Биография Дуджома Лингпы

Эта статья из проекта 4. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


В предисловии к проекту 4 я привел краткую биографию тертона Дуджома Лингпы (Тибет, 1835-1904), учение которого, полученное по «трансцендентным каналам», перевел с тибетского на английский язык и распространяет на Западе лама Алан Уоллес (р. 1950,США, руководитель международного научно-медитативного проекта, за которым я наблюдаю), уже год находящийся в индивидуальном ретрите с неопределенным сроком завершения. Наибольшее моё внимание в этой биографии привлекло то, что Дуджом Лингпа не принадлежал ни к какой школе тибетского буддизма и утверждал, что получает учения прямо от Гуру Падмасамбхавы (Тибет, VIII в., почитается в тибетском буддизме, как второй будда) и его супруги Еше Цогьял, бодхисаттв Авалокитешвары, Манжушри и др. сверхъестественных персонажей тибетского буддизма. Тертон в тибетском буддизме – это человек, получающий такие и аналогичные учения; проблемой тертона является общественное признание подлинности его открытий. Поскольку Дуджом Лингпа не принадлежал к традиционным школам, то к нему было скептическое отношение, которое развеялось после того, как его ученики показали высокие духовные реализации.


Ниже приведен перевод ИИ-переводчиком Яндекса его полной биографии с сайта «Сокровищница жизней» (treasuryoflives.org), сокращены только английские транскрипции тибетских имён собственных и литературные ссылки; моя редакция минимальна. Наибольшее моё внимание в этой биографии привлекло: а) видения с раннего детства, б) в 30 лет после получения наставления по тогел, которое традиционно считается последней ступенью к реализации радужного тела и годичной его практики, он женился в первый раз и в) от трёх жён у него было 8 сыновей, считавшихся чьими-то реинкарнациями, благодаря чему он почти всех их определил на троны в монастыри, и четыре дочери, которые считались дакини, их имена и биографии не известны, г) его смерть отмечена переориентацией его погребальной ступы с востока на юг и д) «в отместку за  пренебрежительное отношение к нему Ревона Дуджом Лингпа ритуально проклял этого человека и привел его к гибели». Навскидку мне не ясно, какое из перечисленных в этой полной биографии учений, открытых им, соответствует тому, которое распространяет Уоллес.

 
«Сокровищница жизней» (treasuryoflives.org) - биографическая энциклопедия Тибета, Внутренней Азии и Гималайского региона, разрабатываемая в основном буддологами из университетов США, Европы и Азии с 2007 года. Она предоставляет доступные и хорошо изученные биографии известных людей, которые умерли и были уроженцами региона. Большинство эссе рецензируются экспертами. ««Сокровищница жизней» стремится публиковать хорошо изученные, основанные на фактах биографии, а не агиографии. Мы считаем, что в рассказах о жизни женщин и мужчин, которые изучали, практиковали и учили буддизму, есть как историческая, так и вдохновляющая ценность. «Сокровищница жизней» придерживается общепринятых стандартов объективного, основанного на фактах освещения. Мы не стремимся продвигать какую-либо отдельную традицию или индивидуальную репутацию» (treasuryoflives.org).


Биография Дуджома Лингпы была опубликована в 2007 г., она составлена Joseph McClellan, который получил в 2013 г. PhD на факультете религии Колумбийского университета, после чего «преподавал гуманитарные дисциплины в колледжах различных стран и в настоящее время является независимым переводчиком и писателем, базирующимся в Азии» (treasuryoflives.org). Он составил еще 22 биографии для этой энциклопедии. Также из сети можно узнать, что он преподает в Thimphu College королевского университета Бутана.


В заключение этого введения напомню об основной моей идее о том, что Землю заполонили инкарнации «инопланетян» (шутка, в которой, как и во всякой шутке, есть доля шутки), которую я развиваю в альтернативной интерпретации Шестоднева (проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», статья "О круговороте разума в Природе"). Для этой биографии характерны постоянные реинкарнации тибетских лам. В данный момент для меня важен не бесконечный скептицизм по отношению к этому бесконечного количества, как западных, так и восточных скептиков, а то, что с точки зрения этой моей совершенно восхитительной шутки, тибетские буддисты по крайней мере декларируют, что пытаются сохранить свой человеческий облик на протяжении не одной жизни.


***


Дуджом Лингпа родился в 1835 году в долине Серта или Сертал к юго—западу от Голока - труднопроходимого высокогорного региона между Амдо на севере и Кхамом на юге. Его отца звали Атен и он принадлежал к клану под названием Ачак Дру. Клан утверждал, что происходит от древнего клана Нуб центрального Тибета, к которому принадлежали великие мастера Нубчен Санггье Еше (832/844–942) и Намкай Ньингпо — оба причисляются к двадцати пяти близким тибетским ученикам Падмасамбхавы. Более поздние мастера в линии клана включали открывателя сокровищ семнадцатого века Мани Ратну и Чогьел Лингпа (1649/1650–1729?). Мать Дуджома Лингпы звали Бодзок, и она происходила из клана под названием Мутса Га. Согласно автобиографии Дуджома Лингпы, его родители в предыдущих жизнях были родителями Тертона Дудула Дордже (1615-1672) и воссоединились благодаря своим молитвам и устремления. Сам Дуджом Лингпа был идентифицирован как реинкарнация Дудула Дордже. Когда он родился, местный буддийский учитель семьи, лама Джигме, предсказал, что ребенок будет особенным. Как сообщается, он сказал родителям Дуджома Лингпы:

«Когда я поженил вас двоих, у меня было чувство, что было бы очень удачно, если бы вы остались вместе… Сегодня у меня сложилось впечатление, что этот ваш ребенок - несравненный мастер перевоплощения. Даже если монастырь не претендует на него... кажется , что он поможет другим. Поэтому возьмите за правило содержать его в чистоте и периодически упражняйтесь в курении и ритуалах омовения».

Дуджом Лингпа сообщает, что в своих самых ранних воспоминаниях, когда он был еще младенцем, у него были видения бесчисленных демонов, духов, даков и дакини, которые причиняли ему много страданий. Он вспоминает:

«Хотя я хотел выразить себя, я не знал, как говорить, поэтому я просто катался по кровати и выл».

Ранняя жизнь

В начале 1837 года, в возрасте трех лет, его мать однажды отправилась за диким сладким картофелем и привязала его к веревке у их палатки, чтобы он не бродил. Он утверждает, что в тот день, когда он сидел в отчаянии от того, что остался один, красивая женщина которая, должно быть, была мудрой дакини, явилась ему и взяла его в духовидческое путешествие по чистым землям, где он был представлен нескольким бодхисаттвам и будде по имени Донмизава Гьелпо. Этот Будда, как сообщается, сказал ему, что Дуджом Лингпа «уже достиг высших и общих духовных достижений» и был уполномочен преподавать Ваджраяну в человеческом царстве. Затем Дуджом Лингпа вспоминает:

«Домизава Гьелпо вложил мне в руки хрустальную шкатулку. Внутри появились очертания слогов Ом А Хунг, как будто четко нарисованные белым, красным и синим, [и сказал мне] «Это твоя доля богатства твоего отца. Не питая никаких сомнений, проглоти это». Как он и велел мне, я проглотил это одним глотком. Это заставило меня вспомнить множество учений; это обновило мою способность ко всему, чему я учился и чему тренировался в течение своих предыдущих жизней, включая каждую медитативную практику на этапе созидания и завершения. Все это стало ярким в моем сознании, как будто точное описание копия была сделана. Я некоторое время отдыхал в этом светящемся состоянии».


Далее он сообщает, что между 1837 и 1844 годами он пережил множество подобных переживаний, в ходе которых таинственные святые существа, а иногда и животные, рассказывали ему, кем он был в своих прошлых жизнях, и давали ему учения и обнадеживающие предсказания о его будущем.


В конце 1840 года, когда ему было шесть лет, он сообщает, что ему было видение Ваджраварахи, которая велела ему собирать различные особые мантры и дала ему пророчество о его собственной судьбе как открывателя сокровищ. Он вспоминает, как она сказала,


«Как только вы выполните все эти задачи, в возрасте двадцати двух лет сокровище вашего разума переполнится.

В возрасте двадцати четырех лет вы произведете на свет три цикла земного сокровища.

После сорока лет вы будете невероятно полезны существам».


Летом 1844 года, когда ему было десять лет, ему приснился божественный агуре, который велел ему готовиться к переезду жить к своему дяде по материнской линии, Мингьюру. Родители Дуджома Лингпы отправили его учиться чтению и письму у этого дяди, который надеялся сделать его наследником своего скромного состояния. От правления Дуджома Лингпы ожидалось, что он будет ухаживать за домашними животными. Однако у него не было вкуса к такой работе, и он выразил свое недовольство, уничтожив большую часть кухонной утвари в доме.


Когда уверенность в перспективах мальчика как рабочего пошатнулась, в 1845 году, Дядя Дуджома Лингпы отвел его к местному учителю по имени лама Джамьянг и спросил, не захочет ли он попробовать учить его. Лама был добр, поощрял его интерес к буддизму и обучал чтению. Дуджом Лингпа вспоминает видение, в котором ему было сказано, что он и Лама Джамьянг был связан с ним на протяжении многих жизней. Лама Джамьянг обучил его предварительным практикам и дал ему посвящения и передачи для чтения сокровищ Дудула Дордже.

По его собственному признанию, Дуджом Лингпа продолжал пребывать в почти постоянном состоянии странного восприятия, с которым он не был уверен, как справиться, и которое делало его странным для окружающих. Например, вспоминает он, особенно с тех пор, как мне исполнилось десять или одиннадцать лет, когда не было ни неба над головой, ни земли под ногами, я видел огромные волны крови в пространстве яркой пустоты. Они превратились в пылающий красный ад, подобный радуге, из которого исходили  бесконечные массы света, заставляя появляться окружающую среду и существ, подобно отражению изображение Луны на воде — видимость без какой-либо внутренней природы. Этот опыт привел меня к пониманию того, что весь спектр окружающей среды и существ - это мое собственное проявление, лишенное какой-либо реальности, подобное сну.


Его родители были обеспокоены тем, что с мальчиком что-то не так, но, как лама Джигме заверил их ранее, продвинутый практикующий по имени Лама Цензанг сказал им, что мальчик не был инвалидом, а скорее существом, находящимся на продвинутом уровне духовного развития.


В 1847 году, когда ему было тринадцать, он вспоминает другое яркое видение ужасающего черного божества, которое предупредило его об опасности для жизни его дяди и ламы Джамьянга. Когда он сообщил об этом ламе Джамьянгу, тот серьезно отнесся к переживаниям мальчика и даровал ему свою родословную от божества-защитника Ньингмы Ноджина Шенпа Марнака. На следующий год он утверждает, что у него было еще одно видение, в котором дакини предупреждала его о препятствиях в жизни его дяди. Его дядя, который отверг это видение, умер во время эпидемии несколько недель спустя.


В 1849 году Дуджом Лингпа пережил видение, в котором таинственный черный всадник наставлял его в практике верховного божества Дордже Дроло. Он вспоминает, что «с этого момента на протяжении всей моей жизни я был освобожден от мешающих препятствий благодаря тому, что полагался на эти ключевые инструкции по медитации и декламации».


В 1850 году, когда ему было шестнадцать, у него было еще одно видение, в котором Еше Цогьел велела ему учиться у местного учителя его юности, ламы Джигме. Соответственно, Дуджом Лингпа выполнил то, что, по-видимому, было его первой групповой практикой: месячный ретрит с пятнадцатью компаньонами по предварительным практикам неназванной линии. Его видения не ослабевали на протяжении всей его поздней юности, многие из которых были о божествах и прошлых мастерах, дающих четкие и практические инструкции о том, как медитировать.


Говорят, что в юности Дуджом Лингпа и его бедные сверстники-кочевники часто подвергались бандитизму. Это, вероятно, способствовало его постепенному принятию образа грубого человека с мечом,  который не будет церемониться, и более позднему овладению черной магией против своих врагов.


Ранняя взрослость


В 1852 году, когда ему было восемнадцать, Дуджом Лингпа начал оказывать религиозные услуги другим, что приносило ему доход на пропитание. Тем не менее, он не считал себя ламой, готовым руководить учениками. Его уверенность в том, что он сможет преподавать, постепенно развивалась с годами при большой поддержке его дальновидных товарищей. В том году меценат по имени Гонтен пригласил его читать священные писания у себя дома. Во время службы у него было видение, в котором демоница пыталась отравить его, и он был предупрежден об этом божеством-покровителем. Не похоже, что покровитель имел какое-либо отношение к этим паранормальным явлениям, поскольку они продолжали поддерживать его деятельность, а позже он исцелил животных Гонтена и заставил вновь активизироваться несуществующий источник воды, значительно повысив пригодность региона для жизни.

В конце того же года он провел месячный ретрит по практике Манджушри — бодхисаттвы мудрости и интеллекта. В результате этой практики он утверждает, что у него было видение Манджушри, который предложил ему благо:

«Манджушри сказал мне: «Дитя мое, чего ты хочешь? Я дам это тебе».

«Мне нужны навыки письма», - попросил я.

«Возможно, даже некоторые светские миряне знают, как хорошо писать. Какая в этом польза?»

«О, что ж, тогда я желаю возвышенного прозрения».


Ободренный этим и другими видениями, что он на правильном пути, в течение следующих четырех лет он продолжал свою жизнь, в основном посвященную уединенной медитации, скорее всего, при поддержке своего покровителя Гонтена, перемещаясь по разным местам в кочевом регионе Серта.

В конце 1856 года, когда ему было двадцать два, Дуджом Лингпа в видении получил указание от дакини отправиться на восток, в Голок, чтобы найти ученика, которым ему было суждено учить. Все еще не считая себя тем ламой, который берет серьезных учеников, он спросил дакини: «Старшая сестра, если я пойду туда, сколько чая я получу от этого ученика?» На что она ответила: «Он не такой ученик. Появится много учеников, подобных вашему собственному сердцу, и вы совершите то, что принесет пользу существам в огромных масштабах».


В следующем году Дуджом Лингпа был представлен ламой Санг-нгаком Друбчок торговцу по имени Гили Вангли, который направлялся по делам в города Голок. Они путешествовали вместе и Дуджом Лингпа передавал священные писания и наставления племяннику Гили Вангли, монаху по имени Нгаванг Гьяцо, а также другому члену партии по имени Кьяце Дон. После нескольких месяцев, проведенных в приятной компании этой семьи, Дуджом Лингпа сообщает, что у него было видение, в котором дакини сказала ему не оставаться с ними слишком долго, поскольку они не будут его постоянными покровителями. Однако Гили Вангли был настолько впечатлен Дуджомом Лингпой, что распространял о нем похвалы по всему Восточному Тибету, и в результате в начале карьеры Дуджома Лингпы он был известен просто как Гили Тертон — «открыватель семейных сокровищ Гили». Нетрадиционный, суровый характер и внешность, которые он культивировал, вероятно, сослужили ему хорошую службу в то время в Голоке, где было мало верховенства закона, и от лам часто ожидали, что они будут выступать в качестве арбитров и демонстрировать авторитет.


Раскрытие сокровища


В 1858 году Дуджом Лингпа сообщает, что у него было видение Авалокитешвары, который увещевал его раскрыть сокровище - Глубокое Учение о Естественно свободной просветленной перспективе. Сделав это, он затем попытался расшифровать символическую запись сокровища, но это далось ему нелегко. Позже в том же году он сообщает, что у него было видение непальского мастера Хункара восьмого века, который дал ему дополнительное посвящение для Ноджина Шенпы Марнака, что облегчило ему процесс обнаружения сокровищ, хотя он, похоже, все еще сомневался, что справится с этой задачей.

Говорят, что в то время практикующий кагью по имени Репон из жителей области Хоркок прибыл в Голок и начал распространять слухи о том, что сокровища Дуджома Лингпы были поддельными. Это сообщение, по-видимому, сильно обескуражило Дуджома Лингпу, до такой степени, что он решил, что оно не стоит усилий, и сжег то, что он сочинил к этому моменту.


Позже, в 1858 году, он отправился в ретрит на практику Дордже Дроло с учеником по имени Нгаванг Гьяцо, во время которого он получил пророчество о том, что встретит монаха из области Хор по имени Пунцок Таши, который будет выступать в качестве переписчика его будущих сокровищ. Все произошло так, как было предсказано, и позже в том же году он отправился в Хор, чтобы дать обширные учения большому собранию верующих.

Тем летом он обнаружил земное сокровище в месте под названием Сокровище Ба Клия, которая включала статую Тары, четки, которые, как говорят, принадлежали Махасиддхе Сарахе, и реестр будущих сокровищ, которые нужно раскрыть, вместе с инструкциями о том, как это сделать. Места его откровения должны были включать горы Нгала Такце в Серме и место под названием Шадрак Дордже. После обнаружения этих сокровищ он назначил своих учеников Пунцока Таши и Нгаванга Гьяцо их хранителями. Они вместе отправились обратно на восток, в Голок, с долгосрочным планом собрать, отредактировать и распространить их, хотя Дуджом Лингпа заявил, что ему придется ждать шесть лет, прежде чем поделиться ими с другими.


Примерно в это же время он раскрыл свой второй большой цикл сокровищ «Сеть мудрости чистых проявлений», которая включала в себя предварительные практики Дуджом Терсар; дзогчен-тантру, «Острую ваджру осознания»; и широко практикуемую в настоящее время литургию чод Кродикали, или Черная Трома. В духовидческой беседе в 1865 году Падмасамбхава рассказал Дуджому Лингпе о важности практики чод среди своих откровений:

«Разделение представляет собой основные инструкции по рассмотрению плохих предзнаменований как вашу собственную судьбу и принятие потрясений, связанных с болезнью, как пути. Это особенно глубоко. В прошлом люди знали всю важность этих жизненно важных наставлений, но сейчас никто этого не понимает. В наши дни упадок высшего подхода Тайной мантры полностью обусловлен слабостью [положительной] кармы и заслуг живых существ: их учителя восхищаются, считают лучшим и учат других путям меньших духовных подходов, в которых ценятся концепции рационального, интеллектуального ума с привязанностью. Ученики с малыми заслугами встречаются только с такими учителями».


Принятие жизни учителя


К 1861 году уверенность Дуджома Лингпы в своих способностях открывать сокровища была сильной. Он писал:

«С того времени, подобно планетам и звездам, мерцающим на поверхности океана, я осознал, что все явления — как циклического существования, так и просветления — являются совершенно замкнутым, самопроявляющимся проявлением в высшем базовом пространстве. Далее, просто сосредоточив намерение моего ума на любом предмете, любые учения, в которых я нуждался, появлялись [перед моим мысленным взором], как если бы была сделана точная копия.


В 1862 году, когда Дуджому Лингпе было двадцать восемь лет, у него было видение, которое дало ему четкое чувство направления. Дакини инструктировала его провести ретрит в Дропуке, и после месяца пребывания там у него было другое видение, в котором говорилось, куда он может отправиться в ближайшие годы, чтобы раздобыть провизию для себя и своей свиты. Он пишет, что ему было недвусмысленно дано указание не лезть из кожи вон, чтобы продвигать себя, и не стремиться к большему материальному богатству, чем необходимо. Позже другое божественное существо сказало ему регулярно возвращаться в Дропук и развивать там свою практику. Ему также было поручено провести несколько коротких ретритов в месте дальше на восток, оно называлось Сергий Дзичен Ше и готовиться руководить учениками, которые вскоре соберутся вокруг него.


Никогда не обучавшийся в официальной религиозной общине и не получавший институциональной поддержки, он выразил своё недовольство идей быть религиозным лидером в песне:


Хотя я учил других
Как приказывали мои самопроявляющиеся учителя,
Я никому не интересен
Разве что,  как объект всеобщей критики.


После этого эпизода летом 1862 года он бродил по равнинам Хор и практиковал свое собственное сокровище Дордже Дроло до тех пор, пока человек по имени Анам Вангчен не попросил его провести ритуалы. Анаму Вангчену посоветовал сделать это До-нгак Гьяцо, ученик Патрула Ринпоче Оргьена Чокьи Вангпо (1808-1887), ламы, с которым Дуджом Лингпа наладил важные отношения в последующие годы. Почему До-нгак Гьяцо так высоко ценил Дуджома Лингпу не объясняется, но вполне вероятно, что он услышал о нем через своих бывших покровителей, семью Гили.

В конце лета 1862 года Дуджом Лингпа вернулся, чтобы посетить поместье Гили, на этот раз в статусе начинающего открывателя сокровищ, все еще нуждающегося в подтверждении своей подлинности. Там он встретил человека по имени Кела Чопак, который предложил помочь ему в его работе с сокровищами, хотя и выражал скептицизм по поводу истинных намерений Дуджома Лингпы. В то время четвертый Каток Чакца Тулку проходил мимо и его спросили о Дуджом Лингпа. После консультации со своими снами  Чакца Тулку заявил: «Он, кажется, настоящий открыватель сокровищ», что укрепило доверие к Дуджому Лингпе. Позже Чакцу Тулку попросили оценить связность немного необычно звучащей строки в Сокровища Дуджома Лингпы. Особенно враждебно настроенный скептик по имени Ревон подозревал, что Дуджом Лингпа использовал просто поэтические излияния своей фантазии, однако Чакца Тулку заявил, что его слова действительно были глубокими и содержали сравнения с некоторыми фразами Первого Додрубчена, Джикме Тринле Возер (1745-1821). В отместку за  пренебрежительное отношение к нему Ревона Дуджом Лингпа ритуально проклял этого человека и привел его к гибели. Примерно в это время Каток Чакца Тулку дал Дуджому Лингпе посвящения для сокровищ Дудула Дордже. Позже в том же году Дуджом Лингпа раскрыл свой цикл сокровищ "Глубокое Тайное сердце-Сущность дакини".


Рост активности и построение семейной линии


В 1863 году, когда ему было двадцать девять лет, Дуджом Лингпа провел один год в ретрите в Дропуке с двумя своими учениками. Там они обучались практикам ануйоги Лонгчен Ньингтик, широко практикуемому циклу сокровищ Джигме Лингпы (1730– 1798). Той зимой он вернулся в свой родной регион к западу от Голока и практиковал сокровище Дудул Дордже Дроло в течение двух месяцев в ретрите с учениками по имени Кьенраб, Карма Кончок, лама Тен и Рикчок.


На следующий год он вернулся в Дропук примерно на год. Пока он был там, от дакини в видении он получил наставления по практике дзогчен тогел, которые расширили сферу его визионерского опыта и дали ему доступ к обширным чистым землям. По-видимому, он провел 1864-1865 годы, сосредоточившись на практике тогел.


К 1865 году Дуджом Лингпа соединился с женщиной по имени Траза Сонам Цо, которая присоединилась к нему в супружеской практике. В том же году родился их старший сын. В 1870 году четвертый дзогчен-друбванг, Мингьюр Намкай Дордже (1793-1870) признал ребенка Третьим Додрубченом, назвал его Джигме Тенпай Ньима (1865-1926) и возвел его на престол в монастыре Ярлунг Пемако. Мальчик тренировался у Дзогчен Кхенпо Пема Ваджры (ум. 1887), Патрула Ринпоче, Мипама Ринпоче (1846-1912) и других известных мастеров ньингма того времени. Поскольку тулку Додрубчен  занимают центральное место в линии Лонгчен Ньингтик, эта связь, без сомнения, способствовала последующей гармонии между традициями Лонгчен Ньингтик и Дуджом Терсар, причем многие выдающиеся мастера придерживались обеих линий. Несколько других сыновей Дуджома Лингпы также обучались в Лонгчен Ньинтик и сами были носителями двойной линии.


В 1867 году, когда Дуджому Лингпе было около тридцати двух лет, у него родился второй сын, Тулку Пема Дордже (1867-1934), с Траза Сонам Цо. Тулку Пема Дордже был признан Четвертым дзогченом Друбвангом как воплощение Марпы Лотсавы и обучался под руководством Патрула Ринпоче и его старшего брата, Третьего Додрубчена, которому он служил помощником на протяжении десятилетий.


В 1868 или 1869 году у него со второй женой Кезой Сангье Цо родился третий сын, который был признан воплощением До Кхьенце Еше Дордже (1800-1866) Четвертым Дзогчен Ринпоче, Цамтрулом Кунзанг Дечен Дордже и Дуджомом Сам Лингпа. Этот сын был известен как Кхьенце Тулку Дзамлинг Вангьел (1868-1907), и он был возведен на престол в монастыре Дзагьель в 1878 году. Он, как и его старшие братья, обучался у Патрула Ринпоче и Дуджома Лингпы, а также у Цамтрула Кунзанга Дечен Дордже. Позже он преподавал в монастыре Келзанг своего отца, прежде чем отправиться в паломничество в Пемако со своей свитой в 1906 году и скончался в 1907 году в Церинг Джонге.


С зимы 1871 по 1872 год по просьбе ученика по имени Пема Таши он переписал свой последний цикл «Большое сокровище», также основанного на Черной Троме, под названием «Сокровищница обширного пространства реальности».

Семейная линия, синхронизированная с другими линиями

Сообщается, что когда ему было чуть за сорок, провидческие наставники Дуджома Лингпы посоветовали ему в какой-то мере остепениться - работать на земле с весны до осени и проводить ретрит зимой. Соответственно, в 1876 году, в возрасте сорока лет, он возделывал небольшое ячменное поле и пас несколько голов домашнего скота в Пулунг Геги Латок, где в 1871 году построил дом. Примерно в это же время он сообщает, что также получал неопределенные предупреждения о политических проблемах, которые охватят Тибет в ближайшие десятилетия в результате китайского вторжения. Поиски убежища от этих условий в отдаленных уголках южного Тибета останутся в его мыслях на всю оставшуюся жизнь и, как говорят, привели к его перерождению в изолированном южном регионе Пемако.


Дуджом Лингпа возвел на престол своего второго сына в монастырях Додрубчен и Нузок в 1877 году, а затем привел своего третьего сына в Дзагьел Монастырь в регионе Дзачука летом 1878 года. Там их принял Цамтрул Кунзанг Дечен Дордже (1845-1925), реинкарнация мастера Лонгчен Ньингтик Джигме Гьелваи Нюгу (1765-1842), который даровал монастырский трон молодому Кхьенце Тулку. В конце того лета Дуджом Лингпа лично встретился с учителем своих сыновей Патрулом Ринпоче. В течение нескольких месяцев Патрул Ринпоче дал Дуджому Лингпе и его группе учения и передачи буддийских классиков Бодхичарьяватары, Абхисамаяланкары, Мадхьямакаватары и Гухьягарбха-тантры.


Теплые отношения, которые он поддерживал с Патрулом Ринпоче через своих сыновей, несомненно оказали глубокое влияние на его репутацию. Патрул Ринпоче также был известен как институциональный аутсайдер, хотя его подлинность как мастера была неоспоримой. На любого, кого он одобрял, религиозные иерархи того времени, несомненно, смотрели бы с меньшим скептицизмом. Среди этих иерархов были выдающийся ученый Мипам Ринпоче, Джамгон Конгтрул Лодро Тайе (1813-1899) и Джамьянг Кхьенце Вангпо (1820-1892). Именно последние двое раньше других осторожно признали легитимность другого открывателя сокровищ того времени, Чокгьюра Лингпы (1829-1870). И все же, где Чокгюр Лингпа активно просил Конгтрула и Кхьенце помочь ему донести свои сокровища до восприимчивой аудитории, Дуджом Лингпа, по-видимому, предпочитал оставаться на задворках религиозной жизни восточного Тибета, где он вряд ли смог бы развеять сомнения истеблишмента в отношении него. Тем не менее для того, чтобы его старшие сыновья были признаны Дзогченом Ринпоче и приняты Патрулом Ринпоче, у него должна была быть сильная поддержка со стороны влиятельных людей. Без доказательств такой прямой поддержки и поскольку Дуджом Лингпа никогда не был ламой со средствами, наиболее вероятно, что его репутация органично выросла со времени его пребывания в семье Гили, его взаимодействия с инсайдерами истеблишмента, такими как Каток Чакца, и из уст в уста от его учеников.

В конце концов, он заручился поддержкой главных лам своего времени. Джамьянг Кхьенце Вангпо послал своего близкого ученика, Гьюрме Нгедона Вангпо, учиться с ним до конца его жизни; говорят, что Мипам похвалил его сокровища за «свежую, нетрадиционную буддийскую лексику, одновременно глубокую и аутентичную»; и некоторые говорят, что Джамгон Конгтрул попросил разрешения Дуджома Лингпы включить его работы в свою Сокровищницу откровений. Если такая просьба действительно была высказана, то Дуджом Лингпа отказался от этой чести.

В 1879 году, когда ему было сорок пять, у Кезы Сангье Цо родился его четвертый сын, Намтрул Мипам Дордже (1879-1905). Он был признан воплощением просветленных агуров, личности которых неясны. Пема Восел Тайе называет его комбинированной эманацией скрытого йога и Чевои Ригдзин Ченмо, который, возможно, является вариантом Чейол Ригдзин Ченмо.


Дуджом Лингпа отправил его учиться под руководством Патрула Ринпоче вместе с другими своими сыновьями, он скончался, когда ему исполнилось двадцать шесть лет. Он также отправил четвертого сына, Тулку Дриме Возера (1881-1924), учиться в монастырь Додрубчен. Когда ему было семнадцать или восемнадцать, он начал раскрывать учения сокровищ, а когда ему исполнилось двадцать два, он вернулся к своему отцу и учился в основном в Дуджом Терсаре. Дриме Возер посвятил свою жизнь распространению откровений своего отца, позже с помощью своей знаменитой партнерши Серы Кхандро (1892-1940), открывательницы сокровищ. Собственные сокровища Дриме Возер, похоже, были утрачены во время Культурной революции.


Летом 1884 года третья жена, Акьябза Келзанг Дронма, родила шестого сына Дуджома Лингпы, Тулку Лхатопа или Лхачена Тобьяла (1884-1942). Он был признан реинкарнацией Чжичен Тулку из монастыря Чжичен, филиала монастыря Каток. В 1893 году он был возведен на престол в катокском храме Такце Самдруб Чокор Линг, но большую часть обучения проводил со своим отцом и старшим братом Дриме Возером. Его седьмой сын, Патрул Намкха Джикме (1888-1960), был признан реинкарнацией Патрула Ринпоче. Он обучался у своего отца и великого ученого Кхенпо Кунпела (1862-1943) и был возведен на престол в 1895 году в монастыре Дзагьель, который он позже передал своей дочери Кунзанг Вангмо (1930-2009). Его восьмой сын, Тулку Дордже Драдул (1891-1959) стал бы открывателем сокровищ, он присматривал за монастырем Келзанг и скончался во время китайского вторжения в 1959 году. [34]


У Дуджома Лингпы было четыре дочери, все из которых были признаны дакини, но их имена и биографии, по-видимому, утрачены.


Монастырь Келзанг и планирование Пемако


После более чем тридцатилетних скитаний по пограничным районам между Амдо и Кхамом, в 1890 году Дуджом Лингпа построил резиденцию - Дарцанг Келзанг Монастырь. Хотя он продолжал скитаться с места на место до конца своей жизни, но по крайней мере, Келзанг Монастырь служил домашней базой и обеспечивал стабильное местопребывание нескольким его сыновьям, которые в разное время занимали административный трон после смерти Дуджома Лингпы. Летом 1892 года он принял приглашение преподавать в Тактоб Габма, где он получил щедрые подарки в виде ценных вещей и домашнего скота для поддержки своей деятельности. Тем летом он разбил лагерь в Цачу перед тем, как стать ваджрным мастером на церемонии великого свершения для тех же людей из Тактоба, которые были так щедры к нему годом ранее. Во время этого визита жители Тактоба хотели предложить ему свой монастырь и поручить ему взять на себя управление им. Он отказался, написав в своей автобиографии: «Монахи были предложены мне. Я притворился довольным, а потом снова вернулся домой».


В 1893 году, в возрасте сорока девяти лет, Дуджом Лингпа получил указание от дакини отправиться на юг, в место под названием Сенгдам в нижнем Конгпо. Там, сказала она ему, он найдет карту сокровищ, ведущую к скрытым долинам Пемако, региону, который был «открыт» его предыдущим воплощением, Дудулом Дордже. Хотя он не смог совершить это путешествие, божественное наставление сыграло важную роль в открытии его реинкарнации, Дуджома Ринпоче Джикдрел Еше Дордже (1904–1987). В своих видениях он постоянно получал указания не селиться в доме или монастыре, а вместо этого кочевать по региону, спать в палатке из шерсти яка и останавливаться в монастырях, где жили его дети.

В рамках устной традиции рода Дуджом Терсар и как записано в книге Ньошула Кхенпо «Чудесная гирлянда из редких драгоценных камней», 1895 году Дуджом Лингпа произвел на свет девятого сына, Апанга Тертона (1895-1945) при необычных обстоятельствах. В этой истории утверждается, что тертон Апанг был зачат чудесным образом матерью-девственницей, которая была рукоположенной монахиней. Ее имя не записано. Говорят, что Дуджом Лингпа объявил ребенка своим через несколько лет после его рождения и организовал его обучение у великих мастеров того времени, таких как Тертон Согьел Лераб Лингпа (1856-1904).


Однако важно отметить, что в более ранних записях о тертоне Апанге нет никаких утверждений о том, что он был его сыном. В них даже перечислены имена его биологических родителей. Однако он был отцом Таре Лхамо (1938-2002), уважаемой открывательницы сокровищ и учителя, чьим первым мужем был правнук Дуджома Лингпы, Мингьюр Дордже (1934– 1959). Выйдя замуж за представителя рода Дуджом, Таре Лхамо глубоко погрузилась в его практику и распространение в Восточном Тибете. Поэтому почти наверняка устные рассказы о том, что Апан Тертон был чудесным сыном Дуджома Лингпы, появились только после 1958 или 1959 года, когда Таре Лхамо вышла замуж за Мингьюра Дордже, который скончался примерно через год. Тогда у этих рассказов было бы время распространиться и быть записанными Ньошулом Кхенпо в его истории, которая была завершена в 1980-1981 годах в Бутане. Как бы то ни было, Апанг Тертон стал влиятельным открывателем сокровищ, возможно, наиболее известным благодаря своему широко практикуемому циклу Красной Тары, а также основанию монастыря Цимда в округе Пема в Голоке и перерождению в качестве сорок первого сакья Тризина Нгаванга Кунга Текчена Пелбара (р. 1945).


Последние годы


В последние годы девятнадцатого века Дуджом Лингпа все больше беспокоился о надвигающихся политических потрясениях, связанных с войной с империей Цин в Китае, и подумывал о том, чтобы снова отправиться в Пемако. Он даже поддерживал эпистолярные отношения с королем Пемако, дочерью Канама Депы, Ани Нангсел, которую он намеревался взять в супруги после переезда туда. Тем не менее, провидица дакини сказала ему,

«Дитя мое, тебе не нужно убегать в этом году. Армия людей не будет представлять никакой опасности. Материализуется армия злых духов-убийц как чудесное проявление варварского пограничного народа. Даже если ты попытаешься сбежать от них, тебе это не удастся».


Дуджом Лингпа остался в своем лагере в регионах Голок и Серта и в 1898 году, по просьбам своих учеников, сочинил историю своей жизни, которая была завершена и опубликована в течение года. Тем не менее он продолжал думать о Пемако, даже уговаривал своих учеников отправиться туда без него, обещая, что последует за ними. Некоторые из них так и сделали, в том числе Линг лама Чоджор Гьяцо и Гьюрме Нгедон Вангпо. Дуджом Лингпа скончался в 1904 году, вскоре после их отъезда. Согласно традиции, его тело было положено в погребальную ступу лицом на восток, но во время кремации все сооружение повернулось на юг. Это было истолковано как указание на его перерождение в Пемако. Вскоре после прибытия в Пемако Линг Лама Чоджор идентифицировал  его реинкарнацию, Дуджома Ринпоче, который родился в 1904. Также говорят, что Дуджом Лингпа принял по меньшей мере две другие реинкарнации: воплощение его разума, Сонам Дойцен (1910-1958), дитя его сына Тулку Дриме Возера; и воплощение  его речи – Дзонгтера Кунзанг Ньима (1904-1958), дитя его сына.


Рецензии