский писатель, поэт и художественный критик Гийом Аполинер писал о Нильсен: « Когда в ее глазах сверкает ненависть, мы сжимаем кулаки; когда она распахивает их, нам кажется, что светят звезды».
**********************************************************
ВИДЕОРЯД. Фильмы Асты  Нильсен: «Дора Брандес», «Фрекен Юлия»,»Гамлет»,  «Дух земли», «Дом уморя», «Гедда Габлер».
*********************************************************
  Сама актриса относилась к отзывам критиков, отмечавших ее необыкновенную красоту, с юмором, но напрасно, так как видимо  и в этом, помимо ее таланта  заключался некий знак успеха. Как причина ее необыкновенной популярности . Впоследствии, когда самой популярной  звездой в мире стала  Грета Гарбо , критики, анализируя истоки ее славы отмечали, что неплохая актриса Гарбо завоевала популярность именно благодаря своей красоте. Что в красоте женщины заключается определенное  душевное состояние.
    Миф Асты Нильсен, Греты Гарбо, Мэрилин Монро, Марлен Дитрих занимают особое место в явлениях культуры.
******************************************************
ВИДЕОРЯД. Портреты этих красавиц – актрис.
     Настало время появления звукового кино. Первые опыты нельзя было назвать удачными. Неумелые попытки соединить достижения немого кино в области зрительного изображения  со словом и звуком  вначале  разочаровывали. Слово не могло поспеть за быстро сменяющимися  кадрами. В своей книге «Безмолвная муза» Аста Нильсен вспоминала, что только  гениальный  французский  кинорежиссер 20-х, 30-х годов Рене Клер сумел слить звук и зрительный образ в единое художественное целое. Он постиг секрет, как из музыки и речи создать сплав, единый ритм которого звучит как пленительная симфония.
    Правда, несколько раннее  владелец  кинофабрики в Бельвиле , некий Гомон стал выпускать маленькие фильмы, метражом не более 100 метров каждый, под названием «говорящий фильм». В этих картинах  в большинстве случаев  снимались певцы, исполнявшие отрывки из опер и романсы. Сначала песня записывалась на граммофонную  пластинку. Потом пластинку пускали одновременно со съемочным аппаратом, и певец старался петь, артикулируя одновременно с граммофонной записью. Пластинка  имела свой  «сигнал», условный звук, под который должен был начать работу  проекционный аппарат. Таким образом достигалось некое подобие синхронности.
ВИДЕОРЯД. В кадре граммофон, крутится пластинка…
  Тем временем звуковое кино все больше отвоевывало свои права, доставляя одним актерам радость, другим-разочарование и, как оказывалось,  профессиональную  непригодность. Например, сознание того,  что в немом кино  слов не слышно, часто увлекало актеров на ложный путь преувеличений в игре, в результате получалось кривляние, которое при крупном плане  совершенно убивало всякую иллюзию. К счастью,  некоторые актеры сообразили, что в кино, как в любом  искусстве, без внутренней самоотдачи все усилия будут тщетны и ни к чему хорошему не приведут.  А в звуковом кино добавились еще и  сложности с дикцией, акцентом, голосом, так  случалось, что голоса оказывались нерадиофоничными. Тем более,  при несовершенстве  тогдашних звукозаписывающих устройств.
          В немом кино  разноязыкость исполнителей не имела значения, и режиссер мог выбирать тех актеров, чья индивидуальность казалась ему наиболее подходящей для задуманного им образа. Он мог черпать поистине в «мировом масштабе» из огромной интернациональной армии киноактеров. Для немого кино не существовало границ. В такой же степени это относилось и к прокату русских фильмов  за границей.     Звук отнял у кино  одно из самых сильных его свойств – его международность. Как портили впечатление слова, произнесенные на чужом непонятном языке, или неясные, неразборчивые титры внизу экрана, закрывающие белыми буквами часть кадра.
      Аста Нильсен, роковая женщина, женщина-вамп,-героиня немых мелодрам,  естественно, понимая всю ценность кинематографических новшеств, не увидела себя  в роли актрисы звукового кино, и в начале тридцатых годов обратилась в своем творчестве к театру. Режиссер  берлинского драматического театра Рейнхардт пригласил Асту Нильсен на главную роль в пьесе Шелдона «Романтика». А затем она сыграла роль Маргариты Готье  в известной пьесе «Дама с камелиями». В этих ролях она имела не меньший успех, чем в своих киношедеврах. 
    Книгу «Безмолвная муза» актриса заканчивает признанием, что отказавшись от публичных выступлений, она  нашла   выход в не менее интересном занятии- в живописи. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем.
   «Так жизнь после множества чудесных событий и некоторых бурь  стала гармоничной; кому дано слышать музыку тишины, тот услышит симфонию небывалой красоты».
Видеоряд.  Картины Асты Нильсен
  Музыка. Финальные титры.   
   
 


Рецензии