Предисловие к проекту Чудеса маслоосаждений

Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловиях к нему.


В резюме я писал о том, что через призму продолжающихся палеоконтактов по доступным в сети публикациям наблюдаю за научными исследованиями явлений на стыке науки и религий, которые часто называются чудесами, и высказываю своё мнение в связи с ними. Интерес учёных к этим явлениям, конечно, иной. В каждом проекте есть исходный вопрос, который иногда следует из результатов научных исследований и который занимает меня больше всего. При таком подходе к религиозным чудесам их можно назвать технологиями, но для удобства и краткости я использую слово «чудо», как синоним. В этом проекте речь идет о чудесах маслоосаждений, которые обычно называются мироточениями, а иногда маслопоявлениями: появление жидкостей на объектах христианского почитания, - по-видимому, это не только христианское явление.


Поскольку отношение верующих людей к объектам почитания связано с глубокими религиозными чувствами, то вслед за экспертами [1] сразу определюсь, что в эмпирии этих чудес я не занимаюсь тем, что происходит с людьми в связи с чудотворными образами, кроме, конечно, самого факта их почитания. 


Одним из триггеров этого проекта была статья 2019 г. в солидном российском научном журнале «Природа» под названием «Мироточащие иконы: что говорит наука» [2]. Как пишут авторы, основной результат научных исследований, состоит в том, что эти жидкости можно изучать современными научными методами. Еще один результат был сформулирован на несколько лет раньше в ненаучном сборнике «Чудеса истинные и ложные» [1], в котором была предпринята первая попытка систематизации всего потока современных чудес в РПЦ. Как видно из описанных в [2] результатов анализов химического состава жидкостей, собственно миро на миро-точащих иконах обнаружено не было. Миро – это жидкость сложного химического состава, производимая в богослужебных целях в некоторых христианских конфессиях, причем его состав в КЦ и РПЦ сильно различается, но в обоих случаях в него входит оливковое масло. Согласно [1], это несовпадение означает, что, строго говоря, традиционный термин «мироточение» ошибочен, причем в двух отношениях: это не церковное миро и жидкости не вытекают из священных образов. В большинстве изученных учеными современных случаев, а также не только в них на объектах христианского почитания появляются жидкости, очень похожие на масла растительного происхождения, оливковое масло [1]. Отсюда исходный вопрос этого проекта: почему именно растительные масла, оливковое масло? (Все уточнения химии жидкостей в [1, 3].) Ошибочность такого обозначения зафиксирована и в православной энциклопедии pravenc.ru, бумажный вариант которой благословлен патриархами Алексием II и Кириллом. «Со освященным богослужебным миро не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро»».


Надо заметить, что это несовпадение общеизвестного термина и реальности было известно давно и не только священноначалию, но и любознательным мирянам. Так, согласно воспоминаниям Ф.Г. Солнцева, в середине XIX в. доктор Савенко выяснил не только то, что вытертая насухо мироточивая глава святого из Киево-Печерской Лавры на следующий день снова покрылась жидкостью, но и что это не церковное миро. Специально это несовпадение в воспоминаниях не отмечено, но оно непосредственно следует из приведенного описания жидкости, которая сравнивается не с миро, а с «деревянным маслом» (устаревшее название оливкового масла). Аналогичный вывод следует из результатов химических анализов этих жидкостей, проведенных в конце прошлого века [1]. Для полноты картины необходимо отметить, что в церковной истории раннего христианства есть сообщения о мироточении мощей святых, начиная с первых веков новой эры. Мироточение священных изображений сопровождает христианство практически на протяжении всей его истории. Так, например, согласно древнерусским летописям, икона Богородицы впервые «заплакала» в XI в.


Недавно группа учёных во главе с П.В. Флоренским предложила следующее определение мироточения [7]: ««Мироточением» и «кровоточением» в целом называют появление любой влаги на поверхности икон или предметах культа. Оно может происходить не только в стенах сакральных сооружений (монастыри, храмы, соборы), но и в обычных жилых домах или квартирах. Предположительно, за «мироточение» и «кровоточение» принимается ряд различных, чаще всего естественных, процессов (выделение смол, набухание клея, осаждение конденсата или запотевание, сорбция различных веществ, результат жизнедеятельности бактерий, следы от елея, масла от лампад и т.п.)».


Трудно не заметить, насколько сильно изменилась публичная презентация этого явления за 10 лет в [1] и [7]. Строго говоря, к обоим этим утверждениям, по-моему, применим один и тот же вопрос: на основе какого количества опубликованных результатов научных исследований сделаны эти выводы? (Или даже не опубликованных, а существующих хотя бы в виде официальных письменных отчётов о проведённых исследованиях.) По порядку величины 3-10 или 300 – 1000? В случае [1] из [2] очевидно, что 3-10 и в дополнение к ним «со слов священников». Когда общее количество мест мироточений в РПЦ оценивалось в начале нулевых в 5000, а вывод о растительных маслах, оливковом масле был сделан на основе 3-10 результатов химических анализов, то это - смелое обобщение. Мы вряд ли ошибемся, если скажем об определении [7], что оценка 3-10 по каждой из приведённых позиций явно завышена. Более того, насколько я знаю, в настоящая время в РПЦ есть стандартная процедура признания чуда мироточения, которая начинается со священников и рапорта настоятеля храма вышестоящему начальству. Соответственно, интересно по скольким случаям появления влаги, набухания клея, следов елея, лампадного масла и т.д. были поданы рапорта, как о чудесах мироточения, а после этого по ним проведены научные исследования, определившие химический состав указанных в этих документах веществ? Моя интуитивная оценка ответа на этот вопрос: ноль. По этим причинам второе определение я больше не рассматриваю и беру за основу проекта утверждение из [1] о том, что в большинстве случаев речь идет о маслах растительного происхождения, оливковом масле.


В [1] также высказана гипотеза о происхождении подсолнечного масла на иконах в одном известном случае обильного мироточения начала нулевых годов (Клин-9, квартира В.М. Жучковой), в котором был сделан анализ изотопного состава масла. Авторы полагают, что оно появилось из вакуума. Этот случай был признан священноначалием не имеющим отношения к православной духовной традиции. Помимо вакуумной гипотезы группы П.В. Флоренского [1] была высказана гипотеза переноса (мной, см. [3], и не только мной). 


На этом закончу описание эмпирии мироточений и проясняющих ее научных исследований, дальше я выскажу своё мнение по вопросу об оливковом масле, т.е. дальше кратко представлена сверх-эмпирическая часть этого проекта, которая уже началась с  вакуумной гипотезы и гипотезы переноса. 


Поскольку чудеса маслопоявлений сопровождают христианство почти на протяжении всей его истории, то, по-моему, было бы очень удивительно, если бы бог христиан не выразил своё предпочтение оливкового масла в подходящем контексте с чудесными для него последствиями еще до мироточений в христианстве. Я не случайно обращаюсь к традиционной интерпретации, т.к. в самом начальном приближении предлагаемый ответ никак не связан с «инопланетянами» (термин условный).


Исходя из почти невозможности того, чтобы бог христиан не предупредил их о своем предпочтении оливкового масла, можно поискать в Ветхом Завете выражение его воли об этом масле с чудесными для него последствиями. По-моему, это предпочтение однозначно высказано в повелениях о строительстве скинии (походный храм древних евреев), которые около XIII в. до н.э. Яхве дал пророку Моисею на горе Синай вместе с десятью заповедями и всем остальным. Более конкретно, в повелениях о меноре, храмовом светильнике, и оливковом масле, топливе для него. Эти повеления имели чудесные последствия в двух чудесах периода второго иерусалимского храма (чудо западного светильника и ханукальное чудо) [3].  Эти два чуда с менорой и оливковым маслом были «предтечами» христианских маслоосаждений, т.к. они показали, что у повелений Яхве об этом масле есть чудесные последствия. Однако, это так сказать перво-причина, необходимое условие для христианских чудес маслопоявлений, которая, конечно, не достаточна для объяснения каждого конкретного случая.


В основе предлагаемой преемственности чудес между иудаизмом и христианством, связанных именно с оливковым маслом, лежит, конечно, хорошо известная преемственность между этими религиями, как в тексте Ветхого Завета, так и в богослужебном использовании оливкового масла и миро [3]. В иудаизме запрещены изображения бога, но свет постоянно горевшей на оливковом масле меноры был во втором иерусалимском храме одним из последних конкретных напоминаний о присутствии Яхве в храме. Иконы в христианстве, как и сами храмы, понимаются, как «окна» в мир горний, т.е. также означают присутствие бога христиан.


Если ограничиться только оливковым маслом, то для предлагаемого ответа гипотеза продолжающегося ветхозаветного палеоконтакта не нужна. Ведь ответ предлагается усмотреть в повелениях Яхве и при этом не важно кто он такой: традиционный бог или ветхозаветный «инопланетянин» (термин условный). Главное, чтобы его повеления о меноре и оливковом масле имели чудесные последствия, которые, конечно, не были бы возможны без постоянно воспроизводимых богослужебных ритуалов с участием оливкового масла, сначала в иудаизме, а потом в христианстве.


Однако, эмпирия чудес маслопоявлений не ограничена оливковым маслом. Оно само по себе не благоухает, а в повелениях Яхве о нем ароматизирующие вещества не предусмотрены, благоухание же иногда сопровождает чудесные маслопоявления, поэтому предлагается продолжить вопрошание. Оливковое масло и здесь может помочь, т.к. в скинии оно использовалось не только, как топливо для меноры, но и для изготовления миро (его смесь с травами), помазанием которым освящалась скиния и все в ней, благодаря чему всё это делалось святым, пригодным для присутствия Яхве в святая святых скинии.


В самом деле, зачем такой расход оливкового масла в меноре, которая должна светить круглосуточно? Ночью же все спят. Зачем мазать скинию и все в ней миро, которое выглядит, как «бурая грязь», если точно следовать рецепту Яхве [5]? Не эстетично же мазать «бурой грязью» потолок и стены помещения и все в нём. Но даже если и не «бурой грязью», то вообще зачем мазать чем-то с оливковым маслом, почему это освящение, почему от этого все помазанное становится святым и пригодным для пребывания Яхве?


В связи с этими вопросами обращу внимание на два момента. Во-первых, оливковое масло и миро – это вещества христианских таинств, в которых верующие наиболее полно (для мирян) встречаются со своим богом. Традиционно таинства считаются не постижимыми ни человеческим умом, ни ангельским. Естественно ожидать того же и от использования оливкового масла и миро в скинии, как веществ, обеспечивающих святость местопребывания Яхве. Мой ум не самый лучший среди человеческих и не ангельский, поэтому его нужно освободить от этой непостижимости, что, по-моему, без каких-либо дополнительных усилий с моей стороны достигается приверженностью к гипотезе ветхозаветного палеоконтакта. У нас тут Творца всего сущего, его Шекины, вообще нет, а есть «всего лишь» антропоморфные ветхозаветные «инопланетяне», постижимые, как в силу своей ничтожности по сравнению с Творцом всего сущего (допустим, он есть), так и в силу своей антропоморфности.  Во-вторых, с ходу, конечно, не очевидно, почему ответы именно на эти вопросы помогут с пониманием чудес маслоосаждений, но именно эти вопросы представляются мне наиболее естественными в продолжение вопрошания об оливковом масле, как путеводной звезде на пути повелений Яхве [6].


Итак, ответ такова воля Яхве не удовлетворителен, т.к. не понятно, почему она такова, как о меноре с оливковым маслом, так и о помазании. Если до этого момента было не важно, кто повелел, то теперь для ответа на эти вопросы нужно что-то предполагать о Яхве. Причем не «в общем и целом», чем занимались теологи на протяжении тысячелетий, катафатически описывая своего бога, а конкретно, в связи с моей путеводной звездой, оливковым маслом, чем теологи с богословами, а также религиозными философы не занимались по отмеченной выше причине. В этом помогает базовая предпосылка проектов – антропоморфизм ветхозаветного бога, который невооруженным глазом виден с первых строк Библии при буквальном их понимании, но был отвергнут традициями не одну тысячу лет назад. Что я могу легко понять, т.к. если предположить, что древние евреи действительно имели дело с Творцом всего сущего, его Шекиной, то, очевидно, что у Творца всего сущего нет и не может быть никакого зрения, слуха, голоса, рук, спины, обоняния и т.д. Более того, ему не нужны от людей никакие аксессуары, включая храмы со священниками.  Однако, у нас не Творец всего сущего, а «всего лишь» ветхозаветные «инопланетяне», о которых естественно предполагать, что они антропоморфны. Этот «камень», отвергнутый строителями (традициями) тысячелетия назад, просто необходимо «положить во главу угла» и посмотреть, что из этого получится.


До заключения завета на горе Синай Яхве вполне устраивали суровые походно-боевые условия пустыни и ему от древних евреев ничего не было нужно, кроме следования за ним. Заключая завет у горы Синай, он повелел построить для себя скинию, т.е. решил сменить суровые условия пустыни или реальность пустыни на более комфортные для себя (и священников) условия или реальность скинии (храма). Планетарно-индивидуальный уровень ветхозаветного палеоконтакта сменился храмовым уровнем.


Постоянно горящая менора, помазание скинии и всего в ней миро и др. обеспечивали комфортное пребывание Яхве в святая святых скинии, как и безопасность священника [3, 5]. Это –  составляющие храмовой реальности ветхозаветного палеоконтакта: свет меноры – зрение, запах фимиама – обоняние, помазание – тактильность/кинестетика и т.д. Под реальностью я, конечно, понимаю то, что воспринимается интерсубъективно, многими субъектами одновременно, а в святая святых скинии было два субъекта: антропоморфный ветхозаветный «инопланетянин» Яхве и первосвященник. Отсюда расклад реальности скинии по органам чувств.


Когда я разрабатывал эти идеи, то альтернативной интерпретации Шестоднева еще не было, в момент же написания этих строк она есть в первом приближении [4]. Без нее у меня не было уверенного предположения о том, зачем Яхве был нужен постоянный свет меноры. Не для того же, чтобы не заблудиться ночью: мало ли, захотел отойти из святая святых скинии, погулять по пустыне, а потом в темноте не найдешь, куда вернуться. Использование здесь альтернативной интерпретации Шестоднева, конечно, усложняет понимание текста, но такой подход теперь мне представляется наиболее естественным. Храмовый уровень ветхозаветного палеоконтакта связан с планетарным уровнем.


Причинами моего перехода от ветхозаветного палеоконтакта на горе Синай к Шестодневу, в результате которого появилась его альтернативная интерпретация, были такими [4]. Завет Яхве с древними евреями через пророка Моисея не был первым его общением с людьми, ветхозаветный палеоконтакт начался гораздо раньше: в рамках Ветхого Завета его начало - это Шестоднев. Кроме этого, причиной обращения к Шестодневу после горы Синай была обнаруженная современными теологами параллель между повелениями Яхве о строительстве скинии и Шестодневом, она-то и помогает предложить ответы на поставленные выше вопросы. В общем плане эта параллель - одно из проявлений древней религиозной универсалии о подобии храма и космоса. В нашем же случае с оливковым маслом важна конкретика. Согласно этой параллели, свет меноры в cкинии соответствует появлению света во второй день Шестоднева, когда еще не было Солнца, начиная с этого дня, актор Шестоднева начал видеть [4]. Тогда, в соответствии с этой параллелью, постоянный свет меноры в скинии нужен для непрерывности зрительного восприятия/сознания Яхве и на храмовом уровне реальности контакта. В пустыне, без скинии Яхве по ночам был огненным столпом (днем - облачным), чего из соображений пожарной безопасности скинии он не мог себе позволить в ней ночью. Это мы по ночам спим, свято уверенные в том, что проснувшись утром, начнем новый день, как ни в чем не бывало, как будто ночью мы не забывали о том, кто мы такие, - а Яхве, по-моему, надо было бдеть, сохранять  непрерывность своего сознания, вписанного в земную реальность.


В дополнение к этому можно заметить, что постоянный или вечный светильник (нер тамид) был очень важен для присутствия Яхве в храме, т.к. два чуда во втором иерусалимском храме с менорой и оливковым маслом, в святая святых которого уже не было ковчега завета и самого Яхве в той же форме, как в скинии и первом иерусалимском храме, связаны одно (западного светильника) с постоянством его горения, а второе (ханукальное) – с ритуальной чистотой оливкового масла. Свет меноры существенен даже без ковчега завета в храме. Здесь стоит напомнить, что в отличие от христиан, которые верят в то, что во время литургий к ним регулярно нисходит св. дух, иудеи со времени второго иерусалимского храма признают, что их бога, его Шекины, больше нет с ними, как это было в скинии и первом иерусалимском храме. А два чуда с менорой и оливковым маслом во втором храме были, возможно, по словам одного раввина, последней «улыбкой Яхве», поддерживавшего таким образом своих преданных…


Согласно параллели между строительством скинии и Шестодневом, помазание скинии соответствует четвертому дню Шестоднева, когда была полностью развернута небесная твердь со звездами и двумя светилами на ней. Что в альтернативной интерпретации Шестоднева соответствует полному «заземлению» ветхозаветных «инопланетян», они стали воспринимать окружающий мир так, как его воспринимает земной наблюдатель, люди. Именно в четвертый день они «включились» в великую коллективную иллюзию зрительного восприятия, в которой Солнце «движется» вокруг Земли. Соответственно, от помазания тогда также можно ожидать, что оно очень существенно для полного «включения» Яхве в реальность скинии, в храмовый уровень реальности контакта. Однако, это соображение показывает важность помазания для создания храмовой реальности контакта, но не проясняет его так сказать «механизм». На планетарном уровне на эту роль предложены резонансы Шумана, пронизывающие атмосферу Земли.


Если помазание скинии было сплошным, а почти годичная стоянка в сорокалетних скитаниях по пустыне с мелким и крупным скотом была одна (остальные покороче), около горы Синай, в конце которой и была построена скиния, функционировавшая около месяца до возобновления движения, то тогда сплошное покрытие миро скинии и всего в ней могло играть роль «противогаза». Хорошо известно, что оливковое масло, как и другие растительные масла, могут служить не только топливом для храмовых светильников, но и растворяют общие анестетики, в частности, закись азота (запрещена в РФ к немедицинскому использованию и производству). Согласно Киотскому протоколу, закись азота, N2O, является третьим по распространенности на Земле парниковым газом, образующимся в основном при гниении органики. 


При достаточной концентрации он отключает сознание человека и животных, даже обездвиживает одноклеточных, как и любой общий анестетик. (В состав миро входят еще и травы, которые, по-видимому, играют иную роль [5].) Поскольку Яхве антропоморфен, то предположительно его сознание можно отключить хотя бы на время теми же средствами, что и человеческое. Что, конечно, не может относиться к традиционно понимаемому богу древних евреев, Творцу всего сущего, его Шекине, чьё сознание нельзя ничем отключить просто по определению. Иначе он не Творец всего сущего.


Однако, по мнению раввинов, помазание скинии и всего в ней миро было не сплошным, а крестообразным, т.е. фрагментарным, как и в продолжении этой традиции при освящении христианских храмов. В этом случае «противогазная» гипотеза не правдоподобна даже для одноразового помазания. Однако, не смотря на возможную предпочтительность крестообразного, не сплошного одноразового помазания, идея о том, что сознание антропоморфного Яхве можно отключить теми же средствами, что и человеческое, в частности, общими анестетиками, закисью азота, по-моему, не теряет своей ценности. В т.ч. и потому что при меньших концентрациях закись азота является веселящим газом, а ветхозаветный Яхве не смеялся... Хотя, по-моему, от антропоморфных разумных существ вполне можно ожидать смеха, чувства юмора.


Предпочтительность фрагментарного одноразового помазания побуждает к дальнейшему поиску ответа на вопрос о том, почему помазание освящало скинию и всё в ней, т.е. служило созданию условий для пребывания Яхве в святая святых скинии.


В общих чертах реальность пустыни, которую после заключения завета на горе Синай Яхве сменил на более комфортную и долговременную реальность скинии, можно описать, как, по существу, двухкомпонентную среду: земля и воздух – ограниченную в объеме только размерами атмосферы Земли. Реальность скинии отличается от реальности пустыни в первую очередь своим ограниченным объемом. Скиния, храм – это по сути замкнутое пространство, объем которого уже не превосходит на много порядков характерный размер столпа Яхве (днём в пустыне внешне он воспринимался, как облачный столп, а ночью, как огненный). Помазанием миро скинии и всего в ней этот ограниченный потолком и стенами объем, в святая святых которого собирался пребывать Яхве на ковчеге завета, был дополнительно обозначен/помазан вместе с внутренней утварью. Интересно, что ткань потолка и стен скинии и верхней одежды священников была практически одной и той же.


Сосредоточившись сейчас на оливковом масле и имея в виду, что в чудесах маслопоявлений обнаруживается не только оно, но и подсолнечное и кукурузное масла [2], можно заметить, что они отличаются друг от друга только соотношением в них триглицеридов насыщенных и ненасыщенных жирных кислот. Каких-то жирных кислот больше, каких-то меньше или вообще нет, например, в оливковом масле нет омега-3, которой много в льняном. А имея в виду случай, когда в появившемся чудесным образом масле это соотношение не соответствовало никакому из природных масел, можно рискнуть предположить, что дело не в  маслах. Оливковое масло было просто одним из основных продуктов древнего сельского хозяйства на Ближнем Востоке, а в российской традиционной кулинарии его заменяет подсолнечное мало. Важны не соотношения жирных кислот, отличающие одно растительное масло от другого, а они сами, как известно, являющиеся строительным материалом клеток всего живого на Земле (высшие жирные кислоты также обнаружены в жидкостях с мироточивых глав Киево-Печерской Лавры [2]). Другими словами, помазание скинии и всего в ней – обозначение/освящение ограниченного объема и его внутреннего убранства осуществлялось смесью на основе масла, молекулярный состав которого близок  составу клеток человека. Не хотел ли Яхве в святая святых скинии быть таким образом «поближе» к людям? Напомню, что помазание – это только один компонент реальности скинии (тактильно-кинестетический). Каким бы странным ни казалось современным скептически настроенным людям вера древних в то, что в их храмах, статуях в каком-то смысле пребывали их боги, но такое впечатление, что храмовые чудеса подтверждают эту веру, которая в нашем случае становится констатацией продолжающегося палеоконтакта на храмовом уровне.


Однако, человек не сводится к телу, у него есть еще психика и от трав в составе миро можно ожидать психоактивности… [5]


Итак, ответ на исходный вопрос этого проекта, порожденный результатами научных исследований, почему в чудесах маслопоявлений в большом числе случаев появляются именно масла растительного происхождения, оливковое масло, предлагается искать в XIII в. до н.э., в повелениях Яхве о строительстве скинии. По описанным выше причинам оливковое масло, как топливо и как жидкая основа миро, было одним из компонентов реальности ветхозаветного палеоконтакта уровня скинии (храма), в которой пребывал антропоморфный «инопланетянин» Яхве. Все растительные масла могут быть топливом для храмовых светильников, все они также растворяют общие анестетики и все состоят из высших жирных кислот, являющихся строительным материалом клеток всех земных организмов.


Предлагаемый ответ на исходный вопрос проекта, конечно, не проясняет так сказать «механизм» ни того, как появилось оливковое масло в двух чудесах с менорой и оливковым маслом во втором иерусалимском храме, ни тем более в христианских чудесах маслопоявлений. Как я уже писал, по этому поводу была высказана гипотеза о вакуумном его происхождении в одном случае [1], а также гипотеза дискретного переноса (из одного места в другое). Я был рад обнаружить то, что, по-моему, можно считать образом этого процесса в толковании пятого видения пророка Захарии (VI в. до н.э.) английским священником-нонконформистом XVII в. М. Генри, который понимал это видение пророка, как божественную технологию пополнения без помощи людей меноры оливковым маслом из олив. Нечто приборно-технологическое усматривают в этом видении и другие его толкователи, но М. Генри высказался наиболее определенно. (Стилизация этого видения лежит в основе герба государства Израиль.) Насколько я знаю, М. Генри также определенно не писал о том, что эта технология работала в двух чудесах с менорой и оливковым маслом во втором иерусалимском храме, но, по-моему, это более чем правдоподобное предположение, как и то, что эта же технология работает до сих в христианских чудесах маслопоявлений.


Однако, это видение пророка Захарии и его толкование М. Генри, как образного представления технологии переноса оливкового масла от олив в менору, не проясняет то, какую физику, поддающуюся непосредственному влиянию человеческого сознания и никак не связанную с религиозными верованиями во что бы то ни было, ветхозаветные «инопланетяне» используют в этой своей технологии подобно тому, как физики смогли сделать атомную бомбу и атомный реактор только благодаря природной нестабильности ядер тяжёлых элементов. По-моему, первым кандидатом на эту физику является квантовое туннелирование, благодаря которому, в частности, светит Солнце. На микроуровне – это дискретный перенос элементарной массы. Насколько я знаю, один из вариантов этого явления используется в датчиках случайных чисел, которые исследователи аномальных явлений применяют для их регистрации, в т.ч. и непреднамеренного  влияния сознания людей на окружающую среду.


***


К возможности столь фундаментальной многотысячелетней ошибки в объекте поклонения: не Творец всего сущего, а ветхозаветные «инопланетяне» - напомню, что ранний блаженный Августин (IV - V в.), учитель западного христианства, признавал бого-явлением (теофанией) только Иисуса Христа. Позже он смягчился и признал теофаниями опыт пророка Моисея и апостола Павла. Если этого не делать, то в Ветхом Завете вообще нет явлений Творца всего сущего на Земле (его Шекины), а в тех событиях, которые традиционно так трактуются были, например, ангелы. Из апокрифической истории Еноха, одного из двух ветхозаветных героев живыми вознесенными на небеса, можно узнать, что он был трансформирован в ангела Метатрона, который и дал Тору пророку Моисею на горе Синай, а вовсе не сам Яхве (см. в этой связи мою статью о православной богословской школе Theophaneia). Поэтому  гипотезу ветхозаветного палеоконтакта можно рассматривать, как модификацию таких воззрений на теофании в Ветхом Завете.


[1] Сборник статей «Чудеса истинные и ложные». Составители П.В. Флоренский, А.В. Московский, С.А. Сошинский, Т.В. Шутова, А.А. Добросоцких, под ред А.А. Добросоцких. М., Даниловский благовестник, 2012. Составители (кроме Добросоцких) – экспертная группа по чудесам в РПЦ при богословской комиссии МП РПЦ, руководитель – П.В. Флоренский, 1935 г.р., профессор ТУ нефти и газа им. Губкина, внук свящ. Павла Флоренского; к.т.н. Московский А.В. умер в 2019 г.

[2] П.В. Флоренский, А.В. Московский, Н.В. Томин, И.С. Бутов, С.В. Алексинский. Мироточащие иконы: что говорит наука. Природа, 2019, №10.

[3] Кукаров А.Ю. Чудеса маслоосаждений: почему растительные масла?  Проект «Чудеса маслоосаждений», proza.ru

[4] Кукаров А.Ю. Шестоднев, как устроение палеоконтакта. Проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», proza.ru

[5] Кукаров А. Ю. Помазание и реальность скинии. Проект «Чудеса маслоосаждений», proza.ru

[6] Кукаров А. Ю. Заявление об оливковом масле. Проект «Чудеса маслоосаждений», proza.ru

[7] Кукаров А.Ю. К определению чуда мироточения. Проект «Чудеса маслоосаждений», proza.ru


Рецензии