Глава двадцать третья

Констанция стояла на парапете, наблюдая за дорогой; за спиной её, на востоке, занимался рассвет. Тем не менее, ум барсучихи занимали другие проблемы. Суетливо, вместе с прихрамывающим у него за спиной Базилем, прибежал аббат. Оба выглядели крайне озабоченными.
- Ты не видела Маттиаса? - спросил аббат. - Он исчез из палаты ещё вчера днём!
Базилю, казалось, было довольно-таки стыдно - это было написано у него на морде.
- Боюсь, это всё - моя вина... Нужно было присматривать за этим маленьким паршивцем! Нам придётся организовать ещё одну поисковую партию.
- Нет времени! - огрызнулась барсучиха. - Смотри!
На дороге внизу, вдалеке, поднималась огромная туча пыли. Все трое принюхались к слабому ветерку. Ошибки быть не могло. На Рэдволл надвигалась армия Клуни!
- Нам нужны все возможные защитники, - пробормотала Констанс. - Нет нужды сеять панику, но это выглядит, как полномасштабное нападение. Предупреждение лиса оказалось правдой.
Послали за белочкой Джесс, выдрой Уинифрид, кротом Формоулом и ёжиком Амвросием Спайком. Вместе они перегнулись через парапет, наблюдая, как приближается облако пыли. Уже была слышна барабанная дробь, и можно было различить отдельных крыс.
- Они идут прямо на нас, - мрачно сказала Джесс. - Всем защитникам лучше занять боевые позиции.
По поданному сигналу Джон по прозвищу Церковная Крыса начал бить в колокол Джозеф Белл, предупреждая о нападении. По всему аббатству, включая и его приделы, животные перестали выполнять свою работу. Подобрав лежащее рядом с ними оружие, они собрались в указанных местах, ожидая дальнейших приказаний.


Клуни помахал своим штандартом над крапчатой от падающего на неё солнечного света, поднимающейся над дорогой пылью. Постепенно орда остановилась. Прикрыв свой глаз от солнца, он уставился вверх, на стены.
- Сдавайтесь Клуни-Карателю! - резко прорычал он.
- Иди, засунь голову в кипяток, крыса! - последовал грубый ответ Констанс.
Клуни отошёл на шаг назад, и штандарт его "нырнул" вниз. Два десятка крыс-пращников (1) побежали вперёд, размахивая своим набитым камнями оружием. Крича леденящим кровь военным криком, они выпустили град камней на валы. Прогрохотав по стене и не причинив ей никакого вреда, камни упали на дорогу.
Клуни выругался про себя. Из-за всей этой показухи и из-за того, что он хвастался силой и властью, он сделал стратегическую ошибку! В глаза его армии било солнце!
У защитников аббатства было преимущество. Это стало ясно вскоре, когда взвод выдр на валах открыл грохочущую стрельбу тяжёлыми булыжниками. Авангард орды пришёл в смятение; когда камни попали в цель, раздались крики мучительной боли. Один камень попал в шлем Клуни.
- Назад в канаву и на луг! Не попадайтесь им на глаза! - Клуни делал всё, что было в его силах, чтобы голос его звучал ровно. Когда армия отступила в безопасное место, он ушёл последним, стараясь идти медленно, как если бы всё шло так, как он запланировал.
Четыре крысы лежали у стены мёртвыми, а барабан Киллкони стоял без присмотра посреди дороги. Заяц Олень Базиль холодно принюхался.
- Не очень хорошо организованная вылазка для непобедимой орды. Наши друзья сдули паруса, не так ли?
- Харр! Они должны ждать, пока солнце движется вокруг! - вымолвил Формоул.
- Но не должны мы! - закричала Джесс. - Приведите лучников! Давайте дадим этим разбойникам в канаве кое о чём подумать!


Выбравшись в безопасное место на лугу, Киллкони попытался смягчить нрав Клуни.
- Ах, какой же это хитрый старый Ваш манёвр - усыпить их бдительность ложным чувством безопасности! Заставить их думать, что они выигрывают... вот это игра!
Неожиданно Киллкони получил удар по голове штандартом - то была его награда за лесть в неположенное время.
- Заткнись, хорёк! - кисло сказал Клуни. - Сооруди мне что-нибудь вроде командного поста; и пусть его поставят здесь. Чизтиф, где банда с тараном?
- Уже на подходе, шеф! - отозвался Чизтиф, убегая, чтобы узнать, куда делись те, кто нёс таран.


Вскоре после этого мыши-лучники, в мирное время бывшие жнецами, изогнув свои луки, пустили маленькие стрелы с заострёнными наконечниками, нацелив их в канаву. Эти стрелы, поддержанные более толстыми и крепкими стрелами мышей-полёвок и пращами выдр, нанесли много ран и причинили тем, кто собирался напасть на мышей, величайшее неудобство - тем, что пригвоздили значительное количество крыс к земле. Боевой, равно как и моральный дух нападающих, упал, поскольку Клуни приказал, чтобы до послеполуденного времени никто никакого нападения на аббатство и возмездия мышам не осуществлял.


Белочка Джесс быстро спустилась по верёвке вниз, на дорогу. Обвязав конец верёвки вокруг старой водяной бочки, что служила хорьку барабаном, она прыгнула вовнутрь, крикнув в направлении парапета:
- Констанс, вытаскивай!
В могучих лапах Констанс бочка достаточно быстро взлетела вверх. Джесс была абсолютно довольна собой. На этот барабан у неё были свои планы - чтобы победить крыс.
Засунув подмышку офицерскую тросточку, по парапету прогуливался Заяц Олень Базиль. Он завертелся вокруг белочки, которая катила бочку рядом с собой. Сохраняя приличествующее своему рангу достоинство, Базиль постоянно отдавал приказы:
- Мыши, огонь! Выдры, цельсь! Есть здесь кроты? Спуститесь под землю и рапортуйте Формоулу - немедленно!
Повязку с ноги заяц снял. Теперь, когда он вернулся к активной службе, его "честная боевая рана" была совершенно забыта.


Тем временем на лугу, погрузившись в тягостные размышления, под импровизированным тентом сидел Клуни. Торопливо прибежал Чизтиф, подгоняя тех, кто нёс таран. Надеясь попасть к Клуни в любимчики, он встал во главе колонны, помогая им нести этот громоздкий предмет.
- Давайте, друзья! - закричал он. - Давайте постучим в дверь аббатства!
Преодолев канаву, крысы поспешили через дорогу. Как только они прошли некую определённую точку, образовался угол, с которого защитникам аббатства, находящимся на стене, было трудно открывать по ним огонь.
Ударившись о дверь сторожки, массивный таран вздрогнул. Пока Чизтиф выкрикивал поощрения, таранщики отбежали чуть-чуть назад и ударили в дверь снова.
Оттого, что, хотя бы для разнообразия, всё наконец-то пошло, как положено, Клуни воодушевился. Похоже, в Чизтифе было нечто большее, чем он думал поначалу.
Таран ударился в дверь в третий раз. Теперь всех стоящих на стене зверей стало полностью видно, - они отвечали таранщикам огнём. Клуни вызвал лучших своих пращников и лучников, приказав им перестрелять всех защитников аббатства. К счастью для него, солнце начинало уходить к югу, и выдры и мыши на валах были ясно видны.
Жертвми лучников Клуни стало бесчисленное количество животных, и это вынудило защитников упасть под парапет. Таран продолжал бить, хотя на крепкой, надёжной конструкции это пока ещё никак не отразилось. Град пущенных со стены метательных снарядов ослабел, дав орде Клуни шанс сбежать из канавы в относительную безопасность луга.
Военачальник был очень удовлетворён этой ситуацией. Он подозвал к себе Киллкони.
- Ну, вот, - это уже на что-то похоже, хорёк! Хорошо, давай сюда туннельщиков! Собирай своих ласок, горностаев и хорьков. Поведи их снова вдоль канавы на юго-восточный угол стены аббатства. Когда стемнеет, я дам тебе сигнал, и ты сможешь начать двигаться по туннелю сквозь стену, рядом с которой находится канава, через дорогу и под стеной аббатства; это ясно?
Киллкони чётко отсалютовал.
- Конечно; так же ясно, как утренняя роса, Ваш; Честь!
Намереваясь сохранить своё нынешнее хорошее настроение, Клуни закрыл свой единственный глаз.
- Тогда иди, и на этот раз постарайся всё сделать правильно!


Битва спорадически (2) продолжалась весь день, который незаметно перешёл в вечер. Те, кому приказано было носить таран, продолжали нападать, но каким-то образом огромная дверь выдерживала все их атаки. Когда угасли последние остатки сумерек, Констанс собрала командиров на совет. В темноте они присели за парапетом на корточки, пока Констанс излагала ситуацию.
- Послушайте, сейчас у нас всё в порядке; но рано или поздно нам нужно будет что-то сделать с тараном. У кого-нибудь есть хорошие идеи? Я открыта для разумных предложений.
Чуть ниже того места, где они находились, таран продолжал безжалостно долбить в дверь. Амвросий Спайк отрапортовал о незначительном расщеплении верхних краешков на внутренней части двери, однако земляные укрепления выдерживали. Формоул заверил их, что любая попытка прорыть туннель займёт по меньшей мере несколько дней, прежде чем признаки этого станут заметны. Тем временем он сам и его кроты осторожно наблюдали за почвой на земле аббатства.
Пока длилась эта, продолжающаяся целый день, битва, животные, которые не были вовлечены в бой напрямую, были заняты тоже. Отец аббат ухаживал за ранеными в Большом Холле, Монах Хьюго то и дело посылал Корнфлауэр и её помощников на валы - бегать туда-сюда с едой и питьём. Миссис Чёрчмаус (3) и миссис Полёвка делали из старых чистых простыней бинты. Молчаливого Сэма оставили с Тимом и Тесс - близнецами семьи Чёрчмаус. Он играл с малышами до тех пор, пока они не заснули прямо в куче бинтов.
Сэм хотел подняться наверх, на стену, но родители запретили ему это делать. Выскользнув из Большого Холла, он немного послонялся туда-сюда, потом приставил ушко к земле и вместе с кротами стал прислушиваться. Но вскоре это ему наскучило. Сэм воткнул в землю свой крохотный кинжал, представляя, что из воображаемых туннелей выскакивают крысы. Через некоторое время он прибрёл к стене и сел там, разделив еду с белочкой Джесс. Знаками маленький бельчонок спросил у матери, для чего ей понадобилась большая бочка.
Посадив своего маленького сына на колени, Джесс стала объяснять. У неё возникла мысль, что бочку, чем-нибудь наполненную, можно уронить на таранщиков. Однако в том, чем можно было бы её наполнить, чтобы всё сработало как можно лучше, белочка была не слишком уверена.
Сэм спрыгнул с материнских коленей вниз. Бочка лежала на боку. Он запрыгнул на неё и стал по ней перемещаться, очень искусно перекатывая её ступнями. И всё это время бельчонок усиленно сосал свою лапу, пытаясь придумать, как он мог бы помочь.


Банда, которой приказано было рыть туннели, расслаблялась, опершись на края канавы. На мшистом кусочке земли во всю длину вытянулся Киллкони.
- Ох, вот это жизнь, я вам скажу! Лучше, чем когда в тебя стреляют. Моя старушка-мать всегда говорила: "Найди хорошую работу и держи голову вниз!"
Крадучись в темноте ползком, появился Скамноуз. Он слегка толкнул хорька.
- Клуни говорит, ты можешь начинать рыть сейчас.
Когтем Киллкони начертил на стенке канавы крест.
- Твоя правда! Мы начнём отсюда, хвастуны! А теперь давайте - ройте для победы!


1. Пращник - тот, кто имеет дело с пращой; праща; — гибкое, жёсткое или комбинированное метательное военное или охотничье орудие. Предназначено для метания камней или специально изготовленных пуль (Википедия).

2. Спорадически - непостоянно, периодически, от случая к случаю.

3. Чёрчмаус (Churchmouse) - церковная мышь (крыса) (англ.)


Рецензии
Какой грандиозный штурм:—))) с уважением:—)))удачи в творчестве

Александр Михельман   15.12.2023 18:16     Заявить о нарушении
Да уж - штурм что надо! Но Клуни-то каков, а? Тут же под шумок и смылся - на лугу-то оно побезопаснее будет, как ни крути... а ещё военачальник... Так что, похоже, тот самец крысы, которого он некоторое время назад убил, - насколько я помню, главы три назад это было - по-моему, в двадцатой главе второй части - если Вы это ещё помните, Саша, всё-таки был прав... Ну, только за правду-то чаще всего и платят... сами понимаете, чем... м-да... Вот и он исключением, увы, не стал... Ну, ладно - посмотрим, что дальше будет - там ещё прилично всего намечается - это всё-таки ещё не конец...
Спасибо Вам большое, что у Вас до сих пор есть желание всё это читать... Добра Вам и Удачи, всего самого хорошего; как только я сделаю следующую главу, сразу же Вам сообщу - всё как обычно. С уважением и теплом сердца - Лена

Елена Агата   15.12.2023 19:15   Заявить о нарушении