Сообщение по Обществознанию - Буддизм в России
Буддизм является одной из важных религиозных традиций, присутствующих в России.
В России буддизм зародился в VII веке на пространствах Бурятии, с тех пор он стал неотъемлемой частью духовной жизни разных регионов нашей страны.
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
Также имеются следы буддизма в эпоху империи чжурчженей Цзинь (1115–1234). В ХV веке при китайской династии Мин в низовьях Амура «на скале Тыр были построены несколько буддийских храмов: храм Юннин-сы в честь бодхисаттвы Гуань-инь (1413 г.) и др.
Исторически Буддизм начал распространяться на территории современной России в XIII веке, когда монгольские завоеватели приняли буддизм во время своего пребывания в Восточной Азии.
Дальний Восток и Сибирь имеют богатую историю взаимодействия с буддизмом, начиная с XIII века, когда буддийская культура и учение пришли из Тибета.
Буддизм в его тибетской форме существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. Наиболее активно буддизм развивался в сибирских регионах, а особенно в Бурятии. В XVII веке туда приехали первые буддийские миссионеры из Тувы и Забайкальского края, которые проповедовали ламайскую форму буддизма. С XVII века тибето-монгольская форма буддизма распространяется и в Бурятии, — сюда его принесли монгольские и тибетские ламы, по-видимому, спасавшиеся от политических событий у себя на родине. Известно, что только в 1712 году в поселения селенгинских бурят прибыло 100 монгольских и 50 тибетских лам.
Важную роль в распространении буддизма в России сыграло строительство Транссибирской железной дороги, что позволило привезти книги, ритуальные предметы и лам, которые помогли создать центры буддийской культуры.
Влияние буддизма стало заметно проявляться среди населения Сибири и Дальнего Востока уже в древние времена. Однако формальное учреждение буддизма в России произошло только в XVIII-XIX веках, когда стали создаваться буддийские монастыри и храмы.
В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это событие считается признанием буддизма одной из государственных религий России.
В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на Земле.
Манифестом Императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма.
В начале XX века началось формирование буддийских общин и хурул, а также создание крупных буддийских храмов.
В 1911 году была основана Пандировская Школа дхармы в Чите, которая стала первым образовательным центром для буддистских монахов в России.
В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось ещё в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трёх тысяч лам и послушников.
В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти всё проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек). Действовало 44 дацана, 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.
В 1921 году была создана Бурятская государственная религиозная академия, что способствовало дальнейшему развитию буддизма в России.
Однако, в период советской власти буддизм, как и другие религии, был подавлен. В 30-е годы, в «пятилетку безбожия» правительство СССР предприняло меры, направленные на борьбу и с буддизмом. К концу 30-х годов с буддизмом в СССР, как одной из официальных религией, было покончено. Частичное возрождение буддизма в СССР началось в 1945 году, после поражения Японии в Советско-японской войне Последующая либерализация религиозной политики властей СССР и РФ позволила российским буддистам различного происхождения выйти из подполья и открыто заниматься религиозной деятельностью. Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-е и в 1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80—90-х годов.
В 1990 году за короткий срок открылось более 10 дацанов и велось строительство ещё нескольких.
В 1991 году после распада СССР, буддизм в России начал свое восстановление и был признан одной из традиционных религий страны. Буддизм в РФ провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.
В 1996 году был принят новый Устав, в соответствии с которым Центральное духовное управление буддистов РФ было переименовано в Буддийскую традиционную Сангху России (БТСР). БТСР является членом Всемирного братства буддистов. БТСР является одной из буддийских общин России, наряду с рядом других.
Российская буддийская ассоциация, основанная в 1996 году, играет ключевую роль в координации и развитии буддийской деятельности в стране.
В России буддизм нашел своих последователей среди народов, населяющих Сибирь и Дальний Восток. Бурятия, Тува, Калмыкия, Забайкальский край — это лишь некоторые регионы, где буддизм является одной из основных религий. В этих регионах существуют многочисленные буддийские монастыри, которые являются не только духовными, но и культурными и образовательными центрами.
В современной России буддистские храмы и центры имеются во многих регионах. Основные регионы, где распространен буддизм - Сибирь, Дальний Восток, Москва и центральные регионы, Поволжье и Урал. Одной из важных региональных особенностей буддизма в России является его популярность на Дальнем Востоке и в Сибири. Здесь сосредоточена значительная часть буддийской общины РФ.
Каждый регион имеет свои особенности в практике и учении буддизма.
Буддизм в России имеет свою характеристику и особенности. Например, буддийские храмы в России именуются дацанами, и они отличаются своей архитектурой и дизайном. В российском буддизме приняты особые обряды и религиозные обряды, сочетающие элементы местной культуры и традиций с буддийской философией. Кроме того, буддизм в России активно развивает образовательные и культурные программы. В дацанах и буддийских учебных центрах проводятся различные курсы, лекции и мероприятия для сторонников и интересующихся.
Современный буддизм в РФ представлен различными буддийскими традициями, включая тибетский буддизм, махаяну и ваджраяну, в том числе японский дзэн, корейский сон и практически все школы тибетского буддизма. Большинство верующих в этих регионах следуют тибетскому буддизму, в том числе его различным школам, таким как гелугпа, кагью или ньингма.
Дзен (чань-буддизм), как прежде всего эстетическое направление, стал популярен уже к середине 70-х годов, особенно в кругах интеллигенции, ленинградской и московской. В настоящее время число последователей дзэн в России очень невелико, как и число общин дзэн. В то же время воздействие дзэн в культурных и идейных сферах в некоторых случаях заметно.
Одной из особенностей буддизма в России является его смешение с местными культурами и традициями. Например, в Калмыкии буддийские обряды совмещаются с шаманской практикой, а в Бурятии многие буддисты исповедуют также традиционные шаманские обряды. Это свидетельствует о том, что буддизм в России адаптировался к местным условиям и нашел свое уникальное проявление в каждом регионе. Буддизм пришел на территорию России из соседних восточных стран, таких как Китай, Монголия и Тибет.
Таким образом, буддизм играет важную роль в российском религиозном и культурном многообразии. Буддизм в России оказывает значительное влияние на жизнь людей. Он привлекает своих сторонников и адаптирован к местным традициям, повышая духовность и гармонию в жизни людей в России.
Свидетельство о публикации №223122000666
Познавательно! Как человек далекий от буддизма, но симпатизирующий, узнал много нового. Даже сделаю закладку на эту статью.
В литературном плане статья похожа на студенческую курсовую работу по религиоведению. Я бы поставил 4 с минусом (или 3 с плюсом). Очень много повторений одной и той же информации.
Понятное дело, что копипастили из различных источников, пытаясь сделать что-то цельное. Но лучше сортировать и избавляться от дублей.
С уважением,
Максим Катеринич 20.12.2023 12:34 Заявить о нарушении