Кто научит нас свободе?

За нас так часто принимали решения другие, что мы разучились это делать самостоятельно. У нас (у подавляющего большинства) не сформировалась способность к самоорганизации. И, к большому сожалению, современная социальная среда этому совершенно не способствует. Принцип самоорганизации в ней заменён социальной иерархией.

Мы настолько привыкли, что либо нами кто-то управляет, либо мы кем-то управляем, что когда остаемся наедине, просто не знаем, чем себя занять. Отсюда страх одиночества, депрессии, панические атаки и т.д.

Мы не умеем управлять собой, своей жизнью, своим телом, даже элементарно чувствовать и осознавать свои потребности. У многих даже не развита кинестезия – ощущение своего тела, своего физического состояния. Тело начинают чувствовать только тогда, когда оно уже болит – кричит и требует к себе внимания.

И кто теперь научит нас свободе? Не свободе говорить и делать что вздумается (в первую очередь, именно гадости почему-то), а свободе принимать решения, быть здоровым и довольным жизнью?

Я поняла, что учиться надо у природы. Ведь механизм самоорганизации заложен в нас изначально, он универсален для всех живых систем. Надо просто понять его механизм.


Механизм принятия решений

Если убрать все искусственные, придуманные человеком правила, то механизм принятия решений довольно прост:

• Прежде чем совершить какое-либо действие, мы собираем данные (для этого у нас есть органы чувств).

• Затем мы сопоставляем их со своим опытом, со своими внутренними ощущениями.

• И на основе этого принимаем решение и действуем.

Но это только на словах выглядит так долго, в жизни обычно всё это происходит настолько быстро, автоматически, что мы даже не успеваем заметить.

«Обычно» – это когда мы находимся в знакомой, привычной обстановке. Наш опыт – личный и генетический – уже содержит алгоритмы действия в подобной ситуации, и поэтому решение принимается мгновенно.

Но что если условия меняются? Если появляется нечто новое, для чего у нас нет готовых решений? Вот тогда нам приходится включаться в работу осознанно – подключать внимание, мышление. Мы собираем и анализируем данные, строим предположения, просчитываем риски и т.д. Затем мы принимаем решение, действуем и получаем новый опыт – успешный или нет.

В следующий раз в подобной ситуации мы будем знать, как действовать, ну, или знать, как НЕ надо действовать, если опыт был неудачный.

Описанный механизм универсален в природе. Так действует любой живой организм, а не только человек. Для любого живого существа новая обстановка – это испытание (не хочу говорить «стресс» - мне не нравится это слово). Оно заставляет консолидироваться, максимально задействовать резервы, обострять восприятие, осознанность. И эволюция способствовала наилучшему выживанию именно тех существ, которые развивали осознанность, способность принимать решения в новой обстановке. И наибольшего успеха в этом достигли люди.

В какой момент мы свернули не туда?

Развитое мышление и социальность способствовали развитию языка и способов обмена информацией. Теперь мы получили возможность опираться не только на свой, но и на чужой опыт. Помните пословицу: «Умный учится на чужих ошибках, дурак – на своих»?

Прогресс пошел значительно быстрее. Умные люди научились создавать для себя комфортные условия. И речь не только о горячей воде и электричестве, но и о психологическом комфорте – когда не надо включать мозги, принимать сложные решения, когда ты действуешь по привычному алгоритму, совершаешь ежедневно одни и те же заученные движения, получаешь готовые, рафинированные знания, и зачастую без возможности применить их на своём опыте.

Всё это постепенно привело к отрыву от природы, от самих себя, к утрате осознанности и способности принимать самостоятельные решения.

Продолжение следует...


Рецензии
Понятно! Умным людям мозги не нужны.

Радиомир Уткин   18.12.2023 19:09     Заявить о нарушении