Стэнли Кубрик Фильм С широко закрытыми глазами

        Стэнли Кубрик Фильм « С широко закрытыми глазами» 1999г.
                Отзыв  зрителя 

Когда вышел фильм американского режиссёра СтЭнли Кубрика   «С широко закрытыми глазами», критика оценила его по-разному. Одни критики  с восторгом отзывались о нём, как об  эротическом фильме всех времён и народов, другие с раздражением писали, что кино получилось медлительным и тягучим, местами вычурным и даже неестественным.  Третьи обвиняли режиссёра в создании   порнофильма, а кому-то не хватало в этом фильме  эротики.  Я, просмотрев фильм, подумала сначала, что это порнофильм. Но всё-таки недоумевала, если это  так, то как объяснить гротеск в сцене оргии?  Стала размышлять.

     Я  не сразу осознала, что этот талантливый фильм Стенли Кубрика  создан с позиции христианской морали. Стенли Кубрик размышляет о христианском понимании брака как духовно-телесного единения, и беспощадно осуждает тех, кто разрушает   его изменой в мыслях, словах, делах, предаваясь блуду и разврату, забыв одну из заповедей Бога: «Не прелюбодействуй».

   В фильме С. Кубрик   исследует различные аспекты сексуальных отношений, о которых  Зигмунд Фрейд  писал, что «в сексуальности  соединяется наиболее возвышенное и самое низменное». С.Кубрик сосредоточил своё внимание на самом низменном в сексуальных отношениях.

  Меня, как зрителя, воспитанного на традициях русской культуры,  некоторые  откровенные сексуальные сцены фильма шокировали.
   
    И всё-таки, чтобы понять авторский замысел, я стала пересматривать отдельные эпизоды фильма, вглядываясь в интерьеры, расшифровывая образы-символы, вслушиваясь в диалоги героев. Пересматривала сцены сексуальной одиссеи главного героя.

   Мне кажется, что Стенли Кубрик соединил в своём фильме трагедию и фарс и в гротескной форме изобразил американскую элиту.

 Сам режиссер назвал фильм «С широко закрытыми глазами» –«фильмом террора» против блуда. А любой террор  связан с ужасом, расправой, запугиванием.
Хочется начать разговор со стилистики фильма, она очень сложна, нередко не понятна мне. Критики рассуждают о сюрреализме, фантасмагории фильма. Я постараюсь проиллюстрировать  только  те фрагменты фильма, которые мне реалистично  объясняют  позицию автора. 

   Начну с образов -символов фильма, которые присутствуют  в нескольких  сценах: восьмигранной звезде и рождественской ёлке. 
   Восьмигранная звезда – символ  богини разврата, блуда, покровительницы проституции в древней, шумерской мифологии. 
  В  дом очень богатого человека на рождественский бал собралась элита  американского общества. Сюда приглашены главные герои фильма, успешный доктор Билл и его молодая жена Эллис.  В зале, где танцует роскошно одетая публика, стены украшены множеством восьмиконечных звёзд,  которые,   как жезл, предупреждают, – здесь территория блуда, измены, похоти./ Блуд или прелюбодеяние, с точки зрения христианской морали,– это половые отношения между людьми, не состоящими в браке/.

И поведение Билла и Эллис на балу, их откровенный флирт ( об этом подробнее ещё расскажу) иллюстрирует мысль автора о том, что оба супруга готовы к блуду, к измене.

А вот  следующая сцена вначале вызвала вопрос: в роскошной ванной комнате хозяина этого богатого дома в кресле лежит обнажённая девушка  в наркотическом опьянении, не жена хозяина. Хозяин, полуобнажённый, несколько растерянный, просит  доктора помочь ему в этой пикантной ситуации. Кажется, здесь тоже должно быть украшение – восьмиконечная звезда, как символ блуда. Но её здесь нет. Почему? Случайность? Нет, у Кубрика нет ничего случайного. О блуде хозяина дома он уже рассказал, повесив в каждый проём окна восьмиконечную звезду. А здесь зритель – свидетель драмы. Молодая  девушка, победительница конкурса красоты, стала наркоманкой, проституткой. Теперь она –  раба сильных мира сего.  В сцене выражено сочувствие автора к этой несчастной девушке, судьба которой драматична, поэтому и звезды здесь нет.
    В сцене оргии    восьмиконечных звёзд тоже нет. Думаю, потому, что здесь  каждая деталь кричит не о блуде, нет,  а о   страшном, низменном, отвратительном разврате, который вызывает отвращение у зрителя.
 
 Второй символ – рождественская ёлка, которая присутствует во многих кадрах. Этот символ более сложный. Все события в фильме происходят накануне главного христианского праздника – Рождества Христова. Придя в мир,  Христос напомнил  людям нравственные принципы жизни, сформулированные в Старом и Новом Завете,  в частности, касающиеся  семейной жизни:
– Не прелюбодействуй!
– Брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой.
 Рождественская ёлка встречает гостей на балу в начале фильма. Ёлка занимает главное место в квартире проститутки, ёлка есть в мастерской костюмера, где половая распущенность дочери поощряется отцом.   Праздник рождества лишился своего главного предназначения, он становится фарсом, потому что попираются христианские ценности всем обществом: и людьми  высшего света, и простыми людьми.

 В доме Билла  рождественская ёлка наряжена в каждой комнате, кроме детской.  Она тоже – символ осуждения их поведения, потому что мысленная измена героев уже произошла. Но с другой стороны, рождественская ёлка стоит около детской комнаты, где Эллис занимается с дочкой, помогает ей делать уроки.  Здесь символ ёлки другой.  Этой сценой Кубрик как бы напоминает зрителю    другую часть   христианской заповеди: Брак есть таинство,  … для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении»Св. Василий Великий.

 О символическом значении масок я  ещё скажу кое-что. 
     Продолжим наблюдать за тем, как режиссёр  реализует свой замысел «террора» против блуда.

  Фильм начинается так: идут титры, а на фоне прекрасного вальса Шостаковича зритель видит  спину обнажённой изящной женщины. Женщина смотрится в зеркало. И явно любуется своим телом. Эротически очень привлекательная сцена.   Пожалуй, единственная сцена в фильме, где показана  «возвышенная сексуальность», по определению Фреда.   

 А следующий кадр: молодая супружеская пара собирается на вечеринку в дом очень богатого человека. С первых кадров понятно, что между супругами происходит то, чего им так не хватает в реальных отношениях – внимания, эмоциональной и сексуальной близости. Муж холодно целует жену, вставшую с унитаза, и говорит сухо, без эмоций дежурную фразу: « Ты как всегда, прекрасна».

   С этого момента, по замыслу С. Кубрика, начинается террор режиссёра против греха – блуда,  настоящий фильм ужасов, в котором злом, угрожающим жизни, выступает   не маньяк, не террорист, а сам грех блуда.
  Соблазнительность запретного, чувственное наслаждение,
тяга к этому греху очень сильна в  человеке, даже в том, кто мнит себя праведным. И по мысли С. Кубрика, если с этим грехом не бороться,  то можно быстро пасть:   разрушить семью, свою жизнь или вообще лишиться её.  А вот отвязаться от греха блуда очень непросто. 

 Кубрик показывает, что супружеская измена сначала начинается в голове и сердце, а потом облекается в слова и дела.   
 Очаровательная героиня на балу очень изящно флиртует с красивым немолодым мужчиной, который откровенно склоняет её к измене. Она на краю « пропасти», но удерживается благодаря силе воли. А её муж в это же время с удовольствием  флиртует с двумя пошловатыми девицами, которые приглашают его туда, « где кончается радуга», / вот ещё один символ/ и где начнётся, по Фрейду, самое низменное в сексуальном влечении  –  удовлетворение похоти втроём. И только обстоятельство отводит героя от греха. Но оба супруга готовы к измене.

  А«террор» против блуда   продолжается.
  Беззаботно флиртуя на вечеринке, героиня  устраивает мужу ночь откровений, признаваясь в сексуальном влечении к моряку, которого она видела один раз. Измены как таковой не было.   Но в её сердце измена уже созрела, она к ней готова. И это хорошо понимает муж.  Рассказ жены вызывает его ревность. Её слова материализуются в его сексуальных фантазиях, отвязаться от которых невозможно.  Кубрик показывает, что зарождение и развитие блудного греха   вползает в сознание героев, мысли становятся навязчивыми и неотвратимыми.
 
    Герой ходит по городу сексуально заряженный  вирусом измены, просто ища подходящего повода. Ночной город полон соблазнов,   и он тем страшнее, чем дальше идет герой. Он сам не понимает, куда его тянет, но соблазны буквально терроризируют его.

   Сексуальная революция такова, что всем можно всё, остаются только мертвые семейные  разговоры о верности, которые никто не соблюдает, ибо они не оплодотворены духовным пониманием брака как таинства.

    По-моему, Кубрику важно показать, что герои фильма, Билл и Эллис, рады флирту только в самом начале, когда соблазнительность запретного так привлекательна.  А дальше  режиссёр убеждает зрителя, что ни  встречи, ни сны, ни фантазии, связанные с сексуальным влечением, не радуют героев.  Напротив, отступление от морали, вирус измены, блуда ведёт к драматическим событиям и даже к трагедии.  Стоит вспомнить:  растерянность  Билла, когда он узнаёт, что мог заразиться СПИДом. Или    слёзы Эллис, когда она после  пробуждения рассказывает свой чудовищный сексуальный сон. Или сломленную судьбу девушки, победительницу конкурса красоты, которая  вступила на путь блуда и стала просто шлюхой, рабой, как презрительно говорит о ней её господин.   Или девочку с ликом мадонны, но уже развращённую, которую, как вещь, дорого продаёт  отец, поняв, что отступление от морали  приносит хороший доход. С. Кубрик, несомненно изучавший    исследования Фрейда о сексуальности, показывает в фильме только « низменную сторону» сексуального инстинкта.

 Режиссёр  не судит своих героинь, вступивших на путь блуда. Их судьба драматична, но он вскрывает язвы общества, показывает плоды сексуальной революции, которая разрушила мораль в обществе, поправ христианские заповеди.

 Фильм заканчивается сценой, когда Билл с женой  выбирает в супермаркете рождественский подарок для своей семилетней дочери, которая  счастлива получить в подарок то, о чём   мечтала/ единственный счастливый человек в фильме/.

   Супруги объясняются, они остались верны друг другу,  преодолели  соблазн греха, вышли с честью из испытаний, которые встретились на их жизненном пути.
« Верность навсегда!»– говорит муж. Жене  не нравится эта клятва.  Верность даётся нелегко, сексуальное влечение – очень сильный инстинкт, а блуд  привлекателен.  Она понимает, что, возможно, это не последнее преодоление. Я думаю, несмотря на то, что Эллис благодарит судьбу за то, что они с Биллом все-таки преодолели эти испытания,    измена в мыслях   произошла, семья уже разрушена, ее не восстановить, отныне ее «скрепляет» только секс. Может, поэтому так  намеренно вульгарно звучит последняя фраза в конце фильма? 

   Христианская аскетика учит тому, что искушение приходит, когда человек сам обольщается собственной похотью.   Измены   может и не быть, если герои не пойдут на поводу своих сексуальных  желаний, а принесут в жертву свой эгоизм  ради супруга, ради детей, ради сохранения своей семьи. 
  «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Ефесянам 5:22-23).
   
  Но преодоление сексуальных желаний ради сохранения семьи требует воли, работы ума, сердца и совести.   А длительные отношения строятся на основе духовной и физической близости.

       А что значит лежащая на подушке маска, в которой Билл был на « карнавале»? Эллис рассказывает свой страшный сон, как бы не замечая её. Что это? Маска – как символ угрозы порочного     элитного общества, который будет всегда угрозой семье?

      О чём же этот фильм? Думаю, что этот  фильм о плодах «сексуальной революции». По свидетельству одного психолога, сексуальная революция такова, что всем можно все,  слова о верности существуют, но их  никто не соблюдает, ибо они не оплодотворены духовным пониманием брака как таинства.     Сексуальная революция захватила Запад в  20 веке, а потом мощно завоевала себе огромные пространства  России.   
 
    А теперь о кульминационной сцене этого фильма – сцене оргии, снимая которую, режиссёр Стенли Кубрик показал себя гением гротеска, сатирически изобразив культ похоти  сильных мира сего.       
    Роскошный особняк в готическом стиле, но без традиционного готического купола, как будто его кто-то срезал. Храм похоти. Здесь собираются сильные мира сего. Роскошно  убранство внутреннего интерьера. Всё в стиле Древнего Рима: мощная колоннада, на стенах висят огромные картины, медальоны, похожие на фрески,  шкафы с книгами до потолка – всё отвечает стилю богатых домов Древнего Рима. И этот интерьер неслучайно выбран режиссёром. Разврат римских патрициев ещё две тысячи назад   был  провозглашён официальной идеологией.

 Начинается зловещий ритуал, изображённый гротескно. В  огромном зале женщины и мужчины в масках с балконов наблюдают ритуал, который вначале выглядит как католическая месса,/  для католика месса – приготовление к таинству причастия!/ Органные трубы в сопровождении странного пения издают долгий, торжественный вой. 
 В центре  зала священник в красной мантии кардинала возглавляет оргию. Девушки, одетые в плащи, стоят вокруг кардинала. /Кардинал – второе лицо после Папы!/ И он возглавляет оргию!

  Но вот плащи спадают, и зритель видит почти обнажённые тела девушек. Мужчины в  уродливых масках, похожих на отвратительные  физиономии с картины художника Босха «Несение креста»,/ неслучайное гротескное сравнение/  спокойно наблюдают с балкона за развитием оргии.  Никто не должен знать присутствующих в лицо – тайну обряда  нельзя нарушить. Грех не беда– молва нехороша! Общественным мнением на этом карнавале дорожат! 

  И вот зловещая кульминация. Страшное, отвратительное, низменное, механическое, массовое, бесчувственное совокупление.   Сцена оргии представляет элитное общество как похотливое, развращенное, омерзительное. Там нет людей. Есть механические болванчики или  куклы. Вот это пощёчина порочному миру сильных мира сего!
     А что происходит с теми, кто нарушает ритуал? Зритель не знает. Доехал ли до своего дома пианист, который рассказал « чужому» человеку о том, что происходит  в этом роскошном особняке? Действительно ли девушка, спасшая Билла, умерла от передозировки? Сильным мира  сего всё позволено! Для них Бога нет. Малейшая угроза их «безупречной репутации» – и человек либо исчезает, либо ему угрожают расправой. 
 
      А что, режиссёр? ограничивается только   безжалостной, социальной критикой?    Нет, фильм Кубрика создан с духовно нравственных позиций. 
  В стенах этого «храма» мог сгинуть  главный герой фильма Билл, если  бы его не спасла та девушка, которой Билл оказал помощь в ванной комнате одного из сильных мира сего, который присутствовал на этой оргии. Она сознательно пожертвовала собой, спасая Биллу жизнь.

    Как Кубрик снимает этот эпизод.
  Толпа, в чёрных плащах и уродливых масках, окружила кардинала. Здесь сконцентрировано всё зло общества. Демоны. В центре этого круга стоит Герой фильма, которому сейчас будет вынесен смертный приговор. Потому что он узнал о тайне жизни развращённой элиты.  Но вот  на балконе появляется полуобнажённая девушка в маске, она часть этой публики. Но  стоит одна, высоко над толпой, на фоне белого барельефа, имеющего форму полусферы. Она недосягаема для пошлой толпы. Святая.  Зная, что ей грозит смерть,  она решительно, уверенно  произносит необходимые  для спасения героя слова, а потом спокойно позволяет увести себя человеку в дьявольской маске. Она пожертвовала собой.

 Тема неожиданного самопожертвования, готовности отказаться от удовольствий, от личных жизненных целей, от собственной жизни ради защиты интересов других людей  в мире сексуальной революции,   – ответ Кубрика   современному развратному миру, отказавшемуся от всех духовно-нравственных норм жизни. 
 


Рецензии