Вдова Паганини

  Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и
  Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком,
  позднее имел лавку в порту, а при переписи населения  Генуи, выполненной по
  приказу Наполеона  был назван «держателем мандолин».
  Был 1800 год хоронили мастера Антонио Страдивари. Молодой человек, похожий на
  черта  с желтоватым лицом, острым носом и угольно-черными глазами со
  спутанными черными волосами шел медленно по улице, где разносчики кричали
  наперебой: «Жареные каштаны, жареная тыква!». Он был в длинном до пят плаще,
  который висел на нем как на вешалке, а через плечо был перекинут  черный
  футляр со скрипкой. Он спешил в таверну, где за зеленым, круглым столом сидело
  шесть человек. А на столе кучками лежали деньги. Они играли в карты. Юноша
  подсел к их столу и попросил разрешения принять участие в их игре. У довольно
  угрюмого и  мрачного юноши азартные игры на деньги в течение всей жизни  были
  главной его страстью. На него никто не обратил внимание, игра продолжалась.
  Глаза у юноши загорелись. Видимо он был страстным игроком. Когда юноша второй
  раз достал из кармана горсть монет, то один из игроков, уже пожилой и  толстый
  человек, скорее всего был француз увидел как юноша положил  на окошко черный
  футляр.Потом точно его узнав, француз призадумался. Бешеная слава окружала
  этого юношу еще при жизни. На карту юноша положил золотой и услышал: карта
  бита. Его длинные пальцы судорожно забегали по карманам жилетки, пиджака, по
  внутренним карманам плаща  и всем стало ясно, что у него ничего не осталось.
  Он призадумался и, заплетая ногами подошел к окошку и, сказав, синьоры стал
  предлагать вместо денег  скрипку. «Эта скрипка стоит  много денег и я прошу
  Вас, ее поставить на карту. Игра продолжалась. Стало видно, что он был
  растерян. Бита! Сказал  игрок. Таверну закрывают,  было пора  уходить. Поняв,
  что он сделал что-то неправильное, юноша глухо и протяжно сказал: «Мне  нужна
  моя скрипка,-отдайте мне ее, прощу Вас. Завтра в вашем городе я даю концерт.
  Кругом все засмеялись: «Не робей, молодчик_со всяким случается!». Юноша,
  посмотрев на всех зашагал к выходу. Его догнал пожилой француз. И он ему
  сказал: «Пойдемте, я дам завтра вашу скрипку, она работы малоизвестного
  мастера –Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Француз  успел рассмотреть скрипку.
  Ваша скрипка не из лучших.
  Переживая о случившемся, юноша, которого звали Николло Паганини вспомнил, как
  его деспотичный отец уже с раннего возраста заставлял его напролет заниматься
  музыкой, не выпуская даже погулять на улицу. От таких нагрузок он даже однажды
  впал в  кому, и едва ли не был похоронен живьем, так как его сочли умершим.
  Француз предложил зайти к нему и выпить чашку горячего кофе, до рассвета
  осталось немного. Николла задал ему вопрос: «Кто вы, меня знаете.?». И тот
  ответил, что его узнал. А я просто купец из Парижа, но люблю музыку и слышал
  вашу игру.
    Свой первый концерт Николла дал в одиннадцать  лет. А после того как
    мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл меломаном
    он оплатил услуги  нового учителя популярного виолончелиста Гаспаро
    Гиретти,который  научил Николлу композиторской технике и развил в нем
    способность сочинять музыку  без инструментов.
      Когда Николло сидел в артистической  комнате ливонского театра постучался
      француз, который вечером отдал ему скрипку. Николла стал бормотать
      извинения и благодарить француза, которому музыкант был обязан, а тот 
      отвел его руку в сторону и  сказал:»Оставь ее у себя,-не благодарите.Не
      мне скромному  музыканту играть на ней, после вас».
      Паганини было тогда 17 лет. С этого времени он не расставался со своей
      скрипкой, перевозя ее из города в город, из страны  страну, выступая  в
      самых лучших залах  Старого Света, развозя славу неизвестного мастера,
      построившего скрипку на которой играл Паганини. Музыкант старел, а 
      скрипка «Дель Джезу» была все та же. Он свыкся с ней как с товарищем, как      
      памятью своей молодости и любви к женщине, имя которой осталось для всех
      неразгаданной тайной.
    А однажды во Франции скрипка потеряла голос.Он в
      отчаянии схватил своего друга и бросился к известному скрипичному мастеру
      Вильому, славившемуся своим искусством починки старых инструментов. 
     «Посмотрите, можно ли ее спасти»,-сказал он мастеру и тот его попросил ее
      оставить в мастерской после ее осмотра. Паганини схватил скрипку, сунул ее
      в футляр и ни слова не говоря, ушел. Мастер Вильон,взяв все нужные ему
      инструменты пошел сам  к Паганини. Тот протянул скрипку и сказал: «Чините
      ее при мне». Все равно пришлось забрать скрипку в мастерскую. Хмуро с ней
      расставался Паганини и только тогда бросился обнимать мастера,  когда
      понял что  звук скрипки был старый.
      За работу он протянул мастеру драгоценную шкатулку, украшенную камнями.У
      меня их было две. Одну я подарил врачу, который меня исцелил, вторую дарю
      Вам, исцелившему мою скрипку. Вильом с поклоном принял подарок и положил
      перед Паганини еще одну скрипку, точно такую же и лукаво попросил Паганини
      на ней сыграть. Ничего не понимая Паганини  заиграл на ней, звук был такой
      же, как у его любимой скрипке. Оказалось, что во время починки мастер
      сделал с первой скрипки удивительную копию.Вы, мастер своего дела сказал
      Паганини и, взяв свою скрипку, быстро ушел.
    До конца жизни он не расставался с этой скрипкой. В 1821 году он прервал 
    концертную деятельность из-за затяжной изматывающей его болезни. Умирая он
    завещал своего товарища музею Генуи, городу в котором он родился. Она там
    лежит под стеклянным колпаком и зовут ее «Вдова Паганини».   


Рецензии